Педсовет по правовому воспитанию "Дети их права"
материал по теме

В материале содержится подробное описание педсовета по правовому воспитанию дошкольников, проходивший в нашем ДОУ (март, 2011г.). Педсовет был проведён как открытое мероприятие для секции городского методического объединения старших воспитателей города Котельнича.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_deti_i_i_h_prava.docx41.97 КБ

Предварительный просмотр:

Наш девиз: «Дети – будущее каждого народа, каждого государства.                                                    И от того, как мы о них позаботимся,                                                                                                  зависит завтрашний день всего общества».

Педсовет  «Дети и их права».

В зале находится ширма, оформленная под книгу, на которой написано «Дети и их права». Из-за ширмы появляются девочка и мальчик.

Мальчик: Вот это да! Правда, что права есть не только у взрослых. Но и у детей?

Девочка: Неужели правда? А что это такое – права детей? Надо разобраться! Я ведь ничего не поняла… Это надо как-то себе представить!

Мальчик: Да, надо разобраться. Может быть, спросим у взрослых?

Девочка: Конечно, без них нам не справиться…

Мальчик: Посмотри, здесь уже все собрались.

Девочка: Уважаемые взрослые, скажите нам, пожалуйста. Есть ли у детей права?

Ст.вос-ль:  Конечно, есть. И записаны они в книге, которая называется «Конвенция о правах ребёнка». Вот она. Возьмите её, покажите детям, ознакомьтесь с ней в группе и расскажите, какие права есть у каждого ребёнка на нашей планете…

Мальчик: Пусть дети живут, смеются звонко, подрастают с каждым днём!                       Пусть у каждого ребёнка будет светлый, тёплый дом!

Девочка: Детство только раз бывает у ребят любой страны. Пусть никто из них не знает никакой беды!

 (Дети уходят)

Ведущий: О.А.:  Доверчивы глаза детей, и ангелы хранят их души.                    Пусть безмятежный тот покой никто вовеки не нарушит. И пусть не катится слеза ни от обид, ни от печали. И, словно солнышко, всегда улыбка на лице сияет!

        

Ст.вос-ль: Добрый день, уважаемые коллеги! В самом начале нашей встречи хочу отметить, что приоритетным направлением работы детского сада является социально-личностное развитие детей, поэтому неслучайным является и тема педсовета - «Дети и их права». Наш педсовет хочу начать со слов В.А.Сухомлинского: «Детство – важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,  - от этого зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Целью нашего педсовета является пропаганда правового воспитания детей дошкольного возраста и выявление и повышение уровня знаний педагогов по данной теме.  Мы надеемся, что выбранная тема будет интересна и педагогам нашего детского сада, и гостям, и все вы станете активными  участниками данного педагогического совета.

1-ый вос-ль:  С древних времён человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Так, например, Антуан де Сент –Экзюпери писал: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».                                                                                                      С наступлением XXI века во всём мире эта проблема особенно остра: социально-экономическая ситуация современного мира отражается  прежде всего на детях. Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка, сохранив тем самым генофонд нации. Для нашего общества существует не День и не Год защиты детей, а Время работы над спасением нового поколения, которое должно нас сменить. Ребёнок верит в любовь, силу, доброту взрослых. К счастью, человечество не осталось равнодушным к бедам детей. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребёнка. А происходило это так (немного истории): в 1923 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей, в котором подчёркивалось, что всё человечество должно заботиться о защите прав детей. Но, несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребёнка сложилась гораздо позже. Декларация прав ребёнка, принятая в 1959 году, стала первым документом по признанию и соблюдению прав детей путём законодательных и других мер. Декларация явилась основой нового важнейшего документа – Конвенции о правах ребёнка.

2 вос-ль: В июне 1989 года от побережья Бретани курсом Дакар – Фор-де-Франс – Нью-Йорк отошло трёхмачтовое судно «Посланец города Нанта». На борту его находилось около десятка молодых людей разных национальностей в возрасте от 12 до 16 лет.

