Фольклор – как действенный метод воспитания ребёнка с первых лет жизни
материал (младшая группа) на тему

Использование фольклора в воспитании ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклор – как  действенный метод    воспитания ребёнка  с  первых  лет  жизни

Что же такое фольклор? Фольклор – это народная мудрость, создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы, стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил:  «...Начало искусства слова – в фольклоре».

В процессе развития общества возникли различные виды и формы устного словесного творчества. Некоторые жанры и виды фольклора прожили длительную жизнь. Только от 18 века и позже известны подлинные тексты народной поэзии. Очень немного записей сохранилось в 17 веке. Вопрос о происхождении многих произведений народной поэзии значительно сложнее, чем произведений литературных. Неизвестны не только имя и биография автора – создателя того или иного текста, но и неизвестна социальная среда, в какой сложилась сказка, былина, песня, время и место их сложения. Об идейном замысле автора можно судить только по сохранившемуся тексту, притом нередко записанному много лет спустя.

Важным обстоятельством, обеспечивающим развитие народной поэзии в прошлом, являлось отсутствие «резких развитий в умственной жизни народа». Благодаря этому народную поэзию пронизывает коллективное начало. Оно присутствует при возникновении и восприятии слушателями вновь создаваемых произведений, в их последующем бытовании и переработках. Образы народных героев выражают лучшие черты русского национального характера; в содержании фольклорных произведений отражаются наиболее типичные обстоятельства народной жизни. Однако, достигнув полной идейной и художественной завершенности, произведения нередко сохранялись долгое время почти без изменений как поэтическое наследие прошлого, как культурное богатство непреходящей ценности. На хронологическом отрезке от древнейших времен, до наших времен, фольклор занимает промежуточное положение, является связующим звеном в культурном пространстве веков. 

В последние годы, наряду с  поиском  современных  моделей  воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются  лучшие  образцы  народной педагогики. Знакомство     с     народными произведениями обогащает чувства  и  речь  малышей,  формирует  отношение  к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Поэтому одна из центральных задач педагогики раннего детства - изучение  ранних проявлений интеллектуальной жизни,  а  также  поиск  эффективных  методов  и приемов  подхода  к  малышу,  позволяющих  установить  с  ним   двусторонний контакт. Этой проблеме посвящено  большое  количество  исследований,  как  в нашей стране, так и за рубежом.      Психологи и педагоги (А. Н. Леонтьев, А. М. Фонарев, С. Л. Новоселова, Н. М. Аксарина, В. В. Гербова, Л. Н. Павлова) отмечают, что  знание  законов развития  эмоциональной  и  психической  жизни  ребенка  позволяет  грамотно строить свое взаимодействие с  малышом,  а,  следовательно,  обеспечить  ему радость бытия и познания мира. Именно в раннем  возрасте закладывается  тот фундамент  познавательной   деятельности,   который   обеспечит   дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа.

По  мнению  ученых,  ранний  возраст   обладает   особой   благодатной восприимчивостью.   У   ребенка   интенсивно  формируется  наглядно-образное мышление и воображение,  развивается  речь,  психическая  жизнь  обогащается опытом,  возникает   способность   воспринимать   мир   и   действовать   по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и  явлениях является важным этапом в ознакомлении  с  окружающим  миром  через  народные произведения. 

Фольклор - одно из действенных  и ярких   средств   ее,   таящий огромные   дидактические     возможности.         Интересно исследование Л. Н. Павловой, где, в частности, показаны роль и место фольклора в современной педагогике раннего детства.

Детский  фольклор – это целый мир, яркий, радостный, наполненный жизненной силой  и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и  живет  по своим законам.  

Дети с живым интересом вглядываются в  жизнь  взрослых  и  охотно заимствуют их опыт. Мысль  детей связана  с  конкретными  образами  -  в  этом   ключ   к   тайнам   детского художественного творчества.   Особенности    детской    психики,    мышления определили отбор произведений детского фольклора. Фольклор для детей созданный взрослыми  включает  в  себя  колыбельные песни,  пестушки,  потешки,  прибаутки,  сказочки.  Это  область   народного творчества представляет собой одной из  средств  народной  педагогики.  Г.С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды  на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути  воздействия    на юные   поколения    совокупность    и  взаимозависимость  их  и  дают,  что следует назвать народной педагогикой».

Фольклор  для  детей – это раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность  его  -  он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец.

Пользу малых поэтических жанров  народного  слова  доказывать  не приходится,  это  очевидно.  Вместе  с  тем  до  последнего    времени оставалось загадкой активирующее воздействие   фольклорных произведений на ребенка  -  и  первых  месяцев  жизни,  и  начинающего ходить, и перешагнувшего рубеж раннего периода детства.

Ребенок приходит в мир…Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее и воспитатели) должны окружить малыша любовью, заботой, внимание, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, со взрослыми. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознание себя в этом мире, играя ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры.  Играя, ребенок переживает огромную радость. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности. Ребенок должен играть!

Вот тут - то на помощь и приходит детский фольклор.

Детский фольклор – это особенная часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения фольклора имеют важнейшее значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоение им культурных богатств, предшествующих поколений.

В течение многих веков прибаутки, потешки,  приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивает речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию потешки, прибаутки  легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх.

Они забавляют ребенка и вместе с тем обучают навыкам поведения. Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, любви.

Детский фольклор может стать ценным средством воспитания ребенка. Это колыбельные песни, успокаивающие ребенка, усыпляющие его. Это и поэзия пестования, ухода за ребенком, поэзия ласковых прикосновений к нему. Пестушки всегда удовлетворяли потребности ребенка в тактильных движениях – почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди – это зык эмоционального общения.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами русского фольклора на материале фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию истоков русской народной культуры.

Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Без этих веселых стишков ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, формирование культурно-гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого, выполнение каких – то движений е вызывает интереса радости, желание повторить еще и еще.

Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они на ряду с другими жанрами заключает в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей и образное восприятие.

Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Психологическое воспитание - эффективный метод воспитания детей.

Статья для родителей на тему:  Психологическое воспитание - эффективный метод воспитания детей....

« Фольклор – как действенный метод воспитания ребёнка с первых лет жизни »

Фольклор  для  детей – это раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность  его  -  он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец. Знакомство ...

Методы, средства и формы воспитания. Классификация методов воспитания.

Успех применения методов воспитания напрямую зависит от условий, педагогической компетентности и авторитета педагога, который их применяет....

Выступление на РМО «Воспитание сказкой как древнейший метод воспитания детей»

Это один из самых древних методов воспитания детей. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру. Герои сказок...

Консультация для родителей младших дошкольного возраста на тему: «Малые формы фольклора как метод развития речи у детей раннего возраста»

Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому. Повторяя вместе с ним стихи, потешки, прибаутки у детей развивается вообра...

ФОЛЬКЛОР КАК МЕТОД КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

ФОЛЬКЛОР КАК МЕТОД КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ...