Программа "Родничок"
рабочая программа (старшая группа) по теме

Программа "Родничок" представляет собой систему формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста, включает в себя методические рекомендации и перспективный план работы. Программа рекомендована воспитателям ДОУ, педагогам художественно-эстетического направления и всем тем, кому не безразлично будущее детей России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskiy_godovoy_plan_k_programme.doc155 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет Образования и Науки г. Новокузнецка

Отдел Образования по Заводскому и Новоильинскому районам

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17» компенсирующего вида

«Родничок»

Программа по воспитанию нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста

Составил:

Воспитатель Тихонова Н.Н.

Программа «Родничок» представляет собой систему формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста. Данная программа включает в себя методические рекомендации, перспективный план работы, сценарии народных праздников, конспекты занятий по разделам: «Родная семья», «Родной город», «Родная культура», «Родная страна».

Программа рекомендована воспитателям ДОУ, педагогам художественно-эстетического направления и всем тем, кому не безразлично будущее детей России.

Меняются времена, эпохи, люди… Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте важно воспитать, взрастить в детской душе патриотическое чувство, чувство Родины. В последнее время мы в немалой степени растеряли свои национальные черты, ценностные ориентиры, предали русскую народную культуру, отвергли то, что является сутью русского человека. Поэтому актуальной является проблема сохранения нравственных и эстетических ценностей родной культуры и истории в самом нежном возрасте. Это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

В связи с этим была разработана программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Родничок», адаптированная к условиям коррекционного детского сада.

Цель программы – формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников.

В основу содержания программы положены следующие дидактические принципы:

  1. принцип доминирования воспитания над обучением;
  2. принцип приоритета отечественных педагогических и культурных традиций;
  3. принцип научности доступности исторического материала;
  4. принцип профессиональной компетенции педагога, основанной на личностно-ориентированном взаимодействии его с ребенком;
  5. принцип личного примера педагога-патриота;
  6. принцип сотрудничества, взаимопомощи, поддержки при организации любой деятельности.

Задачи программы.

  1. Формировать у детей чувство любви к своей «малой Родине» (городу Новокузнецку) на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
  2. Формировать представления о России как о родной стране, о Москве как столице Российской Федерации.
  3. Воспитывать уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воздействия: музыка, изо-деятельность, художественное слово.
  4. Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственных символов России.

Методы и приемы.

Словесный: объяснение, рассказ, беседа (эвристическая, репродуктивная), разъяснение, этическая беседа.

Наглядный: показ способов деятельности, демонстрация пособий, иллюстраций, фотографий, зрительные и звуковые (видео-, аудиозаписи).

Практический: поделки своими руками, игровая деятельность, соревнования, КВН, экскурсии, моделирование, создание макетов, создание предметов-имитаций.

Формы работы: беседы, занятия, игры нравственно-патриотического содержания, праздники, тематические прогулки, экскурсии, концерты, выставки, просмотр видеофильмов.

Уровень знаний дошкольников по данной теме оценивается по следующим критериям.

Высокий уровень – знает название города, страны, свой адрес; называет и узнаёт (по иллюстрации) достопримечательности, зелёные зоны родного города, 4-5 улиц, площадей, проспектов; знает и узнаёт флаг, герб, гимн России; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договариваться со сверстниками, анализировать поступки.

Средний уровень - знает название города, страны, свой адрес; флаг, герб, гимн России; затрудняется назвать достопримечательности, зелёные зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договариваться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.

Низкий уровень – не знает названия страны, города, своего адреса, но узнаёт флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц, проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договариваться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

В настоящее время предлагается много путей и способов воспитания патриотизма у дошкольников, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача педагогов, родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экологические особенности региона, где он живет. Он должен продумать, о чем рассказать детям, особо выделить характерное только для данной местности, доступно показать связь родного города со всей страной. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, свой край, город.

Планируемая работа по нравственно-патриотическому воспитанию разделена на блоки: «Родная семья», «Родной город», «История и культура родного края», «Моя страна». Материал каждого блока входит в разные виды деятельности: познавательную, художественно-речевую, художественно-творческую, музыкальную.

Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень нравственно-патриотического воспитания дошкольников. На этом этапе идет тесная работа с родителями: проведение совместных праздников; оформление альбомов, выставок; экскурсии в краеведческий, шорский музеи города, по достопримечательностям Новокузнецка.

С детьми продолжать беседовать в свободное время на темы: «Любимый отдых членов семьи», «Как я провел выходной день», «С кем я живу». Включать как часть занятия дидактические игры: «Дарю (получаю) подарки», «Встреча гостей», «Моя квартира», «День рождения (именины)». Познакомить детей со значением некоторых имен. Для этого планируется занятие «Имя – великое сокровище». Именины – праздник носителя имени, которые были часто употребляемы в старину. Обратить внимание детей на красоту звучания этих имен, на глубину смысла.

С малых лет следует воспитывать положительное отношение к труду и трудящемуся человеку, на конкретных примерах (где работают родители) показывать детям общественную значимость труда взрослых, раскрывать богатство человеческих отношений в труде. В городе много промышленных предприятий, на которых работают родители детей. Необходимо в доступной форме познакомить дошкольников с одним из этих предприятий (ЗСМК) и рассказать, какую продукцию оно выпускает и какие люди там работают. Также детей следует познакомить с работой тех людей, которые имеют к ним непосредственное отношение: врача, медсестры, воспитателя, логопеда и т.д. Знакомясь с трудом взрослых, ребенок употребляет названия профессий своих родителей, характерные для города, где мы живем. У них воспитывается интерес к труду, уважение к людям труда и желание подражать им.

В блоке «Родной город» продолжаем знакомить дошкольников с Новокузнецком. Рассказать об известных памятниках архитектуры, о знаменитых земляках (художниках, писателях), используя фотографии, открытки, иллюстрации. Целесообразно провести во время зимних каникул экскурсии с родителями по городу, по памятным местам, по нашему району. Свои впечатления отражать в рисунках, играх, конструировании, беседах, моделировании. Методическое сопровождение тематических и интегрированных занятий по ознакомлению детей с родным городом включает учебно-познавательную, художественную литературу, видеотеку. Основной целью проводимой работы на данном этапе является воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живет. Познакомить детей с понятием «спальный район», объяснить, что это такое. Закрепить истинное название района. Рассказать об особой инфраструктуре, которая облегчает жизнь жителям: магазины, детские сады, школы, спортивные комплексы, поликлиника, предприятия бытового обслуживания. В нашем районе есть службы спасения: пожарная часть, скорая помощь, которые помогают и соседним районам. Как же им не гордиться?

В этом блоке нужно рассказать детям о жизни наших предков. Познакомить с жилищем русского человека: с избой «рубленной из бревен», печью «всему голова». В музее «Русская изба» рассмотреть предметы быта: мебели (лавку, стол, сундук, люльку); посуду (глиняную, чугунную, деревянную); предметы обихода (коромысло, кочергу, ухват, прялку). Продолжать знакомить детей с русскими народными традициями и акцентировать внимание на гостеприимстве русского народа, почитании родителей, выражении приветствия, благодарности, пожелания (здравствуйте, милости прошу, спасибо, мир вашему дому). Целесообразно проводить народные праздники: Новый год, Рождество, Масленицу, Троицу. Рассмотреть образцы или иллюстрации русского национального костюма: сарафан, пояс, женские головные уборы (кокошник, капор, сорока, павлин). Детей старшего дошкольного возраста продолжать знакомить с устным народным творчеством: сказками, песнями, загадками, считалками, перевертышами, скороговорками. Эту работу целесообразно проводить вне занятий: в вечернее время, на прогулке, на лужайке. Ребята рассаживаются вокруг педагога, и он рассказывает им сказку, загадывает загадки, вместе с детьми поет народные песни. Продолжать знакомить с историей возникновения русской народной игрушки: деревянной (матрешками, дергунчиками), глиняной (каргопольской, филимоновской, дымковской). Дать представление о кукле-самоделке. На занятиях по изо-деятельности познакомить с произведениями жостовских и гжельских мастеров, тем самым вызвать желание самим создавать поделки по мотивам народно-прикладного искусства. Углублять представления детей о великих писателях, художниках, композиторах. Дети этого возраста должны знать определенные произведения, которые написал А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, П.И. Чайковский, узнавать их на портретах, иметь представление о некоторых фактах их биографии. Особенно важным в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников является привитие любви к музыке русских композиторов-классиков. Произведения великих композиторов, также как и писателей, художников, - предмет славы, гордости нашего народа. Дети этого возраста должны узнавать некоторые произведения П.И. Чайковского, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, уметь определять их характер и настроение. Можно устраивать вечера классической музыки. Воспитатель продолжает знакомить детей с произведениями великих мастеров кисти. Педагог рассказывает, что В.И. Васнецов был художником-сказочником, а И. Шишкин – лесным художником. Рассматривать репродукции картин выдающихся пейзажистов, слышать их имена и оценку их творчества – это, значит, обогащать мысли и души ребят, учить их гордиться культурой всей великой страны.

Блок «Родная страна». Первые представления о родной стране, которые получает ребенок в детском саду, должны включать в себя сведения о природе той местности, того края, где он живет и о разнообразной природе России. Любовь к природе – это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Любовь к природе определяется прежде всего действенным, бережным отношением к ней. У детей дошкольного возраста это выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений и т.д. У старших дошкольников возрастает интерес к природе родного края, к разнообразию флоры и фауны всей нашей страны. Чтобы продемонстрировать детям особенности природных зон необходимо приобрести географические карты России и родного края (Кемеровской области). С детьми можно сделать альбом или оформить выставку о природе родного края, подготовить совместно с родителями материал для Красной книги Кузбасса. Большую помощь детскому саду в обогащении чувственных представлениях дошкольников, в организации разнообразных их встреч с природой может оказать семья.  Это прогулки в лес, на водоем в выходные дни, сбор природного материала для поделок, сбор лекарственных трав. Показателями положительного отношения к природе является интерес детей к организации совместных с родителями выставок: «Природа и фантазия», «Что нам осень принесла». С большим удовольствием ребята вместе с мамами и папами создают поделки из шишек, веток, желудей, забавных зверушек из овощей, оформляют букеты цветов. Все эти виды деятельности способствуют развитию у детей эстетического отношения к природе. Расширяя знания детей о нашей Родине, необходимо познакомить их со столицей России – Москвой. Интерес представляют занятия, на которых рассказывается о великих поэтах, писателях, живших в Москве. Проводя эти занятия, воспитатели используют иллюстративный материал: фотографии, репродукции картин, видеофильмы. Большую помощь в проведении таких занятий оказывает художественная литература, особенно такие произведения как книги С. Баруздина «Страна, где мы живем», «Прогулка» (отрывки), Н. Михайленко «От края до края», С. Прокофьева «Москва». Используя рассказы из книги Н. Сладкова «Разноцветная земля» педагог может дать интересную информацию о тундре, тайге, морях и реках нашей страны. Целесообразно провести сравнительную беседу о севере и юге нашей Родины.

Одним из разделов патриотического воспитания дошкольников является ознакомление с государственной символикой России. Первое занятие необходимо посвятить происхождению первых символов: флага и герба, использовать иллюстративный материал. Подвижные игры, раскраски, занятия-аппликации, дидактические игры, игры с лего-наборами (замки, рыцари, боевые кони), средневековые легенды помогут на эмоциональном уровне закрепить полученный материал. Следующий этап работы – объяснение изображений на гербах. Здесь на помощь приходят гербы городов России. Очень удивительный, благодатный методический материал – гербы городов России. Существуют три основных типа городских гербов: исторические, природные, профессиональные. Работу на этом этапе можно организовать двумя вариантами. Первый, более традиционный, занятие. Второй вариант – освоение материала в разнообразных видах деятельности детей. Педагог готовит конспекты занятий, например: «История в гербах», «Руки трудовые» (отражение в гербах профессий), «То березка, то рябинка» (экология в гербах), «На страже Родины» (военная тематика). Второй способ более трудоемкий, требует от педагогов отличного знания материала, ориентировки в нем и быстрой реакции, а также наличия большого количества наглядных и дидактических пособий.

Основные этапы работы.

  1. Начинать работу с «говорящих» гербов.
  2. Подводить детей к понятию «символ».
  3. Рассматривание экологических гербов.
  4. Знакомство с историческими гербами.
  5. Ознакомление со сложной символикой, как московский герб – «Георгий Победоносец» и «Двуглавый орел – символ России».

Принцип создания герба и флага едины. Предлагаются формы работы с родителями:

  1. Участие в создании мини-музея государственной символики.
  2. Создание собственного герба семьи.
  3. Участие в оформлении коллективного альбома «Символика России».

