Главные вкладки

    Причины возникновения конфликтных ситуаций в детском саду
    статья на тему

    причины возникающих между детьми столкновений отражают и их возрастное развитие

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

    Вертепова  Виктория Владимировна

    Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 6» г. Энгельс

     Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области  «Социализация» ориентировано на развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по социально-личностному направлению и раскрывает задачи по умению детьми анализировать причины ссор, использовать способы регуляции конфликтов, не допуская драк. С конфликтами в сфере взаимодействия детей разного возраста и со сверстниками мы сталкиваемся ежедневно. В одном из немногих исследований на эту тему, принадлежащих Я.Л.Коломинскому и Б.П.Жизневскому, были собраны 397 протоколов наблюдений за конфликтами детей в ходе различных игр. При этом были выделены типичные причины конфликтов между детьми разного возраста.

    Причины возникновения конфликтов между

    детьми в игре , %

    Причины конфликтов

    Возраст детей, лет

    1-2        

    2-3

    3-4

    4-5

    5-6

    Разрушение игры

    25

    23

    23

    6

    9

    По поводу выбора общей темы игры

    0

    0

    2

    1

    3

    По поводу состава участников

    0

    0

    0

    10

    11

    Из-за ролей

    0

    6

    23

    32

    24

    Из-за игрушек

    75

    71

    38

    17

    7

    По поводу сюжета игры

    0

    0

    3

    8

    7

    По поводу правильности игровых действий

    0

    0

    10

    26

    26

    Полученные авторами эмпирические данные подтверждают, описанную Д. Б. Элькониным динамику: у младших детей конфликты возникают - из-за   игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в старшем возрасте – из-за правил игры.

    Из этого следует, что причины возникающих между детьми столкновений отражают и их возрастное развитие, когда от ссор из-за игрушек они постепенно переходят к настоящим дискуссиям по поводу того, насколько правильно действует тот или иной ребенок в ходе игры. Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов (связанных с предметами, интересами), дисциплины (поведения), трудностей в общении (отношений), ценностей потребностей (физиологических и психологических).

    Протекание конфликта непостоянно; изменчиво и может то усиливаться, то затухать. Мы хотим обратить внимание на факторы, обостряющие протекание конфликта в детском коллективе.

    Ими являются:

    - повышение и внешнее проявление накала страстей (гнев, страх, тревога,  разочарование);

    -проявление безразличия со стороны взрослого на возникающий конфликт;

    -отсутствие попыток установления и поддержания отношений, как со стороны взрослых, так и со стороны самих участников конфликта – детей;

    -увеличение числа детей, участников конфликта, которые принимают ту или иную сторону.

    Объектом конфликта выступает конкретная материальная (игрушка, книга, вещь др.) или духовно-нравственная ценность (дружеские отношения, признание), к обладанию или к отстаиванию которой стремятся конфликтующие стороны.

    Субъекты конфликта – дети со своими потребностями, интересами, мотивами и представлениями о ценностях.

    Непосредственные причины возникновения конфликтов между детьми носят эмоционально-личностный характер, они связаны, как правило, с личностным восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией на поведение и действия другого ребенка, расхождение во взглядах на правильность игровых действий, поступков.

    В общении друг с другом возникают ситуации, требующие согласования действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умение отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Но в таких ситуациях дети не всегда находят нужные способы поведения, и это часто приводит к конфликту, в котором, с одной стороны, находятся желания и права одних детей, а с другой стороны, желания и права других. Спорная ситуация между детьми часто сопровождается отсутствием сопереживания   другому и взаимных уступок. Мы считаем, что это связано, прежде всего, с тем, что дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки. Он не понимает, что каждый сверстник – личность, со своим внутренним миром, интересами, желаниями. Поэтому нам важно, на данном этапе развития ребенка, помочь ему посмотреть на себя и сверстника со стороны. Однако педагог не должен брать на себя решение детских конфликтов. Нравоучения о справедливости, угрозы, внушение чувства вины ни к чему хорошему не приводят. Это лишает детей опыта самоопределения по отношению к ценностям общения, сотрудничества, взаимодействия в межличностном и коллективном социальном пространстве.

