Интеллектуальная одаренность в дошкольном возрасте как феномен
статья по теме

Терезанова Ольга Ивановна

 

В статье представлены разные точки зрения на феномен интеллектуальной одаренности, раскрыты поведенческие модели, свойственные одаренным детям.  Представлен опыт работы с одаренным ребенком, включающей в себя методы гармонизации детско-родительских отношений, принципы составления индивидуальной программы развития.  При  составлении  такой программы акцент сделан не на сами знания (их объем, разносторонность), а на методы их усвоения. Интерес представляет и подборка коммуникативных игр на преодоление тревожности, эгоцентризма, проблем со сверстниками, часто возникающих у одаренного ребенка. Материал может быть интересен педагогам ДОУ и родителям одаренных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_5.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Интеллектуальная одаренность в дошкольном возрасте как феномен»

(из опыта работы с одаренным ребенком)

Во все времена феномен одаренности привлекал внимание  мыслителей, философов, педагогов, людей искусства. Непревзойденные шедевры в музыке, живописи, математике, физике создавались, несомненно, высокоодаренными от природы людьми. Знакомясь с их жизнеописанием, мы убеждаемся в том, что почти всегда их уникальность проявлялась в детстве.  

Мы  знаем, что нет детей неспособных, в каждом свой потенциал возможностей. Но согласитесь, не из каждого ребенка можно воспитать гения. Феномен интеллектуальной одаренности не имеет ничего общего с «искусственным» обогащением ребенка сложными знаниями.

Как разрешить это противоречие? Что считать интеллектуальной, исключительной и феноменальной одаренностью? Как не оставить без внимания предпосылки подлинной одаренности? Эти вопросы в последнее время все чаще ставят перед собой и педагоги, и родители.

Повышенный интерес к детской одаренности стал приметой нашего времени. В любом случае, признание  безусловной  значимости проблемы одаренных детей – важный шаг к ее решению, которое, несомненно, следует искать, заново пересматривая культурно-образовательные традиции, изучая зарубежный опыт, проводя теоретические и экспериментальные исследования.

         Существуют разные точки зрения на то:

  1. что считать одаренностью,
  2. какова роль наследственности и воспитания в развитии одаренности,
  3. какие методы следует использовать для выявления и развития одаренности,
  4. какую помощь одаренному ребенку могут оказать педагоги, психологи, родители и т.п.

Кроме того, с понятием одаренность в педагогике можно выделить, по меньшей мере, две практические проблемы:

  1. специальное обучение и воспитание одаренных детей;
  2. работа по развитию интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка.

По мнению ученых, количество одаренных детей возрастает с каждым годом, что обуславливает необходимость поиска эффективных подходов к выявлению таких детей в ДОУ, развитии и коррекции одаренности. Таким образом, работа с одаренными детьми не является частной задачей, направленной на обучение и воспитание только части (2-5 % одаренных) детей, а касается всей системы дошкольного образования.

Прежде всего, следует определиться, что же такое одаренность? На этот вопрос существует несколько вариантов ответа:

  1. это синдром типичных отклонений от среднестатистической линии развития ребенка, превышение ее;
  2. это задатки для развития способностей;
  3. это общее свойство интегрированных в деятельности совокупности способностей;
  4. высокий творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода проблем: научных, технических, духовных.

В любом случае, одаренные дети – это дети, обладающие высоким творческим потенциалом, признаками которого выступают:

  1. стойкая познавательная мотивация,
  2. познавательная  и исследовательская активность (обнаружение нового, постановка и решение проблем);
  3. опережение в развитие мышления и речи, быстрота и точность выполнения умственных операций;
  4. выраженное стремление к творчеству в игре и в других видах деятельности;
  5. заметная, ярко выраженная, устойчивая система интересов.

В силу особого интеллектуального развития такому ребенку присущи определенные поведенческие модели:

  1. стремление прервать собеседника, поправить его, нетерпимость к мнению других;
  2. демонстрация собственных знаний и умений;
  3. высокая потребность во внимании взрослых (в силу природной любознательности и стремлению к познанию);
  4. возрастной эгоцентризм при толковании предметов и событий (проецирование собственного восприятия явлений и эмоционально-аффективная реакция на них);
  5. погружение в философские проблемы.

Одаренный исключительно ребенок – всегда в группе психологического риска. Это значит, что, как правило, у него:

  1. проблемы в общении со сверстниками;
  2. повышенная эмоциональная возбудимость;
  3. несоответствие между интеллектуальным и физическим развитием.

