Программа "Играя, развиваемся"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Агапова Татьяна Романовна

Программа  психологической подготовки детей   к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 12

Программа

психологической подготовки детей к школе

«Играя, развиваемся».

                                                                                     Разработала:

                                                                                                   Педагог-психолог

                                                                                     Агапова Т.Р.

г.Богородск

2009 год

Пояснительная записка

 Сегодня много говорится о модернизации  российского образования, об инновационных образовательных технологиях и программах. Все это затрагивает и дошкольное образование, наиболее актуальное направление которого – подготовка детей к обучению в школе. Готовность к обучению в школе рассматривается  с точки зрения физической и психологической готовности. Под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников, «образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки» (Н.И.Гуткина).

Предлагаемый курс занятий направлен на формирование психологической готовности ребенка дошкольного возраста к школьному обучению.

При разработке  программы я опиралась на следующие основополагающие моменты:

шестилетний возраст – сензитивный период для умственного развития и социализации ребенка, а также успешной подготовки его к обучению в школе;

в этом возрасте совершенствуются все психические процессы, на основе природной любознательности пробуждается познавательный интерес; развивается мотивационная и социальная сферы;

важно развивать  у ребенка внимательность, творческое воображение, познавательную активность, коммуникативные навыки, способность рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки;

все приобретенные знания и навыки в дальнейшем помогут ребенку овладеть новыми знаниями и умениями;

формирование новых навыков должно происходить в игре.

Цель: формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Задачи: 

формирование учебных мотивов;

развитие свойств внимания;

развитие зрительного анализа;

формирование предпосылок логического мышления;

развитие произвольности регуляции деятельности;

развитие   зрительной, слуховой  памяти, овладение приемами рационального запоминания;

развитие мелкой моторики;

развитие воображения.

Программа предусматривает формирование и развитие учебно-важных качеств личности дошкольника 5,5 – 7 лет, включает развивающие игры, упражнения, задачи.

Данная программа успешно осуществляется мной в течение пяти лет. По итогам психологической подготовки к школе ребята научились принимать учебную задачу, образно и логически мыслить. У детей достаточно хорошо развито произвольное внимание, зрительная и слуховая память, воображение; сформированы мотивы учения.

Программа предполагает занятия по 30 минут, в середине занятия предусмотрены два перерыва-разминки на 5 минут.

Программа «Играя, развиваемся» состоит из трех этапов:
1 этап: констатирующий, направленный на изучение уровня
готовности ребенка к школьному обучению, срок проведения: сентябрь

2 этап: коррекционно-развивающая работа, срок проведения: октябрь - апрель
3 этап: контрольная диагностика, срок проведения: май.

Разработанная мною программа адресована  педагогам-психологам, осуществляющим подготовку детей подготовительных групп к  обучению в школе.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Играя,  развиваемся»
(психологическая подготовка детей к школе)
4 часа в месяц, всего – 24 часа.

п/п

Содержание

Цель

Количество

часов

I

1.  «Вежливость»

2. Складывание разрезных картинок

3. «Наведите порядок» /животные/

4. Знакомство с тетрадью

5. «Кулачки»

6. Рефлексия

- развивать внимание, связанное с координацией слухового и зрительного анализаторов;

-стимулировать развитие образного восприятия;

- учить классифицировать по родовому признаку;

- развивать мелкую методику рук;

- упражнять в расслаблении мышц рук.

1

2

1.  «Что слышно?»

2. «Найди и сосчитай»

3.Наведи порядок» /растения/

4. Учимся штриховать

5. «Кулачки»

6. Рефлексия

- развивать умение сосредотачиваться;

- стимулировать развитие зрительного внимания и восприятия формы;

- продолжать учить классифицировать по родовому признаку;

- развивать мелкую моторику рук;

- упражнять в расслаблении мышц рук.

1

3

1. «Четыре стихии»

2. «Найди и сосчитай»

3. «Угадай, какой группы не стало?»/животные/

4. Графический диктант

5. «Олени»

6. Рефлексия

- развивать внимание, связанное с координацией слухового и зрительного анализов;

- стимулировать развитие зрительного внимания и восприятие формы;

- учить пользоваться классификацией как способ запоминания;

- учить воспроизводить на листе бумаги в клетку заданное направление линий;

- упражнять в расслаблении мышц рук и плечевого пояса.

1

4

1. «Что слышно?»

2. «Найди и сосчитай»

3. «Наведи порядок» /вещи/

4. Учимся штриховать

5. «Олени»

6. Рефлексия

- развивать умение быстро сосредотачиваться;

- стимулировать развитие зрительного внимания, восприятия формы;

- продолжать учить классифицировать по родовому признаку;

- развивать мелкую моторику рук;

- упражнять в расслаблении мышц рук и плечевого пояса.

1

5

1. «Уши, щеки, нос…»

2. «Найди отличия»

3. «Угадай, какой группы не стало?»/вещи/

4. графический диктант - «Лесенка»

5. «Кулачки»

6. Рефлексия

- развивать произвольное внимание;

- стимулировать развитие зрительного восприятия, умение находить признаки отличия в сюжетных картинках;

- продолжать учить пользоваться классификацией как способом логического запоминания;

- упражнять в воспроизведении заданного направления линий на листе бумаги;

-упражнять в расслаблении мышц рук.

1

6

1. «Вежливость»

2. Корректурная проба

3. «Не ошибись»

4. Учимся штриховать

5. «Пружина»

6. Рефлексия

- развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов;

- стимулировать развитие зрительного внимания, восприятия формы;

- упражнять в совершении операций отнесения, обобщения по словесной инструкции;

- развивать мелкую моторику рук;

- упражнять в расслаблении мышц ног.

1

7

1. «Что слышно?»

2. «Найди пару»

3. «Продолжи узор»

4. «Олени»

5. Рефлексия

- развивать умение быстро сосредотачиваться;

- стимулировать зрительное восприятие, умение находить признаки сходства в предметах;

- развивать навыки саморегуляции, мелкую моторику рук;

- упражнять в расслаблении мышц рук и плечевого пояса.

1

8

1. «Четыре стихии»

2. «Прятки»

3. «Шифровка»

4. «Пружина»

5. Рефлексия

- развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов;

- развивать зрительное восприятие, умение находить заданные изображения др. ситуациях ;

- обучать навыкам кодирования;

- упражнять в расслаблении мышц ног.

1

9

1. «Запретный номер»

2. Составление фигур /треугольников и квадратов/

3. «Запомни картинки»

4.Учимся штриховать

5. «Кулачки»

6. Рефлексия

- развивать произвольное внимание, навыки саморегуляции;

- упражнять в составлении фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязательным способом;

- учить использовать прием запоминания по смысловым связям;

- развивать мелкую моторику рук;

- упражнять в расслаблении мышц рук.

1

10

1. «Что слышно?»

2. Составление фигур

3. «Шифровка»

4. Графический диктант / «Домик»/

5. «Кораблик»

6. Рефлексия

- развивать умение быстро сосредотачиваться;

- учить пользоваться прием пристроения к одной фигуре другой;

- продолжать обучать навыкам кодирования;

- упражнять в воспроизведении заданных направлений на листе бумаги в клетку;

- упражнять в расслаблении мышц ног.

1

11

1. «Запретный номер»

2. Составление фигур

3. «Угадай, что изменилось?»/животные, растения/

4. Графический диктант / «Замок»/

5. «Пружинка»

6. Рефлексия

- развивать произвольное внимание, навыки саморегуляции;

- упражнять в использовании приема пристроения к одной фигуре другой;

- продолжать учить пользоваться классификацией как способом логического запоминания;

- упражнять в воспроизведении заданного направлений на листе бумаги в клетку;

- упражнять в расслаблении мышц ног.

