ОО "Безопасность"
календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме

Рачкис Людмила Александровна

Перспективный план.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oo_bezopasnost_perspektivnyy_plan.docx38.7 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ Н.А.АВДЕЕВОЙ, О.Л.КНЯЗЕВОЙ, Р.Б.СТЕРКИНОЙ «БЕЗОПАСНОСТЬ»

на подготовительную к школе группу

Разделы

Содержание

Методические приемы

Сентябрь

«Ребенок и его здоровье»

Чтобы быть здоровым, надо быть чистым

Беседы: «Чистота и здоровье».

Дидактические игры: «Туалетные принадлежности», «Правила гигиены».

Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека». Чтение: Г. Зайцев «Уроки Мойдодыра», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». Кукольный спектакль по сказке К. Чуковского «Мойдодыр». Театрализованное представление для малышей по стихотворению А. Барто «Девочка чумазая»

«Ребенок на улице города»

Правила дорожного движения, безопасный маршрут от дома до детского сада

Экскурсия, целевая прогулка по улице, к пешеходному переходу. Рассматривание картин, иллюстраций «Улица города». Беседа «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать». Обсуждение опасных ситуаций.

Чтение: Б. Житков «Что я видел», Н. Сорокин «Переход», В. Семернин «Запрещается - разрешается», загадки о транспорте, правилах дорожного движения. Дидактические игры: настольно-печатные игры типа «Гусек» по правилам дорожного движения. Сюжетно-ролевая игра «Водители и пешеходы». Продуктивная деятельность: коллективная работа «Машины на нашей улице»

«Безопасность ребенка в быту»

Порядок и безопасность

Рассматривание обстановки групповой комнаты. Беседы: «Если вещи лежат на месте», «Где положишь, там и возьмешь».

Дидактические игры: «У нас порядок», «Что где лежит». Продуктивная деятельность: коллективная уборка групповой комнаты

«Ребенок и другие люди»

Правила поведения с незнакомыми людьми

Беседа «Люди знакомые и незнакомые», «Внешность человека может быть обманчива», создание опасных ситуаций: контакты с незнакомыми людьми дома и на улице,

Эмоциональное

благополучие ребенка

Психологичес- кое здоровье детей

Беседа: «Чтобы душа была здорова», рисование на тему «Добро, как я себе его представляю»

Ребенок и природа

Бережное отношение к живой природе

Беседа: «Взаимосвязь и взаимодействие в природе», решение проблемных ситуаций по восстановлению природы, творческие работы «Наша зеленая планета»

Октябрь

«Ребенок и его здоровье»

Полезные продукты и витамины

Рассматривание овощей и фруктов, составление описательных рассказов.

Беседы: «Полезная пища», «Витамины и здоровье». Чтение: Г. Горн «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких», Л. Зильберг «Полезные продукты». Дидактические игры: «Угадай на вкус», «Полезные продукты», «Аскорбинка и ее друзья».

Продуктивная деятельность: посадка лука на перо и корней петрушки на зелень

«Ребенок на улице города»

Работа ГИБДД

Встреча с работником ГИБДД.

Экскурсия, целевая прогулка по улице, к светофору.

Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Безопасное поведение на улице».

Обсуждение опасных ситуаций.

Чтение: С. Маршак «В снег и дождь...», С. Михалков

«Светофор», Я. Пишумов «Постовой», загадки о транспорте,

правилах дорожного движения.

Сюжетно-ролевая игра «Дорожный патруль»

 «Безопасность ребенка в быту»

В мире опасных предметов: иглы, ножницы и скрепки не бросай на табуретке

Рассматривание предметов и иллюстраций. Беседа «Правила обращения с опасными предметами». Дидактические игры: «Опасно - неопасно», «Что лишнее», «Куда положить предметы»

«Ребенок и другие люди»

Опасность контактов с незнакомыми людьми, как избежать насилия со стороны взрослых.

Конвенция о правах ребенка (ст. 35)

Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Предотвращение опасных ситуаций при контактах с незнакомыми людьми». Обыгрывание и обсуждение ситуаций

Эмоциональное благополучие ребенка

Психологичес-кое здоровье детей

«Конфликты между детьми»: разыгрывание ситуаций и их обсуждение

Ребенок и природа

Опасности от растений

«Съедобные и несъедобные грибы»: рассматривание, узнавание по внешнему виду, экскурсия в ближайшую лесополосу, отгадывание загадок, рисование и раскрашивание грибов по трафаретам, дидактическая игра «По грибы»

Ноябрь

«Ребенок и его

здоровье»

Забота

о здоровье зубов

Рассматривание полости рта в зеркало, определение состояния зубов.

Беседы: «Здоровые зубы - здоровые дети», «Почему нужно лечить зубы».

