Взаимодействие педагогов и родителей в процессе формирования здорового образа жизни и навыков безопасного поведения у дошкольников с нарушением интеллекта.
статья на тему

 

Статья посвящена  проблеме взаимодействия педагогов специального дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников с ограниченными возможностями  здоровья в процессе здорового образа жизни и навыков безопасного поведения  воспитанников с нарушением интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon romashkina_statya_obzh.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Статья, вошедшая в сборник материалов пятой всероссийской научно-практической конференции «Формирование и реализация экологической политики на региональном уровне».   

Взаимодействие педагогов и родителей  в процессе формирования здорового образа жизни и навыков безопасного поведения  у дошкольников

с нарушением интеллекта.

Автор: Ромашкина Е.Н.  учитель – дефектолог  МДОУ детский сад № 209 компенсирующего вида г. Ярославль

Аннотация: статья посвящена  проблеме взаимодействия педагогов специального дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников с ограниченными возможностями  здоровья в процессе здорового образа жизни и навыков безопасного поведения  воспитанников с нарушением интеллекта.

     В современном мире  все больше внимания привлекают вопросы  воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день в России  одной из самых актуальных и изучаемых проблем остается  проблема безопасности жизнедеятельности и сохранения здоровья дошкольников с нарушением интеллекта. Развитие ребенка с ограниченными возможностями происходит на дефектной основе и  отличается  нарушением развития подкорковой и корковой структур функционального и органического характера разной степени. Именно поэтому, процесс обучения и воспитания дошкольников с ограниченными возможностями в ДОУ имеет специфические особенности: социальную направленность обучения,  многократное повторение учебного материала  и усвоение учебного материала  через действия, осуществляемые в наглядно – практическом плане.

       В массовых детских садах понятие безопасность жизнедеятельности включает в себя не только охрану жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ, но  и   такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.  В специальном детском саду понятие безопасности жизнедеятельности ограничено сохранением, укреплением здоровья и формированием элементарных навыков безопасного поведения.  

        Опыт работы в дошкольном учреждении для детей с нарушением интеллекта показывает, что повысить эффективность педагогического воздействия по реализации здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности  возможно только при тесном взаимодействии с родителями. Так как известно и научно доказано, что у детей с нарушением интеллекта в дошкольном возрасте знания, умения и навыки должны иметь социальный опыт их применения в реальной жизни, иначе они будут утрачены.   Следовательно,  родители должны стать активными участниками коррекционно-воспитательного процесса, придерживаться единства требований с педагогами, и понимать, что важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту.

         Процесс взаимодействия педагогов с родителями по данному направлению должен проходить поэтапно и начинаться с доверительной беседы, целью которой станет выявление  уровня понимания родителями необходимости формирования самостоятельности у ребенка. Данная цель определена нами вследствие того, что в большинстве случаев при поступлении ребенка в детский сад мы обнаруживаем у него полную беспомощность.  Именно поэтому первым этапом в деятельности по формированию здорового образа жизни становиться формирование у ребенка образа «Я». Для этого в детском саду  проводится организованная образовательная деятельность, где ребенок узнает о частях своего тела, различных анализаторах и их функциональном значении, правилах  личной гигиены. Именно на этом этапе основной деятельностью станет формирование навыков самообслуживания и элементарных навыков самостоятельности. Важным компонентом на данном этапе является закрепление полученных знаний и навыков в домашних условиях. Поэтому предлагается провести с родителями консультацию на данную тему. Чаще всего здесь и возникает первая  проблема  - родители внимательно все слушают, что им говорит педагог, соглашаются с ним, но на деле получается что никакого закрепления дома не происходит. Поэтому, наиболее эффективный результат, как показывает опыт, достигается не просто посредством беседы с  родителями, а  беседы подкрепленной листовкой, буклетом, памяткой. Буклет или листовка должен нести минимум информации проведенной работы в детском саду на данном этапе, практические рекомендации для выполнения дома в процессе взаимодействия с ребенком. Обязательным условием создания буклета или листовки является наличие ярких понятных не только взрослому, но и ребенку  иллюстраций.

        На следующем этапе, необходимо формировать у  детей  умения и навыки сохранения и укрепления здоровья. То есть, элементарные правила безопасного поведения по отношению к собственному телу, для этого необходимо развивать у ребенка  чувство безопасности сначала через тактильные ощущения и понимание запрещающих вербальных и невербальных  символов. Для этого и педагоги, и родители должны научить ребенка понимать значение таких слов, как «нельзя», «больно», «горячо» и т.п., затем выработать двигательную реакцию на символ или звуковой сигнал. Например: красный  цвет – символ запрета, символ – подкрепление к слову «нельзя», и наоборот зеленый цвет – символ доступности, разрешения.

Здесь также необходимо заручиться поддержкой родителей с помощью консультации, подкрепленной ярко иллюстрированной листовкой или буклетом.  Кроме бесед и листовок на данном этапе желательно провести совместные развлекательно – обучающие мероприятия для детей и родителей.    

      Следующий этап формирования навыков здорового образа жизни и безопасного поведения – этап применения полученных навыков и перенос полученных знаний из одной ситуации в другую. То есть, здесь проводиться работа по освоению детьми правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, правил безопасного поведения на железной дороге, правил поведения с незнакомыми людьми на улице и бесхозными предметами, насколько бы привлекательны они не были.  На данном этапе роль родителей  становиться более значимой для ребенка,  чем действия педагога, так как у детей с нарушением интеллекта основным способом усвоения общественного опыта  остается подражание действиям взрослого, и тут авторитетом в глазах ребенка выступает родитель. Первостепенная задача взаимодействия педагога с родителями на данном этапе  сводиться к убеждению родителей воспитанников в необходимости соблюдения, и выполнения определенных правил  безопасности, которые являются неотъемлемой частью основ здорового образа жизни.

    Таким образом, эффективность деятельности  по формированию  здорового образа жизни и безопасного поведения детей с ограниченными интеллектуальными возможностями, зависит от  успешности взаимодействия и взаимопонимания педагогов и   родителей воспитанников.