Эмоциональный интеллект. Компетенции эмоционального интеллекта
статья по теме
В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния.
Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ) — группа ментальных способностей, которые участвуют в осознании и понимании собственных эмоций и эмоций окружающих.
Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта хорошо понимают свои эмоции и чувства других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, и поэтому в обществе их поведение более адаптивно и они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими.
Область изучения эмоционального интеллекта является сравнительно молодой и насчитывает чуть больше одного десятилетия. Однако сегодня этой проблемой занимаются специалисты уже по всему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emocionalnyy_intellekt.docx | 30.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональный интеллект. Компетенции эмоционального интеллекта
Ритм и темпы современной жизни оставляют людям
слишком мало времени на усвоение, обдумывание,
и реагирование, организм человека настроен на более
медленный ритм, а ведь «чем меньше мы осознаем,
что именно составляет предмет нашего страстного
увлечения, тем больше мы недополучаем в жизни».
Дэниел Гоулман
В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния.
Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ) — группа ментальных способностей, которые участвуют в осознании и понимании собственных эмоций и эмоций окружающих.
Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта хорошо понимают свои эмоции и чувства других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, и поэтому в обществе их поведение более адаптивно и они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими.
Область изучения эмоционального интеллекта является сравнительно молодой и насчитывает чуть больше одного десятилетия. Однако сегодня этой проблемой занимаются специалисты уже по всему миру.
Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П.Саловеем. Одно из определений эмоционального интеллекта, сформулированное этими авторами, звучит как “способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту” личности.
Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку именно в эти периоды идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства).
У педагогов и психологов может возникнуть справедливый вопрос: а почему так важно развивать эмоциональный интеллект? низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к закреплению комплекса качеств, названного алекситимией.
Алекситимия - затруднение в осознании и определении собственных эмоций – повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых. Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье человека.
Кроме того, исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека.
Этот вывод ученых перевернул в середине 90-х годов XX века взгляды на природу личностного успеха и развития человеческих способностей. Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
- умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;
- способностью сознательно влиять на свои эмоции;
- умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
- способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
- умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
- способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
5 главных составляющих ЭИ – эмоциональные компетенции, которые определяют, насколько мы умеем справляться с собой:
- Самоосознание - Знание своих внутренних состояний, предпочтений, возможностей,
- Саморегуляция - Умение справляться со своими внутренними состояниями и побуждениями,
- Мотивация - Эмоциональные склонности, которые направляют или облегчают достижение целей,
- Эмпатия - Осознание чувств, потребностей и забот других людей,
- Социальные навыки - Искусство вызывать у других желательную для вас реакцию.
Две последних компетенции определяют, насколько хорошо мы умеем регулировать отношения.
Как можно развивать свой Э И:
Для развития эмоциональной компетентности и владения эмоциями очень важно совершенствовать процесс восприятия и эмоциональную оценку действительности. Существует два основных способа восприятия окружающей действительности и воссоздания ее образа – ассоциированный и диссоциированный.
Ассоциированный подход означает, что человек находится внутри переживаемой ситуации, смотрит на нее своими глазами и имеет непосредственный доступ к собственным эмоциям.
Диссоциированный метод позволяет оценить событие как бы со стороны, вследствие чего человек теряет связь с чувствами и переживаниями, которые имели место в реальной ситуации.
Чтобы перестать испытывать негативные эмоции и дискомфорт, многие специалисты рекомендуют диссоциироваться от тревожного, неприятного воспоминания. Для этого нужно мысленно выйти из ситуации переживания и посмотреть на это событие со стороны. Просматривая в воображении фильм о самом себе, можно уменьшить яркость изображения, заменить цветные образы на черно-белые. В результате подобных действий неприятная ситуация постепенно перестает волновать человека, что позволяет впоследствии вернуться к ней и спокойно проанализировать все свои действия.
