Обобщение педагогического опыта
материал (подготовительная группа) по теме

Царева Наталья Викторовна

 

Кто-то из мудрых сказал, что народ, который думает на один год вперед – выращивает хлеб, народ, который думает на десять лет вперед – выращивает сад, народ, который думает на сто лет вперед – выращивает молодое поколение.

     Приятно общаться с культурным, вежливым, доброжелательным человеком. Понятно, также, что таким человек не рождается, а становится. Все мы родом из детства и именно там находятся корни нашего характера. Ребенок, как губка впитывает все то, что видит и слышит вокруг себя. Не стоит много мудрствовать, чтобы понять, почему современные дети так раздражительны, капризны и агрессивны.  Надо лишь оглянуться вокруг. Не каждый взрослый сможет выдержать такой шквал потоков информационной грязи, а как же быть детям, они ведь еще не умеют «фильтровать» информацию. Вывод напрашивается сам собой. Значит им нужно давать информацию созидательного, а не разрушительного характера. Где её брать? Думается, стоит обратиться к самому слову и понятию «культура». По корню легко догадаться, что культура любого народа происходит из культовой, то есть,  духовной составляющей .

 Исторически сложившейся духовной основой русской культуры является православие. С его принятием образовалось государство Русь, впоследствии называемое Святая Русь. Дети любят слушать об истории своей родины. Они легко могут себя представить богатырями-защитниками. Увлеченно играют в игру «Снарядим богатыря» на занятии по теме «Защитники земли русской».  И их ничуть не удивляет, что знаменитый и любимый ими Илья Муромец причислен русской православной церковью к лику святых. Так же, как и то, что у святых «солнышко над головой светится» (нимб). Святые же добрые, значит и сами, как солнышко, могут согреть людей (рассказ о Серафиме Саровском). Из темы «Городские именины» ребята узнали о названии города «Покровск», восстанавливали разрушенный храм, строя аппликацию.

     Русская народная пословица гласит о том, что «устами младенца говорит истина». Под истиной разумеется абсолютное добро,  любовь и радость. В русской культуре этому понятию  абсолютной истины соответствует понятие Бога-Троицы. Дети охотно откликаются на рассуждения о духовно-нравственных категориях, видимо потому, что чудо (по меткому выражению диакона А.Кураева) вписано в распорядок их дня. Поэтому они легко и свободно вступают в разговор о Боге. Только часто называют Его «Боженькой». Им не стоит доказывать, что ангел-хранитель ( в христианском понимании) оберегает человека от зла, они вам  сами расскажут, как вчера ночью, когда им было страшно, именно ангел и рассказывал им сказку. Детское сознание еще не отягощено материалистическими стереотипами мышления и их душа легко парит над земными проблемами. Дети никогда не говорят, что человек умер, они обязательно скажут : «Спать лег», что как раз и соответствует православному пониманию смерти, как успения.

     Дети чувствуют красоту и гармонию  мироздания, и поэтому тема «Творение» даёт им возможность осознать свою ответственность за красоту окружающего мира. Понять, что красоту нужно сначала научиться видеть, а потом и сохранять.

     Радость – это необходимая реальность существования детей. Тема «Зимние праздники радости» созвучна им. Они с удовольствием слушают и рассуждают о традициях праздников «Рождество», «Масленица» и др. В игровых моментах и стихотворной форме они легко усваивают такое понятие как «ясли». Задумываются о том, почему последний день масленой недели называется «Прощеное воскресенье».  

  Тема «Семья – школа любви» даёт возможность уже «с младых ногтей» заложить в сердца детям нравственный  закон любви через знакомство их с семейным статусом человека. Они узнают, что в русской традиции папа всегда был и есть главой семьи, кормильцем и защитником, мама – его помощницей и воспитательницей детей. А сами дети, по своему статусу, должны стараться приносить в дом радость. Я считаю,что именно с детского сада нужно вести работу с детьми по духовно-нравственному воспитанию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kto.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Кто-то из мудрых сказал, что народ, который думает на один год вперед – выращивает хлеб, народ, который думает на десять лет вперед – выращивает сад, народ, который думает на сто лет вперед – выращивает молодое поколение.

     Приятно общаться с культурным, вежливым, доброжелательным человеком. Понятно, также, что таким человек не рождается, а становится. Все мы родом из детства и именно там находятся корни нашего характера. Ребенок, как губка впитывает все то, что видит и слышит вокруг себя. Не стоит много мудрствовать, чтобы понять, почему современные дети так раздражительны, капризны и агрессивны.  Надо лишь оглянуться вокруг. Не каждый взрослый сможет выдержать такой шквал потоков информационной грязи, а как же быть детям, они ведь еще не умеют «фильтровать» информацию. Вывод напрашивается сам собой. Значит им нужно давать информацию созидательного, а не разрушительного характера. Где её брать? Думается, стоит обратиться к самому слову и понятию «культура». По корню легко догадаться, что культура любого народа происходит из культовой, то есть,  духовной составляющей .

 Исторически сложившейся духовной основой русской культуры является православие. С его принятием образовалось государство Русь, впоследствии называемое Святая Русь. Дети любят слушать об истории своей родины. Они легко могут себя представить богатырями-защитниками. Увлеченно играют в игру «Снарядим богатыря» на занятии по теме «Защитники земли русской».  И их ничуть не удивляет, что знаменитый и любимый ими Илья Муромец причислен русской православной церковью к лику святых. Так же, как и то, что у святых «солнышко над головой светится» (нимб). Святые же добрые, значит и сами, как солнышко, могут согреть людей (рассказ о Серафиме Саровском). Из темы «Городские именины» ребята узнали о названии города «Покровск», восстанавливали разрушенный храм, строя аппликацию.

     Русская народная пословица гласит о том, что «устами младенца говорит истина». Под истиной разумеется абсолютное добро,  любовь и радость. В русской культуре этому понятию  абсолютной истины соответствует понятие Бога-Троицы. Дети охотно откликаются на рассуждения о духовно-нравственных категориях, видимо потому, что чудо (по меткому выражению диакона А.Кураева) вписано в распорядок их дня. Поэтому они легко и свободно вступают в разговор о Боге. Только часто называют Его «Боженькой». Им не стоит доказывать, что ангел-хранитель ( в христианском понимании) оберегает человека от зла, они вам  сами расскажут, как вчера ночью, когда им было страшно, именно ангел и рассказывал им сказку. Детское сознание еще не отягощено материалистическими стереотипами мышления и их душа легко парит над земными проблемами. Дети никогда не говорят, что человек умер, они обязательно скажут : «Спать лег», что как раз и соответствует православному пониманию смерти, как успения.

     Дети чувствуют красоту и гармонию  мироздания, и поэтому тема «Творение» даёт им возможность осознать свою ответственность за красоту окружающего мира. Понять, что красоту нужно сначала научиться видеть, а потом и сохранять.

     Радость – это необходимая реальность существования детей. Тема «Зимние праздники радости» созвучна им. Они с удовольствием слушают и рассуждают о традициях праздников «Рождество», «Масленица» и др. В игровых моментах и стихотворной форме они легко усваивают такое понятие как «ясли». Задумываются о том, почему последний день масленой недели называется «Прощеное воскресенье».  

  Тема «Семья – школа любви» даёт возможность уже «с младых ногтей» заложить в сердца детям нравственный  закон любви через знакомство их с семейным статусом человека. Они узнают, что в русской традиции папа всегда был и есть главой семьи, кормильцем и защитником, мама – его помощницей и воспитательницей детей. А сами дети, по своему статусу, должны стараться приносить в дом радость. Я считаю,что именно с детского сада нужно вести работу с детьми по духовно-нравственному воспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта работы МДОУ д/с "Ромашка" по правилам дорожного движения

Материал содержит разработки педагогов сада по правилам дорожного движения.               Раскрывая духовный и творческий потенциал детей, педагоги нашего ...

Обобщение педагогического опыта «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...

обобщение педагогического опыта "Развитие элементов логического мышления посредством игры"

Большой популярностью в дошкольной педагогике пользуется методика ТРИЗ. Ее основная задача - развитие творческого воображения и творческих способностей дошкольников. В работе представлены нетрадиционн...

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"...

Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"

Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"...

Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС".

Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС"....