Формирование толерантности в дошкольном возрасте
статья на тему

Кузнецова Светлана Михайловна

Данная статья отражает опыт  совместной работы педагога-психолога со всеми участниками образовательного процесса по формированию нравственных качеств личности ребенка-дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vse_my_byli_detmi.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование толерантности в дошкольном возрасте.

Арюкова Сания Фаридовна, педагог-психолог МБДОУ№№53,132 г.Астрахани

Все мы были детьми. Все мы стали родителями, станем, а может быть уже стали  дедушками и бабушками. Мы никогда не расстаемся с детством. И в этом огромное человеческое счастье.

Работая уже достаточно много лет в детском саду, одновременно воспитывая собственных детей с чувством глубокого разочарования понимаю, насколько недопустимо принижена в нашем обществе роль дошкольного образования. Общество, равнодушно относящееся к системе дошкольного образования, рискует лишиться завтрашнего дня. Каким человеком станет ребёнок? Таким, каким сделаем его мы. Дошкольное детство – это уникальный период, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.. Будущее зависит от каждого из нас.

 Я хочу рассказать только об одном узком аспекте деятельности нашего учреждения, но он охватывает все и напрямую связан с темой нашей конференции толерантностью, т.е. терпимостью к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Хорошо известно, что система образования, школа и дошкольные учреждения, являются зеркалом устройства государства, отражением жизни общества. Здоровое, правильно устроенное общество – правильно устроенная школа. В нашем государстве родилась мысль о том, что грани наций, национальных культур должны постепенно стираться и должен родиться новый народ – «единый советский». Мы все хорошо это помним, и сегодня эта мысль кажется абсурдной. Но это только кажется. Сегодня не говорят о «едином советском народе», сегодня этот народ называют «россияне». Нет народа с таким названием. Есть множество разных народов, которые живут в нашем государстве, но с таким названием народа нет. Стремление представить себе некоего среднего человека с лицом одного народа, с песнями другого, с одеждой третьего – это и есть продолжение вчерашней политики государственного геноцида по отношению к нациям эта политика привела к умалению, стиранию, забвению национальных традиций, национальных культур, национальных обычаев. И что самое страшное – к вымиранию отдельных народов, и совершенно неожиданно – к вооруженным национальным конфликтам. Как это? Ведь многие годы мы, народы входящие в это государство, жили мирно, терпимо относились друг к другу, изучали формально где-то культуры разных народов. Очевидно, время сосуществования на сегодня и закончилось. Сегодня мы видим эту неожиданность, страшную действительность, когда, казалось, песни пели друг другу, казалось, стояли в одном хороводе, казалось, понимали слово, сказанное другими, а сегодня слов нет, сегодня говорят орудия. Совершенно очевидно, что корни феномена сосуществования  нужно искать в глубинах дообщественных формаций, когда человечество было едино.

Очевидно, за многие тысячелетия истории человечества войны, межнациональные конфликты – это попытки вернуться на круги своя, найти язык общечеловеческого достоинства, найти язык, который понимает человеческий разум, попытки вернуться к национальным истокам.

В данной ситуации, совершенно бесспорно, одним из путей поиска понимания между народами является познание национальной культуры своего народа и изучение и признание культуры других народов, бережное к ним отношение, постижение общих космических начал в национальной культуре разных народов. Ведь известно, что до образования основных мировых религий все народы на Земле были язычниками, они поклонялись одним и тем же богам, обожествляли природу. Бог – Солнце, небо, трава, дерево, цветок, все имеет душу, и Я – часть этого целого. Каталикоз армянской церкви Вазген , обращаясь к своему народу, правильно и мудро говорил: «Человек, ушедший от своего народа, никогда не придет к другому.»

Понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и понимает этическую самобытность собственного народа. Для реализации этого направления мы решили в первую очередь обратиться к самим воспитателям и педагогам, т.к. эффективность использования любых средств  в работе с детьми во многом зависит от  педагогов, их профессиональной этики, нравственной культуры. В условиях нашего ДОУ именно собственная нравственная культура педагогов определяет уровень нравственного развития детей. Личность формируется только личностью, интеллект развивается только интеллектом. Это значит, что этику межнационального общения детей невозможно сформировать без того, чтобы процесс не превратился в личную цель самих  воспитателей. Педагогом-психологом был проведен опрос воспитателей и специалистов, работающих с детьми, с целью уточнения их знаний и представлений в области межкультурного общения. Был проведен семинар, в ходе которого педагоги получили новые знания в области современных достижении психолого-педагогической науки по данной теме, участвовали в решении проблемных ситуаций в работе с детьми-дошкольниками и их родителями.

  В подготовке педагогических кадров к работе по воспитанию толерантности большую практическую помощь оказывают специалисты городской психологической службы,  которые оказывают консультативную помощь, проводят выездные семинары и мастер-классы.

В работе с детьми интернациональное воспитание основывается на знании обычаев и культурных ценностей других народов. Дошкольники получают  представление об обычаях и духовных ценностях других народов на занятиях, а закрепляют и уточняют их в собственной деятельности: игровой, изобразительной, музыкальной, театрально-инсценировочной, а также в процессе встреч с педагогом-психологом, на которых дети получают опыт личного  переживания ситуаций общения с «чужими» и «своими», усваивают модель конструктивного общения с людьми, которые объективно или субъективно воспринимаются  как «чужие».