    Необходимо поставить  главную задачу: научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или сильного партнера.

    Стратегия работы должна быть основана на индивидуальном подходе к каждому ребенку и построена на доверительном взаимодействии. В работе можно использовать следующие приемы:

    - в разрешении проблемы учитываем нужды каждого;

    - использование творческого подхода к решению проблемы: превращение конфликтной ситуации в проблемную, а саму проблему в возможность открыть для себя и для других нечто новое;

    - развивать у детей навыки общения, ведущие к сближению;

    - оценивать совершенный поступок, а не личность ребенка;

    - учить детей управлять эмоциями;

    - формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликтов;

    - привлекать детей к совместному творческому поиску.

    В качестве основных форм обучения детей способам разрешения конфликтных ситуаций можно использовать:

    - сюжетно-ролевые игры с наличием проблемной ситуацией;

    - имитационные игры;

    - социально-поведенческие тренинги;

    - обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;

    - психогимнастика;

    - просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов;

    - чтение и анализ художественных произведений и другие.

    Кроме этого в работе по предупреждению конфликтных ситуаций, можно использовать  – технику активного слушания. Если взрослый не может выслушать ребенка, ему не стоит даже делать вид, будто он слушает. Активное слушание предполагает не только общую заинтересованность в личности партнера, но и умение слушать. Беседа в рамках  выяснения обстоятельств конфликта проходит в спокойной обстановке. В начале беседы устанавливаются определенные правила: если в данный момент слушается один из участников конфликта, другому участнику дать понять, что и он будет столь же внимательно выслушан.

    Сказкотерапия – это тоже эффективный метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения его сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказка обучает, воспитывает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Благодаря ей дети познают окружающий мир не только умом, но и сердцем, в сказке черпают первые представления о справедливости и несправедливости. Через сказку дети входят в мир социальных отношений. Они способствуют овладению ребенком связной выразительной речью, умению излагать свои мысли последовательно, ясно, полно.

     « Стол переговоров» -  сидя за столом, каждый ребенок может изложить свое отношение к любому событию, проблеме, в то время все остальные внимательно слушают и пытаются его понять, высказать свое мнение. Наряду с этим, его можно использовать  и для индивидуальных бесед с детьми.

    Итак, на протяжении всего детства дети учатся понимать и уважать друг друга, но хорошо, если такой опыт они начнут приобретать уже на самой первой ступеньке общения. Лучшее, что могут взрослые в такой ситуации, так это научить детей социально-приемлемым нормам поведения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конфликтные ситуации в детском саду

    В этой статье вы узнаете, с какими проблемами могут столкнуться  родители и дети в детском саду...

    12 конфликтных ситуаций на детской площадке

    Наверно, многим из нас приходилось становиться свидетелем или участником неприятной ситуации на детской площадке. Для некоторых родителей такая ситуация являетcя поводом для раздувания настоящего конф...

    Конфликтные ситуации на детских площадках

    Наверно, многим из нас приходилось становиться свидетелем или участником неприятной ситуации на детской площадке. Для некоторых родителей такая ситуация являетя поводом для раздувания настоящего конфл...

    12 конфликтных ситуаций на детской площадке. Несколько общих рекомендаций для родителей.

    Разные ситуации происходят, когда вы гуляете с ребенком на детской площадке, надеюсь эти рекомендации вам помогут....

    «Конфликтные ситуации в детском коллективе»

    Консультация для родителей. Как научить ребенка не попадать в конфликтные ситуации....

    Консультация для воспитателей "Причины возникновения конфликтных ситуаций с родителями и способы их решения"

    Детское дошкольное учреждение – это структура со своими законами и задачами, с другой стороны, это коллектив, который состоит из индивидуальных личностей – педагогов, родителей, детей. От ...

    ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

    В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласования действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целе...