Русская народная сказка
статья по теме

Что такое сказка!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkaya_narodnaya_skazka.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русская народная сказка

План:

  1. Русская народная сказка, ее особенности.
  2. Сказки о животных.
  3. Волшебные сказки.
  4. Социально-бытовые сказки.
  5. Анализ сказок.

1.Русская народная сказка, ее особенности.

Сказка- это одно из самых прекрасных творений русского народа. Мы помним сказки с детства. И во взрослом возрасте найдется много людей, читающих сказки. Сказкой всегда называли все, что несет в себе вымысел. Сказка - один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

Слово сказка известна с 17 века. До этого времени употребляли термин «байка» или «басень», от слова «бать», «рассказывать». Впервые это слово было употреблено в грамоте воеводы Всеволодского, где осуждались люди, которые «сказки сказывают небывалые».  Но ученые предполагают, что этот термин употреблялся еще раньше. В словаре В.И. Даля сказка определяется как «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание». Там же приводится несколько пословиц и поговорок, связанных с этим жанром фольклора: Либо дело делать, либо сказки сказывать, Сказка складка, а песня быль, Сказка складом, песня ладом красна, Ни в сказке сказать, ни пером описать, Не дочитав сказки, не кидай указки, Сказка от начала начинается, до конца читается, а в серёдке не перебивается. Уже из этих пословиц ясно: сказка  вымысел, произведение народной фантазии - «складное», яркое, интересное произведение, имеющее определённую целостность и особый смысл.

Сказка возникла в доисторические времена и играла важную роль в развитии творчества народа, на всех его этапах. Она отражала взгляды народа на данном этапе исторического пути, будь то мирные времена или какие-то военные действия. Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Она отражает мечты народа, передает его мысли. Через сказку ребенок знакомится с окружающим миром, получает представление о добре и зле. Именно из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье.

В народе всегда было много талантливых сказочников, но данных о них почти не осталось. В 19 веке стали появляться люди, которые собирали и систематизировали сказки. Ярким собирателем был А.Н.Афанасьев. С 1857 -1862 годы им создаются уже сборники русских народных сказок. Уже в 1884 году вышел сборник собирателя Д.Н. Содовникова «Сказки и предания Самарского края». В этом сборнике были записаны 72 текста от сказочника Абрама Новопльцева - простого крестьянина из села Повиряськино Ставропольского уезда. В репертуар данного сборника вошли сказки: волшебные, бытовые, сказки о животных.  В советский период стали выходить сборники одного рассказчика. До нас дошли такие имена: А.Н. Барышникова (Куприяниха), М.М. Коргуев (рыбак из Астраханского края), Е.И. Сороковиков ( сибирский охотник) и др.

Передаваясь из уст в уста, сказки менялись, как и действительность, которую они отражали. Порой сказки разных народов очень схожи, так как несут эстетические взгляды трудовых слоев населения, их мечты, боль и ненависть к эксплуатации в любых ее проявлениях. Сказки разных народов имеют и ярко выраженные национальные черты.

Русские народные сказки чрезвычайно разнообразны. Их национальный характер выражается в языке, в бытовых подробностях, в характере пейзажа, уклада жизни, преимущественно крестьянской.

Композиция сказки:

Зачин. ( «Жили-были, В некотором царстве, в некотором государстве»),

Основная часть. ( Интересное, непредсказуемое развитие сюжета),

Концовка. (Кульминация, с непременно торжествующим добром)

Самыми распространенными в русском исполнении являются сказки о змееборце, о трех царствах, о волшебном кольце, о чудесном избавлении от несчастий. В сказке часто употребляется троичность повторов: три дороги, три брата, 33 года и т.д. В конце сказки, как правило, употребляют присказки: «и я там был, стали они жить-поживать и добра наживать».

Особенности русских народных сказок:

В русских сказках часто встречаются  повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти, куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли, палаты белокаменные. Встречаются также тавтологии: диво дивное, чудо чудное; сросшиеся синонимы: путь-дороженька, горе-несчастье.

Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил;- и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди.

Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: маленький, братец, петушок, солнышко.… Все это делает пересказ плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка…(Вот чудо-то, Пойду-ка я направо, Что за чудо).

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Форма сказки идеальна. Сказка дает схему человеческих отношений. В ней чувствуется стремление народа восстановить справедливость.

Народной сказке свойственны все особенности фольклора. Сказочник зависит от традиций, в форме которых сказка дошла до него. Эти традиции  создавались многими поколениями сказочников.

Русским народным сказкам присущи определенные образы героев: образ дурака, доброго, веселого, удачливого победителя всех жизненных невзгод; образ ловкого, смелого солдата, победителя самой смерти; образ чудесной работницы; образы коварного и мстительного царя, страшного чудовища, которое надо победить; образы чудесных помощников, будь ли это волк, верный конь, благодарный за привет старичок.

