Сообщение на тему: "Организация работы в летний период по ОЗОЖ и ОБЖ.""
материал (старшая группа) на тему
Выступление на районном семинаре "Организация работы ДОУ по ОЗОЖ и ОБЖ". В Сообщении раскрывается опыт работы воспитателя по ОЗОЖ и ОБЖ с детьми летом. Даётся список детской художественной литературы по теме "здоровый образ жизни", рифмованные правила безопасности для дошкольников в летний период, пословицы, поговорки об источниках опасности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_po_organizacii_raboty_po_ozozh_i_obzh_v_letniy_period.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 131»
Кировского района г. Саратова
Сообщение на тему:
«Организация работы в летний период по ОЗОЖ и ОБЖ»
Выступление на районном семинаре Подготовила: Пронина Наталья Петровна, воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 131»
Организация работы по ОЗОЖ и ОБЖ летом
Сложившаяся социальная и экономическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Наша задача - педагогов и родителей - состоит не только в том, чтобы обеспечить и защитить ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а
порой опасными жизненными ситуациями.
Развитие у дошкольников элементарных представлений о ОЗОЖ направлено в нашем ДОУ на формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды с целью сохранения и укрепления здоровья, достижения психологического комфорта, всестороннего развития потенциальных возможностей личности на основе понимания взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни.
Успешное формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в ДОУ и семье, созданий условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия триады ребёнок - педагог - родители, а инициатором и координатором в этом выступает наш дружный педагогический коллектив ДОУ.
Нами составлен план работы по ОЗОЖ и ОБЖ на летние месяцы в каждой взрослой группе и разработаны мероприятия на каждый летний месяц (они представлены на выставке, а именно планы и мероприятия в старшей логопедической группе). В нашем плане на лето представлены такие темы «Растения вокруг нас», «Здоровый образ жизни в большом городе летом», «Овощи и фрукты, полезные продукты», «Отдыхаем у воды», «Как природа помогает нам здоровыми быть», «Какая бывает вода» и другие.
Содержание работы по формированию представлений дошкольников ОЗОЖ и ОБЖ строится в нашем ДОУ и конкретно в старшей логопедической группе на следующих позициях: образовательная работа с детьми (сообщение новых сведений, закрепление представлений, умений, навыков); развивающая работа с детьми (развитие способности к установлению причинно-следственных связей между здоровьем и образом жизни).
Воспитательная работа с детьми — это формирование мотивации и потребности в ЗОЖ, ОБЖ, профилактика негативного поведения средствами формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников являются дидактические, сюжетно-ролевые игры, художественная литература, продуктивная и предметно-практическая деятельность.
Мы используем по ЗОЖ и ОБЖ такие формы работы как беседа, рассказ, путешествия, экскурсии, решение проблемных ситуаций, например, путешествие по экологической тропе - где изучаем по описанию лекарственные растения; экскурсия к перекрёстку дороги; разбираем проблемные ситуации «Место для отдыха», «Что поможет быть здоровым».
В летний период идёт закрепление полученных знаний, умений, навыков по ЗОЖ и ОБЖ. Мы используем наглядные, словесные и практические методы. Приведу примеры.
Словесные методы: Читаем художественную литературу по теме, например С.Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», когда говорили о правильном питании; О.Тарутин «Для чего нам светофор»; заучиваем поговорки, пословицы, например, «Где вода, там беда», «От воды жди беды» или «Не всякому верь - закрой крепче дверь»; нравится детям заучивать
рифмованные правила безопасности, например:
Летом в озере купайся,
Осторожненько плескайся,
Чтобы не было беды,
В воду с мамой заходи.
Летом дети проводят большую часть времени на прогулке, поэтому считаем необходимым проводить беседы о правилах поведения на улице, рассказывать о правилах дорожного движения, закреплять представления о предназначении светофора и его сигналах в игровой форме, используя
картонные кружки, макет светофора, макет улицы с домами, перекрёстками, игрушечными автомобилями (всё это есть в каждой возрастной группе). Тематика бесед: «Как рождаются опасные ситуации на дороге»; «Мы пассажиры» «О чём говорят дорожные знаки»)
Наглядные методы: Для ознакомления с ядовитыми растениями используем картинки, иллюстрации, объекты живой природы, например, ландыш, пижма, мухомор. Объясняем, что надо быть осторожными и отучаться от вредной привычки пробовать всё подряд и нюхать. Напоминаем им правила поведения на природе, например, нельзя жевать первую попавшуюся травинку; придя с прогулки из леса, парка обязательно вымыть руки.
Практические методы: С помощью дидактических игр идёт закрепление знаний, умений, навыков детей по ЗОЖ и ОБЖ, например, игра «Говорящие знаки», «Занимательная лекарственная азбука», «Съедобное - несъедобное; «Сто бед» (об опасных вещах), «Лабиринты» (надо выполнять действия, способствующие здоровому образу жизни).
Летом для детей проводим досуги, театрализованные представления (например, «Мой друг светофор», «У Мишки в гостях»). Они способствуют созданию условий эмоционального восприятия детьми сведений ОЗОЖ, ОБЖ, закреплению полученных представлений и их систематизации.
Считаем необходимым объяснять детям, что невыполнение привычных требований взрослых, особенно летом (не пить некипячёную воду, мыть овощи и фрукты, руки перед едой, носить облегчённый головной убор). В наши дни это может уберечь от болезни, а иногда и спасти жизнь. Летом мы ещё раз проводим опыты с водой, используем для этого фильтры, лупы для наглядной демонстрации того, что содержится в воде, чтобы у детей формировалось чувство брезгливости к «грязной воде».