Интеллектуально одаренный ребенок – всегда дополнительная нагрузка для педагога. Согласитесь, что практически в каждой группе детского сада есть такой ребенок. Именно о них и пойдет речь далее. Замечу, что я не рассматриваю проблему работы с детьми так называемой «высокой нормы», детей, получивших возможность полного и яркого развития достаточно обычных от природы способностей.

Итак, без тестов, без специальных наблюдений, «невооруженным взглядом»  у ребенка выявлена исключительная одаренность. Что делать педагогу, который воспитывает и обучает еще 2 десятка «стандартных» малышей? Как по-другому работать с ним?

Впервые столкнувшись с проблемой исключительной одаренность и изучив литературу по данной теме, я пришла к выводу, что при всем возможном многообразии способов организации работы с одаренными детьми, они могут быть объединены в три группы:

  1. раздельное обучение – специальные образовательные учреждения для одаренных детей;
  2. совместно-раздельное – специальные группы для одаренных детей в традиционных ДОУ;
  3. совместное обучение – обучение в кругу «нормальных» сверстников.

Понятно, что последний имеет большую значимость, так как другие варианты ни теоретически, ни просто «физически» недоступны многим родителям. А, значит, работать с такими детьми, будут педагоги ДОУ. Понятно, что ни в каждом учреждении есть талантливые педагоги, обладающие специальными знаниями.

Но я согласна с высказыванием доктора педагогических наук, профессором кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета, которая считает, что   «… настоящая (живая, возможная для реализации) педагогическая концепция создается, как правило, не в тиши кабинетов, а в результате собственного проживания автором своих педагогических идей». (Голованова В.Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб: Речь, 2004. С. 223.)

Хочу поделиться опытом работы с одаренным ребенком. Упомяну сразу о том, что, приступая к написанию статьи, я получила письменное согласие родителей ребенка на использование сведений о воспитании и развитии Сергея Е., так считаю это непременным условием, уважая право родителей и ребенка на частную жизнь.

Когда в группу пришел 3-хлетний Сережа Е., то он сразу же привлек внимание педагогов своей необычайной любознательностью. На каждом шагу он проявлял желание установить причину и следствие, делал собственные прогнозы, все время поправлял воспитателя, делал замечания другим детям, демонстрируя высокий уровень речевого развития уже в 3-х летнем возрасте. Наблюдательный, настойчивый, целеустремленный, он совершенно не принимал иного мнения, кроме своего собственного. Естественно, что популярности в детском коллективе это ему не прибавляло.

Пример, воспитатель читает сказку «У солнышка в гостях» Дети внимательно слушают и эмоционально реагируют на содержание сказки. Сережа постоянно перебивает педагога, оспаривая  содержание. «Солнышко не может спать, оно светит постоянно. Это наша планета крутится вокруг солнца, оно не спит за горой. До солнца нельзя дойти и помыть его. Это все неправда».

Диагностика  показала, что ребенок демонстрирует и необычайно высокий уровень знаний об окружающем мире. В наблюдениях, беседах, анализе продуктивной деятельности, при опросе родителей было выяснено, что нестандартностью мышления, своей самобытностью, ребенок доставляет много проблем в семье. Родители оказались не готовы к появлению первого и такого необычного ребенка.

Поэтому, прежде всего, наши усилия были направлены на гармонизацию детско-родительских отношений.  Какие советы дать родителям? Попробую сформулировать.

  1. Помните, что одаренность – уникальное целостное состояние личности ребенка. Внутренне согласитесь с его правом быть не как все.
  2. Старайтесь понять его поведение, оценивайте адекватно его поступки.
  3. Одаренность не должна использоваться как средство обеспечения престижа родителей. Не демонстрируйте без необходимости его способности, не «хвастайте»
  4. Не эксплуатируйте способности ребенка в ущерб его интересам и возрастным потребностям, предлагая информацию из разных областей знаний, не свойственных детям его возраста.
  5. Обращайте внимание на физическое воспитание ребенка, помня, что интеллектуальный труд требует больших физических сил и здоровья
  6. Будьте терпимы к странным идеям и высказываниям ребенка, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка.

