Памятка для воспитателей ДОУ
календарно-тематическое планирование по теме

        Формы организации и содержание образовательной деятельности по реализации образовательных областей

            

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_organizacii_i_soderzhanie_obrazovatelnoy.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

                Формы организации и содержание образовательной

              деятельности по реализации образовательных областей

Учитывая, что каждая обр. область имеет свою специфику, воспитатель самостоятельно выбирает формы образовательной деятельности детей. При этом общий объем обязательной части Программы рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:

  1. образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
  2. образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
  3. самостоятельную деятельность детей;
  4. взаимодействие с семьями детей по реализации ООП ДО

В образовательный процесс включено два основных составляющих блока: совместная партнерская деятельность взрослого с детьми; свободная самостоятельная деятельность детей.

Такая структура образовательного процесса должна быть принята как каркасная для всего дошкольного возраста(3-7 лет) и как единственно возможная для младшего дошкольного возраста (3-5 лет).

НОД реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

В соответствии с возрастом детей , наличием приоритетных направлений образовательной деятельности и спецификой осуществления образовательного процесса рекомендуется учитывать следующие параметры:

  1. общий объём НОД в неделю;
  2. продолжительность периодов непрерывной НОД в течении дня;
  3. количество периодов непрерывной НОД в течение дня ( в первую и вторую половину)
  4. перерывы между периодами непрерывной НОД
  5. -основные виды деятельности детей в конкретные периоды непрерывной НОД в течении дня, недели и их чередование
  6. образовательные области, задачи которых решаются в каждый из конкретных периодов непрерывной НОД
  7. формы работы, в которых осуществляется НОД.

 Основными отличиями новой структуры планирования от старой можно считать:

  1. замену учебного блока на блоки образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей;
  2. Увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей, в которую входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и НОД, не связанная с проведением режимных моментов;

3.Изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков;

4.Изменение объема и содержания понятия «НОД»

Поскольку сущностным принципом учебной модели является наличие учебной деятельности детей как ведущей деятельности дошкольного возраста, а данное обстоятельство принципиально не соответствует теоретико-методическим основам   ФГТ следовательно и весь учебный блок в прежнем понимании не может и не должен присутствовать в практике дошкольного образования. Однако из данного положения не следут, что процесс обучения отменяется. Обучение является одной из главных составляющих дошкольного образования(наряду с воспитанием и развитием). Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является, по сути , процессом «усвоения» содержания в видах деятельности. Иными словами, согласно теории Выготского процессы обучения и воспитания не сами по cебе развивают ребенка, а лишь тогда когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием между обучением и психическим развитием (Эльконин).

Поэтому организация совместной деятельности детей и взрослых должна распространяться как на проведение режимных моментов( это понималось и делалось ранее) так и на всю НОД.

Необходимо отметить, что в основе определения образовательных областей, обозначенных в   ФГТ лежит именно деятельностный подход, т.е каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности, а каждому виду деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

Исключение «из деятельностного подхода» составляют две образовательные области-«Здоровье» и «Безопасность».

Область «Здоровье» не является вполне образовательной, т.к наряду с задачами по формированию культурно-гигиенических навыков и начальных представлений о  здоровом образе жизни предусматривает решение оздоровительных и профилактических задач. Выделение обр.области «Безопасность» во многом особый социальный заказ семьи, общества и государства, обуславливающий важность и актуальность ее реализации.

Поэтому необходимо рассмотреть вопрос об использовании адекватных форм работы в процессе организации детских видов деятельности. В тексте ФГТ  не употребляется слово «занятие». Это не означает, что занятия в детском саду отменяются, в него вкладывается другой, самый широкий смысл как занимательное дело, без отожествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Это занимательное дело основано на одной из специфических детских деятельностей(или нескольких таких деятельностях- интеграции различных детских деятельностей), осуществляемых совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей(интеграция содержания образовательных областей). Реализация занятия как дидактической формы учебной деятельности возможна только в старшем дошкольном возрасте.

Организуя воспитательно-образовательный процесс воспитатели должны принять философско-концептуальные взгляды, которые лежат в основе ООП ДО. Однако, чтобы грамотно организовать воспитательно-образовательный процесс, воспитатель должен умело его спланировать.

Перед воспитателями сегодня встал вопрос как планировать образовательный процесс?

Во-первых, необходимо не выпустить ни один компонент образовательного процесса(образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с родителями)

Во-вторых, большое количество форм работы с детьми: воспитатель должен суметь распределить их в течении дня, в течении месяца, а есть также формы, которые используются 1 раз в квартал, 1 раз в полгода.

Анализ требований ФГТ показывает необходимость строить образовательный процесс на основе комплексно-тематического принципа, приближенного  к так называемому «событийному» принципу, что позволит сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс мотивированным, т.к ребенок способен усваивать программу, составленную для него взрослым, только  в том случае если она станет его собственной программой, т. е станет для него интересной и значимой.

Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Кроме того темы должны быть социально-значимы для общества, государства, семьи также вызывать личностный интерес у детей(большей части группы). Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику ДОУ.

При использовании комплексно-тематического планирования учитывается следующее:

-количество тем самостоятельно определяется педагогами

-темы могут быть заменены другими социально и личностно-значимыми

-формы подготовки и реализации тем носят интегративный характер

-формы работы по подготовке и реализации тем для детей 3-5 лет могут быть использованы при подготовке тем для 5-7 лет

-одной теме уделяется не менее одной недели

-тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и в уголках развития.

Планирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГТ может быть представлено в других формах и видах.

Необходимо отметить, что организация образовательного процесса с учетом комплексно-тематического принципа может проходить в разных вариантах:

  1. организация разных видов деятельности подчиненных одной теме и на основе интеграции (охватывая все образовательные области)
  2. -метод проектов.

Авторы разных программ предлагают свои варианты комплексно-тематического планирования. Успех (под ред. Фединой) на основе примерного календаря праздников.

Авторы Программы «От рождения до школы»(рук. Авторского коллектива Н.Е.Веракса) рекомендует одной теме уделять 2-3 недели. Тема должна быть отражена в уголках развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ. Речь воспитателя.

Речь воспитателя, постоянно находящегося в поле зрения ребёнка, является важным источником, из которого дети черпают образец родного языка, культуры речи....

Памятка для воспитателей "Действия воспитателя при проведении утренней гимнастики и ООД по физической культуре"

Данный материал может быть полезен инструкторам по физической культуре при взаимодействии с воспитателями в ДОУ....

памятка для воспитателей и помощников воспитателей в адаптационный период

в памятке даётся описание правил поведения персонала ДОУ, приёмы и методы работы в адаптационный период, применение упражнений и игр  во время прохождения этого периода...

Памятки для воспитателей. Правила поведения и общения воспитателя в ДОО.

Правила поведения и общения в дошкольной образовательной организации...