Летом родители с детьми выезжают в деревню и здесь особенно осторожным должно быть поведение городских детей, которые впервые оказываются в сельской местности. Стараемся объяснить детям, что любые
животные с детёнышами или птицы часто ведут себя агрессивно и могут напугать или травмировать.
На летний период мы разработали для родителей консультации, памятки поведения в той или иной ситуации (например: «Внимание, ребёнок и дорога», «Опасные ситуации. Это надо знать», «Детский травматизм летом», «Внимание - ядовитые растения», памятка «Азбука вежливости» (о безопасном поведении).
Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможны лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком на равных: мы вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведём диалог, вместе с детьми познаём, удивляемся, делаем новые открытия.
Рифмованные правила безопасности
для дошкольников
(летний период)
1. Солнце - друг. Но важно знать -
Плохо с солнышком играть.
Страшен солнечный удар,
От него начнется жар.
- В темном если я заблужусь лесу -
Останусь на месте и крикну «Ау». - Когда грибы мы собираем,
Берем лишь только те, что знаем. - Мухоморы и поганки
Даже если со сметанкой,
Не годятся никуда.
С ними рядышком беда. Много яда в них, друзья, Знайте, кушать их нельзя.
5. Летом в озере купайся,
Осторожненько плескайся.
Чтобы не было беды,
В воду с мамой заходи.
6. Чтоб живот не заболел,
Нужно руки мылом мыть.
Еще правильно питаться,
Никогда не объедаться.
7. Балкон - не место для игр,
Без взрослого туда не выходи.
Опасно там играть и веселиться,
Ты можешь с высоты большой свалиться.
8. Руками сильно не маши,
Когда собаку встретишь.
Укусит - маме покажи
И с той собакой не дружи.
9. Телевизор включать не надо,
Если взрослых нет рядом.
Технику испортишь ты,
Еще - пожар может произойти.
10. У светофора окошечка три,
При переходе на них посмотри,
Если в окошечке красный горит -
«Стой, не спеши» - он тебе говорит.
Если вдруг желтое вспыхнет окошко -
Ты подожди, постой тут немножко.
Если в окошке зеленый горит,
Ясно, что путь пешеходу открыт.
11. Никогда не говори с незнакомыми людьми,
Не пускайте дядю в дом,
Если дядя не знаком!
И не открывайте тете,
Если мама на работе!
Чтоб тебя не обокрали,
Не схватили, не украли,
Незнакомцам ты не верь,
Закрывай покрепче дверь.
Пословицы, поговорки об источниках
опасности
- Берегись бед, пока их нет.
- Где вода, там и беда. От воды жди беды.
- Гляди под ноги: ничего не найдешь, так хоть нос не
расшибешь. - Знай край, да не падай.
- Ешь мед, да берегись жала.
- Не буди спящего пса: пес спит, а ты мимо.
- Не всякому верь - закрывай крепче дверь.
- Не играй с огнем - обожжешься.
- Погляди, прежде чем прыгнуть.
- Хорошо море с берега.
- Смотри в оба - не разбей лба.
Детская художественная литература по теме «Здоровый образ жизни»
О безопасном поведении пешеходов
М. Кривич, О. Ольгин «Школа пешехода»
С. Михалков «Дядя Степа - милиционер», «Шагая осторожно...»
В. Семеркин «Запрещается - разрешается»
И. Серяков «Горят огни на перекрестках»
О. Тарутин «Для чего нам светофор»
О питании
3. Александрова «Большая ложка»
А. Кардашова «За ужином»
С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»
Э. Успенский «Дети, которые плохо едят в детском саду»
О поведении в различных ситуациях
Г.П. Шалаева «Большая книга правил поведения для воспитанных детей»
О прогулке
А. Барто «Прогулка» Е. Благинина «Прогулка» И. Залетаева «Скакалочка» А. Кузнецова «Качели» С. Михалков «Прогулка»
О санитарно-гигиенических навыках
М. Яснов «Я мою руки» К. Чуковский «Мойдодыр» А. Кузнецова «Кто умеет»
О психологическом климате в группе и дома
И. Демьянов «В детский сад пришла я с мамой»
Г. Ладонщиков «Я не плачу»
Н. Найденова «Новая девочка»
Список литературных источников:
1. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2011.
2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.В. Безопасность. СПб.: «Детство-Пресс», 2002.
3. Белая К.Ю. Зимонина В.Н., Куцакова Л.В. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2000.
4. Форостенко «Защити себя сам!» Санкт-Петербург, 2009.
5. Шорыгина Т. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. – М.: Сфера, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме: " Организация дифференцированной работы с детьми в летний период"
Доклад по теме: " Организация дифференцированной работы с детьми в летний период"...
Консультация для воспитателей Тема: «Организация активного отдыха в летний период»
Консультация для воспитателей. Тема: «Организация активного отдыха в летний период»...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Тема: «Организация активного отдыха в летний период»
В летний период в детском саду особое место отводится физкультурно-оздоровительной работе. Это обусловлено, прежде всего, тем, что летом уменьшается количество занятий в помещении, режим дня насыщаетс...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Тема: «Организация активного отдыха в летний период»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙТема: «Организация активного отдыха в летний период»...
Фотоотчет на тему "Организация музыкальной деятельности в летний период(на улице)"
Фотоотчет Тема: «Организация музыкальной деятельности в летний период (на улице)» Цель: развитие эмоциональной сферы ребенка с использованием различных видов музыкальной де...
Консультация для воспитателей на тему: «Организация детского досуга в летний период»
Одним из важнейших вопросов в работе детского учреждения в летний период является организация досуга детей. Лето – самая любимая пора всех детей, ведь в теплую погоду можно практически цел...
Консультация для родителей на тему: " Организация досуга детей в летний период ".
Летнее время - самое благоприятное для укрепления здоровья детей....