Кроме советов и бесед с родителями, мы предлагали подборки игр на развитие эмпатии, интеллектуальных игр на логику мышления,  список художественной литературы для чтения дома, воспитывающей способность сочувствовать и переживать. Кроме того, было предложено завести дома «Книгу обо мне», в которую родители вместе с ребенком заносили бы новую и интересную информацию о том, что уже знает, что хочет узнать Сережа, список его любимых книг и мультфильмов, записи о хороших и добрых поступках ребенка. Совместное оформление такой книги способствовало сближению родителей, настраивало ребенка на оптимистический склад мышления, формировало положительную установку и веру в себя. Постепенно  тревожность в общении родителей с ребенком была снижена. Со стороны родителей пришло понимание особенностей развития ребенка.

В русле  личностно-ориентированного подхода к образованию педагогами составляются  программы индивидуального развития детей с целью выбора оптимальных форм работы с ребенком.

Составление такой программы для Сережи Е. представляло определенные трудности, учитывая  широту его интересов и потребностей, долю самостоятельности мышления и возрастной эгоцентризм. Изучив литературу по работе с одаренными детьми, мы пришли к выводу, что основной упор необходимо делать не на темп ускорения прохождения программы («стратегия ускорения»),  не на объем и интенсивность материала («стратегия интенсификации), а на методы усвоения знаний.  

При отборе методов и приемов работы мы учитывали следующие принципы:  

  1. усложнение содержания за счет углубления и большей абстрактности предлагаемого материала;
  2. присутствие, а иногда и доминирование дивергентных задач над конвергентными;
  3. доминирование развивающих возможностей материала над его информационной насыщенностью;
  4. учет познавательных интересов и потребностей ребенка;
  5. сочетание уровня развития продуктивного мышления с навыками его практического использования
  6. максимальное расширение круга интересов ребенка.

Кроме того, были выделены 3 компонента программы:

  1. познавательный: освоение определенного круга знаний;
  2. деятельностный: исследовательская деятельность (наблюдение, экспериментирование, развитие дивергентного мышления);
  3. коммуникативный:  развитие позитивной  и адекватной Я-концепции , навыков общения и межличностного взаимодействия.

Исходя из интересов ребенка, были определены основные темы, вокруг которых встраивалось содержание, достаточно сложное, но доступное для ребенка. Это – космос, анатомия человека, техника.  Методы реализации познавательного содержания использовались и традиционные: рассказ, объяснение, беседа, обсуждение, работа с книгой. Однако, в силу особенностей одаренного ребенка, преимущество  - за проблемным обучением (с опорой на опыт ребенка):

  1. проблемная задача,
  2. проблемный вопрос,
  3. проблемный диалог,
  4. репродуктивные и продуктивные методы,
  5. креативность.

В процессе познания и деятельности, особое внимание мы уделяли развитию дивергентного мышления, которое служит средством порождения огромного количества невербальных идей. В ходе выполнения дивергентных задач развиваются оригинальность, гибкость и беглость мышления ребенка. Это следующие дивергентные задачи:

  1. невербальные задачи («Нарисуй разные букеты в разных вазах», «Составь коллаж», «найди аналогию с реальными предметами» и др.);
  2. вербальные дивергентные задачи («Составь предложение из предложенных слов», «Подбери теплые/холодные слова», «Расскажи другими словами», «Сочини сказку», «Сочинение рассказов по схеме» и др.;
  3. дивергентные задачи на базе творчества («Соедини части животных – кто получился», «Построй дом, похожий на цветок»», «Назови как можно больше предметов – аналогов самолета», «Сочинение выдуманных историй», «Чем различаются и чем похожи» и др.).

Особое внимание мы уделяли задачам дивергентного типа, которые имеют не один, а несколько правильных ответов. «Если бы я оказался в космосе», «Что произойдет, если исчезнут все машины», «Что будет, если я стану выше ростом», и т.п. Это обеспечивало функционирование мыслительного процесса ребенка на высоком уровне самостоятельности. Отметим, что желание ребенка, его эмоциональный подъем, интерес к предложенным темам демонстрировало его нестандартное погружение в тему. Так, например, информация о космосе пропевалась им. Сочинял он буквально на ходу, поражая раскрепощенностью и свободой мыслей.

В процессе работы над темами мы старались стимулировать исследовательский подход к деятельности. Без умения оперировать понятиями явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, возможность и т.п., невозможно абстрактное мышление. Для этого, мы учили ребенка переходить от конкретного и отдельного факта к абстрактному обобщению. Отмечу, что в процессе исследовательского поиска мы широко использовали и материал художественной литературы, изобразительную деятельность, конструирование, экспериментирование, опытническая деятельность и др., опирающиеся преимущественно на образное мышление.