Работа по ознакомлению с символикой предусматривает большое количество наглядного материала и дидактических пособий. Демонстративный материал, гербы городов России, можно выполнить в виде аппликации (А 4), затем разместить файлы и собрать в альбом. Этот альбом должен быть в свободном пользовании детей.

Таким образом знакомство с государственной символикой значительно расширяет знания дошкольников о родной стране, воспитывает в нем чувство гордости и уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.

Тематический годовой план к программе «Родничок»

Сроки

Виды деятельности

Содержание

Сентябрь

Познавательная деятельность

Художественно-речевая деятельность

Художественно-творческая деятельность

Музыкальное творчество

  1. Экскурсии (с родителями) «Улицы нашего города», «Кузнецкая крепость».
  2. Посещение музея «Русская изба» (детский сад).
  3. Беседа «Страна, в которой мы живем».
  4. Рассматривание герба города Новокузнецка.
  5. Дидактическая игра «Придумай и нарисуй символ».

  1. Рассказ воспитателя о людях каменного века.
  2. Чтение рассказа «Белый Олешек» В. Лариной (о жизни древних охотников).
  3. Чтение сказок, былин о русских богатырях «Ой, вы, гой еси, богатыри да русские».

  1. Аппликация «Девичьи головные уборы».
  2. Знакомство с декоративно-прикладным искусством. Жостово. Роспись жостовского подноса «Овощи».

  1. Прослушивание грамзаписи русских народных песен.
  2. Песня-хоровод «Рябинушка» (разучивание).

Октябрь

Познавательная деятельность

Художественно-речевая деятельность

Художественно-творческая деятельность

Музыкальное творчество

  1. Рассматривание иллюстраций «Народы нашего края» (воины-тагарцы, шорцы, телеуты).
  2. Беседа «Октябрь-грязник ни колеса, ни холода не любит». Дидактическая игра «Разноцветные листья» (об осенних деревьях края).
  3. Рассматривание флага России. Дидактическая игра «Раскрась флаг России».
  4. Игра-путешествие «Кто главный в лесу» (моделирование карты).

  1. Заучивание стихов, пословиц, поговорок об осени» (народных примет).
  2. Знакомство детей с видами письменности на Руси «Узелковое письмо».

  1. Изготовление макета «Кузнецкая крепость» (совместная деятельность).
  2. Ручной труд «Пояса-обереги», «Игрушки древних славян» (солома), «Животные нашего леса» (оригами).
  3. Роспись глиняной игрушки (филимоновской).
  4. Конструирование «Изготовление стягов».
  5. Аппликация «Флаг России».

  1. Знакомство с творчеством П.И. Чайковского, прослушивание концерта «Времена года».
  2. Знакомство с русским народным инструментом – балалайкой.
  3. Прослушивание гимна России.

Ноябрь

Познавательная деятельность

Художественно-речевая деятельность

Художественно-творческая деятельность

Музыкальное творчество

  1. Экскурсия в музейную комнату детского сада. Знакомство с основными правилами народного этикета.
  2. Беседа «Москва Златоглавая», об истории возникновения Москвы (показ видеофильма).
  3. Рассматривание гербариев «Хвойные деревья родного края».
  4. Работа с картой Кемеровской области.
  5. Занятие-путешествие «Мы живем в Новокузнецке»

  1. Чтение стихов о Новокузнецке Д. Калачевой, А. Плошниковой.
  2. Заучивание пословиц и поговорок о Москве «Москва – сердце России».

  1. Строительная игра «Красивые здания нашего города» («проектирование» зданий).
  2. Рисование «Где живет перо Жар-птицы?» (о традициях хохломской росписи).
  3. Лепка «Птица-свистулька».

  1. Прослушивание музыкальных произведений П.И. Чайковского «Лебединая песнь».
  2. Разучивание песни О. Кулолаевой «Наш город» (о Новокузнецке).
  3. Знакомство со свистулькой, разучивание русской народной песни «На зеленом лугу».

Декабрь

Познавательная деятельность

Художественно-речевая деятельность

Художественно-творческая деятельность

Музыкальное творчество

  1. Беседа «Кто и как переживает зиму в лесу» (о животных и птицах Кузбасса).
  2. Знакомство с гербом России.
  3. Составление схемы по изготовлению различной символики: герб группы, герб детского сада, герб семьи.
  4. «Пришла каляда накануне Рождества», беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях.

