ОО "Безопасность"
календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ Н.А.АВДЕЕВОЙ, О.Л.КНЯЗЕВОЙ, Р.Б.СТЕРКИНОЙ «БЕЗОПАСНОСТЬ»
на подготовительную к школе группу
«Безопасность ребенка в быту» | В мире опасных предметов: иглы, ножницы и скрепки не бросай на табуретке | Рассматривание предметов и иллюстраций. Беседа «Правила обращения с опасными предметами». Дидактические игры: «Опасно - неопасно», «Что лишнее», «Куда положить предметы» | |
«Ребенок и другие люди» | Опасность контактов с незнакомыми людьми, как избежать насилия со стороны взрослых. Конвенция о правах ребенка (ст. 35) | Рассматривание иллюстраций. Беседа «Предотвращение опасных ситуаций при контактах с незнакомыми людьми». Обыгрывание и обсуждение ситуаций | |
Эмоциональное благополучие ребенка | Психологичес-кое здоровье детей | «Конфликты между детьми»: разыгрывание ситуаций и их обсуждение | |
Ребенок и природа | Опасности от растений | ||
«Съедобные и несъедобные грибы»: рассматривание, узнавание по внешнему виду, экскурсия в ближайшую лесополосу, отгадывание загадок, рисование и раскрашивание грибов по трафаретам, дидактическая игра «По грибы» | |||
Ноябрь | |||
«Ребенок и его здоровье» | Забота о здоровье зубов | Рассматривание полости рта в зеркало, определение состояния зубов. Беседы: «Здоровые зубы - здоровые дети», «Почему нужно лечить зубы». Чтение: А. Анпилов «Зубки заболели», В. Ланцетти «Все качается», С. Прокофьева, Г. Сапгир «Румяные щеки». Дидактическая игра «Зуб Неболей-ка». | |
Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника» | |||
«Ребенок на улице города» | Культура пешехода | Целевая прогулка по улице. Беседы: «Два светофора», «Правила для пешеходов». Чтение: Б. Житков «Как в Москве на улице», С. Михалков «Скверная история», «Моя улица». Сюжетно-ролевые игры: «Транспорт», «Путешествие по городу». Продуктивная деятельность: изготовление светофоров для автомобилей и пешеходов | |
«Безопасность ребенка в быту» | Источники опасности в доме | Совместное обсуждение: «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности», творческие задания на тему: «Мама ненадолго ушла, и дети остались дома одни …» | |
«Ребенок и другие люди» | Беседы с незнакомыми людьми в транспорте | Беседа «Как вести себя в транспорте». Обыгрывание и обсуждение ситуаций | |
Эмоциональное благополучие ребенка | Знакомство с общечеловеческими ценностями и социокультур- ным опытом по вопросу полоролевой идентификации мальчиков и девочек, эмоционального принятия себя и ребенка противоположного пола | «Путешествие в страну, где живет доброта», рисование на тему: «Автопортрет», чтение и обсуждение стихотворения О.Дриз «Разноцветный мальчик» | |
Ребенок и природа | Опасность контактов с незнакомыми животными, правила поведения при их агрессии | Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как вести себя с незнакомыми животными». Обыгрывание и обсуждение ситуаций. \ Чтение: А. Дмитриев «Незнакомая кошка», Г. Новицкая «Дворняжка». Акция «Помоги бездомным животным». Продуктивная деятельность «Мое домашнее животное» | |
Декабрь | |||
«Ребенок и его здоровье» | Врачи - наши помощники | Экскурсия в медицинский кабинет детского сада, целевая прогулка к медицинскому учреждению. Беседа о работе врача. Чтение: В. Ивенин «Слово врача». Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека» | |
«Ребенок на улице города» | Азбука пешехода и водителя: запрещающие дорожные знаки | Рассказ-беседа о знаках: «Въезд запрещен», «Движение автомашин запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», «Движение пешеходов запрещено». Дидактические игры: «Назови правильно», «Узнай по описанию». Продуктивная деятельность «Дорожные знаки запрещают» | |
