Роль родителей в организации работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через упражнения по подготовке руки к письму
материал на тему

При систематическом выполнении определенных заданий и упражнений ребенку намного легче освоить все технические навыки процесса письма. Для этого необходима слаженная работа всех специалистов ДОУ, а также родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль родителей в организации работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через упражнения

по подготовке руки к письму»

Пермиловская Нонна Рудольфовна,

воспитатель, I кв. категория,

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

№ 11 «ПОЛЯНКА»

Подготовка к письму – один из сложных этапов подготовки к школе.

Письмо — сложный процесс, который требует совместной работы мышц кисти, всей руки, координации движений всего тела. Не каждый взрослый умеет красиво писать, что же говорить о детях?

Подготовка к письму — один из самых сложных этапов подготовки к школе. Это связано как с психофизиологическими особенностями 5–6 -летнего ребенка, так и с самим процессом письма. У детей этого возраста недостаточно развиты мелкие мышцы руки, координация движений — несовершенна, не сформирована способность к оценке пространственных различий, от которой зависит качество написанного. Но мы, взрослые, и не должны ставить себе цель — во что бы-то не стало научить ребенка писать до школы, наша цель — подготовка руки к письму.

Задачи упражнений и занятий на развитие мелкой моторики руки.

  1. развитие устойчивых навыков сохранения правильной осанки во время письма;
  2. организация рациональной мышечной нагрузки на кисть, предплечье и плечо;
  3. упражнение в формировании навыков письма, добиваясь четкости линий,
  4. знакомство с элементами букв,
  5. подготовка руки к письму (развитие мелких мышц пальцев и кисти руки);
  6. развитие глазомера (формирование умения видеть контуры фигур и при штриховании не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями);
  7. учить правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично;
  8. развивать точность движений, внимание и контроль за собственными действиями;
  9. развивать личностные качества: волевое усилие, выполнение задачи в полном объеме, бережливость, аккуратность, терпение, трудолюбие
  10. развивать психические процессы:

- мышление: научить анализировать образец, воспроизводить изображение по образцу, анализировать свою работу, применять навыки анализа и синтеза учебной задачи, способствовать развитию мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения ощущения и восприятия.

- внимание: стимулировать развитие основных свойств внимания: объема, распределения, концентрации, устойчивости и переключаемости

- память: стимулировать развитие процессов запоминания, сохранения и воспроизведения.

Виды графических упражнений

                   Графические упражнения (по видам деятельности):              

1.Занятия:

Развитие графических навыков,

Рисование (различные виды штриховки),

Математическое развитие (графический диктант).

2.Совместная деятельность со взрослым:

Обведение по контуру, по трафарету,

обведение  по шаблону

рисование по фигурным линейкам,

работа в тетрадях в клетку,

штриховка.

3.Самостоятельная деятельность:

Обведение изображения через кальку, копирку;

ведение линий внутри заданного контура,

работа в занимательных прописях,

составление предметной картинки, используя трафаретную линейку с  геометрическими формами,

изображение сюжетной картинки, используя различные виды штриховки.

В зависимости от возраста ребенка, проводятся следующие упражнения:

Старшая группа:

обведение контурного изображения,

обведение по трафарету,

обведение изображения через кальку, копирку;

ведение линий внутри заданного контура,

штриховка по контуру (сверху вниз, слева направо),

составление предметной картинки, используя трафаретную линейку с  геометрическими формами (2-4 элементы , по образцу).

Подготовительная группа:

занятия,

обведение по трафарету,

обведение  по шаблону

рисование по фигурным линейкам,

работа в тетрадях в клетку,

штриховка.

работа в занимательных прописях,

составление предметной картинки, используя трафаретную линейку с  геометрическими формами,

изображение сюжетной картинки, используя различные виды штриховки.

Формы работы с родителями по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

 Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Наша задача - подготовка руки к письму. Как же мы можем помочь нашему ребенку одолеть этот сложный процесс? Для достижения данной цели мы привлекаем родителей, для этого мы используем разные формы работы:

- индивидуальные консультации («Формирование двигательных навыков у дошкольников», «Играя, развиваем мелкую моторику рук», «Подготовка руки к письму»);

- памятки («Как правильно научить держать ручку», «Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости», «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода», «Как развить мелкую мускулатуру рук», «Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук», «Игровой  самомассаж для кистей и пальцев», «Чтобы пальчики писали...»);

- папки-передвижки (наглядный материал);

- родительские собрания.

Совместно со специалистами ДОУ, мы провели следующие мероприятия:

 - мастер-класс по изготовлению игр, поделок, пособий на развитие мелкой моторики рук;

- конкурсы для родителей по изготовлению пособий, дидактических игр;

- организовали выставку нетрадиционных пособий, изготовленных своими руками;

- «Круглый стол» (в ходе родительского собрания) – обмен опытом по применению нетрадиционных пособий для развития мелкой моторики рук.

Таким образом, при систематическом выполнении определенных заданий и упражнений ребенку намного легче освоить все технические навыки процесса письма. Для этого необходима слаженная работа всех специалистов ДОУ, а также родителей, что мы и наблюдаем в нашей группе.