  1. Беседа «Пришел мороз – береги ухо и нос». Знакомство со сказкой Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе, о зиме.
  2. Чтение рассказа «Как Егорка был в осаде?» (как первые переселенцы оборонялись от набегов местных племен).

  1. Знакомство с гжельским художественным промыслом «Гжель прекрасная».
  2. «Дворец для Снегурочки», рисование по мотивам гжели.
  3. Лепка «Дед Мороз и Снегурочка» (соленое тесто).
  4. Ручной труд, изготовление макета детского сада (совместная деятельность).

  1. Прослушивание фрагментов оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» (грамзапись).

Январь

Познавательная деятельность

Художественно-речевая деятельность

Художественно-творческая деятельность

Музыкальное творчество

  1. Посещение Краеведческого музея с родителями на каникулах. Беседа «Что я видел в музее?».
  2. Составление альбома «Наш город» (совместная деятельность).
  3. Рассматривание картины В. Васнецова «Три богатыря», рассказ о русских богатырях.
  4. «Имя – великое сокровище», беседа в Татьянин день.

  1. Словесные игры о народном юморе «Шутку шутить – людей насмешить», «Путаница» (докучные сказки, скороговорки, дразнилки).
  2. Чтение рассказа «Олененок» (о животных и растениях Кузбасса).

  1. Ручной труд, изготовление макета «Театр».
  2. Декоративное рисование «Украшение варежки русским орнаментом».
  3. Выставка детского творчества «Рождественское чудо».

  1. Прослушивание музыкальных голосов природы «Утро в лесу».
  2. Разучивание «Русского танца».
  3. Пение «Рождественские калядки».

Февраль

Познавательная деятельность

Художественно-речевая деятельность

Художественно-творческая деятельность

Музыкальное творчество

  1. Занятие-путешествие «Москва – столица России» (видеофильм).
  2. Оформление альбома «Мой папа – защитник».
  3. Составление коллекции и рассматривание «Полудрагоценные камни и полезные ископаемые Кузбасса».
  4. Викторина «Знаток своего города и его достопримечательностей».
  5. Беседа «Царь Петр I – основатель Санкт-Петербурга».

  1. Чтение рассказов о русском полководце А. Суворове.
  2. Путешествие по сказкам А.С. Пушкина. Нравственные уроки «Не задавайся, не проси лишку, а то останешься у разбитого корыта».

  1. Рассматривание картин художников-пейзажистов Левитана, Поленова, Шишкина.
  2. Аппликация на липучках «Собери гербы городов», «Придумай свой герб».
  3. Рисование «Богатыри – защитники Руси».
  4. Ручной труд, изготовление атрибутов к русским народным играм.

  1. Праздник, посвященный защитникам Отечества «Богатырская сила».
  2. Прослушивание фрагментов кантаты С. Прокофьева «Вставайте, люди русские!».
  3. Русские народные игры под музыку и песни «Колобок», «Баба Яга», «Гори, гори ясно!».
  4. Прослушивание песни О. Газманова «Москва».

Март

Познавательная деятельность

Художественно-речевая деятельность

Художественно-творческая деятельность

Музыкальное творчество

  1. Интегрированное занятие «Грач на горе – весна на дворе» (о русских обычаях встречи весны).
  2. Этическая беседа «Сердце матери лучше солнца греет».
  3. Рассматривание альбома русских народных костюмов «Поэзия народного костюма».
  4. Занятие-путешествие «Широка страна моя родная».

  1. Заучивание стихов о маме и бабушке, пословиц и поговорок о материнской любви.
  2. Рассказ воспитателя «Подруга дней моих суровых…» (о роли няни Арины Родионовны в становлении Пушкина как истинно русского поэта).
  3. Чтение сказок, рассматривание иллюстраций, аудиозапись.

  1. Декоративное рисование «Роспись ложки» (золотая хохлома).
  2. Ручной труд «Конусные игрушки».
  3. Рисование «Ночной Новокузнецк».
  4. Коллективное панно «Цветы» (хохлома).

  1. Развлечение «Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько» (воспитание трогательных чувств к традициям народных гуляний).
  2. Пение закличек о весне.
  3. Разучивание танца «Ложкари».
  4. Прослушивание пьесы П.И. Чайковского «Масленица» (цикл «Времена года»).
  5. Праздник мам – 8 марта.

