Дидактические игры
материал (младшая группа) по теме

Шалыгина Наталья Александровна

дидактические игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon did.igry_dlya_kartoteki.doc111 КБ
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry_dlya_detey_1_ml.gr_.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

 Воспитатель достаёт предметы            «Чудесный мешочек»

из мешочка и задаёт детям                   Цель: учить ориентироваться    

вопросы: «Что это?»                              на род слова при    определе-      

(морковка) «Какая она?»                      нии предмета по его  

                                                                 признакам.

Воспитатель спрашивает детей:                 «Где наши ручки»

«Где же наши ручки? Нет наших         Цель: упражнять в образова-

ручек. Где же наши ножки?»                нии форм родительного

и т.д.                                                        падежа множ. числа сущ-ных.

                                                                 

Воспитатель раздаёт детям                                     «Лото»

картинки, оставляя у себя                     Цель: упражнять в образова-

пары к ним. Тот, кто замеш-                 нии форм множ. числа сущ-х.

кался, отдаёт свою картинку                Картинки с изображением

воспитателю. В конце игры                  предметов в ед.ч.  и множ. ч.

они выполняют задания:

прыгают на одной ножке,

приседают 3 раза и др.

Воспитатель расставляет                                     «Потерялись»

взрослых животных по групп-              Цель: учить соотносить назва-

пе. В домике – их детёныши.                ния животного и его детёны-

-«Кто говорит кря-кря?»                        ша. Игрушечные животные

-Утка.                                                       или  картинки.

Давайте поможем утёнку

найти его маму.

  «Скажи наоборот»                              Воспитатель рассказывает

Цель: подбирать однокоренные           историю о Чипполино.

и разнокоренные глаголы-                    Он говорит слово,

антонимы. Игрушка Чиполлино           а дети придумывают слово

                                                                  наоборот (антоним)

 «Кукла Катя проснулась»                Дети отбирают нужную одеж-

Цель: закреплять знания                     ду и кладут  к кукле. Называют

о названиях предметов                        одежду в той последовательно-

одежды куклы. Упражнять                  сти, в которой будут её одевать.

в одевании куклы.

«Кукла Катя обедает»                         Дети находят и отбирают

Цель: активизировать словарь.            посуду для обеда. Нужно

Закрепить знания о столовой                показать предметы и правиль-

посуде.                                                     но накрыть на стол.

«Что изменилось                               Отвечает тот, кого назовёт

Цель: упражнять в правильном            матрёшка – мама. Дети сидят

назывании  предметов и их                    полукругом. Вместе с детьми

действий. Воспитывать зритель-           восп-ль называет цвет одеж-

ную память.                                             ды, отмечает, что по величине

                                                                  все матрёшки разные.

«Чудесный мешочек»                           Отбираются предметы, знако-

Цель: учить отгадывать знако-              мые детям. Во время игры

мый предмет на ощупь.                           восп-ль проводит краткую

Загадывать загадки о предмете.             беседу.

«Узнай на вкус»                                    Как ребёнок с закрытыми

Цель: упражнять детей в опреде-         глазами попробует фрукт или

Лени вкуса овощей и фруктов.             овощ, он должен найти его

Активизировать речь.                             на столе.

«Да или нет?»                                        Восп-ль показывает и называ-

Цель: научить называть основные       ет основные части тела мишки

части тела (на примере животного)     и задаёт вопросы: «Есть у  

                                                                 мишки нос?» и др.

«Кого как зовут                                На столе разложены игрушки.

Цель: научить отчетливо                      Восп-ль по очереди подходит

и громко называть свои                         к каждому ребёнку и спраши-

имена, имена друзей, кукол.                 вает, как его зовут, добиваясь

Игрушки.                                                ответа.

 

 «Кто как кричит                             Восп-ль вынимает из коробки

Цель: научить правильно назы-          игрушку и спрашивает: кто

вать и узнавать животных.                   это, просит показать, как оно

Игрушки.                                                кричит.

«У кого какой предмет                 У каждого ребёнка на столе

Цель: научить соотносить пред-       лежат маленькие картинки с

меты с заданной картинкой.               изображением 1 предмета.

Предметные картинки, большие        Восп-ль показывает и называет

маленькие.                                            картинку и просит найти такую

                                                               же у себя на столе.

«Едет или не едет                          Восп-ль называет вперемешку

Цель: расширить словарный             продукты питания и предметы,

запас детей.                                          которые нельзя есть. При назы-

                                                               вании  такого предмета дети                          

                                                               должны хлопнуть в ладоши.

«Волшебная полоска»                       Восп-ль держит волшебную

Цель: научить выражать своё            палочку, дети стоят кругом.

мнение культурным способом.          При правильном ответе палоч-

Приучать детей выслушивать             ка переходит  в руки ответив-

ответы своих сверстников.                  шиму. Задания: имя, семья,

                                                                внешность, чувство, среда  

                                                                обитания человека, вода, суша  

                                                                и др.

                           Дидактические игры для старшей группы.

«Не ошибись»                                  Дети стоят полукругом. Восп-ль

Цель: развивать скорость                называет часть суток и бросает

мышления. Закреплять знания        ребёнку мяч. Поймав его, ребёнок

о содержании деятельности в          называет какое-либо действие,

разное время суток.                           занятие, которое совершают в это

Небольшой мяч.                                 время.

