Формирование положительных эмоций, симпатий, отношений к взрослым и сверстникам у детей раннего возраста
статья (младшая группа) по теме

Нестерчук Светлана Анатольевна

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_polozhitelnyh_emociy_soobshchenie.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование положительных эмоций, симпатий, отношений к   взрослым  и сверстникам у детей раннего возраста

     У двухлетнего ребенка, поступающего в детский сад, формируется первая форма общения со сверстниками – эмоционально – практическая. Она заключается в том, что дети ждут от ровесников совместного участия в шалостях, забавах, стремятся к самовыражению. Их общение раскованно и непосредственно. На начальном этапе это – беготня, веселые крики, смешные движения, главное для малыша – процесс совместных действий, а не результат. И хотя ребенок стремится подражать сверстнику и интересуется им, у него не возникает четкого образа партнера, потому что их общение поверхностно и носит эпизодический характер.

   Дети раннего возраста любят играть одни, а для установления контактов со сверстниками используют мимику, позы и жесты. Младшие дошкольники чаще говорят о том, что видят и что имеют. Стараясь привлечь внимание сверстника, они выставляют напоказ предмет, которым обладают, чтобы утвердить собственное «Я ».

   Кроме того, в процессе развития контактов между сверстниками в раннем возрасте наблюдаются конфликты. И если их вовремя не устранить, они будут сильно влиять на психическое и эмоциональное благополучие малышей. Отрицательные эмоции понижают жизненный тонус человека и ведут к эмоциональной отстраненности, т.е. к разрыву межличностных отношений. Поэтому учет данного состояния ребенка лежит в основе любого педагогического воздействия. В раннем возрасте в центре внимания детей находимся мы – взрослые. Возникающая у малыша потребность в нашем внимании и доброжелательности не исчезает с возрастом, в два года ребенку необходимо знать и чувствовать, что взрослый всегда готов помочь ему, поддержать и защитить. Кроме того, дети этого возраста стремятся делать то же самое, что в данный момент делает близкий им взрослый (воспитатель, мама, папа): мыть посуду, сгребать снег, играть с куклой, строить башню из кубиков.

    Проблема становления и развития межличностных отношений детей привлекла и наше внимание. Чтобы сформировать у малышей комплекс культурных эмоций, грамотно и бережно скорректировать недостатки эмоциональной сферы, мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего сочувствие ему; формировать у ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей;
  2. формировать умение играть и заниматься со сверстниками рядом и вместе;
  3. формировать представления о положительных и отрицательных действиях. Добиваться четкого различения детьми запрещенного и нежелательного поведения. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; учить детей умению играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т.п.;
  4. учить здороваться и прощаться со взрослыми и сверстниками, просить и благодарить;
  5. воспитывать внимательное отношение к родителям, к членам своей семьи.

    Третий год жизни – самый благоприятный период для того, чтобы заложить у детей потребность и привычку к мирному сосуществованию. Но порой налаживать контакты друг с другом детям часто мешает эмоциональность, свойственная этому возрасту. Находясь во власти внешних впечатлений, которые определяют ближайшие цели действий, ребенок может попытаться отнять у другого понравившуюся ему игрушку. Тот может сопротивляться, может ударить. Пользуясь эмоциональностью детей, мы стараемся в наиболее доступной форме выразить свое отношение к драке, стараемся объяснить, что можно делать, а что нельзя. Это позволяет закрепить правило: «Хорошие дети не обижают других» и укрепить желание быть хорошим. Оценка воспитателя вызывает значительный эмоциональный отклик, тем самым выполняя функцию как стимула положительных поступков, так и тормоза отрицательных. Однако оценка поступка не должна распространяться на личность ребенка в целом.

    Учитывая неустойчивость внимания детей, их быструю переключаемость на внешние впечатления, можно быстро погасить ссору, предложив новые действия  и впечатления: «А давайте пойдем строить домик для собачки!». Новое занятие снимает конфликт, заглушает отрицательный опыт.

    В нашей группе существует определенная система  запретов. Запреты немногочисленны, но мы стараемся, чтобы дети их хорошо усвоили: ни при каких условиях нельзя бить других детей; нельзя портить чужую игру и игрушки; нельзя причинять боль живым существам. Познакомив детей с тем, чего делать нельзя ни при каких обстоятельствах, мы требуем обязательного соблюдения этих правил. Уровень развития речи наших детей позволяет нам не только учить их действовать в соответствии с определенными правилами и требованиями, но и дает возможность объяснить им, почему в одних случаях нужно делать так, а в других иначе.

    Способность воспринимать и понимать речь воспитателя подкрепляется развитием памяти. Дети третьего года жизни уже вполне могут запомнить требования педагога. Однако важно, чтобы словесная инструкция подкреплялась наглядными средствами: показом правильной формы поведения (слово-действие), оценкой действий детей, игрой, рассматриванием картинок и чтением художественных произведений.

    Работа по ознакомлению детей с правилами поведения нередко проводиться у нас в форме мини-бесед, содержание которых опирается на литературные произведения. Например, после чтения сказки «Репка» мы останавливаемся на дружной работе героев (рассматривание иллюстраций позволяет детям представить персонажей): «Почему удалось вытащить репку?» (Все дружно тянули репку, не ссорились.) Отсюда вытекает вывод: «Хорошо, когда все живут дружно. Будем и мы жить дружно!»

    Чтобы создать ситуации спокойного и взаимоприятного, безконфликтного общения, которые способствуют созданию дружелюбной атмосферы в группе, мы часто организуем посиделки за большим общим столом, сдвигая несколько столиков в один. Затем вместе с нами дети строят, лепят, рисуют, играют в настольные игры, делают что-то свое.

   Для создания  психологически благоприятной атмосферы в группе у нас существуют добрые традиции. Например «Утро радостных встреч», когда малышей встречают игрушки, здороваются с ними, предлагают поиграть в разнообразные игры. После утренней гимнастики дети включаются в ежедневную хороводную игру «Кто у нас хороший», в ходе которой каждый ребенок сможет почувствовать себя хорошим и пригожим и порадоваться за других детей.  Еще одна добрая традиция, которая сплачивает детский коллектив, воспитывает заботу и отзывчивость - это  поздравление в день рождения с обязательным хороводом «Каравай». Дети дарят очередному имениннику песенки, стихи, а тот потчует их сладостями. Традиция похвалы детей за поступки прошедшего дня («Поговорим о хорошем») практикуются ежедневно, обычно перед ужином. Мы предлагаем малышам сесть в кружок и поговорить о том, чем хорошим отличился каждый ребенок: Максим быстро оделся после сна, Виталик съел всю кашу, Андрюша поделился игрушкой и т.д. Самое главное, чтобы все дети услышали про себя что-то приятное и другие узнали, какие они замечательные.  

    Формирование у детей  интереса друг к другу, потребности в общении не может не сопровождаться воспитанием доброжелательности. Ее основы закладываются в семье – там, где ребенка любят, заботятся о нем. Доброжелательные отношения в группе способствуют эмоционально – положительным переживаниям, закреплению чувства симпатии, расположения к окружающим. Одобрение взрослым положительных поступков детей и неодобрение негативных позволяют малышам понять, как можно поступать, а как нельзя.

    В процессе повседневного общения дети проявляют по отношению друг к другу не только внимание и доброжелательность, но и грубость, что приводит к ссорам. Преодолевая негативные проявления детей, мы стараемся не только оценивать их поступки, но и показывать образцы поведения: «Посмотри, как хорошо, дружно играют Саша и Аня. Они молодцы».

   Доброе отношение к людям помогает воспитывать игра. Особое место среди игрушек занимает кукла как носитель человеческих качеств. Подражая взрослым, ребенок может качать куклу, обнимать, кормить, лечить, сопровождая свои действия ласковыми словами. Через игру, общение с куклой, поощрение доброго и ласкового обращения с ней ребенок приобретает положительный опыт. После игры важно подвести итог: « Вот Виталик и Артем сделали из пластилина печенье для зайчат, угощали их. Потом возили зайчат в парк. А Соня и Марина построили из кубиков для кукол домик». Дети сами начинают с гордостью говорить. Что они сделали для кукол и что собираются сделать. Положительная оценка воспитателя подкрепляется проявлением заботы, внимания, добрых чувств к детям. Образцы доброго отношения из игры переносятся в повседневную жизнь.

  Усвоение социальных ценностей происходит в процессе коллективной деятельности. Умение играть вместе приходит не сразу. Эгоцентризм малыша, как особенность данного возраста, мешает ему понять, что другой ребенок тоже имеет право на то, на что он сам претендует. Здесь нужна помощь воспитателя, который должен разрядить ситуацию, не допустив конфликта («Предложи в обмен свою игрушку», «Учитесь играть с игрушкой по очереди», «Я сейчас предложу тебе замечательную игрушку» и т.п.).

   Играя рядом, дети часто не обращают внимание друг на друга, поэтому очень важно, чтобы мы помогали малышам налаживать общую игру, обучали игре «вместе», руководили игрой и даже включались в нее.  

   В возрасте 2-3 лет дети уже знают некоторые «вежливые» слова. Углубить представления о них помогают небольшие инсценировки, в которых обыгрываются ситуации из повседневной жизни. «Вежливые» слова дети нередко воспринимают как нечто формальное, необязательное. Поэтому важно вырабатывать у них привычку постоянно говорить «здравствуйте», «спасибо», «до свидания». Каждодневное произнесение этих слов нами, взрослыми, напоминание о них постепенно формирует у малышей привычку употреблять их в знакомых ситуациях.