Сказке, как жанру фольклора, свойственны все черты искусства, традиционно сообща творимого народом. Это есть то общее, что объединяет сказку с любым видом фольклора. Сказочники нарушают правдоподобие. Смещение реального плана в изображении - отличительная черта всех сказок. В сказках о животных неправдоподобно спорят, разговаривают, ссорятся, любят, дружат, враждуют звери. В волшебных сказках свои чудеса: скатерть-самобранка, волшебный клубочек, живая и мертвая вода, гребешок, превращающийся в дремучий лес, молочные реки в кисельных берегах, ковер-самолет и т.п. В бытовых сказках присутствует своя фантастика: батрак Иван умудряется собрать оброк с чертей; прилипчивое горе-горемычное; журавли, которые уносят мужика на небо вместе с лошадью и телегой и другие. Одним словом, сказки воспроизводят невероятные события, дела, поступки. В сказке реальность представлена неправдоподобно.

Сказочная фантастика выражает стремление устремления народа, его мечты, желания, надежды. В этой фантастике воплощалось все, что волновало сердце и ум народа. Глубокая народность- естественная особенность такого вымысла. Сказочный вымысел служит раскрытию жизненной правды. В этом состоит специфика сказки.

Условно сказки подразделяются на волшебные, авантюрные, бытовые и о животных. Причем в сказке традиционно присутствуют добрые и злые герои (отрицательные и положительные).

2.Сказки о животных.

Сказки о животных – один из древнейших фольклорных жанров. В них переплелись отголоски мифов о тотемных животных, рассказов о происхождении зверей и птиц, преданий об отношениях между миром людей и миром животных и т. д. Здесь запечатлен многовековой опыт человека по освоению мира природы, постижению важнейших законов его бытия - как биологических, так и нравственно-этических. Они отразили наблюдения над животными человека первобытного общества - охотника и зверолова, а затем и скотовода. Смысл этих сказок в те времена состоял, прежде всего, в передаче молодым людям жизненного опыта и знаний о животном мире. Вначале складывались простые рассказы о животных, птицах и рыбах. Позже, с развитием художественного мышления, рассказы превратились в сказки. Жанр формировался длительное время, обогащался сюжетами, типами персонажей, вырабатывая определенные структурные особенности.

  В русской народной сказке о животных взаимно отражают друг друга два мира – мир людей и мир зверей. Сказки о животных «вводят человека в круг первых жизненно важных представлений, объясняют сущность многих явлений, знакомят с характерами и взаимоотношениями людей».

В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают              друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного. Животное считалось родоначальником- тотемом. Тотема нельзя было убивать и употреблять в пищу. Тотемизм явился своеобразной формой религиозного осознания связи человека с природой и зависимости от нее. В то же время в тотемизме сказалось желание найти защиту против опасностей, которые часто подстерегали людей. Человек надеялся найти защиту у зверя, снискать его уважение к себе.

Сохранились следы тотемизма и в суевериях русского народа. Например на севере России верили в то, что медведь- это человек, превращенный каким-либо волшебством в медведя. Медведь, по представлениям древних славян, мог предсказывать будущее. Нередко он мыслился как зверь страшный, мстительный, не прощающий обиды (сказка «Медведь»). В сказках постоянно подчёркивалась огромная сила медведя.  Он давит всё,  что попадает ему под ноги. Медведь и в древние времена считался особым существом, его нужно было остерегаться. В тоже время, медведь рассматривался людьми как покровитель. Верили, что медведь может вывести из леса заблудившегося.

С развитием представлений человека о природе, с накоплением наблюдений в сказки входят сюжеты о победе человека над животными и о домашних животных, что было результатом их приручения. Выделение сходных особенностей у животных и человека (речь-крик, поведение-повадки) послужило основой для совмещения в образах животных их качеств с качествами человека: животные говорят и ведут себя, как люди. Они умеют говорить и, как правило, ходят на задних лапах. Это совмещение привело к тому, что животные стали воплощением определенных качеств: лиса - хитрости, волк - глупости и жадности, медведь - доверчивости, заяц - трусости. Так сказки приобрели иносказательный смысл: под животными стали разуметь людей определенных характеров.

Образы животных стали средством морального поучения, а затем и социальной сатиры. В сказках о животных не только высмеиваются отрицательные качества (глупость, лень, болтливость), но и осуждаются угнетение слабых, жадность, обман в целях наживы. Сказки о животных, создавая образы персонажей, в которых соединяются черты животного и человека, естественно, передают немало характерного для психологии людей. Однако едва ли есть основания считать, что во всех образах животных изображаются человеческие черты. Своеобразие образа животного в сказках как раз в том и состоит, что черты человеческие в нем никогда не вытесняют полностью черт животного. Как ни развито иносказание в сказках этого типа, в них можно найти и образцы, в которых трудно обнаружить иносказание. Известная сказка о лисе и тетереве содержит в себе ясное иносказание; оно очевидно из ряда деталей: лиса, например, говорит тетереву об указе, требующем, чтобы тетерева не летали на дерево, а ходили по земле. Но в сказке «Медведь - липовая нога» или в сказке «Волк и козлята», вероятно, нет иносказания. Эти сказки увлекают не иносказанием, а изображением действия. В сказках о животных аналогия «человек-животное» не позволяет сказке упускать ни качеств человека, ни качеств животного. В этом состоит своеобразие сказок, в этом особый эстетический эффект.