Очень эффективна и обратная процедура ассоциирования с приятными воспоминаниями. Каждый может вспомнить множество событий, которые были сопряжены с позитивными эмоциями и приподнятым настроением. Для того чтобы вернуть себе свежесть радостных воспоминаний, достаточно вновь войти “внутрь” некогда приятного события, увидеть его собственными глазами и постараться пережить те же эмоции, что и тогда (прием визуализации). Ассоциирование может помочь и при общении с другими людьми. Так как в процессе коммуникации многие ассоциируются только с неприятными деталями, взаимодействие с партнерами по общению иногда вызывает отторжение. Если осуществить противоположное действие и ассоциироваться в общении с приятными чувствами, можно обнаружить рядом приятных собеседников.
Важно знать, что эмоции находятся в прямой зависимости от мышления. Благодаря мышлению и воображению у человека могут возникать различные образы прошлого и будущего, а также связанные с ними эмоциональные переживания. Поэтому тот, кто управляет своим воображением, хорошо владеет и своими эмоциями.
Для того, чтобы уметь владеть не только своими состояниями, но и эмоциями своего партнера по общению, что сильно повысит ваш эмоциональный интеллект, можно провести упражнение “Помоги успокоиться”. Паре людей предлагается какая-то эмоционально напряженная ситуация. Задача у одного члена пары снять напряжение своего партнера. Ситуации обычно носят отвлеченный или даже фантастический характер, чтобы избежать личной вовлеченности участников. Время ограничено 2—3 минутами. Партнер и ситуации каждый раз меняются. По окончании упражнения происходит обсуждение того, какими приемами пользовались участники для снятия напряжения, и кому из них это лучше всего удалось.
- Для развития эмоционального интеллекта полезны также упражнения на поиск сходства с другими людьми, что является одним из способов научиться лучше понимать себя и другого.
- Для этого используется задание “Подчеркивание общности”: надо мысленно найти 20 общих качеств с человеком, которого вы узнали несколько дней назад или даже полчаса тому назад. Это попутно вырабатывает способность к рефлексии и адекватной самооценке.
- Чтобы развивать свое знание эмоций и эмоциональных состояний, можно разработать свой собственный Словарь эмоций. В нем должно быть четыре раздела: положительные, отрицательные, нейтральные и амбивалентные (противоречивые) эмоции.
Способность к безусловному принятию людей, которая, по данным многих авторов, также относится к эмоциональному интеллекту, можно выработать довольно простым способом.
- Для этого можно использовать упражнение “Подчеркивание значимости”: нужно задаться целью в течение дня не менее двух (трех, четырех, пяти) раз подчеркивать значимость тех людей, с которыми вы работаете или общаетесь — отмечать их удачные идеи, предложения, выражать им уважение и симпатию.
Чтобы добиться успеха в профессиональной и личной жизни, необходимо развивать эмоциональный интеллект (EQ). Для этого необходимо:
- Повышать свой уровень образования.
- Повышать качество того, что вы читаете и смотрите. Хорошая литература и телепередачи способствуют развитию, а популярные – только скоротать время.
- Вести дневник. Это помогает осознать, что мы реально чувствуем, объединяет воспоминание прошлого с нынешним опытом и создаёт четкое понимание ситуации. Это помогает нам найти креативные решения существующих проблем и переосмыслить старые проблемы. Кроме того, описание чувств помогает облегчить напряжение и улучшить функционирование иммунной системы.
- Приобретать новые навыки. Исследования в области мозга показывают, что по мере приобретения новых навыков, мы открываем новые пути своего развития, способствуем установлению новых связей.
- Путешествовать.
- Идти наперекор своему типу. У всех существуют предпочтения относительно того, как вести себя в той или иной ситуации. Однако если мы переступим черту и сделаем нечто, прямо противоположное своим привычкам, это будет способствовать росту гораздо больше, чем приверженность старым комфортным методам. Я предлагаю вам делать прямо противоположное тому, что вы обычно делаете, и научиться успокаиваться, когда это станет рождать у вас тревогу. Цель этого упражнения состоит в том чтобы изменить неразвитые части самих себя, оно помогает нам стать более гибкими и лучше справляться с тем, что «подкидывает» жизнь.