«Найди такую же»                           Дети по сигналу восп-ля ищут

Цель:  учить сравнивать пред-        одинаковые игрушки. Тот, кто

меты, находить их характер-            нашёл, должен сказать об этом

ные признаки, сходства и раз-          восп-лю на ухо.

личия. Воспитывать наблюда-

тельность.

Несколько  пар одинаковых

игрушек.

     

«Новоселье куклы»                          Дети устраивают комнату для

Цель: упражнять в употреблении     новой куклы, ищут нужные

И понимании обобщающих               предметы.

слов «мебель», «одежда»,

«обувь» и др.  

Игрушки игровой комнаты.

                           

«Вершки и корешки»                      Дети ищут вершок или корешок

Цель: закреплять знания о том,        по сигналу восп-ля. Подбирают

что в овощах есть съедобные            пару, составляют целое растение.

корни и плоды. Упражнять в

составлении целого растения

из его частей.

Набор картинок.            

«Птицы, звери, рыбы»                     Восп-ль передаёт фишку или

Цель:    Закрепить умение                 мяч со словами: «Вот птица.

классифицировать и  называть          Что это за птица?» Ребёнок

животных, птиц, рыб.                         должен назвать любую птицу,

Фишка или мяч.                                   которую знает, и передаёт мяч

                                                               или фишку следующему.

«Дополни предложение»                  Дети находят и называют такое

Цель:  развивать речевую актив-      слово, чтобы получилось закон-

ность, быстроту мышления.               ченное предложение.(мама ку-

                                                               пила ……книжку)

«Было - будет»                                   Дети стоят полукругом. Восп-ль

Цель:  уточнить представление        бросает мяч. Отвечать на слова

о прошлом, настоящем и                    стихотворения можно только

будущем.                                              Словами «есть», «было», «будет»

   

«Закончи предложение»                    Восп-ль поднимает руку, имити-

Цель:  учит понимать причинные      руя стрелку. Предложение за-

связи между явлениями. Упраж-         канчивает тот, на кого укажет

нять в правильном подборе слов.        стрелка. (я надела тёплую шубу,

                                                                 чтобы…….)

«Кузовок»                                              Дети сидят кругом на ковре.

Цель: развивать слуховое вни-            Они кладут в кузовок те пред-

мание, активизировать словарь,          меты, оканчивающиеся на «ок»

мышление, развивать сообрази-          Назвавший слово, передаёт ку-

тельность.                                               зовок следующему.

«Только на эту букву»                        Дети сидят на ковре. 1 ребёнок

Цель: закрепить знание о букве           называет другому ребёнку

и звуке, воспитывать слуховое            букву, тот называет слово на

внимание.                                               эту букву.

«Из чего сделано?»                             Дети угадывают предметы на

Цель: учить группировать                  ощупь по описанию; ищут

предметы по материалу, из                 предметы, сделанные из разных

которого они сделаны.                         материалов; группируют по

Чудесный мешочек.                             качеству.

«Не ошибись»                                      Дети собирают предметы

Цель: упражнять в различении          одинакового качества в корзину.

предметов по материалу.                    Рассказывают о свойствах

Корзинки или коробочки.                   предмета.

«Кто подойдёт, пусть возьмёт»        По описанию дети находят

Цель: учить рассказывать о                предмет в комнате, правильно

предмете, выделяя его характер-        называют его.

ные признаки .(цвет, форму,               Придумывают загадки, отгады-

качество, назначение)                          вают их.

«Знаешь ли ты?»                              В соответствии с картинкой дети

Цель: закреплять знания о                отбирают из набора нац. одежды

жителях разных стран, приви-          для кукол нужный наряд.

вать интерес к людям разных

национальностей.

«Чья одежда                                   По рабочей одежде дети опреде-

Цель: воспитывать интерес              ляют профессию, находят нуж-

к людям разных профессий.              ную картинку и показывают её.

Набор картинок, фишки.                    За правильный ответ – фишка.

«Собери картинку»                          Дети собирают целую картинку

Цель: упражнять в составлении       из частей.

целой картинки из отдельных

частей.

Разрезные картинки.

«Путешествие по городу»                Играют 2 команды.

Цель: закреплять знание о род-         Дети по сигналу отбирают

Ном городе, о том, кто в нём              картинки, соответствующие

живёт, трудится, какой в нём             заданию.

транспорт.

Наборы сюжетных картинок.

«Кому что нужно?»

«Кто больше назовёт                        Дети стоят в кругу. Отвечают

предметов?»                                       после того, как поймают мяч.

Цель: учить классифицировать        (на заводе – машины, трактора)

предметы по месту их произ-

водства.

Мяч

«Природа и человек»                       Восп-ль бросает ребёнку мяч с

Цель: закреплять и система-             воспросом: «Что сделано чело-

тизировать знания о том, что            веком?» Ребёнок отвечает; и т.д.

создано человеком и что даёт

человеку природа.

Мяч.

 

«Кому  что нужно?»                        Восп-ль называет профессию,

Цель: упражнять в класси-              дети отвечают, что нужно этому

фикации предметов, умении            человеку (сапожник – гвозди)

называть предметы,

необходимые людям

определённых профессий.

