Главные вкладки

    Материал на тему:
    Роль родителей в организации работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через упражнения по подготовке руки к письму

    При систематическом выполнении определенных заданий и упражнений ребенку намного легче освоить все технические навыки процесса письма. Для этого необходима слаженная работа всех специалистов ДОУ, а также родителей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Роль родителей в организации работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через упражнения

    по подготовке руки к письму»

    Пермиловская Нонна Рудольфовна,

    воспитатель, I кв. категория,

    МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

    № 11 «ПОЛЯНКА»

    Подготовка к письму – один из сложных этапов подготовки к школе.

    Письмо — сложный процесс, который требует совместной работы мышц кисти, всей руки, координации движений всего тела. Не каждый взрослый умеет красиво писать, что же говорить о детях?

    Подготовка к письму — один из самых сложных этапов подготовки к школе. Это связано как с психофизиологическими особенностями 5–6 -летнего ребенка, так и с самим процессом письма. У детей этого возраста недостаточно развиты мелкие мышцы руки, координация движений — несовершенна, не сформирована способность к оценке пространственных различий, от которой зависит качество написанного. Но мы, взрослые, и не должны ставить себе цель — во что бы-то не стало научить ребенка писать до школы, наша цель — подготовка руки к письму.

    Задачи упражнений и занятий на развитие мелкой моторики руки.

    1. развитие устойчивых навыков сохранения правильной осанки во время письма;
    2. организация рациональной мышечной нагрузки на кисть, предплечье и плечо;
    3. упражнение в формировании навыков письма, добиваясь четкости линий,
    4. знакомство с элементами букв,
    5. подготовка руки к письму (развитие мелких мышц пальцев и кисти руки);
    6. развитие глазомера (формирование умения видеть контуры фигур и при штриховании не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями);
    7. учить правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично;
    8. развивать точность движений, внимание и контроль за собственными действиями;
    9. развивать личностные качества: волевое усилие, выполнение задачи в полном объеме, бережливость, аккуратность, терпение, трудолюбие
    10. развивать психические процессы:

    - мышление: научить анализировать образец, воспроизводить изображение по образцу, анализировать свою работу, применять навыки анализа и синтеза учебной задачи, способствовать развитию мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения ощущения и восприятия.

    - внимание: стимулировать развитие основных свойств внимания: объема, распределения, концентрации, устойчивости и переключаемости

    - память: стимулировать развитие процессов запоминания, сохранения и воспроизведения.

    Виды графических упражнений

                       Графические упражнения (по видам деятельности):              

    1.Занятия:

    Развитие графических навыков,

    Рисование (различные виды штриховки),

    Математическое развитие (графический диктант).

    2.Совместная деятельность со взрослым:

    Обведение по контуру, по трафарету,

    обведение  по шаблону

    рисование по фигурным линейкам,

    работа в тетрадях в клетку,

    штриховка.

    3.Самостоятельная деятельность:

    Обведение изображения через кальку, копирку;

    ведение линий внутри заданного контура,

    работа в занимательных прописях,

    составление предметной картинки, используя трафаретную линейку с  геометрическими формами,

    изображение сюжетной картинки, используя различные виды штриховки.

    В зависимости от возраста ребенка, проводятся следующие упражнения:

    Старшая группа:

    обведение контурного изображения,

    обведение по трафарету,

    обведение изображения через кальку, копирку;

    ведение линий внутри заданного контура,

    штриховка по контуру (сверху вниз, слева направо),

    составление предметной картинки, используя трафаретную линейку с  геометрическими формами (2-4 элементы , по образцу).

    Подготовительная группа:

    занятия,

    обведение по трафарету,

    обведение  по шаблону

    рисование по фигурным линейкам,

    работа в тетрадях в клетку,

    штриховка.

    работа в занимательных прописях,

    составление предметной картинки, используя трафаретную линейку с  геометрическими формами,

    изображение сюжетной картинки, используя различные виды штриховки.

    Формы работы с родителями по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

     Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Наша задача - подготовка руки к письму. Как же мы можем помочь нашему ребенку одолеть этот сложный процесс? Для достижения данной цели мы привлекаем родителей, для этого мы используем разные формы работы:

    - индивидуальные консультации («Формирование двигательных навыков у дошкольников», «Играя, развиваем мелкую моторику рук», «Подготовка руки к письму»);

    - памятки («Как правильно научить держать ручку», «Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости», «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода», «Как развить мелкую мускулатуру рук», «Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук», «Игровой  самомассаж для кистей и пальцев», «Чтобы пальчики писали...»);

    - папки-передвижки (наглядный материал);

    - родительские собрания.

    Совместно со специалистами ДОУ, мы провели следующие мероприятия:

     - мастер-класс по изготовлению игр, поделок, пособий на развитие мелкой моторики рук;

    - конкурсы для родителей по изготовлению пособий, дидактических игр;

    - организовали выставку нетрадиционных пособий, изготовленных своими руками;

    - «Круглый стол» (в ходе родительского собрания) – обмен опытом по применению нетрадиционных пособий для развития мелкой моторики рук.

    Таким образом, при систематическом выполнении определенных заданий и упражнений ребенку намного легче освоить все технические навыки процесса письма. Для этого необходима слаженная работа всех специалистов ДОУ, а также родителей, что мы и наблюдаем в нашей группе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

    Цель работы - продемонстрировать развитие мелкой моторики, координации рук и непосредственное влияние мелкой моторики на развитие ребенка (его речевых, предметно0практических навыков). В данной методи...

    МАСТЕР-КЛАСС «Гениальность на кончиках пальцев» Цель: 1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. 2. Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме. 3. Апробировать с педагогами несколько игр и упраж

    учитель-логопед; воспитатель 1 квалификационной категорииПавлова О. В.МАСТЕР-КЛАСС  «Гениальность на кончиках пальцев»Цель:1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольн...

    Консультация - Семинар «Роль родителей в организации работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через упражнения по подготовке руки к письму»

    Подготовка к письму – один из сложных этапов подготовки к школе.Письмо — сложный процесс, который требует совместной работы мышц кисти, всей руки, координации движений всего тела. Не каждый взрослый у...

    "Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности"

    Цель: рассказать об опыте работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные ви ды деятельности....

    Роль родителей в организации работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через упражнения по подготовке руки к письму

    При систематическом выполнении определенных заданий и упражнений ребенку намного легче освоить все технические навыки процесса письма. Для этого необходима слаженная работа всех специалистов ДОУ, а та...