«Развитие любознательности у детей раннего возраста через игры - занятия с элементами экспериментирования».
статья (младшая группа) по теме

Сизоненко Ирина Ивановна

Маленькие детки по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность - желание познать закономерности окружающего мира. Именно поэтому очень важно интерес ребенка, любознательность сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития. Познавательный интерес ребенка должен рождать в нем добрые чувства, быть повернутым в полезное русло.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие любознательности у детей раннего возраста через игры - занятия с элементами экспериментирования».

(из опыта работы воспитателя МАДОУ ЦРР д/с №2

«Счастливое детство» города Советска Калининградской области Сизоненко Ирины Ивановны)

Маленькие детки по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность - желание познать закономерности окружающего мира. Именно поэтому очень важно интерес ребенка, любознательность сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития. Познавательный интерес ребенка должен рождать в нем добрые чувства, быть повернутым в полезное русло.

 На протяжении уже нескольких лет я работаю над темой «Развитие любознательности у детей раннего возраста через игры-занятия с элементами экспериментирования». Считаю, развитие любознательности, познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день.

Для того чтобы игры-экспериментирования успешно осуществлялись в группе, я постаралась создать соответствующую предметно-пространственную среду, в которой главное место отвела центру экспериментирования «Песок-Вода». Родители с удовольствием откликнулись на просьбу принять участие в пополнении необходимого оборудования: ракушки, камешки, разнообразные контейнеры, воронки, пластиковые баночки, губки, пробки... Все это позволило нам проводить всевозможные игры - эксперименты. В процессе игр дети узнали, что вода не имеет вкуса, запаха, что тяжелые предметы (камешки) в воде тонут, а легкие (поролон, пробки, перышки..) нет. С большим интересом дети наблюдали за тем, что водичку можно «покрасить», они с удовольствием окрашивали воду разными цветами. Из сказки «Про маленькую капельку» дети узнали, что когда очень холодно, водичка может превратиться в лед, а вернуться назад, ей поможет солнышко, что у водички есть своя «песенка» - в комнате психологической разгрузки наблюдали за тем, как бьет водичка в фонтане, прослушивали аудиозаписи шума моря, дождя. Стараюсь подвести понимание детей к тому, что без воды не могут жить растения, птицы, рыбы и человек. Для этого рассматриваем с детьми картины, ухаживаем за растениями, рыбками.

В процессе работы знакомлю детей со свойствами и качествами такого материала как камень: они бывают большие и маленькие, тяжелые и легкие, твердые, тонут. Из камней можно делать постройки.

Камни, песок, вода постоянно присутствуют в группе. Вместе с детьми мы изучаем их свойства, играем с ними, делаем поделки, которые в последствии становятся украшением группы: из камней выложили и раскрасили «Цветик-семицветик», построили дорожку к домику зайчика... Здесь проявляются творческие качества, развиваются воображение и сенсорные способности. Опыт и наблюдения мы повторяем, усложняем, переносим из группы в предметную среду и наоборот. Вообще исследовательскую деятельность, стараюсь включать в разные виды деятельности: в игру, на занятие, прогулку.

В процессе работы, играя с детьми, стараюсь создавать проблемные ситуации, позволяющие ребенку делать какие-то самостоятельные выводы. Например, развивая сюжет ролевой игры, предлагаю слепить пирожки для угощения кукол, используя для этого сухой песок. Попытка вылепить из него пирожки первоначально заканчивается неудачей, при этом дети сами осознают, что у них не получается и почему. Неудача направляет внимание на выявление свойств песка. Возникшая проблемная ситуация активизирует познавательную активность детей. Чтобы найти выход из создавшейся ситуации предлагаю детям намочить песок и попробовать еще раз слепить пирожки. Дети с радостью замечают, что на этот раз у них все получилось.

Проблемная ситуация, неуспех в деятельности, замена материала и его сенсорное
обследование приводит к осознанию свойств материала (из влажного песка можно лепить);
дети знакомятся со способами обследования для выявления свойств (сжать, надавить
ладошкой), а также способами сделать песок пригодным для лепки.

В процесс познания включаются все органы чувств. Малыш слушает, смотрит, пробует на вкус, улавливает запахи, открывая многообразие признаков предметов. Для этого я учу
малыша способам обследования. Их формирование происходит по мере усвоения ребенком
сенсорных эталонов:

  1. слуховых (шкала музыкальных звуков, речевых фонем);
  2. зрительных (спектр цветов, геометрические формы);
  3. тактильных (представления о таких свойствах, как горячий - холодный, мягкий -
    твердый, гладкий - шершавый);
  4. обонятельных.

Малышу с помощью экспериментирования легче понять и установить связи,
закономерности в окружающем мире.

Всем известно, что основное ребенок познает дома из общения с родителями, участия в
повседневных делах, наблюдений за действиями членов семьи. Родители могут многое
сделать для развития, используя естественные ситуации (по дороге домой, дома на кухне, в
магазине, купая ребенка...). Именно поэтому, стараюсь привлечь родителей к совместному
решению данных вопросов, используя следующие формы:

  1. Родительский уголок
  2. Беседы, в том числе индивидуальные
  3. «Семейные встречи»
  4. Тематические консультации
  5. Опросы, анкетирование

Нацеливаю родителей на то, что любознательность - это черта характера, которую
необходимо развивать с раннего возраста, что врожденная потребность в новых
впечатлениях составляет основу гармоничного всестороннего развития ребенка.

В ходе работы, я могу сказать, что дети стали более самостоятельны, любопытны,
появился интерес к экспериментированию, расширился кругозор. Благодаря этому
большинство детей инициативны и активны в общении, установился тесный контакт с
родителями. Все это создает хорошую почву для развития любознательности и сенсорных представлений у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Развитие речи детей раннего возраста через включение их в процесс экспериментирования

Особенности экспериментирования в раннем возрасте - из опыта раборты с детьми 1,5 - 2 лет...

"Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через детское экспериментирование"

Образовательный проект предназначен для детей раннего возраста. Цель: развитие познавательной сферы детей через ыключение в процесс экспериментирования....

Консультация для воспитателей "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста, через игры-занятия с дидактическими игрушками"

Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста, через игры-занятия с дидактическими игрушками Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависи...

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через детское экспериментирование

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через детское экспериментирование...

«Развитие любознательности и активности у детей раннего возраста через игры-экспериментирования с водой, песком и камнями»

В раннем возрасте происходит активное знакомство ребенка с окружающим миром. Все, что окружает малыша, - вещи, игрушки, растения, животные, вода, песок и многое другое - вызывает у него интерес. ...

Проект на тему ««Развитие любознательности и активности у детей раннего возраста через игры-экспериментирования с объектами неживой природы» в раннем возрасте.(песок и вода)

Тип проекта: познавательный.Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий.Участники проекта: дети группы раннего возраста, воспитатели группы, родители.Социальная значимость про...

Проект на тему ««Развитие любознательности и активности у детей раннего возраста через игры-экспериментирования с объектами неживой природы» в раннем возрасте. (второй год)

Социальная значимость проекта: Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, экспериментирование с материалами и веществами является одним из основных видо...