«Где мы были, не скажем»           Дети имитируют действиями

Цель: развивать находчивость,      людей разных профессий так,

сообразительность, умение             чтобы окружающие узнали и

перевоплощаться.                             Назвали профессию.

«Кто больше знает                     Дети называют, как один и тот же

Цель: развивать память,                 предмет может быть использован.

обогащать знания о пред-               (стакан – для чего?)

метах; воспитывать наход-

чивость.

Все окружающие предметы.

«Кем быть                                      Дети рассказывают о содержании

Цель: закреплять и углубить            картинки, на которую указывает

Знания о видах сельскохозяй-          стрелка.

ственного труда.

Набор картинок.

 

«Из чего и кем сделано               Восп-ль приглашает детей в путе-

Цель: уточнить знания о  том,         шествие туда, где  растёт хлоопок

что их вещи (одежда) сделаны         и на фабрику одежды.

из  х/б ткани.

Набор картинок.

«Магазин игрушек»                         Восп-ль продаёт игрушку, если

Цель: учить описывать предмет,     о ней хорошо рассказал ребёнок.

находить признаки, узнавать

предмет по описанию.

Набор игрушек.

«Где был Петя                              Дети рассказывают, что есть в

Цель: анализировать процессы       здании детсада. Знакомят нового

мышления, припоминания, речь.     Ребёнка с помещением.

«Назовите три предмета»               Игра с мячом. Восп-ль называет

Цель: упражнять в классифи-          первое слово, дети должны

кации предметов.                               подобрать 3 слова (мебель –

Мяч.                                                    стол, стул, кровать)

«Летает – не летает»                      Дети поднимают руку, если назван    

Цель: развивать слуховое               летающий предмет.

внимание, воспитывать

выдержку.

«Скажи слово с нужным                Ребёнок, заметивший небылицу,

звуком»                                              должен доказать, почему так  

Цель: развивать лог. мышление,     не бывает.

умение замечать непоследова-

тельность в суждениях.

«Один - много »                                  «Я вижу ягоду, розу, мост»;

Цель: уточнить произношение          «Мы видим ягоды, розы, мосты»

Звука –ы-, в изолированном

виде, словах, фразах.

«Бывает – не бывает»                        Восп-ль бросает мяч, а ребёнок

Цель: развивать воображение,            ловит его, если сказанное восп-

логику мышления.                                лем бывает. ( «девочка рисует

Мяч.                                                        дом», «дом рисует девочку»)

 «Рыба, птица, зверь»                         Восп-ль указывает по очереди

Цель: закрепить знания                          на кажд. игрока и говорит:

о животных.                                            «Рыба, птица, зверь, рыба…»  

                                                                  Тот, на котором остановилась

                                                                  считалка,  быстро назвает

                                                                   соответствующе животное.

«Цветок, дерево,  фрукт»                 Восп-ль указывает по очереди

Цель: закрепить знания                      на каждого игрока и произносит:

о  растениях.                                        « Цветок, дерево, фрукт…» Тот

                                                              игрок, на котором остановилась

                                                              считалка, должен быстро назвать

                                                              соответствующее растение.

 

«Кто кем будет                             Восп-ль спрашивает детей, кем          

Цель: развивать умственные            раньше были корова, лошадь,

способности, мышление,                  цыплёнок, кошка и др.

память.

Мяч.

«Угадай, как нас зовут»                 Картинки с изобр. детей раскла-

Цель: Ввести ребёнка в мир            дываются перед детьми. Под ними

букв и слов.                                       другие картинки. Ребёнок берёт

10 картинок с изображениями         картинку мальчика или девочки,

девочек и мальчиков. 20 кар-          лежащие под ними предметные

тинок с разными предметами.         картинки, соединяет первые буквы

                                                            каждой из них и получает имя.

                                                            (арбуз-нож-яйцо – Аня)

«Подскажи Петрушке звук»         Петрушка говорит слова, и специ-

Цель: учить выделять                      ально не произносит последний

последний звук в слове.                  звук. Его произносят дети.

«Какой звук потерялся?»             Восп-ль читает стихотворение.

Цель: воспитывать слуховое          В некоторых словах он специально

внимание.                                          не проговаривает первый звук.

                                                          (подготовлен …амолёт, он…)

«Стоп! Палочка остановилась»     Дети стоят в кругу и называют        

Цель: учить подбирать слова,           слова, характеризующее слово,

(прилагательные), соотносить           передавая палочку стоящему ря-

слово – действие.                                дом.(стол – большой, деревянный

Палочка.                                              красивый…)

«Слово можно прошагать»               Воспи-ль говорит детям, что

Цель: закрепить знания о том,            узнать длину слова можно по

что в коротком слове мало                  шагам. Дети называют слова

звуков, поэтому оно звучит                 и прошагивают их.

недолго и наоборот.

«Молчанка»                                     Дети  выбирают   предметы

Цель: закреплять знания о               с короткими  названиями,

Том, что звуки в слове произно-     затем с длинными.

сятся в определённой последо-

вательности, слова бывают

длинные и короткие.

Игрушки и предметы в группе.

«Поймай мяч»                                  Дети стоят в 2 шеренги, одна

Цель: закрепить знания                    называет длинные слова, другая -

о том, что слова есть длинные         короткие. При этом перебрасыва-

и короткие.                                        ется мяч.

Мяч.