Появлению сказок о животных предшествовали рассказы, связанные с поверьями о животных. Но отличие сказок от поверий очень существенно. Например: волк в поверьях- зверь хищный, хитрый, изворотливый, умный и злой, а в сказках- глупый, его легко обмануть, он вечно голодный и избиваемый. Выраженное в поверьях почтительное отношение к лисе тоже противоречит откровенной  насмешке, с которой в сказках рассказывается о ее частых промахах и неудачах. Этому способствовало изменение уклада жизни древних славян, изменение воззрения людей на природу и общество.

История сказки как художественного явления началась с момента, когда прежние рассказы о животных стали терять всякую связь с мифическими понятиями. Образ животного воспринимался уже как иносказательное изображение человека.

Чем дальше уходит вера в то тем, чем более уверенным в своих силах становится человек, тем возможнее его власть над животным, «победа» над ним. Так происходит, например, в сказках «Мужик и медведь», «Медведь, собака и кошка». Сказки существенно отличаются от поверий о животных. В последних большую роль играет вымысел, связанный с язычеством. Волк в поверьях мудр и хитёр, медведь страшен. Сказка же теряет зависимость от язычества, становится насмешкой над животными. Мифология в ней переходит в искусство. Сказка преображается в своеобразную художественную шутку - критику тех существ, которые подразумеваются под животными. Отсюда - близость подобных сказок к басням («Лиса и журавль», «Звери в яме»).

Главными героями русских сказок о животных стала лиса- Лиса Патрикеевна, лисица-красавица, Лисафья. Она во всех сказках верна самой себе. Она изворотлива и лжет напропалую, нередко пускается на самую невероятную выдумку. Лиса думает только о своей выдумке. Она мстительна и злопамятна. Все это часто встречается у людей с практическим, изворотливым умом, обуреваемым мелкими страстями.

Чаще всего в сказках лиса обманывает волка. Волк беспредельно глуп. Феноменальная глупость порочит волка. Во многих сказках волк погибает жестокой смертью. Почему?  Ненасытная жажда крови, черты насильника, который признает одно право- право сильного, право зубов - без этой черты волк не волк. Он убийца, губит, силой отнимает, берет не спрашивая. Социальный прототип этого сказочного персонажа становится ясным. Народ знал немало лиходеев и преступников, от которых ему приходилось тяжко.

В многочисленных сказах выведен и медведь. Человеческий тип, воплощенный в медведе, отчасти схож с тем, который воспроизведен в волке. Поэтому часто волк замещает в сказке медведя. Но сходство образов лишь частичное. В основном в сказках медведь- зверь высшего ранга, он самый сильный в лесу. В медведе олицетворялся образ государя, владыки округа.

Лесные и полевые звери: заяц, лягушка, мышь; птицы (дрозд); насекомые играют в сказках роль слабых. Они служат на посылках, их легко обидеть. Социальный смысл присущ и этим сказкам.

Из домашних животных и птиц положительными героями являются кот и петух. Кот бескорыстен в дружбе, а петух готов придти на помощь всякому обиженному. Все сказки о животных воссоздают богатые подробностями бытовые истории. Сказочные герои живут жизнью крестьян. В большинстве сказок используется богатство образности, скрытое в разговорной речи.

Небольшую, но весьма ценную группу сказок про животных составляют сказки о неправом суде, о древнем русском судопроизводстве. По приемам аллегорического изображения такие сказки напоминают басни. В них сохранились бытовые подробности эпохи, в которую они были созданы. Многие из них литературного происхождения. Судопроизводство в этих сказках подвергнуто сатирическому изображению.

Кумулятивные сказки.

Это сказки с цепной композицией. Принцип такой композиции заключается в многократном повторении единицы сюжета. Звенья цепочки все одинаковые («Репка», «Теремок», «Колобок»). Повторяющиеся одинаковые эпизоды дополняются новыми элементами. Эта группа сказок создавалась специально для детей. Сказки сокращались, упрощались.

Признаки кумулятивности:

герои собираются в одном месте,

герой изгоняется из избы,

обмен,

отсыл,

покушение на жизнь героя.

Композиция кумулятивных сказок чрезвычайно проста: она состоит из трех частей: экспозиции, кумуляции и финала. В экспозиции, как правило, повествуется о каком-либо незначительном событии: дед сажает репку, баба печет колобок, девушка идет на реку полоскать белье, разбивается яичко и т. п.. Событие, о котором говорится в экспозиции, не может быть приравнено к сюжетной завязке, поскольку дальнейшие события из него не вытекают и если и связаны с ним, то лишь формально. В основе кумуляции (цепи) лежит принцип случайности и неожиданности; создание цепи может быть мотивировано и внутренне необходимо, как в сказке «Репка», где для достижения цели нужно создать цепочку разных персонажей и соединить их усилия, однако логическая необходимость имеет место далеко не всегда. Да она и не требуется по закону жанра (например «Теремок», «Разбитое яичко» и т. п.). Разрастающаяся цепь неизбежно ведет к финалу - положительному («Репка»), комическому («Мена», «Лисичка со скалочкой», «Хорошо, да худо») или катастрофическому («Теремок», «Колобок», «Разбитое яичко»). Кумулятивные сказки типа «Колобок», «Пошел козел за лыками», где строится цепочка из нескольких звеньев в строгой причинно-следственной связи, формируют логическое мышление детей, активно совершенствуют их память. В подобных сказках есть еще одна сторона, особенно эмоционально воспринимается детьми,- абсурдность сюжетных коллизий, «апофеоз нелепости», как бы вывертывание наизнанку привычных вещей, отношений. Но чем смешнее и нелепее обрисованный мир, тем значительнее  и ценнее в глазах ребенка мир правильный. Учить от обратного - в этом эффект кумулятивных сказок, небылиц.

