Главные вкладки

    Статья на тему:
    Причины возникновения конфликтных ситуаций в детском саду

    причины возникающих между детьми столкновений отражают и их возрастное развитие

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

    Вертепова  Виктория Владимировна

    Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 6» г. Энгельс

     Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области  «Социализация» ориентировано на развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по социально-личностному направлению и раскрывает задачи по умению детьми анализировать причины ссор, использовать способы регуляции конфликтов, не допуская драк. С конфликтами в сфере взаимодействия детей разного возраста и со сверстниками мы сталкиваемся ежедневно. В одном из немногих исследований на эту тему, принадлежащих Я.Л.Коломинскому и Б.П.Жизневскому, были собраны 397 протоколов наблюдений за конфликтами детей в ходе различных игр. При этом были выделены типичные причины конфликтов между детьми разного возраста.

    Причины возникновения конфликтов между

    детьми в игре , %

    Причины конфликтов

    Возраст детей, лет

    1-2        

    2-3

    3-4

    4-5

    5-6

    Разрушение игры

    25

    23

    23

    6

    9

    По поводу выбора общей темы игры

    0

    0

    2

    1

    3

    По поводу состава участников

    0

    0

    0

    10

    11

    Из-за ролей

    0

    6

    23

    32

    24

    Из-за игрушек

    75

    71

    38

    17

    7

    По поводу сюжета игры

    0

    0

    3

    8

    7

    По поводу правильности игровых действий

    0

    0

    10

    26

    26

    Полученные авторами эмпирические данные подтверждают, описанную Д. Б. Элькониным динамику: у младших детей конфликты возникают - из-за   игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в старшем возрасте – из-за правил игры.

    Из этого следует, что причины возникающих между детьми столкновений отражают и их возрастное развитие, когда от ссор из-за игрушек они постепенно переходят к настоящим дискуссиям по поводу того, насколько правильно действует тот или иной ребенок в ходе игры. Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов (связанных с предметами, интересами), дисциплины (поведения), трудностей в общении (отношений), ценностей потребностей (физиологических и психологических).

    Протекание конфликта непостоянно; изменчиво и может то усиливаться, то затухать. Мы хотим обратить внимание на факторы, обостряющие протекание конфликта в детском коллективе.

    Ими являются:

    - повышение и внешнее проявление накала страстей (гнев, страх, тревога,  разочарование);

    -проявление безразличия со стороны взрослого на возникающий конфликт;

    -отсутствие попыток установления и поддержания отношений, как со стороны взрослых, так и со стороны самих участников конфликта – детей;

    -увеличение числа детей, участников конфликта, которые принимают ту или иную сторону.

    Объектом конфликта выступает конкретная материальная (игрушка, книга, вещь др.) или духовно-нравственная ценность (дружеские отношения, признание), к обладанию или к отстаиванию которой стремятся конфликтующие стороны.

    Субъекты конфликта – дети со своими потребностями, интересами, мотивами и представлениями о ценностях.

    Непосредственные причины возникновения конфликтов между детьми носят эмоционально-личностный характер, они связаны, как правило, с личностным восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией на поведение и действия другого ребенка, расхождение во взглядах на правильность игровых действий, поступков.

    В общении друг с другом возникают ситуации, требующие согласования действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умение отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Но в таких ситуациях дети не всегда находят нужные способы поведения, и это часто приводит к конфликту, в котором, с одной стороны, находятся желания и права одних детей, а с другой стороны, желания и права других. Спорная ситуация между детьми часто сопровождается отсутствием сопереживания   другому и взаимных уступок. Мы считаем, что это связано, прежде всего, с тем, что дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки. Он не понимает, что каждый сверстник – личность, со своим внутренним миром, интересами, желаниями. Поэтому нам важно, на данном этапе развития ребенка, помочь ему посмотреть на себя и сверстника со стороны. Однако педагог не должен брать на себя решение детских конфликтов. Нравоучения о справедливости, угрозы, внушение чувства вины ни к чему хорошему не приводят. Это лишает детей опыта самоопределения по отношению к ценностям общения, сотрудничества, взаимодействия в межличностном и коллективном социальном пространстве.

