Семья как основной фактор эмоционального благополучия дошкольника.
методическая разработка

 

Основной целью данной статьи является понимание взаимодействия    СЕМЬЯ - ДЕТСКИЙ САД, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.

Задача  данной статьи объединить усилия семьи и детского сада в совместных действиях по воспитанию, обучению, коррекции уровня развития; раскрыть возможности совместной работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vohmanova.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Семья как основной фактор эмоционального благополучия ребёнка.

     Актуальность рассмотрения семейных взаимоотношений как фактора эмоционального благополучия ребенка дошкольника определяется современными условиями семейного воспитания. Содержание образовательной области «Безопасность» в Федеральных государственных требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние, как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Психические потребности ребенка лучше всего удовлетворяет хорошая семейная обстановка. Семья предоставляет ребенку не только оптимальные возможности для формирования его личности, но она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для его социализации. У ребенка формируется эмоциональное поведение в отношении самого себя и других членов семьи, он учится эмоционально реагировать на постоянно изменяющиеся социальные ситуации, что формирует предпосылки для эмоционального благополучия.
     Современная семья в ситуации сложной экономической обстановки переживает серьезный кризис, он выражается в усугублении трудностей семейного воспитания, ослаблении внимания к духовным ценностям. Отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к родительству, снижение социальной установки на воспитание, образование детей. Противоречивость представлений о целях, задачах воспитания, закономерностях психического развития ребенка отрицательно влияет на стабильность молодой семьи и полноценное становление личности ребенка. Все это усиливает эмоциональную напряженность в семье, отрицательно влияет на развитие детей.

     Основной целью взаимодействия является создание единого пространства СЕМЬЯ - ДЕТСКИЙ САД, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.

Задача этого этапа: объединить усилия семьи и детского сада в совместных действиях по воспитанию, обучению, коррекции уровня развития; раскрыть возможности совместной работы.

     В установлении контактов с семьей важно исследовать психологическую, педагогическую грамотность родителей; отношение родителей к источникам информации; динамику в детско-родительских отношениях; а также выявить семейные ценности; знать, чего хотят родители от детского сада для себя и своего ребенка, какие формы сотрудничества предпочитают. Помощь в установлении контактов оказывает, в том числе и анкетирование, именно в начале учебного года родителей, которые впервые привели малыша в детский сад, и родителей, малыш которых продолжает посещать детский сад  На этом этапе родителям предлагаются активные методы взаимодействия с детским садом; формы организации, которые сочетаются с ценностными ориентирами в повседневной практике детского сада:

      Тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей дает возможность целенаправленно взаимодействовать, выбирать оптимальный вариант. На первый план содержательной части второго этапа взаимодействия выступает консультационная помощь семье, просветительская направленность. Консультационная помощь семье: “Мы Вам рекомендуем” включает различные формы взаимодействия с семьей. В век компьютеризации  разработан макет сайта «СЕМЬЯ- CLUB» "Наш  мир, моя семья и я"

Рубрики:

  1. Мамины посиделки
  2. Прогулки выходного дня
  3. Игровая студия
  4. Родительский уголок
  5. Семейная игротека
  6. Уютная беседка
  7. В жизни всегда есть место празднику! 
  8. Поговорим, поговорим... 

Перспективный план деятельности семейного клуба «СЕМЬЯ- CLUB»

по формированию направленности ребенка на мир семьи

Месяц

Форма

Тема

Ответственный

Сентябрь

Презентация клуба

Праздник

Фотоконкурс

Круглый  стол

«Искусство жить под одной крышей»


День матери!

"Как мы провели лето"

«Семья – убежище души»

Зам. Зав по ВМР


Муз. руководители

Воспитатели групп

Педагог-психолог

Октябрь

Практикум для родителей Посиделки

«Идеальный родитель»


«Сядем рядком да поговорим ладком»

Педагог- психолог


Муз.руководители

Ноябрь

Праздник

Мастер-класс


Гостиная

"Наше родословие"

Мастерим вместе с мамой.

 

«У свечи: семья сильна своими традициями»

Муз.руководители

Воспитатель по изодеятельности

Воспитатели

Декабрь

Конкурсы

Мастер-класс

Практикум



Обмен мнениями


 Творим своими руками,

Домашний уют.,

Весь мир в твоих руках!

Мастерская Деда Мороза.

«Праздник елки в нашем доме»

 «Семейные традиции, какие они?»

Воспитатель по изодеятельности




Педагог- психолог

Январь

Круглый стол


Посиделки

«Взгляд в будущее»

Святочные посиделки (с чаем, сладостями, гаданиями совместно с детьми)

Воспитатели


Муз.руководители

Февраль

Конкурс

Мой папа - самый лучший!"

Муз.руководители

Март

Семейный праздник

Конкурс семейных фотоархивов

Хорошо, что есть семья!”




«Праздники и традиции»

Муз.руководители



Воспитатели

Апрель

Поход

«Папа, мама и я – туристическая семья».

Физинструктор

Май

Тренинг.



Конкурс семейных фотоархивов

Роль семейных отношений в формировании культуры общения ребенка с другими детьми

«Поколение победителей»

Педагог –психолог



Воспитатели

Июнь

Фотовыставка

"Тебе открыт весь мир".

Воспитатели

Июль

Вечер отдыха

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» (конкурсы между родителями и детьми)

Воспитатели

Август

Праздник

Проект  

"С двора начинается Родина"

 «Семейный альбом

Муз.руководители

Воспитатели

Взаимодействие  детского сада и семьи, выявление проблем, поиск путей их решения так же совместно силами детского сада и родителей - все подчинено одной цели -   воспитание здорового, гармонично развитого  ребенка .

Литература:

  1.  Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 года)
  2. Е.А. Гребенщикова История дошкольной педагогики в России,
  3. Хрестоматия А.С.Симонович. “Кто может быть воспитателем”, М, Просвещение, 1976г.
  4. Л.Ю.Орлова. Ст. Семья и детский сад. Газета Детский сад. Управление №6/2003г.
  5.  В.А.Сухомлинский “О воспитании”. М., 1973г.
  6. Е.Н.Степанов, Л.М.Лузина. Педагогу о современных подходах и концепциях в воспитании. М., 2002г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников».

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания учёных и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное раз...

Презентация консультации для педагогов на тему "Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольника"

Проблема воспитания ребенка в неблагополучной семье – это проблема педагогики, медицины или правоохранительных органов. Жизнь открыто заставляет людей задуматься над своим поведением. Презентационный ...

Консультация для родителей "Детско-родительские взаимоотношения, как фактор эмоционального благополучия дошкольника"

В консультации рассматривается вопрос о знанчении эмоционального благополучия между членами семьи....

«Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольника»

Уважаемые родители! Вы никогда не задумывались, почему у наших детей иногда резко меняется настроение? Вот, наш малыш играет, веселится, и, вдруг – слёзы, капризы, непослушание. В статье «...

«Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольника»

Уважаемые родители! Вы никогда не задумывались, почему у наших детей иногда резко меняется настроение? Вот, наш малыш играет, веселится, и, вдруг – слёзы, капризы, непослушание. В статье «...

Статья : «Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников».

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания учёных и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное раз...