Совсем иной эффект достигался докучными сказками. Докучными (т.е. рассчитанными на то, чтоб больше не докучали, не приставали) они названы с известной долей юмора. Например, ребятишки долго упрашивают пестунью рассказать им сказку, и та наконец соглашается. Они устраиваются поудобнее, приготовившись внимательно слушать длинную и увлекательную сказку. А вместо этого сказка укладывается в двух-трех строчках:

Жили-были два гуся,

Вот и сказка вся!

 

Хочешь сказку про лису!

Она в лесу.

 

Вокруг кольца

Вокруг кольца

Ходили журавль да овца:

Сметали они стожок сенца –

Не сказать ли с конца?

3.Волшебные сказки.

Самая любимая и распространённая в народе сказка - сказка волшебная.  Корни ее уходят в далекую-далекую старину. В основе этого вида сказки лежит чудесный мир. Чудесный мир - это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного «превращения», поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса волшебна, но и сам его характер. Превращение в сказках волшебного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов. Любая волшебная сказка не может обойтись без какого-нибудь чудесного действия: в мирно текущую жизнь человека вмешивается то злая и разрушительная, то добрая и благотворительная сверхъестественная сила.

У всех волшебных сказок можно найти похожие черты. Вообще, все волшебные сказки очень похожи по их построению. Самая простая схема любой волшебной сказки содержит в себе следующие пункты:

  • существование какого-либо запрета;
  • преступление этого запрета кем-либо;
  • следствие этого нарушения, зависящее от характера мифологических представлений;
  • рассказ о практике в магии героем;
  • результат этой практики и как следствие - возвращение героя к благополучию.

Такая структура присуща и более поздним сказкам. Они тяготеют к ней, как к своей первоначальной повествовательной основе.

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки всегда присутствуют  2 поколения - старшее (царь с царицей и т.д.) и младшее - Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения (смерть родителей, их тяжелая болезнь и т.п.). Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу, или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, т.е. отправка героя из дома.
Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.
Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения - разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).
Развязка - это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой в конце «воцаряется»  то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

Любимый герой русских сказок - Иван-царевич, Иван-дурак, Иван - крестьянский сын. Все вместе они воплощают неписаный моральный кодекс народа. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, носитель народных идеалов и высокой морали, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье. Волшебные сказки утверждают: тот выйдет победителем в борьбе с врагом, кто любит свой народ, почитает родителей, уважает старших, хранит верность любимому человеку, кто добр и справедлив, скромен и честен. Только таким героям служат волшебные помощники, только они становятся обладателями волшебных предметов. Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам - красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна или Синеглазка.

Герой волшебной сказки обычно подвергается двум испытаниям – предварительному (и за это получает волшебный дар) и основному (победа над драконом, змеем, Кощеем или иным чудесным противником, чудесное бегство с превращениями и бросанием магических предметов). В экспозиции он может быть представлен как эпический герой чудесного или благородного происхождения, необычной физической силы или как герой низкий, «дурак». Но желанной цели добиваются равно и царевич, и дурак. Свойственный волшебным сказкам счастливый финал выражает веру в торжество идеалов добра и справедливости, мечту о том, что любой человек достоин счастья и может его добиться. Мысль о привязанности человека к родному краю передается в сказке с заметным волнением. Родина - тот милый предел, к которому всеми помыслами стремится герой. Вообще, какую бы удачу и счастье ни сулила жизнь в далеких от отчизны краях, герои сказок не мыслят своего существования без родины.

           Светлому миру положительных сказочных героев и их помощников противопоставляются темные силы этого царства.

Баба Яга, один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе. Чаще всего она вредит героям, но иногда помогает. Ей не по себе от  запаха человека. "Запах живых так же противен и страшен мертвецам,  как запах мёртвых страшен и противен  живым". Баба Яга - мертвец. Часто можно встретить описание, что она лежит поперёк своей избы "из угла в угол, нос в потолок врос". Изба тесна Яге,  в ней она как в гробу. У Яги ярко выражена особая власть над живым миром природы, да и в ней самой много черт от животного. То, что Яга очень близка к мифическим образам владык мира природы, подтверждается и особым характером её избушки на курьих ножках. В разных сказках Яга может быть замена козлом, медведем или сорокой. Да и сама Яга обладает способностью превращаться в разных птиц и зверей.

Баба Яга, несмотря на ее нехороший образ, способна иногда посочувствовать и помочь герою.

