Роль воспитателя в развитии речи детей.
материал по теме

консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon internet__ruscha_barievna.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБ ДОУ №46 “Земляничка”

Города Набережные Челны РТ

Мустафина Альфия Габделбариевна                          

                                      Роль воспитателя -  в развитии речи детей.

                                               ( консультация для воспитателей)

Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение, хотя бы и сложное ( Я не хочу идти гулять, потому что на улице холодно и сыро). Ребёнок должен научиться рассказывать: не просто назвать предмет (Это-яблоко), но и описать его, рассказать о каком то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ состоит из ряда предложений. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развёртываться в определённой последовательности, чтобы послушивающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью,  т. е. с речью содержательной , логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнении.

   В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказать о чем нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать,отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества , устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

  Но связная речь- это все таки речь,а не процесс мышления, не размышление, не просто “думанье вслух” . Поэтому для достижения связности речи необходимо уметь не только отобрать содержание, которое должно быть передано в речи, но и использовать необходимые для этого языковые средства.Нужно умело использовать интонацию, логическое ( фразовое)  ударение (выделение наиболее важных, ключевых слов), подбирать наиболее точно подходящие выражения данной мысли слова, уметь строит сложные предложения, использовать разные языковые средства для связи предложений и перехода от одного предложения к другому .

  Связная речь-это не просто последовательность слов и предложений-это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребёнок учится мыслить , учась говорить,  он также совершенствует свою речь, учась мыслить.

   Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Это не значит, однако, что развивать связную речь ребёнка можно только тогда, когда он очень хорошо усвоил звуковую, лексическую стороны языка. Формирование связной речи начинаеться раньше. Малыш не может чисто произносит все звуки, не владеть большим объемом словаря и сложными синтаксическими конструкциями ( сложноподчиненными предложениями, например), но работа по развитию связной речи уже должно начинаться.

  Самые простые задания на построение связного высказывания  ( например, перессказ простой небольшой сказки) предъявляют к речи два важных требования :

1) связная речь должна строиться произвольно, преднамеренно в большой мере, чем, например, реплика в диалоге ( ответ на вопрос и т. п. )

2)  она должна планироваться, должны намечаться вехи, по которым будет развёртываться рассказ.

Формирование этих способностей в простых формах связной речи служит основой перехода к более сложным её формам ( например, к творческому рассказыванию).

  Связность монологической речи начинает формироваться в недрах диалога как основной формы речевого общения. В диалоге связность зависит от способностей и умений не одного человека, а двух. Обязанности по её обеспечению сначала  выполняет прежде всего взрослый, но постепенно их учится  выполнять и ребёнок. В диалоге каждый из собеседников на вопросы другого; в монологической речи говорящий, последовательно высказывая свои мысли, как бы отвечает самому себе. Диалог- первая школа развития связной монологческой речи ребёнка ( и вообще активизации его речи).

  Таким образом, связная речь,аккумулирует успехи, достижения ребёнка в усвоении всех сторон, всех уровней языковой системы, вместе с тем с первых занятий по её формированию становится важным условием овладения языком- его звуковой стороной, лексикой, грамматикой, а также условием воспитания умений пользоваться языковыми средствами художественной выразительности речи.

  В общей системе речевой работы в детском саду обогощение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. И это закономерно. Слово - основеая единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребёнка. Вместе с тем позновательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые понятия, закрепляющих получаемые им новые знания и представления. Поэтому словарная работа в детском саду тесно связанна с познавательным развитием.

  Наряду с другими задачами речевой работы в детском саду большого внимания требует воспитание звуковой культуры речи. Развитие звуковой стороны речи - это не только усвоение звуков родного языка, поэтому понятия звуковой культуры речи включается не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость и т. п. Дело в том, что, говоря о звуковой стороне речи, нужно иметь в виду сложность значения слова звуковой. Оно относится и к звуку как простейшему элементу речи, и вместе стем к общей физической и языковой характерестике речи как звукого явления. При этом, как и в отношении речевого общения вообще, следует выделить два аспекта- активный и пассивный: произнесение (слов, фраз, сложных связных выссказываний) и восприятие. Поэтому в звуковой культуре можно было выделить два больших раздела: культура речипроизносения и речевой слух. (Это разделение приводится не для того, чтобы настаивать на термине “культура речепроизносения”, а лишь для того, чтобы яснее показать существование указанных двух разделов.)

  “Программа воспитания в детском саду” в круг задач развития речи и обучения родному языку в подготовительной к школе группе включает задачу, решение который обеспечивает подготовку детей к обучению грамоте: “В подготовительной группе речь впервые становится  для детей предметом изучения. Воспитатель развивает у них отношение к устной речи как  языковой действительности; он подводит их к звуковому анализу слов”. Предусмотрено  обучение детей к состовлению предложений, а также членеию предложений такого состава на слова. а также членению слов на слоги и составлению их из слогов.