    Необходимо поставить  главную задачу: научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или сильного партнера.

    Стратегия работы должна быть основана на индивидуальном подходе к каждому ребенку и построена на доверительном взаимодействии. В работе можно использовать следующие приемы:

    - в разрешении проблемы учитываем нужды каждого;

    - использование творческого подхода к решению проблемы: превращение конфликтной ситуации в проблемную, а саму проблему в возможность открыть для себя и для других нечто новое;

    - развивать у детей навыки общения, ведущие к сближению;

    - оценивать совершенный поступок, а не личность ребенка;

    - учить детей управлять эмоциями;

    - формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликтов;

    - привлекать детей к совместному творческому поиску.

    В качестве основных форм обучения детей способам разрешения конфликтных ситуаций можно использовать:

    - сюжетно-ролевые игры с наличием проблемной ситуацией;

    - имитационные игры;

    - социально-поведенческие тренинги;

    - обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;

    - психогимнастика;

    - просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов;

    - чтение и анализ художественных произведений и другие.

    Кроме этого в работе по предупреждению конфликтных ситуаций, можно использовать  – технику активного слушания. Если взрослый не может выслушать ребенка, ему не стоит даже делать вид, будто он слушает. Активное слушание предполагает не только общую заинтересованность в личности партнера, но и умение слушать. Беседа в рамках  выяснения обстоятельств конфликта проходит в спокойной обстановке. В начале беседы устанавливаются определенные правила: если в данный момент слушается один из участников конфликта, другому участнику дать понять, что и он будет столь же внимательно выслушан.

    Сказкотерапия – это тоже эффективный метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения его сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказка обучает, воспитывает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Благодаря ей дети познают окружающий мир не только умом, но и сердцем, в сказке черпают первые представления о справедливости и несправедливости. Через сказку дети входят в мир социальных отношений. Они способствуют овладению ребенком связной выразительной речью, умению излагать свои мысли последовательно, ясно, полно.

     « Стол переговоров» -  сидя за столом, каждый ребенок может изложить свое отношение к любому событию, проблеме, в то время все остальные внимательно слушают и пытаются его понять, высказать свое мнение. Наряду с этим, его можно использовать  и для индивидуальных бесед с детьми.

    Итак, на протяжении всего детства дети учатся понимать и уважать друг друга, но хорошо, если такой опыт они начнут приобретать уже на самой первой ступеньке общения. Лучшее, что могут взрослые в такой ситуации, так это научить детей социально-приемлемым нормам поведения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конфликтные ситуации в детском саду

    В этой статье вы узнаете, с какими проблемами могут столкнуться  родители и дети в детском саду...

    «Конфликтные ситуации в детском коллективе»

    Консультация для родителей. Как научить ребенка не попадать в конфликтные ситуации....

    Причины осложнения адаптации ребенка в детском саду

    В статье рассматриваются четыре основные причины, которые осложняют прохождение периода адаптации ребенка в детском саду. Автор относит к этим причинам, такие как отсутствие опыта социализации у детей...

    Конспект НОД «Решение конфликтных ситуаций по средствам игровой деятельности в детском саду».Средняя группа

    Тема: «Дом дружбы»ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:●  Развивать отношения, построенные на равноправии или готовности (способности) конструктивно решать проблемы, связанные с занимаемым положением (статусом...

    Консультация для воспитателей "Причины возникновения конфликтных ситуаций с родителями и способы их решения"

    Детское дошкольное учреждение – это структура со своими законами и задачами, с другой стороны, это коллектив, который состоит из индивидуальных личностей – педагогов, родителей, детей. От ...

    ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

    В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласования действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целе...