«Кто в избушку проник          Восп-ль рассказывает небольшой

Цель: научить слышать                рассказ. Звуки использ.  разные.

отдельные звуки в слове.              Дети придумывают слово на задан-

                                                         ный звук.

«Кто же это был                          Утя и Петрушка приглашают раз-

Цель: учить выделять                      ных птиц в гости. Дети называют

отдельный звук в слове.                  птиц на заданный звук.

«Догадайся сам»                             Восп-ль раскладывает игрушки

Цель: учить выделять первый        на столе, дети называют их.

и последний звуки.                          Восп-ль выбирает 2 детей: один

Игрушки, чудесный мешочек.        называет слово с выделением

                                                           первого звука, другой – последнего

                                                           Игрушки складываются в чудес-

                                                           ный мешочек. Каждый из детей

                                                           берёт игрушку, выделяя первый и

                                                           последний звуки.

 «Где я был                                   Загадывание – главное.

Цель: учить образовывать               Восп-ль предлагает отгадать, где

формы винительного падежа          он был и говорит, что там видел

множ. числа одушевлённых            медуз, рыб акул. Дети отвечают,

существительных.                            Что он был на море. Потом дети

                                                            сами придумывают загадки.

 

«Король»                                           Выбирается король, он садится

Цель: учить соотносить                   в определённое место. Дети сгова-

движение со словом,                         риваются, на какую работу будут

обозначающим профессию.             наниматься у короля. Затем они

                                                            подходят к королю и выразитель-

                                                            ными движениями изображают

                                                            людей разных профессий.

«Скажи какой»                              По определённым признакам дети

Цель: учить называть не                узнают предмет. (Круглое, сладкое,

только предмет, но и его                румяное – что это?) Дети дополня-

признаки и действия. Обо-            ют словосочетание словами (какой

гащать речь прилагательны-          на вкус, цвет?) и др.

ми и глаголами.

«Найди противоположное»          Восп-ль говорит словосочетание,

Цель: учить подбирать                   делая паузы. Дети вставляют про-

антонимы.                                         пущенное слово.

                                                          (сахар сладкий, а лимон….)

«Найди другое слово»                   Дети встают в круг. Восп-ль бро-

Цель: учить точно обозначать       сает мяч ребёнку, сказав слово.

ситуацию, подбирать синони-        Ребёнок возвращает мяч, сказав

мы и антонимы.                                слово, противоположное по  

Мяч.                                                   смыслу.

                                                           Сначала прилагательные, затем

                                                           глаголы. (лёгкий – тяжёлый,….)

«Четвёртый лишний»                    Восп-ль наз. слова: катрофель,

Цель: учить выделять лишнее       яблоко, свекла, морковь. Дети на-

слово, объяснять свой выбор.         ходят лишнее слово.

Мяч.

«Игра в слова»                               Дети хлопают в ладоши, услышав

Цель: воспитывать  слуховое        слово, подходящее лисе, белке,

внимание.                                        зайцу. Объясняют выбор каждого.

 



Предварительный просмотр:

Дидактические игры по развитию речи

и ориентировке в окружающем

Кто что ест

Цель: познакомить детей с тем, что едят животные. Следует использовать строительный материал для по стройки домиков и игрушки, изображающие животных (кошку, петуха и козу), и соответствующую еду.

Ход игры: «Вот, дети, сейчас мы построим домики. Кто же будет в них жить? (строит). Вот в этом домике будет жить кошка, в этом коза, а еще один домик мы построим для петушка. Сейчас мы будем их кормить. Кто хочет покормить кошечку? Наташа, ты хочешь? Иди покорми. А ты знаешь, что ест кошка»?

Наташа отвечает: «Молоко, я дам ей молока». «Хо рошо, Наташа, возьми мисочку с молоком и покорми кошечку». Юра говорит: «Я хочу покормить козочку». Воспитательница отвечает: «Хорошо, Юра, покорми ко зочку. А ты знаешь, что она ест? Она ест травку или сено. Возьми, здесь у меня приготовлено сено». Юра кормит козочку, а затем дает ей попить воды.

«А петушок тоже хочет кушать —он любит клевать зернышки. Кто ему зернышек даст? Иди, Таня, насыпь петушку зернышек. Ну вот, детки, всех зверюшек мы. накормили, а теперь они будут спать, а мы пойдем гу лять».

Отгадай и назови

Цель: знакомство с назначением разных предметов. Берется набор различных игрушек и предметов, напри* мер мяч, корзинка, карандаш, наперсток, погремушка и другие в коробке.

Ход игры: Игра проводится с подгруппой детей в 10—12 человек, которые усаживаются полукругом на стульчиках. Посредине стоит стол. Воспитательница по казывает детям взятые для игры пособия и спрашивает: «Что это?» Дети называют: корзиночка, утюг и пр.

Воспитательница: Для чего он (она) нужен (нужна)?

Дети: Собирать ягоды, гладить.

Воспитательница (поясняет): Да, корзиночка нужна, чтобы собирать в лесу ягоды или грибы, утюгом гладят белье и платье.

Если дети не назовут показанный предмет, воспита тельница называет его сама и объясняет его назначение. Каждый рассматриваемый предмет воспи тательница ставит перед детьми на стол. Когда рассмот рены все предметы или игрушки, она вызывает детей по одному и предлагает принести игрушку, не называя ее, а говорит примерно так: «Принеси мне то, что надо взять с собой, чтобы собрать грибы или ягоды, или то, в чем мама варит суп или кашу» и т. д.

Ребенок раньше, чем выполнить задание, должен внимательно выслушать воспитательницу. Взятый со стола предмет ребенок убирает в находящуюся у воспи тательницы коробку.

Примечание: игрушек должно быть на 1—2 боль ше количества участвующих детей, чтобы у последнего вызванного ре бенка была возможность выбора.

  Игра в лото

 Участвуют в занятии  6—8 человек.

Цель: учить называть все имеющиеся в данном лото изображения, упражнять детей в умении сравнивать и различать предметы.

Начинают с 3—5 человек, по мере усвоения ее пра вил число играющих увеличивается до 8—10.

Для игры берется один из видов лото (игрушки, животные, одежда, мебель и др.). большинство названий которого известно детям. Количество больших карточек должно равняться числу детей. Кроме того, должна быть одна добавочная карта для воспитательницы. Допусти мо, чтобы у 2—3 детей карты были одинаковые, поэтому в игре может быть использовано 2 набора лото одного и того же названия. На большой карте должно быть не больше 3—4 изображений.

Ход игры: воспитательница говорит: «Сейчас я по кажу детям картинки», — показывает по одной малень кой картинке, спрашивая у детей, что это. Если дети молчат, сама называет, повторно спрашивает и просит повторить. Поправляет, если дети неправильно назы вают или неверно произносят слова. Показав все карточ ки, она кладет на стол одну из больших карт и вместе с детьми рассматривает изображения на ней и называет их. Потом показывает одну из маленьких картинок и спрашивает у детей, кто на картинке. После того, как изображение названо, предлагает найти и показать та кую же на большой карте: «Тут петушок. А где еще пе тушок? Вот еще петушок! На маленькой картинке пету шок и на большой тоже петушок. Давайте, закроем его, вот так закроем». И закрывает петушка на большой карте маленькой картинкой рисунком вниз. Постепенно дети начинают сами показывать карточ ки. При этом обычно ребенок показывает картинку и сам называет ее, не дожидаясь, пока это сделают дру гие. «Гусь, у кого есть гусь?» Против этого не следует возражать, так как основная цель занятия — упражне ние в активной речи — достигается.

Когда дети хорошо усвоят правила игры, активно следят за ходом игры и сами уже показывают малень кие картинки, можно, не прекращая организованных игр в лото, давать детям в самостоятельное пользование хо рошо знакомые наборы лото, но объединяя в игре не больше 2—3 детей.

Предметное лото

Цель: уметь различать, называть и сравнивать объ емные предметы с их изображением на картинках.

Берутся маленькие деревянные предметы и карты (фанерные или картонные) с изображением этих же предметов.

Шестеро человек за столом с воспитательницей.

Ход игры: воспитательница вынимает из коробки объемные предметы данного лото, спрашивает, что это, называет их, убирает обратно. Раздает каждому по кар те с изображением 4 предметов, рассматривает с детьми картинки, задает вопросы: «Как они назы ваются?».

Затем вынимает из коробочки один предмет и спра шивает: «Что это?» После того, как название определе но, обращается к детям: «У кого кувшинчик?» Ребенок, у которого изображен данный предмет, говорит: «У ме ня», получает его, называет и ставит на соответствую щее изображение.

После усвоения содержания игры дети играют самостоятельно.

Дидактические игры на дифференцирование

и называние цвета

Перекладывание цветных шариков

Цель: научить различать и называть основные цвета (в данной игре — красный и-синий).

Для игры используются красные и синие шарики в красной и синей корзинках.

Ход игры: 8—10 детей сидят полукругом на стуль чиках, воспитательница — напротив за столом. Воспита тельница приносит красную и синюю корзинки и шарики тех же цветов, показывает детям, дает каждому по ша рику и спрашивает, какого он цвета. Затем она садится за стол, ставит на него корзинки и говорит: «Наташа и Вова, подойдите к столу. Вова; какого цвета у тебя ша рик?»— Вова отвечает. Воспитательница говорит: «По-» ложи в красную корзиночку свой красный шарик. А у тебя, Наташа, какого цвета шарик? У тебя синий шарик. Положи свой синий шарик в синюю корзиночку. Ты не правильно положила, ты положила синий шарик в крас ную корзиночку. Вынь синий шарик и положи его в синюю корзиночку. Теперь правильно. Садитесь, дети, на место».

Воспитательница вызывает опять двоих детей и сно ва предлагает назвать цвет своих шариков и положить в корзинки тех же цветов.

Катание цветных шариков

Цель: различать и называть основные цвета, разви вать координированные движения руки.

Для игры используются воротца 4 цветов (красные, синие, желтые, зеленые) и шарики тех же цветов по 2 шарика каждого цвета в ящике.

Ход игры: дети сидят на стульях полукругом. Воспи тательница — за детским столом перед ними. Воспита тельница приносит 4 цветных воротца, показывает де тям, спрашивает, какого они цвета, и ставит в ряд пе ред детьми. Вызывает детей по очереди, предлагает взять из ящика шарик по своему выбору. Спрашивает? «Наташа, скажи, пожалуйста, какого цвета твой ша рик?» «Красный!» — «Правильно, покати его через крас ные ворота. Возьми зеленый шарик. Нет, это не зеленый шарик, это синий. Возьми зеленый. Покати его через зеленые ворота. Теперь возьми еще синий шарик, пра вильно, покати его через синие ворота. Садись на место, теперь подойдет Вова». Таким же образом воспитатель ница вызывает еще несколько человек.