  В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю- в детском саду, родителям и близким- в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

  Необходимо, чтобы речь воспитателя соответствовало нормам литературного языка, литературной разговорной речи и в отношенийи звуковой стороны (произнесение звуков и слов, дикция, темп и т.д.), и в отношении богатства словаря, точности слово употребления, грамматической правильности, связности. Специальное внимание должно быть обращено на звуковую сторону речи, так как её не достатки преодолеваются самим говорящим хуже, чем, например, недочеты словоупотребления.Дети успешне будут усваивать звуки родног языка у воспитателя с внятной, ясной и отчетливой речью, четко произнносящего фразы, слова и каждый звук в отдельности, т. е. у педагога с хорошей дикцией. Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставит ударения в словах.

  В подготовительной к школе группе дети чётко улавливаеют настроение взрослых. По тону голоса, по интонации малыш может легко определить отношение к нему, к происходящему, почувствовать напряжение, радость, огорчение. Естественно, ребёнок хорошо понимает и различает, когда разговаривают с ним  заинтересованно, а когда -  формально. В этом случае, реакция ребёнка также будет либо искренней, либо формальной. Если воспитатель делает только вид, что слушает какой то рассказ, описание, впечатление ребёнка, он постарается побыстрее закончит, пробормотать то, что собрался рассказывать и замкнётся. Надо чаще общаться с ребёнком, дать ему понять, что сопереживаете ему, хотите понять его- и тогда ребёнок  полностью раскроется, вы узнаете что чувствует малыш, о чём  думает, почему решил довериться.

  От того, как вы будете разговаривать с ребёнком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоцианально окрашена будет ваша речь, зависит и качества речи воспитанника.

Дети седьмого года жизни различает вопросительные, побудительные, повествовательные интонации, может передовать голосом оттенки чувств, эмоциий. Дети иногда допускают во время речи запинки, повторы, говорят очень быстро. Для того чтобы запинки не стали постоянными, быстрый темп речи не закрепился, нужно и взрослым не торопить ребёнка, не ускорять его речь, давать ему спокойно  высказать полностью свою мысль. Сделать речь ребёнка более выразительной, эмоцианально богатой помогут некотрое упражнения.

    Прочитать ребёнку с выражением стихотворение, в которым приведены “ высказывания” различных животных, говоривших разными голосами.

          -Кто сломал в лесу малину?-

Тонко заяц пропищал.

                                              Ушки зайца шевелились,

Он от страха весь дрожал.

                                               -Кто топтал траву полянки?-

                                                Белка сёлки верещала.

                                                Белка эта спозаранку

                                                Хулиганством возмущалась.

-Кто болото взбаламутил?-

Громко квакнула лягушка.

                                              Из воды болоты мутной

                                              Чуть видна её макушка.

Большинство звуков русского языка- ротовые, то есть образуются при помощи выходящей изо рта воздушной струи. мягкое нёбо в момент произношения ротовых приподнимается и закрывает вход в носоглотку и только звуки «м» и «н»- носовые. При их произношении мягкое нёбо не перекрывает вход в носоглотку и звуки произносятся с носовой эмиссий. иногда дети путают эти звуки. Это бывает при нарушении носового дыхания слуха. В этих случаях  помогает повторят   чистоговорки. Например:

                                                         Нам обидно-

Дна не видно-

                                                         Оно одно-

                                                         У дна темно.

Воды много-

Помоем ноги.

                                                          Но дна не видно-

Нам обидно.

           Надя ела, Надя ела,

             Ей, однако,  надоело.

          Надо, надо доедать-

                 Надо донце открывать.

           Бульона было мало,

          Нам мама наливала:

                  Любе, Белле - до отвалу.

            Алле, Мане - помалу.

  В седьмом году жизни заканчивается один из важнейших периодов жизни человека (а пожалуй, важнейший), первый его “ университет”. Но в отличия от студента настоящего университета ребёнок занимается сразу на всех факультетах. Он постигает (конечно, в доступных ему пределах) тайны живой природы и природы не живой, усваивает азы математике. Проходит он и элементарный курс ораторского искусства, учась излогать свои мысли логично, выразительно. Приобщается он к филологическим наукам, приобретая умения не только эмоцианально воспринимать произведение художественной литературы, сопереживать его героям, но и чувствовать и понимать простейшие формы языковых средств художественной выразительности. Он становится и маленьким языковедом, потому что приобретает способность не только правильно произносить  слова и строить предложения, но и осозновать, из каких звуков состоит слово, из каких слов предложение. Всё это необходимо для успешного учения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Роль речи воспитателя в развитии речи детей.

В данной статье речь идет о правильной постановке прежде всего речи воспитателя, а потом детей с нарушениями в речи и нет....

Консультация для воспитателей "Роль речи воспитателя в развитии речи детей"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Публикация "«Роль речи воспитателя в развитии речи детей»"

           Основную часть своего времени дети проводят в детском саду с воспитателями. Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они ориентируютс...

Роль воспитателя в развитии речи детей дошкольного возраста.

Рекомендации логопеда по формированию речи дошкольников для воспитателей....

"Роль воспитателя в развитии речи детей"

Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат...

Роль речи воспитателя в развитии речи детей

Роль речи воспитателя в развитии речи детей...