   Кроме того,  в деле воспитания  у детей  вежливости  очень помогает художественная литература. Например, нами была приобретена книга «Правила поведения для воспитанных детей». Читая небольшие поучительные стихотворения из нее, мы обращаем внимание детей на вежливых и невежливых героев; учим их сочувствовать положительным героям, выражать свое отношение к ним. Также мы практикуем такие игры для запоминания вежливых слов, как «Колобок», «Репка».

    Дети младшего дошкольного возраста постоянно в своем поведении ориентируются на взрослых: воспитателей, родителей; радуются их вниманию, принимают заботу от них.  Но следует заметить, что представление о том, что взрослые все знают, все могут, что они сильные, зачастую приводит детей к ощущению бесполезности заботы о них. Поэтому очень важно учить детей словами («Я тебя люблю. Я соскучился по тебе».) и конкретными действиями (принести маме домашние тапочки, бабушке – очки и т.п.) выражать свою любовь к родным.  В беседе с детьми нужно подчеркивать, что в семье все должны заботиться друг о друге, помогать друг другу (даже маленькие дети могут мыть посуду вместе с мамой, пылесосить вместе с папой и т. д.). После беседы можно предложить малышам что-нибудь нарисовать и вечером подарить рисунок кому-нибудь из членов семьи. В ходе подобных бесед можно также использовать художественные произведения. Например, произведения Я. Акима:

                                   Мама, так тебя люблю,

                                   Что не знаю прямо!

                                   Я большому кораблю

                                   Дам названье «Мама».

                                  Моя мама

                                  Маму крепко поцелую,

                                  Обниму ее родную.

                                  Очень я люблю ее.

                                  Мама – солнышко мое.

      Работая над темой «Моя семья», воспитывая любовь и уважение к своим родным, мы используем такой прием, как рассматривание в группе общего семейного фотоальбома «Я и моя семья». Дети очень эмоционально реагируют на снимки, если видят там себя или своих близких, гордятся этим и радуются. В итоге у них повышается самооценка и растет авторитет среди сверстников.

    В перспективном и календарном планировании у нас предусмотрен целый цикл организованной деятельности  с детьми на тему «Моя семья», куда входят и беседы на тему, и пальчиковые игры, подвижные игры, дидактические игры.

     В этом году мы решили для детей и родителей оформить ряд фотостендов на различные темы: «Новогодний калейдоскоп», «Наши умельцы (авторские новогодние игрушки)», « В группе дружно мы живем». Считаем, что рассматривание фотографий на таких стендах очень сплачивает детей и родителей.

   Таким образом, используя различные методы и приемы в деле формирования у детей раннего возраста положительных эмоций, симпатий, отношений к взрослым и сверстникам, мы стараемся вселять в детей веру в свои силы, способности и душевные качества, корректируем недостатки эмоциональной сферы. В группе есть дети, которые из-за своих психологических и личностных качеств, тяжело отзываются на все наши усилия в работе по формированию положительных, дружелюбных взаимоотношений. С этими детьми мы конечно же будем работать отдельно, используя дополнительные приемы. А в основном, наши малыши дружелюбны, умеют играть рядом и вместе, усваивают систему запретов, умеют здороваться и  прощаться со взрослыми и сверстниками. Иными словами, в группе создана атмосфера психологического комфорта, которая положительно влияет на эмоциональное состояние и психическое здоровье детей.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Литература:

«Воспитатель» № 6 2011 год

В.И. Петрова, Т.Д. Стульник,   Нравственное воспитание в детском саду, Мозаика-Синтез, Москва 2008

Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон, Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада, Просвещение, Москва  2011

Н.С. Голицына, Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, первая младшая группа, Скрипторий 2003, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Эмоции, движения, речь- их значение в развитии детей раннего возраста"

Обеспечить лучшие  условия для полноценного развития движений, создать комфортную,  эмоционально-благоприятную обстановку, атмосферу доброжелательности в общении с воспитанниками - мои...

Консультация на тему: « Роль взрослого в игре детей раннего возраста».

Для обеспечения полноценной игровой деятельности детей раннего возраста необходимо продуманное руководство педагогов, необходимо всемерно способствовать обогащению представлений ребенка путем содержат...

Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.из опыта работыФормирование у детей грамматически правильной, лексически богат...

Консультация для воспитателей групп раннего возраста «Формирование компетентности родителей в вопросах развития, воспитания и обучения детей раннего возраста».

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками...

Консультация для педагогов «Использование сенсорных игр при формировании представлений о свойствах предметов и развитии познавательной активности детей раннего возраста 1-3 лет»

Консультация для педагогов " Использование сенсорных игр при формировании представлений о свойствах предметов и развитии познавательной активности детей раннего возраста 1-3 лет"...

План работы по формированию основ здорового образа жизни и безопасного поведения у детей раннего возраста

Планирование работы по формированию основ здорового образа жизни и безопасного поведения у обучающихся группы раннего возраста...