 По дороге на острове Горе близ Дакара к ним присоединились ещё 15 юношей и девушек, а на островах Вест-Индии корабль принял ещё одну группу молодёжи. Юноши и девушки представляли 5 континентов. Они отправились в путешествие с двумя символическими целями: пройти маршрутами работорговли из Африки в Америку и общими усилиями поразмышлять над основными статьями проекта Конвенции о правах ребёнка. В конце пути молодые люди посетили штаб-квартиру в Нью-Йорке, где вручили Генеральному секретарю Хавьеру Пересу де Куэльяру петицию с требованием ратифицировать, наконец, Конвенцию, обсуждение которой началось ещё в 1959 год, т.е 30 лет назад. И с этого исторического момента о «мировой конституции прав ребёнка», как её называют публицисты, узнало всё прогрессивное человечество.

3 вос-ль: Глобальные изменения, происходящие в политической и социальной жизни страны, вызвали необходимость поиска новых подходов к воспитанию детей. Мы должны воспитывать активного гражданина, а таким человек является, когда у него сформировано чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости, когда он умеет отстаивать свои права. Именно в дошкольном возрасте закладываются отношения ребёнка к другим людям, культуре, природе и религии нашего и других народов. И здесь проводниками для ребёнка выступают взрослые.

Ст.вос-ль: Уважаемые коллеги! Обучая других, необходимо учиться и самому. Каждый человек в современном мире, а тем более. Педагог, воспитатель, должен знать свои права, соблюдать и защищать их. Иначе, чему мы научим других, не обладая знаниями сами?

Все вы знакомы с Конвенцией о правах ребёнка и Декларацией прав человека. Я предлагаю вам небольшую разминку, в ходе которой необходимо  ответить на вопросы, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. Вы должны выбрать правильный ответ и поднять карточку с выбранной буквой (а, б, в, г).

  1. Сколько статей в Конвенции о правах ребёнка?

А) 45;

Б) 37;

В) 54;

Г) 53.

  1. Какие права ребёнка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции  ООН о правах ребёнка?                                                                    А) право на жизнь, гражданство, образование;                                                                      Б) Право на жизнь, образование;                                                                                                В) Право на жизнь, свободно выражать свои мысли, отдых и досуг;                                      Г) весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.

  1. Кто несёт ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребёнка?                                                                                                        А) органы управления РФ;                                                                                                    Б) Органы местного самоуправления;                                                                                  В) Образовательное учреждение;                                                                                 Г) Родители и другие лица, воспитывающие ребёнка.

  1. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребёнка?                                                                                                             А) родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту;                                                                                                               Б) ребёнок и  родители или другие лица, замещающие родителей;                                                                                          В) родители или другие лица,  замещающие родителей, и образовательное учреждение;                                                                                                                         Г) родители и органы местного самоуправления.

  1. Имеет ли ребёнок право на полученные им доходы?                                              А) Да, если они получены с согласия родителей;                                                              Б) Да, если они  получены не в результате правонарушения;                                                                                          В) Нет, имуществом ребёнка должны распоряжаться родители;                                     Г) Нет, ребёнок не должен работать.

  1. Кто несёт ответственность за создание необходимых условий для обучения детей в образовательном учреждении?                                                                      А) Учредитель;                                                                                                                Б) Органы управления образовательным учреждением;                                               В) Должностные лица образовательного учреждения;                                                    Г) Органы управления образовательным учреждением и все органы управления образованием в пределах своей компетенции.

  1. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в ОУ нарушены права и свободы детей и дело дойдёт до судебного разбирательства?                                 А) Заведующий как представитель образовательного учреждения;                                 Б) Заведующий как должностное лицо этого учреждения;                                             В) Работник ОУ, допустивший правонарушение;                                                      Г) Учредитель ОУ.

