Главные вкладки

    Экологические развивающие игры в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
    статья по теме

    Чебыкина Лариса Николаевна

    Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям, как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obobshchenie_opyta_raboty_po_teme.docx20.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №35 комбинированного вида Фрунзенского района города Санкт-Петербурга.

    Экологические развивающие игры в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

    Автор-составитель Чебыкина Л.Н.

    Воспитатель первой квалификационной  категории

                                                                                                           

                                                                                                           

         Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям, как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера:

    1.представления о растениях и животных как живых организмах, их признаках  свойствах;

    2.связь живых организмов со средой обитания, с неживой природой;

    3.рост, развитие и размножение животных и растений;

    4.места произрастания и обитания растений и животных.

         Работу с детьми по экологическому образованию можно построить на использовании игровых технологий. Игра для детей – это сама жизнь. Это и доступная форма деятельности, и средство познания окружающего мира. Любопытство и потребность активно действовать побуждают ребенка играть. Игра обогащает его знаниями, развивает умения и навыки, будит фантазию, стимулирует развитие мышления. Она позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности. Именно в игре  ребенок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания.

         Экологические игры в работе с детьми я использую на занятиях, в совместной деятельности, в индивидуальной работе. Экологические игры входят в число любимых детьми самостоятельных игр.

            Младший возраст.

         При выборе игр для детей младшей группы учитываю их возрастные особенности, объясняю правила по ходу игры, слежу за своими жестами, мимикой. Для того, чтобы игра проходила успешнее, детей надо познакомить с изображениями на картинках, внести в известные детям игры более сложные задания, требующие активной умственной работы. Например: в игре «Сложи картинку» дети составляют целый предмет из его частей. Усложнить игру можно за счет увеличения количества частей (до 6); можно внести элемент соревнования (кто первый сложил картинку, тот выигрывает – получает фишку); по содержанию (на картинке не один предмет, а короткий сюжет).

         Для детей младшего возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира – им надо все потрогать, осмотреть  со всех сторон, даже попробовать на вкус.  Учитывая это, подбираю такой дидактический материал, чтобы дети могли его обследовать и активно действовать, играть. Например: в игре «Чудесный мешочек» (овощи, фрукты) дети отгадывают знакомый предмет на ощупь по характерным признакам. Для первых игр  подбираю фрукты, овощи резко отличные по характерным признакам (морковь, свекла, огурец, яблоко), а затем постепенно добавляю похожие по форме (апельсин, лимон, лук и др.).

         Важное значение имеет сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребенка. Например: в словесной игре «Коза рогатая» дети имитируют движение животного.

         При проведении итогов важно отметить только положительные стороны: играли дружно, научились составлять целый предмет из частей («Сложи картинку»); убрали на место игры, игрушки.

    Средний возраст.

         Дети среднего дошкольного возраста более активны в стремлении познать окружающий мир. Это возраст «почемучек»; когда у детей интенсивно развивается мышление и речь, увеличивается запас слов, речь становится более связной и последовательной. Дети начинают выделять  существенные признаки предметов. Группировать предметы по материалу, качеству и назначению. Они начинают понимать простейшие причинные связи. У детей формируется осознанное отношение к растениям, животным, предметам, самому себе как части природы.

         Учитывая эти возрастные особенности, надо подбирать такие дидактические игры, в которых закрепляются, уточняются знания детей о свойствах предметов, их назначении. Играем с детьми в лото разного типа, парные и разрезные картинки, домино. Усложнять игры можно за счет  увеличения количества частей (8 - 10), сюжета картинок «Кубики», «Разрезные картинки».

         Подбирая игры с природным материалом, нужно предусматривать их постепенное усложнение за счет увеличения количества природного материала; предложить более самостоятельно выполнять игровые задания и контролировать правильность их выполнения. Например: в игре «Где спряталась матрешка?» ребенок должен отыскать матрешку, спрятанную под комнатными растениями и правильно назвать это растение. Для усиления интереса к игре, можно предложить спрятать матрешку детям. Для игры беру 4 – 5 растений, а затем 7 – 8.

         В средней группе нужно чаще организовывать словесные игры, основываясь на накопленных у детей представлениях об окружающем («Что сажают в огороде?»; «Когда это бывает?»).

    Старший возраст.

         Подбирая игры для детей старшей группы, важно учитывать их возросшие возможности. В этом возрасте детям свойственны  любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. При отборе игр главное внимание надо обратить на степень трудности игровых правил и действий, чтобы при их выполнении дети проявляли усилия ума, воли.

         В играх детей старшего возраста важное место занимают мотивы соревнования, им предоставляется большая самостоятельность, как в выборе игры, так и в творческом решении задач. Например: игру лото «Соседи по планете» проводим в виде соревнования. Выигрывает тот, кто быстро закрыл все пустые клетки и правильно назвал животных. Для того, чтобы интерес к игре не угасал, в нее необходимо ввести карточки с новыми видами животных: севера, жарких стран. Во многих настольно – печатных играх дети старшего возраста могут действовать самостоятельно, без участия воспитателя. Правила игры нужно объяснить до ее начала.

        В играх с природным материалом перед детьми старшего возраста ставятся более сложные дидактические задачи, требующие умения выделять отдельные части растений, сравнивать их, объединять похожие, устанавливать последовательность изменений по мере роста и развития. Например: во многих играх требуется узнать и описать растения, их части по внешним признакам. Но при этом опираться надо уже не на слово – название, как в младшей и средней группах, а на описание предмета, перечисление его характерных признаков и свойств. Узнавание и называние усложняется также новым материалом для игр. В игре «Семена» предлагается узнать и назвать растение по малознакомому материалу – семенам овощей, цветов, фруктов. При руководстве играми с природным материалом важно контролировать выполнение игровых заданий детьми; нужно помочь наводящими вопросами, не лишая детей инициативы.

        В старшей группе мы с детьми чаще играем в словесные игры.  Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе они условно разделены на 4 группы. В первую входят игры, воспитывающие умение выделять существенные, главные признаки предметов, явлений: «Что это за птица?». Вторую группу составляют игры, развивающие у детей умение сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы. Делать правильные умозаключения: «Кто больше заметит небылиц?».  

         В третью группу  включены игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Назови одним словом»; «Четвертый лишний»; «Вершки - корешки».

         В четвертую группу выделены игры  по развитию внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Летает – не – летает». При проведении словесных игр со старшими детьми нужно помочь им советом, поощрять находчивых, больше уделить внимания индивидуальной работе с детьми застенчивыми, медлительными, менее сообразительными.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль дидактических игр экологического содержания в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.

    Период дошкольного детства играет особую роль в экологическом образовании и воспитании детей, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В этом во...

    Развивающие игры по ПДД для детей дошкольного возраста

    Безопасность напрямую зависит от тех игр, в которые играет дошкольник. Именно игра позволяет ребёнку смоделировать окружающий мир....

    Роль дидактических игр экологического содержания в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.

    Среди всего многообразия игр с правилами для дошкольников особое внимание  уделяется дидактическим играм. Уже само название - дидактические - говорит о том, что цель этих игр - умственное развити...

    Развивающая игра «Цветные человечки» для детей дошкольного возраста от 4 до 6 лет

    Описание развивающей игры «Цветные человечки», мастер - класс по её изготовлению...

    Развивающие игры с Лего для детей дошкольного возраста.

    Развивающие игры с Лего для детей дошкольного возраста....

    Коррекционно-развивающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

    Коррекционно-развивающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста....