Информационно - психологическое консультирование семьи.
методическая разработка по теме

Омельяненко Ирина Владимировна

Современные психолого-педагогические исследования показы­вают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей – дошкольников, вызы­вают отчаяние, слабое развитие, нелюбознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях в детском саду, но родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях.

Установлено, что родители при воспитании своих детей исполь­зуют и проявляют чрез­мерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их при­чину, считая их беспредметными и немотивированными.

Родители самые первые и самые важные учителя своего ребёнка. Первая школа малыша –  дом, семья которые окажут огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informacionno_-_psihologicheskoe_prosveshchenie_semi.docx17.16 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно  -  психологическое просвещение  семьи.

Введение.

 Гармоничное развитие ребенка в период дошкольного детства невозможно без родительской любви, заботы, взаимопонимания, доверия друг к другу. Близкий эмоциональный контакт, основанный на безусловной любви, т.е. принятие ребенка таким какой он есть, учет его индивидуальности и неповторимости дарит ему чувство защищенности, формирует доверие к миру, делает его уверенным в себе, общительным. У ребенка формируется внутренняя позиция: «Я нужен, я любим и  я люблю вас тоже».

В детском саду ребенок находится по 8, а то и по 10 часов. Лишенный родительского внимания и ласки, он испытывает дефицит эмоционального общения, поэтому тем более важно в то время, когда ребенок находится в семье дать ему возможность почуствовать себя любимым, нужным, а не отвергнутым и покинутым.

Часто, по различным причинам (тяжелая работа, конфликты или неурядицы в семье или на работе, дефицит времени, стрессы, собственные невротические состояния) родителям не хватает сил, времени, терпения на выстраивание теплых и доверительных отношений. У ребенка появляется все больше и больше обязанностей и совсем не остается прав. А общение матери с ребенком сводится к раздаче приказаний, а зачастую и наказаний (криком, шлепком и т.д.), мнение ребенка не учитывается, его чувствами мама не интересуется.

Бывает, недовольство ребенком растет, вследствие того, что ребенок не соответствует каким-либо родительским ожиданиям (он не достаточно умный, умелый, красивый). Сверхтребовательные родители, например, считают, что ребенка можно приучить к горшку уже к 6-12 мес., что он способен разговаривать к двум годам, что дети могут с раннего возраста помогать по дому, не учитывая при этом индивидуальных особенностей детей, пытаются как-то «улучшить» ребенка. Любовь в таком случае вообще становится условной, т.е. буду любить, если ты будешь таким,  как хочу. Безусловная любовь к ребенку подменяется желанием извлечь выгоду для себя, удовлетворить какие-то свои амбиции. И очень часто родители прямым текстом говорят ребенку, что если ты не будешь делать так то и так то, то я тебя любить не буду. Даже страшно представить, что чувствует ребенок, когда самый дорогой человек на свете, самая лучшая и любимая мамочка говорит о том, что может случится такое, что она перестанет его любить, ведь дети понимают наши высказывания в самом прямом смысле.

В результате ребенок остается один на один со своими переживаниями, непонятый, покинутый и как ему кажется «нелюбимый». А неудовлетворенная потребность в принятии и любви играет большую роль в развитии агрессивности  и делинквентного (т.е. нарушенного) поведения, а у некоторых детей (зависит от индивидуальных особенностей) может вызывать  замкнутость, сверхзависимость, глубокую тревожность.

Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей – дошкольников, вызывают отчаяние, слабое развитие, нелюбознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях в детском саду, но родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях.

Установлено, что родители при воспитании своих детей используют и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными.

Родители самые первые и самые важные учителя своего ребёнка. Первая школа малыша –  дом, семья которые окажут огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

 Сколько бы мы не прожили, мы всё равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье. Малыш всему учится в общении со взрослым, ранний опыт ребёнка создаёт тот фон, который ведёт к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливать ребёнка к вычленению смысла слов.