«Безопасность ребенка в быту» | Правила безопасности во время пожара | Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Огонь - друг или враг», «Чтобы не было беды». Чтение: С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», И. Холин «Как непослушная хрюшка едва не сгорела», П. Голосов «Сказка о заячьем теремке и спичечном коробке», Е. Новичихин «Ноль - один», О. Иоселиани «Пожарная команда», загадки. Обсуждение опасных ситуаций при украшении новогодней елки. Игровой тренинг «Мы вызываем службу спасения». Дидактические игры: «Опасные предметы», «Можно - нельзя». Сюжетно-ролевая игра «Пожарные на учениях». Продуктивная деятельность: «Пожар» | |
«Ребенок и другие люди» | Опасность контактов с незнакомыми людьми; к кому можно обратиться за помощью | Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Как бы вы поступили в данной ситуации», «Как не потеряться». Обыгрывание и обсуждение ситуаций. Дидактическая игра «Добрый или злой человек» | |
Эмоциональное благополучие ребенка | Показать нравственно – духовное значение любви в человеческих взаимоотношениях | Беседа «Что такое любовь?», чтение и обсуждение сказки С.Аксакова «Аленький цветочек», обсуждение чувств и поступков, в которых есть любовь | |
Ребенок и природа | Представление о человеке как части природы, взаимосвязь внутренней и внешней гармонии человека и природы | «Красота природы и красота души», рассуждения «Человек – часть природы», имитационное упражнение «На какое дерево я похож», рассматривание картин русских художников: И.Шишкина «Зима», рисование на тему: «Красота зимнего леса» под музыку П.И. Чайковского «Январь. У камелька» (из фортепианного цикла «Времена года»; знакомство со стихами русских поэтов, описывающих красоту русской природы зимой: Ф.Тютчева, С.Есенина, А.С.Пушкина | |
Январь | |||
«Ребенок и его здоровье» | Изучаем свой организм | Опытно-исследовательская деятельность по изучению отдельных функций своих органов чувств. Беседы: «Как устроено наше тело», «Что для чего нужно», «Как работают наши органы». Чтение: В. Бондаренко «Язык и уши», С. Маршак «Почему у человека две руки и один язык», Е. Пермяк «Про нос и язык». Дидактическая игра «Кто больше знает о себе». Сюжетно-ролевая игра «Диспансеризация». Продуктивная деятельность: «Мы одинаковые и разные», «Портреты» | |
«Ребенок на улице города» | Азбука пешехода и водителя: предупреждающие дорожные знаки | Рассказ-беседа о знаках: «Искусственная неровность», «Пешеходный переход», «Дети», «Дорожные работы». Дидактические игры: «О чем говорят дорожные знаки в круге и в треугольнике», «Запрещаю или предупреждаю». Сюжетно-ролевая игра «Правила дорожного движения». Продуктивная деятельность «Предупреждающие дорожные знаки» | |
«Безопасность ребенка в быту» | Личная безопасность дома | Познакомить с правилами поведения личной безопасности в квартире при появлении незнакомого человека и при разговоре с ним по телефону. Рисование на тему: «Не открывайте чужой тете, если мама на работе» | |
«Ребенок и другие люди» | Несоответствие приятной внешности и добрых намерений | Беседа «Слова и поступки». Чтение: Г. X. Андерсен «Гадкий утенок», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | |
Эмоциональное благополучие ребенка | Настроение и его влияние психическое здоровье человека | Чтение и обсуждение литературного произведения А.Милна «Винни – Пух и все-все-все» отрывок «День рождения Иа-Иа»; работа с пиктограммами «Угадай настроение», игра «Смешинка» (психогимнастика) | |
Ребенок и природа | Приучать детей соблюдать элементарные правила безопасности в зимнее время (гололед, железные предметы т.п.) | Наблюдение за работой дворника. Опытно-исследовательская деятельность: превращение воды в лед. Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Если скользко на дороге», «Замерзшая речка совсем не каток». Продуктивная деятельность: помощь в уборке групповой площадки малышей, изготовление ледяных фигурок | |
Февраль | |||
«Ребенок и его здоровье» | Болезни и их профилактика. Забота о здоровье окружающих. Взаимодействие живых организмов в природе, опасность загрязнения окружающей среды, охрана природы | Беседы: «Почему люди болеют», «Как уберечься от болезней», «Почему нужно охранять природу», «Все в природе взаимосвязано». Чтение: Г. Горн «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких», И. Семенов «Как стать Неболейкой». Сюжетно-ролевая игра «Больница». Продуктивная деятельность: плакаты о защите природы | |
«Ребенок на улице города» | Азбука пешехода и водителя: предписывающие дорожные знаки | Рассказ-беседа о знаках указания направления движения . Дидактические игры на закрепление знания дорожных знаков. Сюжетно-ролевая игра «Правила дорожного движения». Продуктивная деятельность «Предписывающие дорожные знаки» | |
«Безопасность ребенка в быту» | В мире опасных предметов: электробытовые приборы | Рассматривание предметов и иллюстраций. Беседы: «Домашние помощники», «Правила обращения с электроприборами», «Электричество полезное и опасное». Дидактические игры: «Назови и опиши», «Можно - нельзя» | |
«Ребенок и другие люди» | Сопротивле- ние агрессии со стороны незнакомых взрослых | Рассказ воспитателя о поведении при агрессии со стороны незнакомых взрослых. Обыгрывание и обсуждение ситуаций | |
Эмоциональное благополучие ребенка | Детские страхи | Беседа «Как научиться быть храбрым?», обсуждение ситуации «Всегда ли нужно бояться?», работа с текстом рассказа К.Д. Ушинского «Трусливый Ваня», составление второй части рассказа с названием «Храбрый Ваня» Минутка изобразительной деятельности – рисовании на основе начала рассказа «Темноландия» | |
Ребенок и природа | Птицы зимой | Беседы: «Забота о братьях наших меньших», «Птицы – наши друзья» Акция «Птичья столовая» | |
Март | |||
«Ребенок и его здоровье» | Правила оказания первой помощи | Беседа: «Как помочь себе и другу». Дидактические игры и упражнения: «Окажи помощь», «Что делать, если... (порезал палец, обжегся и т.д.)». Игровые тренинги «Оказание первой помощи», «Позвони 03». Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь». Продуктивная деятельность «Автомобиль скорой помощи» | |
«Ребенок на улице города» | Азбука пешехода и водителя: знаки особых предписаний и информационные | Рассказ-беседа о знаках: «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» и «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место стоянки». Дидактические игры: «Собери знаки», «Одинаковые и разные». Сюжетно-ролевая игра «Правила дорожного движения». Продуктивная деятельность «Дорожные знаки» | |
«Безопасность ребенка в быту» | Безопасность в лифте | Рассказ воспитателя о правилах проезда и поведения в лифте. Обыгрывание и обсуждение ситуаций | |
«Ребенок и другие люди» | Один дома | Беседа «Гости званые и незваные». Обыгрывание и обсуждение ситуаций. Чтение: Е. Тамбовцева-Широкова «Кто твой друг и кто твой враг?», «Находчивый Дима» | |
Эмоциональное благополучие ребенка | Мама – самый близкий и родной человек | Беседа: «С кем ты живешь?», «Мамина красота», игра – беседа «Кто мы?» Минутка художественного творчества «Подарок для милой мамы» | |
Ребенок и природа | Будем беречь и охранять природу | Беседа: «Сохраним природу», «Мой детский сад. Какой он должен быть?» Изготовление макетов: озеро, лес, луг. Чтение рассказа В.Волкова «Вишневая слеза» | |
Апрель | |||
«Ребенок и его здоровье» | Физкультура и здоровье | Беседы: «Почему полезно заниматься физкультурой», «Мы дружим с физкультурой». Чтение: В. Радченко и др. «Твой олимпийский учебник», С. Прокофьева «Румяные щеки», пословицы, поговорки, загадки о спорте. Дидактические игры: «Угадай вид спорта», «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем». Сюжетно-ролевая игра «Физкультурное занятие». Продуктивная деятельность «Мы делаем зарядку» | |
«Ребенок на улице города» | Правила езды на велосипеде и самокате | Целевая прогулка по улице. Рассматривание картины «Милиционер-регулировщик» из серии «Кем быть». Беседы: «Зачем нужны дорожные знаки», «Знаки предупреждающие и указывающие», «Я хочу здоровым быть». Чтение: А. Дорохов «Зеленый, желтый, красный», Н. Кончаловская «Самокат». | |
Дидактические игры: «Найди такой же знак», «Учись быть пешеходом», «Красный и зеленый». Сюжетно-ролевая игра «Дороги и пешеходы». Продуктивная деятельность: «Перекресток», «Моя улица» | |||
«Безопасность ребенка в быту» | Лекарства и витамины | Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Как лечить болезни», «Где живут витамины». Чтение: М. Безруких «Разговор о правильном питании», Г. Зайцев «Приятного аппетита», «Крепкие-крепкие зубы». Сюжетно-ролевая игра «Аптека». Продуктивная деятельность: изготовление атрибутов для игры «Аптека» | |
«Ребенок и другие люди» | Ребенок и его старшие приятели Ситуация «Опасное предложение» | Беседа «Когда нельзя слушаться старших». Обыгрывание и обсуждение ситуаций. Просмотр видеофильма «Уроки осторожности» | |
Эмоциональное благополучие ребенка | Чудесные перевоплощения | Беседа «Как стать хорошей?» Эмоциональные игры: «Баба - Яга», «Доброе превращение» Инсценировка стихотворения Н.Григорьевой «Мысли о Яге» Чтение и обсуждение рассказа С.Баруздиной «Когда люди радуются» | |
Ребенок и природа | Первоцветы | Беседа «Лекарственные растения», рисование на тему: «Золотой лужок» | |
Май | |||
«Ребенок и его здоровье» | Здоровье - главная ценность человеческой жизни | Беседы: «Если хочешь быть здоров», «Как сберечь свое здоровье», «Здоровье - главное богатство». Развлечение «Путешествие в Страну здоровья» | |
Продуктивная деятельность: плакаты о здоровом образе жизни, | |||
паспорт здоровья. | |||
«Ребенок на улице города» | Игры во дворе | Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Играем во дворе», «И во дворе ездят машины». Обыгрывание и обсуждение ситуаций. Продуктивная деятельность: конструирование «Наш двор» | |
«Безопасность ребенка в быту» | Безопасное купание | Беседы: «Правила поведения на воде», «Не зная брода, не суйся в воду». Прикладное плавание в бассейне: спасение утопающих | |
«Ребенок и другие люди» | Если ты гуляешь один | Беседа «Гуляй, да присматривай». Обыгрывание и обсуждение ситуаций | |
Эмоциональное благополучие ребенка | Конфликты между детьми | Беседа «Умею ли я мириться?» Анализ произведения К.Д.Ушинского «Спор воды с огнем» Составление окончания к рассказу «Спор цветов» Минутка изобразительной деятельности «Дорисуй мой рисунок» Проигрывание и обсуждение ситуаций | |
Ребенок и природа | Детский сад в цвету | Наблюдения за цветущими растениями на территории детского сада, | |
Июнь - август | |||
«Ребенок и его здоровье» | Здоровый образ жизни | Проект «Азбука безопасности» См. в реализации проекта «Веселый летний марафон» | |
«Ребенок на улице города» | Обобщить знания о правилах дорожного движения Правила безопасного поведения в общественном транспорте | ||
«Безопасность ребенка в быту» | Постановка сказок «семеро козлят», «Гуси-лебеди» | ||
«Ребенок и другие люди» | Я и другие люди - закреплять знания о правилах поведения с незнакомыми людьми | ||
Эмоциональное благополучие ребенка | Свето-воздушные ванны, музыкотерапия, психогимнастика, свето- и цветотерапия | ||
Ребенок и природа | Ядовитые растения и грибы |