Чтение: А. Анпилов «Зубки заболели», В. Ланцетти «Все качается», С. Прокофьева, Г. Сапгир «Румяные щеки». Дидактическая игра «Зуб Неболей-ка».

Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»

«Ребенок на улице города»

Культура пешехода

Целевая прогулка по улице.

Беседы: «Два светофора», «Правила для пешеходов». Чтение: Б. Житков «Как в Москве на улице», С. Михалков «Скверная история», «Моя улица».

Сюжетно-ролевые игры: «Транспорт», «Путешествие по городу». Продуктивная деятельность: изготовление светофоров для автомобилей и пешеходов

«Безопасность ребенка в быту»

Источники опасности в доме

Совместное обсуждение: «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности», творческие задания на тему: «Мама ненадолго ушла, и дети остались дома одни …»

«Ребенок и другие люди»

Беседы с незнакомыми людьми в транспорте

Беседа «Как вести себя в транспорте». Обыгрывание и обсуждение ситуаций

Эмоциональное благополучие ребенка

Знакомство с общечеловеческими ценностями и социокультур-

ным опытом по вопросу полоролевой идентификации мальчиков и девочек, эмоционального принятия себя и ребенка противоположного пола

«Путешествие в страну, где живет доброта», рисование на тему: «Автопортрет», чтение и обсуждение стихотворения О.Дриз «Разноцветный мальчик»

Ребенок и природа

Опасность контактов с незнакомыми животными, правила поведения при их агрессии

Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как вести себя с незнакомыми животными». Обыгрывание и обсуждение ситуаций. \ Чтение: А. Дмитриев «Незнакомая кошка», Г. Новицкая «Дворняжка».

Акция «Помоги бездомным животным». Продуктивная деятельность «Мое домашнее животное»

Декабрь

«Ребенок и его здоровье»

Врачи - наши помощники

Экскурсия в медицинский кабинет детского сада, целевая

прогулка к медицинскому учреждению.

Беседа о работе врача.

Чтение: В. Ивенин «Слово врача».

Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека»

«Ребенок на улице города»

Азбука пешехода и водителя: запрещающие дорожные знаки

Рассказ-беседа о знаках: «Въезд запрещен», «Движение автомашин запрещено»,  «Движение на велосипедах запрещено»,               «Движение пешеходов запрещено». Дидактические игры: «Назови правильно», «Узнай по описанию». Продуктивная деятельность «Дорожные знаки запрещают»

«Безопасность ребенка в быту»

Правила безопасности во время пожара

Рассматривание иллюстраций.

Беседы: «Огонь - друг или враг», «Чтобы не было беды».

Чтение: С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», И. Холин «Как непослушная хрюшка едва не сгорела», П. Голосов «Сказка о заячьем теремке и спичечном коробке», Е. Новичихин «Ноль - один», О. Иоселиани «Пожарная команда», загадки. Обсуждение опасных ситуаций при украшении новогодней елки.

 Игровой тренинг «Мы вызываем службу спасения». Дидактические игры: «Опасные предметы», «Можно - нельзя». Сюжетно-ролевая игра «Пожарные на учениях». Продуктивная деятельность: «Пожар»

«Ребенок и другие люди»

Опасность контактов с незнакомыми людьми; к кому можно обратиться за помощью

Рассматривание иллюстраций.

Беседы: «Как бы вы поступили в данной ситуации»,

«Как не потеряться».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

Дидактическая игра «Добрый или злой человек»

Эмоциональное благополучие ребенка

Показать нравственно – духовное значение любви в человеческих взаимоотношениях

Беседа «Что такое любовь?», чтение и обсуждение сказки С.Аксакова «Аленький цветочек», обсуждение чувств и поступков, в которых есть любовь

Ребенок и природа

Представление о человеке как части природы, взаимосвязь внутренней и внешней гармонии человека и природы

«Красота природы и красота души», рассуждения «Человек – часть природы», имитационное упражнение «На какое дерево я похож», рассматривание картин русских художников: И.Шишкина «Зима», рисование на тему: «Красота зимнего леса» под музыку П.И. Чайковского «Январь. У камелька» (из фортепианного цикла «Времена года»;  знакомство со стихами русских поэтов, описывающих красоту русской природы зимой: Ф.Тютчева, С.Есенина, А.С.Пушкина

Январь

«Ребенок и его здоровье»

Изучаем свой организм

Опытно-исследовательская деятельность по изучению отдельных функций своих органов чувств. Беседы: «Как устроено наше тело», «Что для чего нужно», «Как работают наши органы».

