"Святочный вечерок"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Воробьева Елена Викторовна

Комплексное познавалельное занятие с элементми фольклорного развлечения. На этом развлечении дети пяти лет  знакомятся, а дети шести лет закрепляют знания о русском народном празднике "Святки"; Дети играют в русские народные игры,исполняют святочные обряды и обычаи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx779.49 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное познавательное  занятие с элементами фольклорного развлечения

на тему «Святочный вечерок»

для старшей разновозрастной группы

Цель: 

Знакомство и закрепление  знаний  о   традиционном  русском народном  празднике – «Святки», его происхождении, обычаях и традициях  русского народа в святочные вечера.

Задачи:

1. Познакомить детей пяти лет и закрепить с детьми шести лет понятие «Святки» (святочные дни), «колядки», «колядование»; выяснить у детей какие дни считаются «святыми»( с 6 января по 19 января);

2.Продолжить рассказывать детям о традициях,  обычаях и обрядах;

3.Прививать любовь к русским народным праздникам.

Обогащение и активизация  словаря:

Святки, святые дни, Рождество, Крещение, Вифлеем, величальные песни, колядка, колядовать, ряженые,козюльки, сеятели,  гадание,  ясли, чело.

Предварительная работа: изготовление с детьми Рождественской звезды, заучивание с детьми подготовительной группы колядок, разучивание игры «Козуля», хороводной попевки «Овсень», дать детям на дом задание: расспросить бабушек и дедушек о том, гадали ли они и какие гадания использовали.

Материал:

Иллюстрации с изображением святочных гуляний, гаданий, «Рождества Христова»,  мешочек,  картинки с изображением профессий, аудиокассета и  DVD – диск из серии  “Сибирский календарь» Школы Традиционной Русской Культуры,  русские народные костюмы для воспитателя и детей подготовительной группы, элемент костюма для козы.

 

Ход занятия:

Детей встречает воспитатель в русском народном костюме, дети подготовительной группы одеты в русские костюмы.

Хозяюшка: Дорогие детушки! Здравствуйте, добро пожаловать! Присаживайтесь, кому, где удобно будет меня слушать!

Собрались мы с вами для беседушки,

Собрались мы с вами для забавушки,

Как когда – то ваши прадедушки,

Ну а с ними ваши прабабушки

Приходили на весёлые Святки

На песни всем миром да загадки.

Праздник этот самый длинный

Он весёлый и старинный

Наши предки пили, ели,

Веселились две недели.

От Рождества и до Крещения

Приготовив угощение.

Пели разные колядки,

По дворам ходили в Святки

Наряжались и шутили

Праздник ждали и любили!

 Хозяюшка:  Сегодня мы с вами будем говорить о Святках. А кто знает, что такое Святки?

Дети: Это такой зимний праздник.

 Хозяюшка: Правильно. Святки, или как их ещё называют, Святочные вечера – зимний народный праздник, который начинается на Рождество и длится целых две недели, до самого Крещения.

-Кто знает, почему праздник называется Рождество?

Дети: В этот день родился Иисус.

Хозяюшка: Правильно, в этот день – 7 января родился Иисус Христос – сын Божий. (Предлагает детям подойти и  рассмотреть иллюстрации).

-Послушайте, пожалуйста, очень хорошее стихотворение о Рождестве, которое называется «Рождественское» и рассмотрите картинку к этому стихотворению, где художник очень правильно изобразил это удивительное событие.

 (Читает стихотворение С.Чёрного «Рождественское» с одновременным рассматриванием иллюстрации).

Именно с этого великого праздника и начинаются Святки. В Святочные вечера на Руси устраивались праздничные гуляния – по дворам ходили толпы ряженых. Люди наряжались в различных животных, одевали маски и обязательно несли с собой  звезду, самодельно изготовленную, как символ того, что в рождественскую ночь в городе Вифлееме на небе зажглась звезда, в честь рождения Иисуса младенца. Ряженые пели  величальные песни, в которых славили хозяев, желали им доброго здоровья, богатого урожая. Послушайте пение колядок в исполнении детей.