Для знакомства с основными цветами можно исполь зовать цветные лоскутки и «цветные фоны» с изображе нием мелких предметов соответствующих цветов к ним.

      Дидактические игры на дифференцирование формы

Узнавание игрушки на ощупь

Цель: уметь на ощупь по форме узнать предмет а назвать его. Для игры используются картонная муфточ ка и мешочек с игрушками по количеству детей. Напри мер, мячик, куколка, машина, тарелочка, шарик, кубик, кирпичик и т. п. Игрушки детям знакомы.

Ход игры: 5—6 детей сидят на стульях. Воспитатель ница показывает детям муфточку и мешочек с игруш ками. Предлагает детям отвернуться и не смотреть, а в это время кладет в муфточку одну игрушку. Вызывает одного ребенка, дает ему муфточку, показывает, как вложить в нее руки и предлагает сказать, какая игруш ка там лежит. Ребенок должен, ощупывая двумя рука ми, назвать игрушку. После этого он вынимает ее и по казывает детям.

В течение игры воспитательница предлагает детям по очереди опустить одну руку в мешочек, ощупать одну из игрушек, назвать ее и вынуть.

Потрогайте и угадайте, что я вам дала

Цель: определять на ощупь и называть знакомые предметы по форме.

Используются мелкие предметы, знакомые детям. Количество преметов соответствует количеству детей (шарик, кубик, кирпичик, катушка, карандаш и др.),

Ход игры: 5—6 детей сидят полукругом на стульях, воспитательница предлагает детям положить руки за спину, показывает мешочек с мелкими игрушками и го ворит: «Сейчас я каждому из этого мешочка что-то по ложу в руку. Вы не смотрите, а потрогайте и узнайте. Потом я спрошу, у кого что есть». Обращается по оче реди к детям: «Наташа, что у тебя в руках? Не смотри и скажи». — Наташа называет. — «Теперь покажи. Пра вильно. У тебя шарик, положи его в мешочек». Так, по очереди опрашивает каждого. При повторных занятиях комплект предметов обновляется и увеличивается коли чество детей до 10—12.

Дидактические игры на дифференцирование

контрастных размеров

Большая и маленькая куклы

Цель: различать и называть предметы по величине. Берутся: кукла, стол, стул, посуда больших размеров и такие же предметы — маленькие.

Ход занятия: дети сидят полукругом на стульях, вос питательница напротив за детским столом. Воспитатель ница ставит на стол справа кукольный стол и стул боль ших размеров и сажает крупную куклу, а слева — маленькую мебель и сажает маленькую куклу. После этого обращается к детям: «Это большая кукла, а эта — маленькая. Большая — сидит на большом стуле, около большого стола. Большую куклу зовут Катя, а малень кую куколку—Катюша. Зачем они сели за стол, На таша?»

«Наверное, им пора завтракать. Спросите у Кати и Катюши, мыли они руки?» Наклоняется по очереди к обеим куклам и говорит детям: «Катя и Катюша говорят, что они мылись. Завяжем им салфетки и будем их кор мить. Нина, подойди ко мне (показывает две тарелки — большую и маленькую). Из какой тарелки мы будем кормить Катю? А Катюшу? Правильно, Катя большая, поставь перед ней большую тарелку, а Катюша малень кая, поставь перед ней маленькую тарелочку. Юра, по дойди. У меня две ложки, дай ложки Кате и Катюше. Правильно. Катя большая, ей нужно дать большую лож ку, а Катюша маленькая, ей надо дать маленькую лож ку. Марина, подойди, покажи, это какая кукла? (пока зывает на Катю). Большая, правильно. Покорми боль шую куклу Катю из большой тарелки большой ложкой. А ты, Оля, подойди, и скажи, какая это кукла, большая или маленькая? (Показывает на Катюшу). Правильно, это маленькая куколка — Катюша. Покорми маленькую куклу с маленькой тарелочки, маленькой ложкой».

Вместо кукол можно брать другие игрушки.

Дидактическая игра на развитие числовых представлений

Много, мало

Цель: сформировать представления много, мало, один.

Используется мишка, кукла, мешок с кубиками (ша риками, орехами, шишками) и 2 мисочки.

Ход игры: 10—12 детей полукругом, воспитатель ница перед ними за столом. Воспитательница сажает на стол мишку и куклу и ставит перед ними по миске, по казывает детям свой мешок с кубиками и говорит: «Тут в мешочке у меня много кубиков, а у Кати и Мишки нет ничего. Сейчас я насыплю им кубиков». — Насыпает в миску кукле много кубиков, а Мишке 2—3 штуки.—• «Смотрите, дети, у Кати много кубиков, а у Мишки мало. Надо чтобы Катя с Мишкой поделилась». — Пересыпает. — «Теперь у Мишки стало много кубиков, а у Кати мало».

«Мишка, поделись кубиками с детьми». Воспитатель ница наклоняется к Мишке, и спрашивает: «Миша, ты кому хочешь дать свои кубики?» После паузы: «Он хо чет дать кубики Сереже! Иди сюда, Сережа, возьми ку бики у Миши. Теперь у тебя кубиков много, а у Мишки нет ничего, дай ему один кубик. А ты с кем хочешь по делиться? С Наташей? Оставь себе один, а остальные дай Наташе». Таким образом дети делятся кубиками, оставляя себе по одному. В конце игры они возвращают все кубики кукле и Мишке.

 

Дидактические игры для развития слухового восприятия

Скажи, что звучит?

Цель: различать звучание различных музыкальных .инструментов: (колокольчика, барабана, дудочки).

Ход игры: дети сидят на стульях полукругом. Воспи тательница напротив за столом. «Дети, смотрите, что я принесла — это барабан. Послушайте, как я бью палоч ками в барабан: трам-там-там, трам-там-там. А те перь, Вова, подойди побей в барабан палочками. Кто еще хочет. А это колокольчик динь-динь-динь. Вот как он звенит. Подойди, Люся, позвени колокольчиком. Так, а это дудочка, послушайте, как я буду на ней играть ду-ду-ду (детям дудочку в руки не дает).

А теперь послушайте, что звучит? Встаньте, поверни тесь спиной ко мне и слушайте внимательно.

Стойте, не поворачивайтесь, послушали? Повернитесь и скажите, на чем я играла. Правильно, Наташа угада ла, я играла на дудочке.

Еще раз отвернитесь и послушайте, что звучит. Пра вильно, Юра, барабан».

Для усложнения игры можно ввести еще какие-ни будь музыкальные инструменты. Например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.

Что я делаю?

Цель: различать по звуку действия с различными предметами: мяч, 2 кубика, говорящая кукла, озвучен ный волчок и т. п.

Ход игры: дети сидят, воспитательница прячется за ширму, стоящую перед ней (ширма закрывает ее до поя са), игрушки за ширмой. Воспитательница предлагает детям сидеть тихо, послушать и угадать, с какой игруш кой она будет играть. Уходит за ширму, берет, напри мер, мяч и бросает его на пол. Спрашивает одного ре бенка: «Лена, как ты думаешь, с чем я играю?» Если ребенок не угадал, повторяет игру с мячом и спраши вает другого.

Затем стучит кубиком о кубик или заводит волчок. Дает время детям послушать и опять спрашивает. Когда ребенок дает правильный ответ, дети и воспитательница хлопают в ладоши.

Где звенит? (Куда спрятался Вова?)

Воспитательница дает одному ребенку погремушку или колокольчик, а остальным детям предлагает отвер нуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Няня подзывает к себе детей, чтоб их отвлечь.

Воспитательница в это время прячется где-нибудь в комнате или выходит за дверь вместе с ребенком и предлагает ему звенеть погремушкой. Дети по направ лению звука отыскивают спрятавшегося товарища. Игра повторяется по желанию детей. В дальнейшем дети пря чутся самостоятельно.

             Дидактические игры на внимание и память

Сделай, как было

Цель: заметить перемену в расположении игрушек. Берутся 4—5 игрушек, знакомых детям (пирамида, авто мобиль, кукольная кроватка, кукла).

Ход игры: 10—12 человек сидят на стульях полукру гом. Воспитательница, сидя за детским столом перед детьми, вынимает из мешочка игрушки, рассматривает их с детьми, называет и расставляет на столе. «Посмот рите, дети, на эти игрушки, как они лежат на столе. По дойди к столу, Наташа, посмотри внимательно и запом ни, где что лежит. Ты отвернешься, а я одну игрушку переложу, повернешься — скажешь, что я переложила и сделаешь, как было. Отвернись!» — Перекладывает, на пример, куклу кладет на кровать. Обращается к Ната ше: «Теперь посмотри и сделай, как было, скажи, где была кукла? Правильно. Кукла на кровати не лежала, она сидела вот тут на стуле». Наташа садится на место. Вызывает второго ребенка и снова повторяет то, что говорила Наташе. Когда он отвернулся, кладет, напри мер, пирамиду на машину. Таким образом, перемещая игрушки, она предлагает по очереди сказать, что изме нилось и сделать, как было.

Усложнение игры может быть за счет увеличения ко личества предметов. Когда игра усвоена, можно предло жить отвернуться всем детям, а затем вызвать одного из них, чтобы он сделал, как было.

Чего не хватает?

Цель: определить, что спрятано. Для игры исполь зуются игрушки средней величины, можно предметы до машнего обихода (4—8 штук).

Ход игры: 10—12 детей сидят на стульях полукру гом. Воспитательница у стола лицом к детям.

«Дети, смотрите, что я вам принесла! Вы называйте, а я буду ставить на стол». Дети называют предметы, воспитательница ставит их на стол и еще раз называет каждый предмет. Затем воспитательница закрывает сал феткой расставленные предметы и один из них незамет но для детей прячет к себе на колени. Чтобы привлечь

внимание детей, считает до трех и затем снимает сал фетку. «Дети, кто скажет, что я спрятала, чего здесь не хватает? — Кто хочет сказать? Ты, Наташа? Правиль но, Наташа, здесь лежала куколка, вот она, возьми. Те перь еще раз посмотрим, что у нас?» Еще раз показывает предметы, предлагает детям их назвать и таким же образом закрывает их и прячет новый предмет. Игра повторяется несколько раз.