Принимая во внимание тот факт, что развитие когнитивных способностей неотделимо от коммуникативной (Р. Уильямс) сферы, мы использовали ряд методов и приемов развития коммуникативной сферы:

  1. развитие позитивной  и адекватной Я-концепции
  2. навыки общения и сотрудничества в  коллективе
  3. межличностное взаимодействие

Хорошо зарекомендовали себя следующие коммуникативные игры:

  1. «Комплименты», «Волшебные очки», «Похвалилки», «Добрые волшебники» (развитие способности видеть и подчеркивать свои положительные качества и достоинства своих сверстников).
  2. «Поссорились и помирились», «Расколдуй девочку», «Спина к спине», «»Скажи по-другому». «Сделаем по кругу друг другу подарок», «Угадай, кто это» и др. (игры на преодоление конфликтности и формирование дружеских отношений.);
  3. «Я так устал», «Пиктограммы», «Покажи, как…», «Хорошее настроение», «Ладонь в ладонь», «Доверительное падение», «Слепой и повадырь», «Липучки» и т.п. (игры на овладение детьми языком эмоций, развивающие умение адекватным образом выражать свои эмоции, проявлять положительное отношение  и эмпатию (эмоциональную отзывчивость) к сверстникам и взрослым в общении и в повседневной жизни.);
  4. «Я могу помочь», «Кто я и кто мы»,  « Скажу себе комплимент»,  «Я – дороже всех на свете», «Кто у нас хороший»  и т.п. (развитие мотива самооценки, формирующегося под влиянием окружающих, развивающий уверенность в себе, веру в собственные силы.).

В общении с ребенком мы старались проявлять чувствительность к его переживаниям и потребностям, учитывая его ранимость. При этом в совместном общении с детьми, мы стараемся не выделять особенно выдающиеся успехи Сережи, а поощрять его совместные занятии я с другими детьми.

Еще рано говорить о результатах.  Работа с одаренным ребенком требует долговременного и комплексного подхода, участия разных специалистов. Однако уже сейчас можно сказать, что уровень тревожности снижается, отношение со сверстниками улучшаются. Постепенно развиваются у Сережи общительности, активность, способность выражать положительные эмоции, умение вызывать доверие.

Учитывая, что заявленная проблема сложна и многоаспектна, находится в стадии теоретического осмысления, разработке методов выявления и развития одаренности, трудно рассчитывать педагогам-практикам на гарантированный результат. Помните, что если ребенок одарен от природы уникальными способностями, то их следует обязательно развивать, помня при этом, что одаренный ребенок нуждается в помощи и поддержке не менее чем дошкольник, требующий коррекционной педагогики.

Библиография

  1. Айзенк Г. Проверь свои способности М., 1992г.
  2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей М.: Академия 2002г.
  3. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М., 1989г.
  4. Де Боно Э. Развитие мышления. Три пятидневных курса. Минск, 1997г.
  5. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. М.: Школа-пресс, 1993г.
  6. «Одаренные дети». М., Прогресс, 1991г.
  7. Савенков А.И. «Одаренный ребенок в массовой школе». М., 2001г.
  8. «Детская одаренность и проблема содержания дошкольного образования». Журнал «Дошкольное воспитание» №12, 1999г.
  9. «Центр детской одаренности»//А. Кулемзина, журнал «Обруч» № 3, 1999г.
  10.  Игнатова Л.В. Индивидуальные коррекционно-развивающие программы для детей. // Управление ДОУ, №3, 2004, стр. 90
  11.  Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М., 1991.
  12.  Голубева Способности и индивидуальность. М., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и место исследовательской деятельности в работе с одаренным ребенком дошкольного возраста

Доклад содержит описание работы коллектива детского сада с одаренными детьми посредством организации исследовательской деятельности....

Методики выявления потенциальной одаренности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие «одаренность» прои...

Консультация для педагогов «Особенности одаренных детей дошкольного возраста»

Даны характеристики различных сфер одаренности детей, возможные проблемы и методики определения одаренности....

Организация благоприятного предметно – развивающего пространства для развития одаренности детей дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности.

Организация благоприятного предметно – развивающего пространства для развития одаренности детей дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности....

Игра- практикум для родителей, детей дошкольного возраста «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».

Современные методики воспитания и обучения сильно шагнули вперед. Они позволяют развивать мозг, формировать межполушарные связи, в результате чего дети показывают прекрасные результаты в освоении школ...