Апрель

Познавательная деятельность

Художественно-речевая деятельность

Художественно-творческая деятельность

Музыкальное творчество

  1. Решение экологической проблемы в беседе «Что боятся звери и птицы в лесу» (о животных родного края).
  2. Рассказ о пасхе «Красная горка». Словесные игры «Садовник», «Бирюльки».
  3. Космическое путешествие, моделирование «Планеты в семье Солнца».
  4. Оформление альбома «Гербы городов России».
  5. Выставка-экскурсия «Лес в жизни человека».

  1. Заучивание стихов, пословиц, примет о весне.

  1. Декоративное рисование «Роспись прялки».
  2. Ручной труд «Бисероплетение».
  3. Выставка творческих работ детей: сувениры, пасхальные композиции, игрушки, рисунки).

  1. Праздник «Снова весна идет».
  2. Инсценировка любой народной сказки.
  3. «Белые ночи» - сказочный мир в музыке П. И. Чайковского.

Май

Познавательная деятельность

Художественно-речевая деятельность

Художественно-творческая деятельность

Музыкальное творчество

  1. Рассматривание картинок, фотографий с изображениями храмов, парков, улиц, цирка и других достопримечательностей города Новокузнецка.
  2. Экскурсия с родителями по Бульвару Героев. Возложить цветы к Вечному Огню.
  3. Заключительная беседа с просмотром видеофильма «Человек без Родины, что соловей без песни».

  1. Разучивание стихов ко Дню Победы, чтение рассказов и повестей о событиях ВОВ.
  2. Чтение сказки «Лесной художник» (о творчестве И. Шишкина).
  3. Чтение шорских народных сказок «Легенды горы Зеленой».

  1. Коллективная работа, аппликация «День Победы».
  2. Рисование «Мой любимый город».

  1. Разучивание детских песен о Дне Победы, о мире.
  2. Праздник «Троица» (на территории детского сада возле березки).

Пример диагностики детей по нравственно-патриотическому воспитанию

Фамилия, имя ребенка

Родная страна

Назва

ние страны

Назва

ние города

Назва

ние своего района

Домаш

ний адрес

Назва

ния досто

приме

чатель

ностей города

Назва

ния зеленых зон

Назва

ния площа

дей, проспектов

Общая оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Анкета для родителей

  1. Что для вас значит нравственно-патриотическое воспитание ребенка?
  2. Находите ли вы время показать ребенку достопримечательности города?
  3. Какие памятные места города вы уже посетили?
  4. Знакомите ли вы детей с устным народным творчеством?
  5. Какие произведения народного творчества (сказки, пословицы, поговорки, загадки, небылицы, частушки, игры) знает ваш ребенок?
  6. Как вы воспитываете в ребенке бережное отношение к природе?
  7. Как часто вы бываете с детьми на природе (прогулки в лес, отдых вблизи водоемов, зимой на лыжах и др.)?
  8. Знает ли ваш ребенок символику государства (герб, флаг, гимн)?
  9. Какие города России знает ваш ребенок? Какие города вы посещали?
  10. Рассказываете ли вы вашим детям о людях, прославивших нашу Родину: о художниках, композиторах, спортсменах, космонавтах, героях ВОВ?
  11. Считаете ли вы актуальной проблему нравственно-патриотического воспитания детей в дошкольном возрасте? Почему?

Литература:

«Как научить любить Родину?», пособие. Составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. М., АРКТИ, 2003.

«Дошкольнику об истории и культуре России», пособие. Составитель: Данилина Г.И. М., АРКТИ, 2004.

«Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности», пособие. Под ред. Остапца А.А., Абросимовой Г.Н., Трубачевой М.Е. М., АРКТИ, 2003.

«Моя страна», практическое пособие. Составители: Натарова В.И., Борискин Н.В., Колесова Н.В. Воронеж, ТЦ «Учитель», 2005.

«Что может герб нам рассказать» (нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию). Составитель: Логинова Л.В. М., 2006.

«Герб и флаг России», методические рекомендации Ривина Е.К. М., АРКТИ, 2003.

«Золотые зернышки», методическое пособие. Составитель: Кулолаева О.А. Новокузнецк, 2005.