Усложняя игру, можно вводить большее число пред метов. Таким же образом можно проводить игру «Что прибавилось?», начиная с 3 предметов, добавляя посте пенно до 5—6.

Изменение количества предметов на столе дает воз можность участвовать в игре детям с разной степенью, внимания и памяти.

Сюрпризы

Цель: запомнить и сказать, что в пакетиках.

Берутся мелкие предметы и игрушки, завернутые каждый в бумажную салфетку (по количеству детей).

Ход игры: подгруппа 8—10 человек вокруг двух сдвинутых столов. Воспитательница приносит и ставит на стол коробку с пакетиками. «Я принесла вам короб ку, а в ней какие-то пакетики. Интересно, что это такое? Хотите посмотреть?» Вынимает один пакетик и, прояв ляя большую заинтересованность, разворачивает. «Что это?». Дети называют. Если дети не могут назвать пред* мет, называет его сама и ставит на стол. Затем дает пакетик одному ребенку, предлагает развернуть, ска зать, что у него, и показать детям. Таким образом все пакетики развернуты, бумага аккуратно сложена. Все выставленное на стол рассматривается. Выясняется, для чего служит тот или иной предмет, его цвет, форма и т. п. Затем воспитательница предлагает каждому завер нуть один предмет и положить снова в коробку. «Что ты завернула в пакетик, Наташа?, — спрашивает воспита тельница.— А Юра? А Вова?» и т. д. Тем самым воспи тательница заставляет каждого ребенка вспомнить на звание завернутого им предмет

Угадай-ка!

Цель: угадывать действия других детей.

Ход игры: дети сидят на стульях полукругом, воспи тательница напротив. Воспитательница предлагает одному из детей выйти из комнаты или спрятаться за шкаф, чтобы он не видел, что делают остальные дети, и показывает какое-нибудь действие, которому дети должны подражать. Например, все должны умываться, или при чесываться, или пить из чашечки, зашнуровывать бо тинки и т. п. Воспитательница предлагает позвать ушед шего ребенка, говоря стихотворение, известное в детских учреждениях, которое дети за ней повторяют:

Выходи-ка, наш товарищ,

Посмотри-ка ты на нас,

Угадай-ка, наш товарищ,

Что мы делаем сейчас,

Что мы делаем, не скажем,

Что мы делаем, покажем.

Ребенок подходит к детям, воспитательница совмест но с детьми начинают выполнять задуманное действие, угадавший садится в круг, а другому ребенку предла гается выйти из комнаты, и игра повторяется.

Кто ушел?

 Цель: угадать, кто ушел.

Ход игры: половина группы детей сидит на стульях. Сбоку четыре стула для участников игры. Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут угадывать, кто ушел? Вызывает 4 детей. Трое садятся в ряд, 4-й напротив них. Воспитательница предлагает ему внима тельно посмотреть, кто сидит напротив, сказать, как их зовут, и уйти в другую комнату. Один из трех прячется» Угадывающий возвращается и садится на свое место* «Вова, посмотри внимательно и скажи, кто ушел»? Если он угадал, спрятавшийся выбегает, и все хлопают в ла доши. Эта четверка садится на свои места, а воспита тельница вызывает новых 4 детей, и игра возобнов ляется.

Усложнение: увеличивать число детей и угадывать, кто ушел из 4 и 5 детей.

               

               Занятия для развития мелкой моторики рук

Вышивание 

Цель: втыкание шнурка в дырочки. Для занятия используются картонные полоски с вы битыми дыроколом дырочками. К одной дырочке при вязан шнурок или кусок сутажа с твердым кончиком (шнурки лучше цветные).

Занятие проводится индивидуально с каждым ре бенком.

Ход занятия: воспитательница дает ребенку планку с дырочками и показывает, как надо «вышивать». Сна чала ребенок втыкает куда попало, затем, подражая взрослому, усваивает как вдевать в дырочки по поряд ку, чтобы получилось красиво.

После того, как ребенок овладел способом вышива ния, нужно давать ему вышивать самостоятельно.

Взрослый следит за тем, чтобы дети бережно обра щались со своей работой, не сгибали картонки, не рвали. После занятия все складывается аккуратно в коробку и убирается в шкаф.

Нанизывание колец

Цель: втыкать шнурок в отверстие колец.

Берутся кольца с небольшим просветом (1—0,5 см) или косточки от счетов, или катушки, окрашенные в ос новные цвета.

Занятия проводятся индивидуально.

Ход занятия: воспитательница дает ребенку горсточ ку «колец» и шнурок с закрепленным одним концом, чтобы кольца не проскакивали, показывает ребенку, как надо держать кольцо в левой руке, правой рукой брать кончик шнурка и пропускать в кольцо.

Во время занятия не следует много разговаривать, нужно дать ребенку сосредоточиться. Взрослый может предложить выбрать из общей кучки, например, красные колечки, только их и нанизывать на шнурок. Взрослый спрашивает у ребенка, какого цвета колечко. Если ре бенок говорит неправильно, взрослый должен назвать цвет. Когда все колечки нанизаны, воспитательница свя зывает концы шнурка, хвалит ребенка и предлагает ему убрать все в коробку. Если ребенок не устал, можно дать ему другой шнурок и другие колечки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...