Кощей Бессмертный, он олицетворяет собой мир насилия,  человеконенавистничества. Кощей во всех сказках предстаёт как похититель женщин,  превращающий их в своих рабынь. Кроме того, он является обладателем несметных богатств, заработанных не совсем честным путем. Кощей - олицетворение той социальной силы,  которая нарушила древние  родовые порядки равноправия. Эта сила отняла у женщины её прежнюю, высокую социальную роль. Кощей - это высохший костлявый старик, с запавшими горящими глазами. Он способен распоряжаться судьбами людей, прибавляя и убавляя их век. Сам же он бессмертен. Его смерть хранится в яйце, а яйцо в гнезде, а гнездо на дубе, а дуб на острове, а остров - в безбрежном море. Расправляясь с Кощеем, люди прекращали жизнь этого  существа очень надежным и простым способом: зло раздавливалось в зародыше. Такой прием называется парциальной магией (она основана на замене целого частью). Это часто применяется в волшебных сказках (например, кремень,  огниво и т. п.).

Змей Горыныч - огнедышащее чудовище с несколькими головами, летающее высоко над землей,- тоже очень известный персонаж русского фольклора. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния, дрожит земля. Лихо Одноглазое, Леший, Водяной - всякая нечисть.

 Все отрицательные герои, как правило, ассоциируются в сказках со стихией. Змей Горыныч- огонь, ураган, Баба Яга - в первооснове стихия, но не всегда злая, Кощей Бессмертный- воплощает силу власти. Избушка Бабы Яги символизирует ворота из мира живых в мир мертвых. Произнося волшебные слова «Избушка,  избушка, стань по-старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом» герой управляет избушкой, поворачивая её к себе и открывая тем самым вход в этот мир.

Основная особенность мира волшебных сказок - его членение на «наш» и «не наш» («тридевятое царство» русских сказок). Герой отправляется в иной мир за невестой или чудесными предметами. Он вступает в контакт с дарителем, получает чудесный предмет или приобретает чудесного помощника, выполняет трудные задачи и благополучно возвращается в свой мир. Действие сказки протекает в неопределенно-прошлом времени. С одной стороны, указывается на его давность и полную неопределенность («давным-давно»), с другой же - на вечность этого бесконечно длящегося действия («стали жить-поживать и добра наживать, и теперь живут и нас переживут»).

Сказки волшебного типа включают в себя чудесные, авантюрные, героические:

  • Чудесные сказки повествуют о чуде и связанных с ним необычных (“чудесных”) существах – чудесных женихах и женах, обладающих сверхъестественными способностями и живущих на границе двух миров – человеческого и природного, чудесных детях и разного рода волшебных предметах (диковинках).
  • Авантюрные сказки лежат на границе между сказками волшебными и социально-бытовыми, сочетая в себе их основные черты. Хотя они и не повествуют ни о чуде, ни о диковинках, сюжет их так же занимателен и увлекателен, как сюжет чудесных сказок; хотя их события кажутся невероятными, нереальными, они всегда мотивированы в бытовом и социальном плане, как в сказках социально-бытовых.
  • Предметом героических сказок является тема защиты богатырем “своего” мира, живущих в нем людей от врагов, выраженная в мотиве борьбы героя со страшным чудовищем, “змеем” (мотиве змееборства).

Волшебная сказка - великолепный учитель, лекарь душ, просто добрый и умный собеседник. Значение сказки различно для разных людей и даже для одного и того же человека в различные периоды его жизни - от раннего детства и до старости. Она как бесценный клад, из которого каждый возьмет только то, что ему необходимо, что он способен понять, усвоить, оценить. Но наиболее ценны и необходимы уроки волшебных сказок детям.

Волшебная сказка отражает культурное наследие человечества, веками отсеивая наносное, неважное и бережно храня крупицы истинно ценного. Сказка способствует развитию воображения, фантазии, творческих способностей ребенка, она помогает ему взглянуть на мир чужими глазами – глазами героя, уча сопереживанию, сочувствию. Герои волшебной сказки всегда имеют четкую моральную ориентацию. Здесь нет места полутонам. Добрый или злой, хороший или плохой. В стороне остаться невозможно. При этом положительный герой волшебной сказки всегда находится в более выгодной, интересной, привлекательной позиции, поэтому чаще ребенок отождествляет себя именно с ним. Положительный герой притягивает ребенка на свою сторону - сторону добра, тем самым прививая ребенку тягу к добру, к воспитанию у себя положительных качеств.

4. Социально-бытовые сказки.

Социально-бытовые сказки возникли, по мнению исследователей, в два этапа: бытовые  раньше, с формированием семьи и семейного быта во время разложения родового строя, а социальные - с возникновением классового общества и обострением общественных противоречий в период раннего феодализма, особенно во время разложения крепостного строя и в период капитализма. Возрастающее бесправие и нищета народных масс вызывали недовольство и протест, были почвой социальной критики.

Социально-бытовые сказки отличаются острой идейной направленностью. Это сказывается, прежде всего, в том, что сюжеты имеют в основе две важных общественных темы: социальную несправедливость и социальное наказание. Первая тема реализуется в сюжетах, где барин, купец или поп обирают и угнетают крестьянина, унижают его личность. В сказках речь идет о барщине, о бедности крестьян. Вторая тема реализуется в сюжетах, где умный и сообразительный мужик находит средство наказать своих угнетателей за вековое бесправие, выставляет их в смешном виде.

Хитрость и народная смекалка побеждает в бытовой (или социально-бытовой)  сказке, где чудеса сведены к минимуму, а в основе сюжета реальные человеческие отношения с необычными происшествиями. В отличие от волшебной сказки бытовая сказка ироничнее, насмешливее. Шутка тут пронизывает всю историю. В бытовых сказках выражены острый иронический смысл и та шутка, в которой блещет ум народа.

Социально-бытовые сказки по своему общему содержанию похожи на сказки о животных. Но сильнее всего в них проявилась сатира, высмеивающая социальное неравенство народа. Героем их часто бывает обычный мужик: крестьянин, кузнец, плотник, солдат... Сказочники любуются его трудолюбием и оптимизмом и вместе с тем изображают его бедственное положение. Как правило, в самом начале сказок подчеркивается нищета мужика: ему и его семье нечего есть, не во что одеться. Трудяга всегда живет в кабале, в унижении, а его классовые враги - помещики и попы - живут в богатстве, в безделье. Но это - изначальная ситуация в сказках. Ведь в обычной жизни непременно должно быть по-иному: кто не работает, тот не ест! И сказки зло смеются над помещиками и попами.

В представлении народа в богаче сосредоточено все плохое - скупость, глупость, жестокость. Бедняк же всегда честен, трудолюбив, добр. В сказке «Два брата» противопоставлены друг другу богатый и бедный братья, оба мельники. С самого начала сказки подчеркнуто, что богатый брат «мелет муку - дорого берет», а бедный за ту же работу берет дешевле. Поэтому у бедного брата на мельнице много народу, а у богатого - мало. Завидно стало богачу, позвал он брата в лес и выколол ему глаза... Как и в сказках о животных, в социально-бытовых сказках нас поражают невероятные ситуации: чтобы брат брату выколол глаза - быть того не могло! Но сказка нарочито сгущает, краски: раз уж родственные узы рвутся из-за богатства, то, что, же говорить о людях, не связанных родством! Сказки осуждают безудержное стремление к обогащению: оно связано с потерей человеческого облика, ведет к преступлению. В сказках высмеивается не только барин, но и его близкие, чаще всего барыня.

Так же, как и помещиков, сказки высмеивают попов. В них сатирически изображены все служители церкви, начиная с пономаря и кончая архиепископом. Бичующий смех обрушивается на глупых, жадных, продажных, грубых, необразованных попов. Именно об этом сказки «Церковная служба», «Безграмотная, деревня», «Поп и дьякон», «Отец Пахом», «Похороны козла» и др. Нередко сказки заканчиваются изображением гибели попа от рук работника, мужика или Ивана-дурака.

Осмеянию в социально-бытовых сказках, как в «Сказке о Ерше Ершо-виче», «Вороне», подверглось судопроизводство средневековой Руси и даже сам царь. Неразумность, несправедливость решений суда народ объяснял глупостью судей, взяточничеством, но в сказках он как бы восстанавливал справедливость.

Сказка утверждала: кто много работает, тот должен быть богатым. Довольно интересная особенность, разбогатев, герой сказки продолжает трудиться: посему социально-бытовая сказка не представляет своего героя вне трудовой деятельности.

Во многих типах социально-бытовых сказок важную роль играет солдат. Его образ весьма оригинален. Это «бывалый» солдат, который умеет и мастерить, и рассказывать сказку, и перехитрить, когда надо. Образ его важен тем, что солдат часто как бы выносит приговор в спорах, дает оценку поведению людей, обличает пороки, потешается над суевериями («Суп из топора»). Солдат способен обмануть чертей, барина и глупую старуху.

Народ видел недостатки и в собственной жизни, сказки помогали ему искоренять их. Они бичуют прежде всего глупых людей,  непрактичных и пустых мечтателей, упрямство и скупость.

Идейная задача социально-бытовых сказок определяет и их структуру: основой ее служит социальная антитеза, противопоставление мужика барину, купцу, попу, бедного богатому («Марко Богатый и Василий Бесчастный»). Такого рода антитеза раскрывала общественные противоречия и выполняла важную роль в повышении классового сознания трудовых масс, вызывала ненависть к богачам, находила положительный отклик у слушателей. Идейная сторона социально-бытовых сказок проявляется и в оценке действительности, и в оценке поведения персонажей.

В социально-бытовых сказках существует серия сказок, которые принято называть новеллистическими и которые чаще всего разрабатывают сюжеты о споре мужа и жены, об испытании верности жены, о лености жены и глупости мужа, о спрятанном и наказанном любовнике. Обычно муж при содействии кума отучает жену командовать собой. Комизм особенно ярок в рассказах о старике и старухе, которые ревнуют друг друга.

Таковы сказки о животных, волшебные и социально-бытовые сказки, различающиеся между собой и по характеру вымысла, и по героям, и по событиям. Но все они - о жизни простого человека, о проблемах, которые его волновали; они развлекали, учили и воспитывали людей, преданных родной земле, людей честных и добрых, людей, на которых можно положиться в тяжелую пору испытаний.

  1. Анализ сказок.

Сказка «Теремок»

Сказка относится к жанру сказок о животных. Это кумулятивная сказка, т.к она распадается на определенное количество повторяющихся эпизодов. В данной сказке много загадок. Например, откуда же появился сам теремок и почему он пустой. Сказка не дает ответ на этот вопрос, и нам остается только гадать, что имели ввиду наши предки.

К теремку начинают подходить сначала насекомые: муха-горюха, блоха-попрыгуха, комар-пискун. Они поочередно заселяются в теремок и начинают жить в дружбе и согласии. Затем к теремку прибегает мышка-норушка. Ее тоже принимают, она маленькая и в теремок вполне помещается. Следом приходит лягушка-квакушка. И здесь мы находим очередную загадку. Ведь в теремке ей целый завтрак собрался: муха, блоха, комар. И этот завтрак зовет: «Ступай к нам жить». Враг прощен и уважен. Лягушка лезет в теремок, оставив за порогом все скользкие мысли. Начинается другая жизнь.

Исходные размеры теремка невелики - не случайно поздний вариант делает из него рукавичку. Здесь просматривается игра размерами, что создает иллюзию реальности происходящего. И вот прискакал зайка-поплутайка. Его размеры к теремку явно не подходят. Что же, обитатели теремка его все равно приглашают к себе, а теремок вмещает и зайку, являя свои чудесные свойства. Следом идут хищники – лиса и волк.

У волка и имя-то страшное - "из-за кустов хватыш", но не пугаются жители теремка его имени. Теремок укрывает всех, лиса мирно уживается рядом с мышкой, а волк - рядом с зайцем. Нет жертв, нет преследования; теремок являет собою иное пространство, иной способ организации мира. Но в то же время дверь в этот мир открывается из нашей повседневности. Теремок доступен каждому, кто постучится, а потому – уязвим. Рано или поздно приходит медведь.

Медведь - самое грозное животное русской земли. От разъяренного медведя спасения нет - убегающего догонит, речку переплывет, на дерево влезет. В «Теремке» медведь – воплощение зла. Это темная, древняя сила, пришедшая разгромить небывалое мироустройство. Медведь не просится в теремок, он даже не дает пригласить себя к новой жизни. Не будучи ничем спровоцирован, он сразу же разрушает, как бы реализуя программу, заложенную в его "титуловании" – "всех вас давишь". Разрушение теремка даётся ему очень легко. Сказка кончается печальной нотой. Впрочем, звери погибают только в одном из вариантов, в остальных им удается спастись. Но теремок свое существование прекращает. С некоторыми оговорками в теремке можно увидеть символ Церкви. Он появляется в нарушение природной, естественной закономерности – теремок в поле не к месту. Также и Церковь учреждается не в силу развития человеческого общества, а прямым вмешательством Божиим. Церковь являет собой иную организацию бытия, иные принципы, чуждые житейскому рассуждению. Также и теремок меняет обычные повадки животных. Церковь принимает каждого, оставившего прежнюю жизнь, через покаяние. И в теремке находится место любому. Церковь несет людям радость и умиротворение. И в теремке царит мир, в некоторых же вариантах насельники довольно поют. Церковь претерпевает гонения, и теремок разрушается. Однако "врата ада" Церкви не одолеют, теремок же пал. Правда, в этом можно увидеть иллюстрацию тому, что до преображения всей твари Царство Божие на земле построить нельзя. Во всяком случае, сказка учит, что любовь и взаимопонимание возможны, а также что они заслуживают бережного отношения. Не надо быть медведем – и теремок устоит. Христиански правильная сказка.

 

Сказка «Сивка-Бурка»

Сказку про Ивана и его чудесного коня помнят, конечно же, все. Эта сказка относится к группе волшебных сказок. В сказке присутствует много загадок. Например: младший брат, которого презирают и обижают старшие братья, мнимый «дурак», благодаря своему мужеству, благородству и доброте неизменно одерживающий верх над братьями и над всякой нечистью, достигающий все чего бы он ни пожелал. Это один из самых распространённых сюжетов в русских народных сказках. Почему именно младший брат? Непростая, надо сказать, загадка. Впрочем, в «Сивке-Бурке» их сразу несколько. Например - зачем сторожить могилу отца? Почему у чудесного коня такая странная трёхцветная окраска? Почему царь ставит перед претендентами на руку царевны заведомо невыполнимую задачу? И, наконец, почему младший брат достигает своей цели лишь на третий раз?

Сказка начинается со смерти отца. И братья должны сторожить могилу. Идти ночью на кладбище - вещь непростая и малоприятная. Так что старшие братья действительно боятся идти на могилу, боятся мертвеца. А на могилу кому-то идти было нужно. Иван согласился, взял хлеба, пошел к отцу на могилу. Три ночи Иван ходил на могилу и кормил отца хлебом. За это в награду он получил от отца волшебного коня.