Чтение: В. Бондаренко «Язык и уши», С. Маршак «Почему у человека две руки и один язык», Е. Пермяк «Про нос и язык». Дидактическая игра «Кто больше знает о себе». Сюжетно-ролевая игра «Диспансеризация». Продуктивная деятельность: «Мы одинаковые и разные», «Портреты»

«Ребенок на улице города»

Азбука пешехода и водителя: предупреждающие дорожные знаки

Рассказ-беседа о знаках: «Искусственная неровность»,

«Пешеходный переход», «Дети», «Дорожные работы».

Дидактические игры: «О чем говорят дорожные знаки в круге и в треугольнике», «Запрещаю или предупреждаю». Сюжетно-ролевая игра «Правила дорожного движения». Продуктивная деятельность «Предупреждающие дорожные знаки»

«Безопасность ребенка в быту»

Личная безопасность дома

Познакомить с правилами поведения личной безопасности в

квартире при появлении незнакомого человека и при разговоре

с ним по телефону.

Рисование на тему: «Не открывайте чужой тете, если мама на работе»

«Ребенок и другие люди»

Несоответствие приятной внешности и добрых намерений

Беседа «Слова и поступки».

Чтение: Г. X. Андерсен «Гадкий утенок», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Эмоциональное благополучие ребенка

Настроение и его влияние психическое здоровье человека

Чтение и обсуждение литературного произведения А.Милна «Винни – Пух и все-все-все» отрывок «День рождения Иа-Иа»; работа с пиктограммами «Угадай настроение», игра «Смешинка» (психогимнастика)

Ребенок и природа

Приучать детей соблюдать элементарные правила безопасности в зимнее время (гололед, железные предметы т.п.)

Наблюдение за работой дворника.

Опытно-исследовательская деятельность: превращение воды в лед.

Рассматривание иллюстраций.

Беседы: «Если скользко на дороге», «Замерзшая речка совсем не каток».

Продуктивная деятельность: помощь в уборке групповой площадки малышей, изготовление ледяных фигурок

Февраль

«Ребенок и его здоровье»

Болезни и их профилактика. Забота о здоровье окружающих. Взаимодействие живых организмов в природе, опасность загрязнения окружающей среды, охрана природы

Беседы: «Почему люди болеют», «Как уберечься от болезней», «Почему нужно охранять природу», «Все в природе взаимосвязано».

Чтение: Г. Горн «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких», И. Семенов «Как стать Неболейкой». Сюжетно-ролевая игра «Больница».

Продуктивная деятельность: плакаты о защите природы

«Ребенок на улице города»

Азбука пешехода и водителя: предписывающие дорожные знаки

Рассказ-беседа о знаках указания направления движения .

Дидактические игры на закрепление знания дорожных знаков. Сюжетно-ролевая игра «Правила дорожного движения». Продуктивная деятельность «Предписывающие дорожные знаки»

«Безопасность ребенка в быту»

В мире   опасных предметов: электробытовые приборы

Рассматривание предметов и иллюстраций. Беседы: «Домашние помощники», «Правила обращения с электроприборами», «Электричество полезное и опасное». Дидактические игры: «Назови и опиши», «Можно - нельзя»

«Ребенок и другие люди»

Сопротивле- ние агрессии со стороны незнакомых взрослых

Рассказ воспитателя о поведении при агрессии со стороны незнакомых взрослых. Обыгрывание и обсуждение ситуаций

Эмоциональное благополучие ребенка

Детские страхи

Беседа «Как научиться быть храбрым?», обсуждение ситуации «Всегда ли нужно бояться?», работа с текстом рассказа К.Д. Ушинского «Трусливый Ваня», составление второй части рассказа с названием «Храбрый Ваня»

Минутка изобразительной деятельности – рисовании на основе начала рассказа «Темноландия»

Ребенок и природа

Птицы зимой

Беседы: «Забота о братьях наших меньших», «Птицы – наши друзья»

Акция «Птичья столовая»

Март

«Ребенок и его здоровье»

Правила оказания первой помощи

Беседа: «Как помочь себе и другу».

Дидактические игры и упражнения: «Окажи помощь»,

«Что делать, если... (порезал палец, обжегся и т.д.)».

Игровые тренинги «Оказание первой помощи», «Позвони 03».

Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь».

Продуктивная деятельность «Автомобиль скорой помощи»

«Ребенок на улице города»

Азбука пешехода и водителя: знаки особых предписаний и информационные

Рассказ-беседа о знаках: «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» и «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место стоянки».

Дидактические игры: «Собери знаки», «Одинаковые и разные». Сюжетно-ролевая игра «Правила дорожного движения». Продуктивная деятельность «Дорожные знаки»

«Безопасность ребенка в быту»

Безопасность в лифте

Рассказ воспитателя о правилах проезда и поведения в лифте. Обыгрывание и обсуждение ситуаций

«Ребенок и другие люди»

Один дома

Беседа «Гости званые и незваные».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

Чтение: Е. Тамбовцева-Широкова «Кто твой друг и кто твой

враг?», «Находчивый Дима»

Эмоциональное благополучие ребенка

Мама – самый близкий и родной человек

Беседа: «С кем ты живешь?», «Мамина красота», игра – беседа «Кто мы?»