8. Каким образом должна соблюдаться в ОУ охрана здоровья воспитанников?                А) Педагогические работники ОУ обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование;                                                                                          

 Б) Правильно организованный режим питания, занятий воспитанников;                     В) Направление ослабленных детей в специальные оздоровительные учреждения;                                                                                                                     Г) Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников.

Проблеме охраны детства и здорового развития нужно уделять первостепенное внимание. Оно рассматривается в двух направлениях: социально-правовом и психолого-педагогическом.

4 вос-ль: Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье, образовательном учреждении.

Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребёнка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.

Каждый ребёнок должен знать свои права, т.е быть юридически грамотным.  С какого возраста надо знакомить ребёнка с правами человека? По рекомендации ЮНЕСКО (1974 г.). Эту работу предлагается начинать в дошкольном возрасте. В основу работы с детьми дошкольного возраста легли международные документы.  

Согласно Международной Конвенции ООН о правах ребёнка дети имеют право:  (вос-ли говорят по очереди)

 - на воспитание  в семейном окружении  или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход (ст.9);

- достаточное питание и достаточное количество чистой воды (ст.24);

 - приемлемый уровень жизни (ст. 26, 27);

-медицинский уход (ст.24);

- дети-инвалиды -  на особую заботу и обучение  (ст.23);

- отдых и досуг (ст.31);

- бесплатное образование (ст.28, 29);

 - безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению (ст.19);

- говорить на своём родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры (ст.30);

 - не использоваться в качестве рабочей силы, не принимать участия в выполнении любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, или наносить ущерб его здоровью и развитию (ст.32);

 - выражать своё мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов (ст.12, 13, 15)

5-ый вос-ль: Конвенция ООН о правах ребёнка состоит из преамбулы и 54 статей,  разделённых на 3 части. Статьи детализируют индивидуальные права каждого человека до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признаёт за каждым ребёнком, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических или других убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на воспитание, защиту, активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребёнку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Ребёнок имеет право на свободу мысли, совести и религии (ст.14), родители и другие лица, воспитывающие ребёнка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребёнка (ст.27).

И, наконец, согласно ст.42 Конвенции ООН,  все государственные структуры, в том числе учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о её принципах и положениях.

Конвенция ООН признана во всём мире документом международного права и представляет собой образец высокого социально-нравственного и педагогического значения.

Ст.вос-ль:  Воспитатели, весь педагогический коллектив – основные участники правового воспитания детей. В нашем ДОУ для правового воспитания дошкольников создаётся план, включающий работу с родителями и детьми.

К мероприятиям плана относятся: заключение договоров с родителями, проведение цикла бесед, занятий по данной теме, создание банка данных семей воспитанников, выявление социального статуса семей, выявление неблагополучных семей и семей риска, оформление наглядно-информационных стендов группах; анкетирование родителей; проведение консультаций и педсоветов по данной теме, выставки семейных и детских работ. Основной является совместная деятельность взрослого и ребёнка.

В нашем ДОУ проводилось анкетирование родителей на тему «Какие наказания вы применяете по отношению к своему ребёнку?», который показал следующие результаты: 44% родителей считают себя вполне компетентными в вопросах воспитания, 25% - нет, не совсем – 31%. 56% опрошенных родителей в детстве самих наказывали родители.  Виды наказаний ими были указаны следующие: 75%  - ставили в угол, к 25% - применяли ремень, 12% - не разговаривали. Наиболее редко использовались такие наказания как шлепок, лишение прогулки. Совсем не использовались такие наказания как лишение еды, кулак, помещение в тёмное место.  Сами родители на вопрос: «Как вы наказываете своего ребёнка?» дали следующие ответы: 44% - ставят в угол,  25% - используют шлепок, никак не наказывают – 25%, и совсем немногие просто не разговаривают, отказывают в покупке чего-либо, просто повышают голос.  На вопрос: «Что вас раздражает в ребёнке?», 38% ответили – ничего, 31% - вредность и упрямство, 6% - нежелание заниматься. 69% родителей не знакомы с  документами по защите прав детей, с Конвенцией о правах ребёнка и Семейным кодексом знакомы 19%, 6% знакомы с Конституцией РФ. На вопрос: «В чём проявляется нарушение прав ребёнка?» 31% родителей  не знает ответа, 25% родителей считают, что в насилии над детской психикой, 16% - в лишении своего мнения, по 6% дали такие ответы, как отсутствие мест в детских садах, детских площадок во дворах,  применение физической силы.

Анкетирование педагогов по данной теме показало, что с Конвенцией о правах ребёнка знакомы 100%  опрошенных,  с Декларацией – 70%. 60% педагогов нашего ДОУ одним из нарушений прав ребёнка считают   отсутствие полностью бесплатного медицинского обслуживания, 50% - бесплатного образования, 30%   - применение жестокого обращения с детьми. На вопрос: «Какие права ребёнка чаще всего нарушаются в семьях детей Вашей группы?», 30% ответили – право на свободу выбора, 20% педагогов считают, что у современных родителей главным является зарабатывание денег и в связи с этим мало внимания уделяется воспитанию детей, 10% педагогов одним из нарушений прав ребёнка считают  право за защиту от вредной информации. В числе разных форм и методов, способствующих формированию  у детей представлений о правах человека, педагоги назвали: беседы, викторины, показ иллюстраций, мультимедийных слайдов, фильмов, сказок, использование личного примера, СМИ, консультации специалистов-инспекторов по правам ребёнка, психолога. 80% педагогов хотели бы повысить уровень знаний о правах ребёнка.

Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Мы выбираем основные для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную. В ДОУ проводятся ролевые, театрализованные дидактические игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков, психологические тренинги. Воспитателями организуется проблемно-поисковая деятельность детей (работа в группе по разрешению ситуаций, разработка совместных с воспитателями проектов), создаются условия для продуктивной деятельности.

В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, используем сказки, стихи, пословицы, поговорки. Знакомство детей с правами человека на материале сказок проводим осторожно – ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок. Осуждению положительных героев и оправданию злодеев.

Предлагаю викторину «Права литературных героев».

  1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная шапочка», «Сказка о рыбаке и рыбке»)
  2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («три поросёнка», зайка из сказки «Ледяная избушка»)
  3. Героиня какой сказки пользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка-путешественница»)
  4. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка»)
  5. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу  мирных собраний?» (Бременские музыканты, Белоснежка  и семь гномов, персонажи из басни «Квартет»).
  6. В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и о его Работнике Балде»).
  7. В какой сказке совершён такой вид преступления, как похищение детей? («Гуси-лебеди»)

Согласитесь, что работа педагогического коллектива будет сведена на нет, если она не найдёт отклика в семье. Именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребёнка. Если между ребёнком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают. Врачи-психиатры считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие жестокое обращение, хронический недостаток любви в детстве.

О профилактике жестокого обращения с детьми расскажет общественный инспектор ДОУ по охране прав детства.

 Ст.вос-ль: А сейчас предлагаю решение проблемных ситуаций.

Задание 1. Каждая команда знакомится со своей ситуацией. После 1-минутного обсуждения один представитель от команды должен выразить мнение об описанной ситуации. Команда соперников может дополнить ответ.

Ситуация 1. Иришка играла у открытого окна. На подоконнике стоял горшок с любимым маминым цветком. Со двора Иришку окликнули подруги, она вскинула руку, чтобы им помахать и… горшок с цветком оказался на земле. Услышав шум, в комнату вбежала мама. Не разобравшись, она отругала и отшлёпала девочку.

 Какие права ребёнка были нарушены?

Ситуация 2. Таня любила убираться у себя в кукольном уголке. Она смачивала тряпочку водой, отжимала её и протирала мебель. Нечаянно девочка наступила на тазик. Вода разлилась по ковру. Девочка в растерянности смотрела на лужицу. К ней подошла мама… что было дальше? Опишите ситуацию с разных позиций.

          А сейчас проведём небольшой тренинг «Общение между нами и детьми».

Педагог-психолог: Позитивно относиться - значит принять точку зрения ребёнка, понять его личность. Тренинг направлен на формирование модели положительного, личностно-ориентированного взаимодействия с детьми-дошкольниками. Поприветствуйте своего соседа открытой, доброй улыбкой. Скажите несколько приятных слов. Улыбнулись? Значит, вы готовы к занятию. Что вы чувствовали, когда  улыбались другому человеку? Трудно ли улыбаться всем? Что вы испытываете, когда вам улыбаются?

Упражнение 1. «Возвращение в детство».

Сядьте удобно, закройте глаза, вспомните какой-либо случай своего общения со взрослым (воспитателем) в детском возрасте. Проанализируйте свои ощущения (с позиции себя – ребёнка и с позиции себя – воспитателя). Какие чувства вызывает у вас это воспоминание?

Упражнение 2. «Дошкольник в эпитетах». Дайте характеристику дошкольника одним эпитетом, обозначив при этом самое главное.

Ст.вос-ль: Предлагаем вам сыграть в деловую игру. Необходимо поделиться на 2 команды. 1-ая команда та, у которой красные, 2-ая та, у которой жёлтые треугольники. Разделились.  Каждой команде по очереди будут заданы вопросы. Отвечать надо чётко. Быстро, громко. Членами жюри будут 3 человека из гостей. Жюри учтёт количество правильных ответов, данных каждой командой. Вопросы, оставшиеся без правильного ответа. Будут предложены другой команде.

Вопросы для 1-ой команды:

  1. Как называется основной документ по правам ребёнка, принятый 44-ой  сессией Генеральной Ассамблеи ООН? (Конвенция о правах ребёнка);
  2. Назовите дату принятия Конвенции о правах ребёнка (30 ноября 1989 года)
  3. Какая высокоразвитая страна ещё не подписалась под Конвенцией? (США).
  4. В каком году принята всеобщая Декларация прав человека                                         (В 1948 г.)
  5. В каком возрасте человек считается ребёнком, по мнению ООН?                               (0 – 18 лет)
  6. На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребёнка? (На родителей).
  7. Какие права были нарушены в ситуации, когда в больнице ребёнку перелили заражённую кровь? (Право на жизнь).
  8.   Какие права были нарушены в ситуации, когда 15-летнему подростку запретили посещать церковь? (Уважение свободы совести)
  9.  Какие права были нарушены в ситуации, когда 17-летнюю девушку не допустили к экзаменам в военное училище? (Равные права всех детей, независимо от пола).

Дополнительный вопрос: (на обсуждение 1 мин.)

Попытайтесь опровергнуть следующее высказывание, используя статьи Конвенции о правах ребёнка.

 - У детей есть только одно право: делать то, что велят им родители и воспитатели. Все остальные права приходят в своё время, когда закон наделяет человека правовой ответственностью.

Ответ: (Согласно ст.2 все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребёнка от любых форм дискриминации и принимает необходимые меры по защите его прав)

 Вопросы для 2-ой команды:

  1. Воспитание ребёнка является правом или обязанностью родителей? (И правом, и обязанностью)
  2. Какой стиль воспитания несовместим с правами ребёнка? (Авторитарный).
  3. Кто несёт ответственность за воспитание ребёнка в случае развода родителей? (Оба родителя).
  4. Кто должен делать всё возможное для осуществления прав, содержащихся в Конвенции? (Государство)
  5. На какие виды деятельности делятся  права ребёнка? (Защита от всех форм жестокого обращения, право на охрану здоровья, на образование, на игру, на сохранение своей индивидуальности)
  6. Какие права были нарушены в ситуации, когда учительница прочитала записку, адресованную школьнику? (Право на тайну переписки)
  7. Какое право было нарушено ведьмой в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка?» (Право на жизнь)
  8. Почему обитатели двора в сказке Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок» обижали гадкого утёнка? Какое право они нарушили? (Он не похож был на других. Нарушено право на сохранение индивидуальности)
  9. Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»? (Право на неприкосновенность)

 Дополнительный вопрос: Попытайтесь опровергнуть следующее высказывание, используя статьи Конвенции о правах ребёнка.

 -Ребёнок должен жить в своей семье, несмотря на то, что это противоречит его интересам.

(Согласно ст.9 ребёнок имеет право жить со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребёнка. Ребёнок имеет право сохранить связь с обоими родителями в случае разлучения  с одним из них или с обоими)

Ст.вос-ль: Чтобы подвести итог нашего семинара, мы предлагаем поиграть в игру «Волшебный сундучок» Из сундучка по очереди достаются предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо подобрать к каждому предмету картинку.

Свидетельство о рождении. Что это за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя)

Сердечко. Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь)

Домик. Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество)

Конверт. О чём напомнил конверт? (Никто не имеет права читать                            чужие письма )

Букварь. О каком праве напоминает эта книга? (О праве на образование)

Картинка мамы с дочкой. О чём напоминают эта картинка? (О праве ребёнка быть вместе с мамой).

Все люди, маленькие и взрослые, имеют права и никто не может их нарушать. Предлагаю выполнить упражнение, которое поможет выразить свою любовь и подарить кому-нибудь теплоту и нежность своего сердца. (Упражнение выполняется под музыку). Встаньте, сложите ладошки, представляя, что вы держите птицу в руках. Чтобы её согреть, подышите на ладошки, прижмите их к груди и выпустите птичку на волю. Сейчас вы почувствовали, как приятно о ком-то заботиться и как это ответственно.

В жизни можно по-разному жить:

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнажённой солнце достать

И подарить его людям.

Мы надеемся, что тема семинара никого из вас не оставила равнодушным и вы узнали для себя что-то нужное и новое. Благодарим за активное участие и  сотрудничество!

А сейчас я хочу подарить вам на память памятки для родителей и педагогов «Как нельзя наказывать детей дошкольного возраста» и «Как нужно поощрять детей дошкольного возраста»,  кроме того, хочу предложить вам список документов по защите прав детей и небольшие подарки в виде эмблем, как напоминание о сегодняшнем педсовете.

 

Основными международными документами                                                                  по защите прав ребёнка являются:

 - Всеобщая декларация прав человека;

 - Декларация прав ребёнка;

- Конвенция ООН о правах ребёнка;

 -Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Нормативные документы федерального уровня:

 - Конституция РФ;

 - Гражданский кодекс;

 - Семейный кодекс РФ (2000 г.);

 - Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

 - Закон РФ «Об образовании»;

 - Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

Региональные нормативные акты по вопросам охраны прав детей:

 - Законы, принятые законодательными органами субъектов РФ;

 - постановления (распоряжения) органов исполнительной власти.

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Данный опросник является анонимным (Вы не называете свою фамилию), поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны.

  1. Считаете ли Вы себя компетентными в вопросах воспитания?_________________________________________________________

2. Кто, по-Вашему, более ответственен за воспитание ребёнка – семья или дошкольное образовательное учреждение?______________________________________________________

3.Вас наказывали Ваши родители?___________________________________________________________

 4. Какие наказания применяли по отношению к Вам родители в детстве? Подчеркните: пощёчина, ремень, шлепок, ставили в угол, лишали еды, били кулаком, сажали в тёмное место, ставили на колени на крупу, не разговаривали, лишали удовольствий, другое______________________________________________________________