«Один ты исполнил мой наказ, не побоялся три ночи ходить ко мне на могилу. Выдь в чистое поле и крикни: "Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!" Конь к тебе прибежит, ты залезь ему в правое ухо, а вылезь в левое. Станешь куда какой молодец. Садись на коня и поезжай». У славян (как, впрочем, и у многих других народов) конь считался проводником в царство мертвых, поэтому был основным жертвенным животным на похоронах. Получается, что умерший отец Ивана дарит ему не просто какого-то коня, а того, который в свое время служил ему, а также его деду и прадеду (умирая и возрождаясь). То есть Сивка-бурка - это родовой конь, волшебная сила которого основывается на том, что он обитатель царства мертвых. Он и появляется, как и положено существу из потустороннего мира - в дыму и пламени: «Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет». Интересна и масть коня. Какого окраса Сивка-бурка вещий каурка? Сивка, то есть сивый, белый. Бурка - бурый, темно-рыжий. Каурка - каурый, светло-каштановый. Сразу три окраса, словно у Ивана не одна, а три лошади. Возможно, сказка намекает именно на это - Сивка-бурка воплощает в себе волшебные силы трех коней, принадлежащих соответственно прадеду, деду и отцу Ивана.

Именно благодаря коню Иван справляется с невыполнимой задачей: «Приезжает Иван на царский двор, а там народу видимо-невидимо. В высоком тереме о двенадцати столбах, о двенадцати венцах на самом верху в окошке сидит царевна Несравненная Красота.
Царь вышел на крыльцо и говорит:
- Кто из вас, молодцы, с разлету на коне доскочит до оконца, да поцелует мою дочь в уста, за того отдам ее замуж и полцарства в придачу».

Почему царь ищет мужа для своей дочери таким странным способом? Может быть, царь хочет, чтобы его зять был лихим наездником? Храбрецом? Нет, царскому зятю нет нужды скакать на лошади лучше других. Не ждет от него царь ни знатного происхождения, ни золота-самоцветов. Задавая заведомо невыполнимую для простого смертного задачу, царь стремится заполучить в зятья того, кто владеет магией, кому помогают потусторонние существа, кто «на ты» с колдовским сообществом. Тот, кто владеет магией, достоин дочери царя, а со временем и его трона.

Есть и другой вариант объяснения царского испытания. Сказка своим особым сказочным языком рассказывает нам о древнем обряде инициации юноши, входящего во взрослую жизнь. В те далекие времена это не происходило само собой по достижениии определенного возраста - нужно было еще доказать свое право на эту взрослую жизнь.
Инициация была очень сложной процедурой. Юноша проходил многочисленные испытания, главным образом - на мужество и выносливость. В случае удачного прохождения испытаний - вплоть до женитьбы - юноши находились вне общины и не занимались хозяйством. Их основным делом была защита племени, а побочным - охота. В сказках о трёх братьях старшие братья не могут вынести испытания - сторожить на могиле или в саду, они трусят, либо засыпают в самый ответственный момент. И только младший сын проходит все испытания. Соответственно испытаниям и награда его ожидает. Ведь в сказках все всегда справедливо - потому и живут они, наверное, так долго.

Иван справляется с задачей с третьей попытки. В сказке ярко выражена троичность (три брата, три ночи, конь трех мастей, три попытки). Сказка заканчивается свадьбой Ивана и царской дочери. Как и во всех сказках главный герой получает достойную награду за доброту, мужество и отвагу. А лень и трусость остаются ни с чем.

Сказка «Каша из топора»

Сказка относится к жанру социально-бытовых сказок. Главный герой сказки – солдат. Отрицательный герой – жадная женщина. В сказке высмеивается скупость и глупость хозяйки дома. Попросив ужин и получив отказ, солдат решил проучить жадную бабу. Он принимается варить кашу из топора.

У хозяйки много еды, но она скупа и решила обмануть солдата. Но солдат оказывается хитрее. Здесь нарочито ярко показывается глупость хозяйки дома. Солдат хитростью вынуждает бабу принести ему и крупу, и соль, и масло. А та, пав жертвой собственной недогадливости, и не понимает, что ее обманули.

Сказка наказывает и высмеивает скупость и глупость. А солдат за смекалку награжден: и каши поел и топор унес.

Список литературы:

  1. Аникин В.П «Русская народная сказка: пособие для учителей» Москва 1977г.
  2. «Русские народные сказки» под редакцией Аникина В.П. Москва 1985г
  3. Аникин В.П. «К мудрости ступенька» Детская литература 1982г
  4. В.С. Бахтин «От былины до считалки» Детская литература 1982г
  5.  «Детская литература» под редакцией Е.Е. Зубаревой Москва 1989г
  6. А.А. Горелов «Народные русские сказки А.Н. Афанасьева» Лениздат 1983г

Интернет-источники:

  1. Волшебная сказка как жанр. http://www.nelidovo.edu.ru/filialtgu/Babushkina/skazka/w-a.htm
  2. История и культура. http://rusprogram.ru/
  3. http://readr.ru/
  4. Устное народное творчество Вологодского края. http://www.booksite.ru/fulltext/ust/noy/ena/rod/noe/index.htm