(Предлагает детям прослушать аудиозапись – исполнение колядок).

Хозяюшка: Хорошо дети пели? Вам понравилось?

Дети: Да, понравилось.

Хозяюшка: Все с нетерпением ждали прихода ряженых с их колядками. Люди верили, что к кому они зайдут – тот двор в новом году удачлив будет, с достатком и прибылью.

(Предлагает детям подойти и  рассмотреть поближе иллюстрации о колядовании ;если у детей возникнут вопросы-отвечает).

Хозяюшка:  Кто знает, что такое «колядки»?

Дети: Это такие стихи или песенки, которые поют на празднике.

 Хозяюшка: Да, правильно. Колядки – это небольшие стихи или песенки с незатейливой мелодией. За такие колядки хозяева угощали колядовщиков пирогами, булками, конфетами, мелкими монетами, «козюльками». «Козюльки» - это такие пряники, да не  простые а в форме животных. А сейчас дети подготовительной группы исполнят для вас колядки.

(Дети старшей группы присаживаются, а дети  подготовительной группы    исполняют колядки).

Мы ходили мы искали коляду святую,

По всем дворам,  по проулочкам,

А нашлась коляда да у вашего двора!

                       Коля – коля – коляда, я у мамы одна,

                       Дай мне тётя молока.

                       Молоко не сладко, дай шоколадку!

Коляда, коляда, жили – были три кота,

Три кота и котик, дайте срочно тортик!

                         Тётенька добренька, подай что – нибудь сдобненько

                         Пышку да лепёшку, да свиную ножку!

(Дети подготовительной группы присаживаются).

Хозяюшка: Но случалось, хоть и редко, что хозяева жадные попадались. Ряженых ничем не угощали, а прочь от ворот гнали. Для таких жадин тоже колядки имеются, специальные, ругательные. Старшая группа, выходите в хоровод и, притопывая и прихлопывая, помогайте мне петь колядки.

(Дети старшей группы встают в хоровод, а воспитатель стоит в кругу и исполняет колядки).

Кто не даст лепёшки -

Завалим окошки,

Кто не даст пирога –

Сведём корову за рога!

                                       Кто не даст хлеба –

                                       Уведём деда,

                                       Кто не даст ветчины –

                                       Тому поколем чугуны!

Коляда – моляда!

Не дашь пирога –

Мы корову за рога,

Коня за хвост – уведём на мороз!

(Дети старшей группы присаживаются).

Хозяюшка: - Это было время шуток, смеха, весёлых затей. Существовала ещё одна традиция: соседи, родственники, дети ходили из дома в дом под видом «сеятелей», бросали горсть зерна и пели, выкрикивая:

 - Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

На Новый год, на новое  счастье,

Уродись пшеничка, горох, чечевичка!

С Новым годом, с новым счастьем,

Хозяин, хозяюшка!

 На Руси Святки праздновались всеми, но в основном это было время молодёжи. Для потешных игр парни и девушки загодя готовили маски зверей и птиц, шутовское одеяние. Обойдя множество домов и набрав мешок угощений, молодёжь  собиралась в чьей – нибудь избе на посиделки: расшалившиеся и нагулявшие аппетит парни и девчата высыпали на стол всё, что наколядовали, и устраивали весёлую пирушку. Подкрепившись, пели, плясали, играли в игры. Давайте и мы с вами поиграем в весёлую игру.

Проводится игра «Козуля».

(Дети  встают в круг, выбирается ребёнок, который будет «козулей»).

Хозяюшка: (выводит «козу» в середина круга).

                                                  А вот наша козуля,

                                                  Рождественская бодуля!

Коза: (ребёнок):                        Бе-е-е! Я красавица рисованная,

                                                   Сажей, углём размалёванная.

                                                   Пришла хозяев чествовать,

                                                   Деточек пестовать.

Дети: Козонька – коза, где до Рождества была?

Коза: Свиней пасла.

Дети: Козонька – коза, а где же свиньи?

