Главные вкладки

    Тема проекта: РАСТИ ЗДОРОВЫМ, МАЛЫШ!
    методическая разработка по теме

    Рогачёва Наталия Владимировна

     

    Педагогическая идея проекта раскрывается в словах В.А.Сухомлинского - «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя, - говорил В.А.Сухомлинский – от жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь и мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Я уверена в том, что здоровье ребенка напрямую зависит от выполнения, причем качественного, своих должностных обязанностей и «теплого» отношения к сохранению здоровья каждого ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt.doc48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект – победитель

    Региональной и  Международной ярмарки социально-педагогических проектов и воспитательных технологий – 2010»

    Содержательное направление: Общее образование и воспитание; физическое развитие и формирование ЗОЖ..

    Авторы проекта: Творческая группа педагогов ДОУ (Рогачёва Н.В., Сараева Л.С., Козырская Е.Г.)

    Руководитель проекта: Долгополова Л.В.—заместитель заведующей

    Тема проекта: РАСТИ ЗДОРОВЫМ, МАЛЫШ!

    Актуальность

    Все мы сегодня знаем о том, что россиян сейчас умирает так много, а рождается так мало, что, по сути, каждый ребенок является достоянием страны. Тем более, что здоровье детей ухудшается год от года. Ученые утверждают, что у нас абсолютно здоровы только 3 % из них, а 60 % подвержены тем или иным заболеваниям. Хорошо уже то, что об этой проблеме заговорили, наконец-то, и в высших эшелонах власти. Поэтому сегодня по России актуально (национальный проект «Здоровье», Федеральная программа «Образование и здоровье»), развитие профилактического направления в виде восстановительной медицины.

    В современном российском обществе сохраняется неблагоприятная демографическая ситуация. При этом, по определению экспертов Всемирной Организации Здравоохранения, демографический потенциал страны определяют дети в возрасте до 5 лет включительно, то есть дети именно дошкольного возраста. ВОЗ констатирует: «проблема сохранения жизни, и здоровья детей в возрасте до 5 лет является важнейшей стратегической задачей сохранения жизни и здоровья населения в целом; инвестиции и здоровье детей на ранних этапах развития предполагают получение большой отдачи на следующих этапах их жизни и полезны для всего населения.

    Охрана здоровья подрастающего поколения -  одна из наиболее важных проблем российского образования. Тир компонента понятия «здоровье» - физическое, душевное, социальное благополучие – требуют от работников системы дошкольного образования осмысления стоящих перед нами задач. От этого зависит здоровье детей, их жизнерадостность, умственное развитие, прочность знаний, вера в собственные силы. В сохранении здоровья не менее важен и образ жизни, под которым следует понимать достаточную двигательную активность, рациональное питание, продуманный режим дня, отсутствие вредных привычек.

    Выдающийся педагог Я.А.Коменский ещё в свое время заметил: «Кто-то сказал, что должно молить богов о  том, чтобы в здоровом теле был здоровый дух. Нужно, однако, не только молиться, но и трудиться!»  Дошкольники в этом отношении являются наиболее перспективной возрастной  категорией. К сожалению, состояние здоровья детей с каждым годом ухудшается, не смотря на усилия родителей, медиков, педагогов.

    Концептуальность

    Педагогическая идея проекта раскрывается в словах В.А.Сухомлинского - «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя, - говорил В.А.Сухомлинский – от жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь и мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Я уверена в том, что здоровье ребенка напрямую зависит от выполнения, причем качественного, своих должностных обязанностей и «теплого» отношения к сохранению здоровья каждого ребенка.

    Инновационная направленность

    Приказом №192 от 12.03.2008 г. ГУО МДОУ ЦРР – детский сад «Радуга» является муниципальной экспериментальной площадкой по теме «Использование  лечебно-профилактического оборудования как  ресурс сохранения и укрепления здоровья детей в условиях реализации национального проекта «Здоровье» намеченный план реализации  эксперимента предлагал получение  четырехсот пятидесяти тысяч рублей на  приобретение, установку оборудования. Финансирования нет, но мы не стоим на месте.

    На сегодняшний день профилактическо - оздоровительная работа в учреждении является равнозначной  образовательно-воспитательной, а в ряде случаев доминирует, когда дело  касается детей с устойчивыми  нарушениями здоровья. К этому  обязывает статус детского сада и  состояние здоровья воспитанников.

    Давайте посмотрим, каков паспорт здоровья детей, с которыми мы работаем, и здоровье которых обязаны сохранить.

    Согласно результатам обследования, процент абсолютно здоровых детей не высок. Большая часть детей составляет 2 группу здоровья, то есть хоть и незначительные, но имеют уже отклонения в здоровье. Достаточная часть  детей относится к 3группе  здоровья, то есть это дети, имеющие значительные отклонения в здоровье. Проанализировав, результаты медицинских осмотров детей детского  сада за 3 года были сделаны следующие выводы:

    1. Год от года увеличивается количество детей со сколиозом.
    2. Увеличивается количество детей, перенесших ОРЗ более 3-4 раз в год.
    3. Стало больше детей с болезнью нервной системы.
    4. Год от года увеличивается количество детей, страдающих аллергией.
    5. Отмечается тенденция роста детей имеющих заболевание мочеполовой системы.

    Исходя из создавшейся ситуации, была поставлена цель организации системы оздоровления детей в дошкольном учреждении.

    Цель - сохранение и укрепление здоровья детей. Формирование у детей, родителей и педагогов значимости физического состояния для жизнеутверждения. Систематизирование  оздоровительной работы в ежедневной деятельности детей.

    Задачи:

    1. Сохранить естественность психического развития ребенка.
    2. Построить прочный фундамент жизнеутверждающей, созидающей и творческой личности.
    3. Формировать позицию признания ценности здоровья, что позволяет кардинально перестроить мотивационное ядро личности.
    4. Создать систему установок на здравосозидание не только по отношению к собственному «Я», но и по отношению к миру.

    Типы оздоровительных занятий

    Основной тип: содержит познавательный материал в сочетании с практическими занятиями. Занятие проводит воспитатель.

    Дополнительный тип: дает дополнительную информацию, закрепляет навыки, повторяет материал, изученный на основных занятиях.

    Основные этапы ежегодной оздоровительной работы

    1 этап – первичная диагностика (сентябрь)

    1. Проводится обследование состояния здоровья каждого ребенка в группе.
    2. Информация заносится в индивидуальный паспорт здоровья.

    2 этап – оздоровительный тренинг (октябрь-апрель)

    1. Организуются оздоровительные занятия, формируя у ребенка мотивацию здоровья и навыки здорового поведения.

    3 этап – вторичная диагностика (май)

    1. Проводятся вторичные диагностические исследования.

    4 этап – летняя оздоровительная работа (осуществляется в семье)

    1. Организуется летняя оздоровительная работа.

    Ожидаемые результаты:

    1. Снижение заболеваемости
    2. Повышения уровня физической подготовленности
    3. Развитие основных психических процессов
    4. Использование полученных знаний и сформированных умений в определенной ситуации.

    Практические результаты работы за 2 года обучения:

    1. Паспорт здоровья;
    2. Прирост показателей психического  физического развития, включая мотивацию здоровья;
    3. Улучшение состояния здоровья;
    4. Повышение уровня знаний о своем здоровье и об окружающем мире;
    5. Навыки по самооздоровлению и самообслуживанию.

    Здоровьесберегающая деятельность  осуществляется через внедрение инновационных технологий, что положительно влияет на создание здоровьесберегающей среды в целом в учреждении. При выборе технологий (методик) руководствовались нормативно - правовыми документами.

    Нормативное правовое обеспечение

    1. Закон РФ «Об образовании»;
    2. Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным Постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзора;
    3. Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 г. № 65/23-16;
    4. Устав образовательного учреждения;
    5. Конвенция о правах ребенка;
    6. Конституция РФ, ст. 38,41,42,43;
    7. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении»;
    8. Приказ Минздрава РФ и Минобразования РФ «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях» от 30 июня 1992 г. № 186/272;
    9. Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений» от 4 апреля 2003 г. № 139.

    Обоснованность отбора приемов, методов, средств для решения проблемы

    За основу работы брали здоровьесберегающие технологии, предложенные М.Е.Картушиной (программа оздоровления дошкольников).

    Технологичность

    Руководствовались опытом работы МДОУ ЦРР – детский сад «Дельфин» г. Абакана, ЦРР – детский сад «Жемчужинка» г. Москва, ГОУ «Детский сад компенсирующего вида № 2301» ВОУО г. Москва.

     На сегодняшний день не произошло резкого снижения заболеваемости по причине неконтролируемой инфекции-  ветряной оспы.  Но по сравнению с прошлым годом заболеваемость ОРЗ снизилась на 2 д/д ( 2008-2009 – 7,2 д\д, 2009-2010 – 5,2 д\д). Цифры говорят о том, что мы находимся на правильном пути.

    Продукт интеллектуальной продажи:

    1. Фото нетрадиционного спортивного оборудования;
    2. Дидактическое пособие для развития мелкой моторики «Машенька»;
    3. Методические пособия для работы с педагогами по повышению профессиональной компетентности в вопросах здоровьесбережения детей (положение о смотрах-конкурсах, педсоветы, семинары, консультации);
    4. Методические пособия для работы с детьми (здоровьесберегающие технологии, закаливающие комплексы, комплексы массажей, разработки занятий, сценарии праздников);
    5. Методические пособия для работы с родителями (паспорт здоровья, информационные материалы, анкеты, дидактические материалы)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    методическая разработка проекта "Расти здоровым, малыш!"

    методическая разработка "Расти здоровым, малыш!". целью разработки является формирование у детей потребности в здоровом образе жизни...

    Проект "Расти здоровым, малыш"

    Незаинтересованность родителей в организации двигательной деятельности детей. Повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизн...

    Проект "Расти здоровым малыш"

    Презентация опыта работы по повышению двигательной активности детей в детском саду и дома, как средство укрепления здоровья...

    Консультации для родителей (в рамках проекта "Расти здоровым, малыш!")

    Консультации для родителей 2 младшей группы "Режим дня", "Как сохранить здоровые зубы без лекарств", "Щётка- добрая пожружка", "Утренняя гимнастика с детьми", "Гимнастика для самых маленьких", "Движен...

    Проект "Расти здоровым малыш"

    Цель: охрана и здоровье детей, формирование основы культуры здоровья.Задачи:•сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;•воспитание культурно-гигиенических навыков;•формирование...

    Проект «Расти здоровым, малыш!»

    Возраст детей: от 3-6 лет.Направленность развития детей, в рамках которого проводится работа по проекту: комплексное (разные виды детской деятельности: познавательно-речевая, изобразительная, ручной т...


     

    Комментарии

    Рогачёва Наталия Владимировна

    За основу работы брали здоровьесберегающие технологии, предложенные М.Е.Картушиной (программа оздоровления дошкольников).