 Ничто так не объединяет людей , как совместная деятельность. Всем известно, как любят дети праздники, с каким восторгом и увлеченностью они готовятся к ним. Рождество и Пасха, Ураза и Курбан-байрам с одинаковой радостью и удивлением отмечаются в группах. Не только дети, но и родители активно участвуют в проведении этих праздников, шьют костюмы, разучивают с детьми стихи и песни, приносят национальное угощение. На этот учебный год запланировано создание в каждой группе мини-музеев, в том числе и этнографических с подлинными предметами народного быта, куклами в национальных костюмах.

Эффективность педагогической деятельности  зависит от сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников, т.к. именно семья определяет стартовое развитие личности и поведение ребенка в будущем. Кроме воспитателей, которые включаются в работу с семьей сразу же с момента поступления ребенка в ДОУ, большая работа проводится педагогом-психологом. Для изучения отношения родителей к людям других национальностей предлагается анкетирование, в ходе которого выявляются особенности их национального самосознания. Наиболее приемлемыми формами взаимодействия родителей с ДОУ по нашим опросам являются индивидуальные консультации и беседы, родительские собрания, в проведении которых принимает участие педагог- психолог. На консультациях педагог- психолог не только дает рекомендации  и советы, но и предлагает родителям научиться  сопоставлять различные спорные ситуации, возникающие в процессе воспитания, с собственным родительским опытом. Это позволяет родителям анализировать свои действия с точки зрения  педагога- доказать их правоту или понять и признать ошибочность. Анализ собственной воспитательной деятельности дает толчок к развитию  самонаблюдения, самооценки, способствует установлению «обратной связи»(что подумал и почувствовал ребенок) Использование данного метода приводит к  формированию у родителей элементов «педагогической рефлексии»-т.е. умения самокритично оценить себя как воспитателя своего ребенка и посмотреть на ситуацию глазами ребенка .В ходе консультирования педагог- психолог также  предлагает родителям включиться в  обсуждение  проблемных ситуаций и попытаться совместными усилиями найти оптимальные решения., дает рекомендации относительно того, как обезопасить ребенка от агрессивного поведения и насилия сверстников.

Большой интерес у родителей вызвало участие в родительском собрании, проведенном в форме деловой игры «Ваш ребенок в межнациональном коллективе».В процессе деловой игры родители смогли раскрыть свои возможности воспитателя собственного ребенка, наглядно увидеть поведенческие или тактические ошибки, совершаемые в различных ситуациях общения с детьми, выработать совместно с педагогом- психологом наилучшие подходы к решению непростых  психолого-педагогических проблем. Также деловая игра способствовала расширению представлений родителей об особенностях воспитания конкретного ребенка с учетом его индивидуальности, формированию культуры межнационального общения.

Конечно, каждое образовательное учреждение имеет свой накопленный опыт. В качестве позитивных его сторон внедряются различные методики формирования толерантного сознания, создаются условия для успешной адаптации детей беженцев и вынужденных переселенцев. Этическое воспитание, сориентированное на межнациональное общение, надо начинать с самого  раннего дошкольного возраста, т.к. дошкольное детство- уникальный период, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.

В суете, на бегу семимильными шагами в будущее, обретая новые системы образования, развивающие практическое мышление, думая обеспечить своих детей, обучив наиболее престижным высокодоходным специальностям, остановитесь на мгновенье, оглядитесь. Без прошлого нет будущего. Стоит ли проходить мимо мудрости, сохранившейся в веках.? Антуан де Сент Экзюпери писал «Мы все экипаж одного корабля.» Поэтому давайте начнем сегодня же, сейчас же. Давайте не будем бросать мимо урны кожуру от банана и научим этому наших детей. Вот нас уже двое, трое. Давайте уберем не только в нашей квартире, но и на лестничной площадке, в лифте. Давайте посадим дерево возле подъезда вместе с ребенком. Объясним ему, что все вокруг живое. Живое свято, нельзя обижать. Ты не один, ты частица своего рода. Добра и зла на земле поровну. Зачем же играть на руку злу. Память о прошлом – залог будущего. Любить – это значит знать, помнить, оберегать. Мы наследники всего самого лучшего в прошлом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ»

Хочу предложить вашему вниманию материал по формированию у дошкольников навыков толерантных отношений. Это моя методическая тема, собственные разработки и собранные материалы я использую в работе с де...

Семинар для родителей «Воспитание толерантности в дошкольном возрасте».

Жизнь в условиях этнического многообразия является одним из источников серьезных проблем для любого общества, где подрастают дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает все больш...

Формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства

"Дружелюбие, уважение к людям разныхнациональностей не передаются по наследству,в каждом поколении их надо воспитывать вновьи вновь, и чем раньше начинается формированиеэтих качеств, тем большую устой...

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

       Сегодня основным связывающим звеном социализации ребёнка является его семья. Именно в семье ребёнок получает представление о мире и способах взаимодействия с ним. Сов...

Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок толерантного отношения к культуре и традициям ( для родителей)

Выступление на родительском собрании по теме "Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок толерантного отношения к культуре и традициям других стран и народов мира" ...

Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок толерантного отношения к культуре и традициям других стран и народов мира

Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок толерантного отношения к культуре и традициям других стран и народов мира ...