«Годы чудес» - так называют учёные первые пять лет жизни ребёнка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие или отсутствие стимулов  к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый отпечаток на всём дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Педагогическая и психологическая культура большинства родителей находится на низком уровне.  И для того, чтобы чувствовать себя уверенно в  роли родителя, семье необходима информация. Желательно, чтобы она была не разрозненная, а собранная в одном месте и хорошо структурирована.

Доклад.

Психологическое просвещение это формирование у детей и их родителей, потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. Повышение психологической культуры родителей детей посещающих ДОУ.

Психологическое просвещение - это приобщение взрослых, родителей — и детей к психологическим знаниям.

Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы: 1) знакомить  родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; 2) популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований; 3) знакомить детей с основами самопознания; 4) достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в дошкольном образовательном учреждении.

Формы психологического просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр.

Психологическое просвещение в условиях дошкольного  учреждения носит профилактический и образовательный характер. В первом случае речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении посредством информирования родителей и воспитателей. Предметом информирования являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, а также возможные последствия для дальнейшего развития ребенка, во втором случае имеется в виду ознакомление родителей   с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений. Для родителей здесь имеет большое значение знакомство с основами некоторых психологических дисциплин: «Психология семьи», «Детская психология».

Условием образовательного направления просветительской работы является терминологическая и содержательная адаптированность знаний для лиц, не имеющих специальной подготовки.

Просветительская работа охватывается в основном групповыми формами воздействий. Прежде всего, это лекции, диспуты с организацией дискуссий, семинары, деловые игры и некоторые виды тренингов. Данные формы просветительских воздействий обеспечиваются вербально-коммуникативными средствами, т.е. построены с учетом возможностей монологического (лекции), диалогического (дискуссии) и группового (диспуты) общения. Тематическое содержание просветительской работы определяется как по запросам родителей и воспитателей, так и по инициативе психолога. Обсуждение некоторых проблемных вопросов планируется заранее. Для родителей это темы, связанные с адаптацией к дошкольному учреждению, готовностью к школе, техническими, информационными и игровыми средствами (телевидение, видео, компьютер, интерактивная доска).

Наряду с вербально-коммуникативными средствами в психологическом просвещении широко используются и невербальные (наглядные) средства. В условиях дошкольного учреждения они представлены стендовой информацией, специально оформленными брошюрами и распечатками рекомендательных текстов, развивающих игр и упражнений, мини-тестов и анкет. Кроме того, в распоряжение родителей может быть предоставлена библиотека с подборкой психологической литературы по вопросам семьи и брака. Для воспитателей может быть подготовлена подборка психолого-педагогической литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно - психологическое просвещение семьи.

Современные психолого-педагогические исследования показы­вают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, ...

Информационно - психологическое просвещение семьи.

Современные психолого-педагогические исследования показы­вают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, ...

Информационно-психологическая газета для родителей "Все краски детства" (выпуск №1)

Работа с родителями сложное, но нужное направление в работе педагога-психолога дошкольного учреждения. В своей работе использую различные формы работы с родителями, одной из которых является выпуск га...

Информационно-психологическая газета для родителей "Все краски детства" (выпуск №2)

Газета для родителей хороший помощник педагогу-психологу в просвещении родителей по вопросам обучения и воспитания дошкольников....

Угрозы информационно-психологической безопасности детей.

Дети, и в целом детство в России, являются важнейшим объектом безопасности, обеспечить которую в современных условиях крайне сложно, ибо угроз безопасности стало несравненно больше чем десять лет наза...

Памятка для родителей по информационно-психологической безопасности несовершеннолетних

В помощь родителям, у которых летки имеют досткп к компьютеру и интернету...

Информационно – психологическая брошюра для любознательных родителей "Арт - терапия, как средство сохранения и укрепления психического здоровья дошкольников"

Мир постоянно информационно усложняется и не хватает времени для живого человеческого общения. Давайте сделаем первые шаги на встречу друг к другу и совершим небольшую экскурсию в мир детства.У каждог...