Коза: Ребята угнали.

Дети: Козонька – коза, а где ребята?

Коза: В деревне.

Дети: Кто в деревне?

Коза: Коляда намедни.

Хозяюшка: (ведёт козу по кругу, дети хлопают):

Где коза ходит, там жито родит,

Где коза ногою, там жито копною,

Где коза рогом, там жито стогом,

Где коза хвостом, там жито кустом.

Коза: Как дам рогом, будешь за порогом!

(догоняет детей, хочет забодать).

Хозяюшка: Присаживайтесь поудобнее и поговорим о гадании. Я вам давала задание спросить у бабушек и у дедушек о том, гадали ли они когда были молодые и какие гадания они помнят. Кто хочет ответить?

Дети: Моя бабушка гадала – бросала за ворота валенок; моя бабушка гадала перед зеркалом, хотела увидеть дедушку, и т.д.

  Хозяюшка: Молодцы, что расспросили и узнали! Да, есть много гаданий. Гадают по  вечерам и ночью молодые парни, и особенно девушки. На Руси гадание стало народной забавой. Гадания передавались от старых – молодым, ведь молодым людям особенно хотелось узнать свою судьбу. Гаданий существовало огромное множество. Гадали все – и взрослые, и дети. Очень любили люди эту забаву. Девушки сапожок выбрасывали за ворота, – в какую сторону «нос» его посмотрит, оттуда и жених приедет; ставили свечку у зеркала и ждали, что в нем привидится; жгли бумагу и смотрели, как пепел ляжет. Много было и других разных гаданий. Не все верили в гадания, но все равно гадали, так, для веселья.

(Предлагает подойти и рассмотреть иллюстрации о гадании).

Хозяюшка: А сейчас мы погадаем,

                    Что вас ждет – сейчас узнаем!

                    Кому вынется – тому сбудется,

                    Скоро сбудется, не минуется!

 Хотите узнать, кем вы станете, когда вырастите? Тогда тяните из мешочка любую карточку, какая профессия нарисована – такую профессию вы и приобретёте.

(проводится гадание «Профессии»)

Хозяюшка: А в конце нашей беседы, давайте пройдём в весёлом святочном хороводе.

(Дети встают в круг, берутся за руки и исполняют хороводную попевку  «Овсень»).

Овсень, овсень, завтра новый день,

Не дадите пирога – мы корову за рога,

Не дадите лапку – стащим с печки бабку.

Не дадите хлеба – стащим с печки деда!

Ой, мороз, мороз, мороз,

Не велел долго стоять,

Велел денег подавать:

Открывай сундучок, подавай пятачок,

Пяточка мало, давай кусок сала,

Куска сала мало -

Открывай банку, подавай баранку!

Хозяюшка: Молодцы, присаживайтесь! И играли мы сегодня и пели, а о каком празднике мы с вами говорили и когда он празднуется?

Дети: Мы говорили о  Святках. Этот праздник празднуется после Рождества и до Крещения.

Хозяюшка: Правильно. А что интересного происходит в эти дни?

Дети: Все люди ходят в гости по домам и колядуют, просят угощение, а ещё по вечерам гадают. В эти дни все играют, наряжаются и веселятся.   

Хозяюшка: Святки – это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь. У разных народов этот праздник  проходит по-разному, но самое главное то, что у всех людей на Земле принято перед святочными  праздниками прощать друг другу обиды, желать всем только мира, добра и здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Святочный вечерок

Конспект внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию «Святочный вечерок» (подготовительная группа)....

Развлечение для детей подготовительной группы "Святочный вечерок"

laquo;Святочный вечерок» Цель: Поддерживать интерес к истокам русской национальной культуры.Задачи: Развивать потребность у детей в саморазвитии духовной культуры.Воспитывать у детей интер...

НОД с элементами фольклорного развлечения на тему:"Святочный вечерок"(для старшей группы)

Знакомство и закрепление знаний о традиционном русском народном празднике"Святки",его происхождении,обычаях и традициях рксского народа....