Главные вкладки

    Пальчиковые игры для детей старшего дошкольного возраста
    материал (старшая группа) по теме

    Анацко Ирина Владимировна

    Пальчиковые игры

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon palchikovye_igry.doc45.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ
    СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Рассматривая описания традиционных пальчиковых игр разных народов, можно отметить, что они в основном разделяются на два блока:
    — игры материнского фольклора — пестушки, потешки, обращенные к детям младенческого и раннего возраста и направленные в основном на развитие речи;
    — игры-забавы и игры с правилами, предназначенные для детей 5—7 лет.

    ТРАДИЦИОННЫЕ ИГРЫ

    Игры второго блока наименее изучены в настоящее время. Однако практически в любой культуре возраст 5—7 лет — это время начала серьезной учебы, в первую очередь обучения письму. Игры этого периода, с одной стороны, отражают проблемы новой жизненной ситуации, с другой — помогают ребенку естественно адаптироваться к ней.
    Пальчиковые игры имеют следующие характеристики:
    — универсальность — можно играть в любом месте в любое время;
    — кратковременность — обычно не более 2—5 минут;
    — активный, но безопасный телесный контакт в парных и групповых играх;
    — невербальное общение в играх-«молчанках», использование языка жестов;
    — наличие множества вариантов одной и той же игры с изменяющимися правилами: постепенное усложнение как двигательных, так и мыслительных задач.
    Основанная на подобных играх программа «Пальчиковый игротренинг» получила поддержку Института «Открытое Общество» (Фонда Сороса). Она успешно используется в работе с детьми как обычных, так и коррекционных классов.
    Коррекция эмоционального состояния, двигательной расторможенности, развитие внимания, памяти и мышления, обучение совместной деятельности — область действия программы. Специфика традиционных игр (иногда чрезвычайно похожих у географически разделенных этносов) состоит в том, что в них используются изолированные, разнотипные движения каждого из пяти пальцев. Помимо сжимания и растяжения пальцев немало времени уделяется их расслаблению. Это способствует разностороннему, гармоническому развитию двигательной функции руки. Это выгодно отличает традиционные игры от множества появившихся в последнее время авторских пальчиковых игр, достаточно узко специализированных, имеющих одну цель: подготовку руки к письму.
    В авторских играх в основном используется сгибание-разгибание пальцев, причем чаще всего действуют первые три пальца (социальная зона руки), и так активные в быту и общении. Безымянный палец и мизинец часто пассивны.

    «ТЕЛЕСНЫЕ» ПРОПИСИ

    Ранее были распространены две детские «телесные» игры с буквами.
    Первая — один ребенок рисует пальцем букву, а затем и слово на спине или заведенной за спину ладони другого. Другой же угадывает, что это за слово.
    Вторая — один участник берет двумя руками выпрямленную руку товарища, стоящего с закрытыми глазами, и ею пишет в воздухе буквы загаданного слова. «Жмурка» должен узнать слово.
    «Телесные» прописи опираются именно на эти две игры и могут быть использованы при знакомстве детей с новой буквой.
    Взрослый пишет букву на доске, затем предлагает детям повторить рисунок буквы следующими способами:
    выпрямленной, как шлагбаум, рукой;
    рукой от локтя (кисть неподвижна);
    кистью;
    двумя руками вместе;
    языком;
    левым мизинцем;
    правым плечом;
    коленкой и т.д.
    Дети обычно и сами предлагают какие-нибудь способы, довольно разнообразные. Десяти-пятнадцати минут обычно бывает достаточно, для того чтобы дети, каждый в своем темпе, стали выписывать абрис буквы достаточно плавно и четко.
    После этого игра продолжается с закрытыми глазами. Движения детей после нескольких повторений обычно становятся точными и уверенными. Теперь можно подвести ребенка, не открывающего глаз, к доске, дать ему в руку мелок — и на доске плавно и быстро появляется нужная буква, что воспринимается самим ребенком как маленькое волшебство.
    Когда все дети-участники попробуют себя в роли волшебника, игра заканчивается. Только после двух-трехкратного повторения игры дети могут приступить к написанию буквы в альбоме или тетради... Гораздо лучше, если игры будут проводиться заранее, до начала собственно периода письма, в выпускной группе детского сада.

    С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ

    Педагоги часто недооценивают возможности мышечного чувства ребенка, кинестетического контроля. Большое внимание уделяется зрительной коррекции, сопоставлению выполнения каждого этапа буквы с эталонным. Выскажем предположение, что многократное повторение, выписывание элементов буквы по образцу может расчленять образ буквы в сознании ребенка и этим даже тормозить формирования навыка письма.
    В случае же «телесных» прописей зрительный контроль минимален, на первый план выходит память тела. Повторяя конфигурацию буквы разными частями тела, переходя от крупных движений к тонким, от письма прямо перед собой (рукой, носом) к письму «боком» и даже «спиной» (плечом, ухом, затылком), проживая букву телом, ребенок впечатывает в память ее моторный образ.
    Трудно уйти от привычного стереотипа: нужно рисовать и писать прямо перед собой, соответственно проекции средней линии тела. Если же абрис буквы сохраняется и при уходе от телесной симметрии, тренировку можно считать законченной. Показательно, что буква, первый раз написанная на доске с закрытыми глазами, будет несомненно четче той же буквы, написанной первый раз с открытыми глазами.
    От движения к мышлению — это естественный путь для развивающей и коррекционной работы, так как в онтогенезе развитие психомоторики опережает формирование мышления, являясь базисом для его становления.
    Механограмма движений при письме показывает, что в начальном периоде обучения письму движения обязательно перемежаются паузами, необходимыми для осознания следующего элемента буквы (что и как делать дальше), причем во время пауз рука ребенка не отдыхает, а находится в состоянии статического напряжения. При увеличении скорости письма сокращается не время самих движений, а время необходимых пауз, в результате чего почерк резко ухудшается. Предварительное формирование двигательного образа буквы позволяет предотвратить нарушения почерка.
    Следует также отметить, что подобные двигательно-телесные игры с буквами помогают ребенку в формировании представлений о собственном теле. А это, в свою очередь, является базисом самоидентификации ребенка, понимания и принятия им самого себя.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пальчиковые игры для детей старшего дошкольного возраста

    Ум ребенка находится на кончиках его пальцев...

    Буклеты: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на снятие агрессии", "Игры для детей старшего дошкольного возраста на снятие мышечного напряжения"

    Буклеты для родителей и воспитателей, направленные на снятие агрессии и мышечного напряжения у детей старшего дошкольного возраста....

    Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.

    Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...

    Пальчиковые игры для детей старшего дошкольного возраста

    Пальчиковые игры для детей старшего дошкольного возраста...