МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В ДОУ, КАК ФАКТОР ОБОГАЩЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья (старшая группа) на тему

Статья. обощение опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_no_10.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 10

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА  В ДОУ, КАК ФАКТОР ОБОГАЩЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

                 Р.О. Юрина

                                                             Воспитатель МДОУ  «Любимовский

                                      детский сад «Родничок»

                                                                 Далматовский район Курганская область

       Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. И на помощь нам приходит музейная педагогика.

          Еще известные русские философы, искусствоведы, педагоги начала 20 века. (Н. Федоров, П.А. Флоренский, Ф. Шмит, А.В. Бакушинский) придавали огромное значение образовательной, воспитательной, эстетической и духовной функциям музея.

          Понятие «музейная педагогика» было введено в научный обиход в конце 19 века в Германии и первоначально понималось как направление музейной работы с учащимися. Как особая область знаний и исследований музейная педагогика начинает формироваться в 60-ые гг. 20 века (первые центры музейной педагогики появились в Берлине, Кёльне, Мюнхене и Нюрнберге), в нашей стране термин «музейная педагогика» начал употребляться только в

 70-ые гг. 20 века.

           Музейная педагогика – это молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение; это область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями.

          Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

         Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова: « В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора.- Я поведу тебя в музей,- сказала мне сестра». А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей? Просто потому ,что в ближайших окрестностях его нет. Именно поэтому в дошкольных учреждениях решили создавать собственные музеи, пусть и маленькие. Сегодня мини- музеи неотъемлемая  часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.

Трудно себе представить человека, который никогда не был в музее. Что же такое музей?

Музей – это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений; это учреждение культуры, осуществляющее сбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства. Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности.

         Что такое музей, это понятно. Но что такое мини- музей? Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, коридора. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини- музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Большинство детских садов создают небольшие, уютные, в чем-то даже домашние мини- музеи. Важно, что в их создании принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья, сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. К тому же воспитатели советуются с ними и по вопросу выбора темы.

           Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, более чем у их сверстников развито образное воображение, связная речь, они активнее и эмоциональнее, больше тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде спокойней и раскрепощеней. Определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.

          При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе обогащения познавательной и игровой деятельности детей дошкольного возраста  мы  учитывали  следующие принципы:

1. Наглядность.

2. Доступность.

3. Динамичность.

4. Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).

5. Обязательное сочетание предметного мира музея  с  программой, реализуемой в ДОУ, ориентированной на проявление активности детей.

6. Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами  воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).

7. Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

8. Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

9. Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).

10. Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

              Любой музей (и в частности мини-музей) имеет экспонаты и одну или несколько экспозиций.

Экспонат – это предмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке.

Экспозиция – это выставка экспонатов, подобранных на какую либо тему и выставленных по определенной системе.

       Любой мини- музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять  на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини- музей для ребенка- это что-то свое, родное, так как дети принимают участие в его создании. Они с гордостью показывают принесенные из дому экспонаты и рассказывают о них. Но также, учитывая специфику организации работы с детьми дошкольного возраста, в таком мини-музее в качестве экспонатов могут выступать творческие работы детей, макеты, модели, фотографии и даже игрушки.

         В нашем ДОУ уже три  года практикуется создание мини-музеев.

       «Мир времени » -этот мини-музей в моей практике- самый первый. Само название говорит о том, что в музее часы были разные- настенные, ручные, песочные, настольные, дидактические. Родители и дети приняли в его работе активное участие: принесли часы и календари, сделанные своими руками, стихи и загадки про часы и время. В период существования этого музея выучили с детьми песню « Тик-так». Провели беседу на тему « Что значат часы в жизни людей», интересное развлечение  « В гостях у ученого кота». На занятии самостоятельно сделали из бумаги, проволоки и бусинок настенные часы в игровой уголок. С педагогами проведён семинар-практикум под названием «Проектная деятельность в ДОУ», « Мини- музей- часть интерьера». С родителями проведена  беседа на тему « Родители и дети - вместе!»

        В результате  совместной деятельности педагогов, детей и родителей  к презентации проекта были созданы: книжки «Загадки и пословицы о временных понятиях», «12 месяцев в году», «Стихи», совместное творчество (сказки, рассказы, стихи, кроссворды); фотоальбомы «Мой день», «Мое любимое время года»; дидактические игры: «Эволюция часов», «Что сначала, что потом», «Времена года»; изготовлены макеты часов.

            Наш мини-музей «Мир времени» гармонично соединился с интерьером группы. Экспонаты располагаются на стене и стеллажах. Они постоянно дополняются. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

        Благодаря проекту, мы получили возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление).

         «Золотая хохлома». Этот мини- музей помог детям получить дополнительные знания о хохломской росписи и ее  умельцах. На занятии, при росписи заранее слепленной посуды из глины, пригодились эти  знания. Красота, изящность, теплота красок- все это было отмечено детьми в их работах. Были разработаны следующие формы работы с экспозициями мини-музеев: занятия-экскурсии, занятия с элементами игры и творческими заданиями, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций.

        « Куклы наших бабушек». Цель этого музея была познакомить детей с историей  страны, на примере народной игрушки. В этом музее было большое разнообразие кукол: фарфоровые, тряпичные, соломенные, бумажные, деревянные и многие другие. На презентации проекта под названием «Моя любимая игрушка» родители рассказывали интересные истории  связанные с куклами, игрушками из своего детства.

       « В гостях у сказки». Цель этого музея была- знакомство с фольклором, развитие речи, воображения, фантазии. Этот музей дети полюбили больше других. Здесь были их любимые сказки, куклы в сказочных костюмах( Иван- царевич, Царевна- лягушка, колобок).  На занятии дети из подручных материалов сами сделали теремок и героев из этой сказки. Так же в этом музее были предметы, которые встречаются в сказках- скатерть-самобранка, прялочка, сапоги-скороходы. Дети познакомились с  народными сказками -  русскими, украинскими,  эстонскими и т. д. Этот музей постоянно пополнялся детскими рисунками, их любимыми сказками, дисками с мультфильмами.

           В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Мы придаем особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, о котором упоминалось выше, а именно - демонстрация экспонатов, возможность к  ним прикоснуться. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

       Мы учим бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собственному дому, книге, игрушке. Экспонаты мини-музеев постоянно пополнятся и используются в работе с детьми дошкольного возраста.

      Наши  экспозиции учитывают следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.

        Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.

        В своей работе мы  использовали разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.

Помимо игр мы  использовали такие виды работы, как:

- заполнение музейных словариков в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации.;

- выполнение совместных творческих заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т.д.).

         Эффективным средством развития познавательного интереса детей являются творческие задания, рассчитанные на догадку, знания, опыт. Это могут быть логические задания по определению качественных признаков предмета, мастер-классы по лепке, оригами.

           Что же дает реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ?

         У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным  к музею.

          Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.

         У детей формируется ценностное отношение к природе, к предметному окружению, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик при восприятии экспонатов музея.

        Напутствием в работе педагогического коллектива  нашего детского сада стали слова педагога-гуманиста Шалвы Амонашвили: «Без сердца что поймем? Без красоты чего достигнем?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика в ДОУ, как фактор обогащения познавательной и игровой деятельности детей

Музейная педагогика в ДОУ, как фактор обогащения познавательной и игровой деятельности детей...

«Музейная педагогика в ДОУ как фактор обогащения познавательной и игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс «Музейная педагогика в ДОУ как фактор обогащения познавательной и игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста»К педагогическому совету «Поликультурное...

Познавательное развитие через игровую деятельность детей дошкольного возраста

Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться.  Одна из наиболее важных способно...