- Будьте гибкими. Гибкость очень важна при конфликтах. Только воспринимая новую информацию, можно по-настоящему заинтересоваться точкой зрения другой стороны и даже изменить свою собственную. Если мы остаемся запертыми в клетке своего собственного мнения, ничего не впускаем в себя, то жизненная сила не течет, и остаются весьма ограниченные возможности достичь соглашения, которое устраивало бы обе стороны. Жесткая приверженность какой-то одной позиции, фиксирование на чем-то равноценны потере души. Оказываясь запертыми, мы становимся «подверженными действию сил, толкающих вниз (Грегг Ловой «Призвание»).
- Будьте настойчивыми. Нужно быть готовыми к возникновению проблем, иначе мы рискуем наткнуться на неприятности — ведь когда перед нами встают какие-то проблемы, они ошеломляют нас, и мы сдаемся. Если знать, что проблемы неизбежны, можно расправить плечи, укрепить свою решимость и идти вперед невзирая ни на что.
- Занимайтесь нейробикой. Простые вещи помогают сохранить остроту ума. Выполнение упражнений, таких как возвращение домой другой дорогой, управление машиной в варежках, дарит уму новизну и мультисенсорный опыт, в которых он нуждается для сохранения своей остроты.
Лоуренс Катц и Рубин Маннинг называют такие виды деятельности «нейробикой». Под этим термином объединены последние достижения в области исследований головного мозга. Занятия нейробикой держат мозг в бодрствующем состоянии и стимулируют в нем «контуры внимания», улучшающие память и подхлестывающие логическое и креативное мышление.
Кроме того, для лиц пожилого возраста нейробика полезна тем, что она может уменьшить неизбежное ослабление функций головного мозга. Когда мы получаем новый опыт, особенно если он сочетается с сенсорными стимулами, головной мозг работает гораздо активнее, чем при привычной деятельности.
Литература:
- Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект - М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009,
- Ж. Крайг. Эмоциональный интеллект. Думай, просчитывай, побеждай — М.: Питер, 2010,
- Орме Г. Эмоциональное мышление, как инструмент достижения успеха. М., 2003,
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я.- М.: Генезис, 2001. – 280 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развиваем эмоциональный, творческий и физический интеллект детей.
Развиваем эмоциональный, творческий и физический интеллект детей. Приближаются выпускные подготовительных групп детского сада. До 1 сентября еще есть время «выдохнуть» и поработ...
Коррекционно - развивающая программа, направленная на развитие социального интеллекта и эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста
Развитие межличностных отношений, социальных эмоций происходит не только через осознание и понимание своих эмоциональных состояний, рефлексию своих переживаний, а развитие внимания к другому, чувства ...
Применение ИЗО - терапии в коррекции и развитии компетенций эмоциональной сферы у дошкольников с ОВЗ
Программа по самообразованию педагога - психолога. Тема : "Применение ИЗО - терапии в коррекции и развитии компетенций эмоциональной сферы у дошкольников с ОВЗ"....
"Применение ИЗО - терапии в коррекции и развитии компетенций эмоциональной сферы у дошкольников "
Изотерапия - одна из популярных и доступных методов познания себя. На бумаге можно выразить свои страхи, мысли, надежды, глубоко затаившиеся внутри. Это направление способствует освобожден...
"Основы развития социального интеллекта и эмоционально-волевой сферы дошкольников"
Работа сэмоционально-волевой сферой дошкольника...
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего возраста на развитие у них эмоционального и социального видов интеллекта.
В конспекте разработаны образовательной ситуации обогащения нравственных представлений, гуманистических чувств и эмоционально-практического опыта с детьми дошкольного возраста, направленной ...
Журнал для родителей "Психолог и Я" Тема: «Эмоциональный интеллект - новый вид интеллекта или хорошо забытые эмоции?»
В этом году все выпуски журнала «Психолог и Я» будут посвящены на мой взгляд достаточно актуальной теме – теме эмоционального интеллекта.Наши эмоции и чувства бывают очень яркими, на...