___________________________________________________________________

5. Как Вы наказываете Вашего ребёнка?____________________________________________________________

___________________________________________________________________

6. Продолжите высказывание «Мне приходится наказывать ребёнка, когда он…»_________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какие наказания Вы считаете возможным применять по отношению к ребёнку?_______________________________________________________________________________________________________________________________

8. Что Вас раздражает в ребёнке?_________________________________________________________

___________________________________________________________________

9. Что Вас раздражает в себе?____________________________________________________________

10. Знакомы ли Вы с основными документами по защите прав детей? Если знакомы, то с какими? _____________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Существуют ли в Вашей семье проблемы, по которым Вам нужна помощь специалиста (врача, психолога, юриста)?____________________________________________________________

12. В чём, по-Вашему, проявляется нарушение прав ребёнка?___________________________________________________________

 

Анкета для педагогов.

Уважаемый коллега!

Для совершенствования работы нашего ДОУ по защите прав и достоинств  ребёнка необходимо опереться на Ваш жизненный и профессиональный опыт. Своё мнение по ряду вопросов Вы можете высказать в анкете.  Спасибо за помощь.

  1. Какие международные документы о правах ребёнка Вам известны?

_______________________________________________________________________

  1. Считаете ли Вы необходимым защищать права и достоинства ребёнка в нашей стране? Да, нет (нужное подчеркнуть)
  2. Если «да», то какие права ребёнка нарушаются?___________________________

____________________________________________________________________

  1.  Соблюдение каких прав ребёнка обязано взять на себя дошкольное образовательное учреждение?__________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Какие права ребёнка чаще всего нарушаются в семьях детей Вашей группы?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. При каких условиях окажется возможным соблюдение прав ребёнка в семье и в детском саду?________________________________________________________

____________________________________________________________________7. Что Вы понимаете под правовым воспитанием детей?___________________

____________________________________________________________________

8.Следует ли подключать родителей к правовому воспитанию детей?  Да, нет (нужное подчеркнуть)

9.Как они отнесутся к такому предложению детского сада?  Положительно, отрицательно (нужное подчеркнуть)

10. С какого возраста целесообразно приобщать ребёнка  к правовой культуре общества, в частности к осознанию прав человека, в том числе собственных (нужное подчеркните)?

С раннего возраста

С младшего дошкольного

Со среднего дошкольного

Со старшего дошкольного

С младшего дошкольного

Можно ли полвести детей старшего дошкольного возраста к пониманию таких слов как «право», «свобода», «закон», «равноправие», «обязанность», «международный документ». ?  Да, нет (нужное подчеркнуть)

  1. Какие средства и методы следует использовать, формируя у детей представления о правах человека?__________________________________

__________________________________________________________________

  1. Имеете ли Вы опыт воспитания детей с учётом прав человека?__________

____________________________________________________________________

14. Хотели бы Вы повысить уровень своих знаний о правах ребёнка и правовом воспитании детей дошкольного возраста?   Да, нет (нужное подчеркнуть)





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Гражданско - правовое воспитание дошкольников"

Тема гражданско-правового воспитания дошкольников достаточно актуальна на сегодняшний день....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (правовое воспитание) "Имею право жить"

Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на жизнь и здоровое развитие, государство заботится об этом....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (правовое воспитание) "Имею право жить"

Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на жизнь и здоровое развитие, государство заботится об этом....

Занятие по правовому воспитанию "Ваши права-дети"

Занятие направлено на уточнение знаний детей о гражданских провах и обязанностях....

Выступление на педсовете, посвященному правовому воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении

Человек получает права, когда появляется на свет. В раннем детстве ребенок должен почувствовать и осознать себя человеком, живущим в обществе и имеющим равные со всеми права, обязанности и свобо...

Педсовет: «Формирование правовой компетентности у детей дошкольного возраста и их родителей»

Педсовет:«Формирование правовой компетентности у детей дошкольного возраста и их родителей»...