1

12

1. «Уши, щеки, нос…»

2. Преобразование фигур

3. «Продолжи ряд изображений»

4. «Олени»

6. Рефлексия

- развивать слуховое внимание, не отвлекаясь на зрительные ориентиры;

- упражнять в поисках путей преобразования фигур на основе предварительного обдумывания;

- развивать навыки саморегуляции, мелкую моторику рук;

- упражнять в расслаблении мышц рук и плечевого пояса.

1

13

1. «Запретный номер»

2. Преобразование фигур

3. «Пиктограмма»

4. «Обведи и заштрихуй»

5. «Кораблик»

6. Рефлексия

- развивать произвольное внимание, навыки самореголяции;

- упражнять в поисках путей преобразование фигур;

- продолжать учить использовать прием запоминания по смысловым связям;

- упражнять в экономном использовании пространства листа, развивать мелкую моторику рук;

- упражнять в расслаблении мышц ног.

1

14  

1. «Вежливость»

2. «Письмецо»

3. «Угадай, какой группы не стало?» /растения, вещи/

4. Графический диктант /собака»

5. «Кулачки»

6. Рефлексия

- развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов;

-стимулировать развитие зрительного восприятия/ восприятия формы;

- упражнять в использовании классификации как приема логического запоминания;

- упражнять в воспроизведении заданных направлений линий на листе бумаги в клетку;

- упражнять в расслаблении мышц рук.

1

15

1. «Запретные слова»

2. «Письмецо»/цифровые символы/

3. «Четвертый лишний

4. Графический диктант «Елочка»

5. «Штанга»

6. Рефлексия

- развивать произвольное внимание, навыки саморегуляции;

- стимулировать развитие зрительного восприятия;

- упражнять в совершении операций отнесения, обобщения, исключения лишнего;

- упражнять в воспроизведении заданных направлений линий;

-упражнять в расслаблении мышц рук, плечевого пояса, туловища.

1

16

1. «Четыре стихии»

2. «Письмецо»/буквенные символы/

3. «Пиктограмма»

4. «Обведи и заштрихуй»

5. «Штанга»

6. Рефлексия

- развивать внимание, связанное с координацией слухового и зрительного анализаторов;

-стимулировать развитие зрительного восприятия, тренировать объем, устойчивость произвольного внимания;

- упражнять в использовании приема запоминания по смысловым связям;

-упражнять в экономном использовании пространства листа, развивать мелкую моторику рук;

- упражнять в расслаблении мышц рук, плечевого пояса, туловища

1

17

1. «Что слышно?»

2. «Танграм»

3. «Продолжи ряд изображений»

4. «Олени»

5. Рефлексия

- развивать умение быстро сосредотачиваться;

- учить составлять новые геометрические фигуры из имеющихся, анализируя образец;

- развивать навыки саморегуляции, мелкую моторику рук;

- упражнять в расслаблении мышц рук, плечевого пояса.

1

18  

1. «Запретный номер»

2. «Танграм» /Заяц/

3. «Продолжи ряд»

4. Графический диктант «Петрушка»

5. «Пружинка»

6. Рефлексия

- развивать произвольное внимание, навыки саморегуляции;

- упражнять в составлении фигуры-силуэта, анализируя способ расположения частей;

- учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур;

- упражнять в воспроизведении заданных направлений линий;

- упражнять в расслаблении мышц ног.

1

19

1. «Вежливость»

2. « Танграм» /Лиса/

3. «Сравни и заполни»

4. Графический диктант «Волны»

5. «Штанга»

6. Рефлексия

- развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного и двигательного анализаторов;

- упражнять в составлении фигуры-силуэта, анализируя способ расположения частей;

- продолжать учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур;

- упражнять в воспроизведении заданных направлений линий;

- упражнять в расслаблении мышц ног.

1

20

1. «Уши, щеки, нос…»

2. «Письмецо»

3. «Сравни и заполни»

4. Графический диктант «Слон»

5. «Штанга»

6. Рефлексия

- развивать слуховое внимание;

- стимулировать развитие зрительного восприятия, восприятия формы;

- упражнять в осуществлении зрительно-мысленного анализа способа расположения фигур;

- упражнять в воспроизведении заданных направлений линий;

- упражнять в расслаблении мышц туловища.

1

21

1. «Запретный номер»

2. «Танграм» /Журавль/

3. «Пиктограмма»

4. «Обведи и заштрихуй»

5.  «Олени»

6. Рефлексия

- развивать произвольное внимание, навыки саморегуляции;

- упражнять в составлении фигуры-силуэта на основе анализа способа расположения частей;

- упражнять в использовании приема запоминания по смысловым связям;

- упражнять в использовании пространства листа / экономно/, развивать мелкую моторику рук;

- упражнять в расслаблении мышц рук и плечевого пояса.

1

22  

1. «Что слышно?»

2. «Письмецо» /цифровые символы/

3. «Угадай, какой группы не стало?»

4. Графический диктант «Рыбка»

5. «Кораблик»

6. Рефлексия

- развивать умение быстро сосредотачиваться;

- стимулировать развитие зрительного восприятия;

- упражнять в использовании классификации как приема логического запоминания;

- упражнять в воспроизведении заданных направлений линий;

- упражнять в расслаблении мышц ног

1

23

1. «Четыре стихии»

2. «Письмецо»

3. «Шифровка»

4.  Графический диктант «Кролик»

5. «Штанга»

6. Рефлексия

- развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов;

- стимулировать зрительное восприятие формы;

- упражнять в использовании навыков кодирования;

- упражнять в воспроизведении заданных направлений линий;

- упражнять в расслаблении мышц туловища.

1

24

1. «Уши, щеки, нос…»

2. «Танграм»

3. «Продолжи ряд изображений»

4.  «Насос и мяч»

5. Рефлексия

- развивать произвольное внимание;

- упражнять в составлении фигур-силуэтов, используя два набора геометрических фигур;

- развивать навыки саморегуляции, мелкую моторику рук;

- упражнять в расслаблении мышц туловища.

1

                   

Литература:

1. «Давайте поиграем» под редакцией А. А. Столяра.

2. «Чего на свете не бывает?» под редакцией О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаевой.

3. «Игровая мозаика» под редакцией Л. М. Глизериной.

4. Михайлова З.М. «Игровые задания для дошкольников».

5. Житникова  Л.М. «Учите детей запоминать».

6. Маслова В.И., Вайберт М.И. «Игры и упражнения по развитию памяти».

7. Чистякова М.И. «Психогимнастика».

8. Данилов И.В.«Системы упражнений для развития у детей произвольных познавательных процессов».

9.  Гуткина Н.И. «Психологическая готовность к школе».                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Развиваем пальчики - развиваем речь"

В презентации представлены формы работы по развитию мелкой моторики у детей....

рабочая программа по теме "Развиваем пальчики- развиваем мозг"

Программа направлена на развитие речи детей 3х лет через развитие мелкой моторики рук.В программу включены занятия по пластилинографии , тестопластике, пальчиковые игры, игры со специальным оборудован...

Родительское собрание "Развиваем руки - развиваем речь"

«Развиваем руки — развиваем речь». Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамм...

Консультация для родителей: «Развиваем мелкую моторику - развиваем речь.

игры и упражнения для развития мелкой моторики рук...

Консультация для родителей: "Развивая руки-развиваем речь"

Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям. За мелкую моторику «отвечают» нервная и мышечная системы, зрение.Развитие мелкой моторики рук у детей проход...

Развивая пальчики развиваем речь

Взаимодействие с родителями...

Развивающие игры для детей 3, 4 лет, которые развивают чувствительность пальчиков, развивают мелкую моторику, развивают творческое воображение и целостное восприятие.

Развивающие игры для детей 3, 4 лет, которые развивают чувствительность пальчиков, развивают мелкую моторику, развивают творческое воображение и целостное восприятие.Наверняка вы уже слышали, что мышл...