Минутка художественного творчества «Подарок для милой мамы»

Ребенок и природа

Будем беречь

и охранять природу

Беседа: «Сохраним природу», «Мой детский сад. Какой он должен быть?»

Изготовление макетов: озеро, лес, луг.

Чтение рассказа В.Волкова «Вишневая слеза»

Апрель

«Ребенок и его здоровье»

Физкультура и здоровье

Беседы: «Почему полезно заниматься физкультурой», «Мы дружим с физкультурой».

Чтение: В. Радченко и др. «Твой олимпийский учебник», С. Прокофьева «Румяные щеки», пословицы, поговорки, загадки о спорте.

Дидактические игры: «Угадай вид спорта», «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем».

Сюжетно-ролевая игра «Физкультурное занятие».

Продуктивная деятельность «Мы делаем зарядку»

«Ребенок на улице города»

Правила езды на велосипеде и самокате

Целевая прогулка по улице.

Рассматривание картины «Милиционер-регулировщик» из серии «Кем быть».

Беседы: «Зачем нужны дорожные знаки», «Знаки предупреждающие и указывающие», «Я хочу здоровым быть».

Чтение: А. Дорохов «Зеленый, желтый, красный», Н. Кончаловская «Самокат».

Дидактические игры: «Найди такой же знак», «Учись быть пешеходом», «Красный и зеленый».

Сюжетно-ролевая игра «Дороги и пешеходы».

Продуктивная деятельность: «Перекресток», «Моя улица»

«Безопасность ребенка в быту»

Лекарства и витамины

Рассматривание иллюстраций.

Беседы: «Как лечить болезни», «Где живут витамины». Чтение: М. Безруких «Разговор о правильном питании», Г. Зайцев «Приятного аппетита», «Крепкие-крепкие зубы». Сюжетно-ролевая игра «Аптека».

Продуктивная деятельность: изготовление атрибутов для игры «Аптека»

«Ребенок и другие люди»

Ребенок и его старшие приятели

Ситуация «Опасное предложение»

Беседа «Когда нельзя слушаться старших». Обыгрывание и обсуждение ситуаций. Просмотр видеофильма «Уроки осторожности»

Эмоциональное благополучие ребенка

Чудесные перевоплощения

Беседа «Как стать хорошей?»

Эмоциональные игры: «Баба - Яга», «Доброе превращение»

Инсценировка стихотворения Н.Григорьевой «Мысли о Яге»

Чтение и обсуждение рассказа С.Баруздиной «Когда люди радуются»

Ребенок и природа

Первоцветы

Беседа «Лекарственные растения», рисование на тему: «Золотой лужок»

Май

«Ребенок и его здоровье»

Здоровье - главная ценность человеческой

жизни

Беседы: «Если хочешь быть здоров», «Как сберечь свое здоровье», «Здоровье - главное богатство». Развлечение «Путешествие в Страну здоровья»

Продуктивная деятельность: плакаты о здоровом образе жизни,

паспорт здоровья.

«Ребенок на улице города»

Игры во дворе

Рассматривание иллюстраций.

Беседы: «Играем во дворе», «И во дворе ездят машины».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

Продуктивная деятельность: конструирование «Наш двор»

«Безопасность ребенка в быту»

Безопасное купание

Беседы: «Правила поведения на воде», «Не зная брода, не суйся в воду».

Прикладное плавание в бассейне: спасение утопающих

«Ребенок и другие люди»

Если ты гуляешь один

Беседа «Гуляй, да присматривай». Обыгрывание и обсуждение ситуаций

Эмоциональное благополучие ребенка

Конфликты между детьми

Беседа «Умею ли я мириться?»

Анализ произведения К.Д.Ушинского «Спор воды с огнем»

Составление окончания к рассказу «Спор цветов»

Минутка изобразительной деятельности «Дорисуй мой рисунок»

Проигрывание и обсуждение ситуаций

Ребенок и природа

Детский сад

в цвету

Наблюдения за цветущими растениями на территории детского сада,

Июнь - август

«Ребенок и его здоровье»

Здоровый образ жизни

Проект

«Азбука безопасности»

См. в реализации проекта «Веселый летний марафон»

«Ребенок

на улице города»

Обобщить знания

о правилах дорожного движения

Правила безопасного поведения в общественном транспорте

«Безопасность ребенка в быту»

Постановка сказок «семеро козлят», «Гуси-лебеди»

«Ребенок и другие люди»

Я и другие люди - закреплять знания о правилах поведения с незнакомыми людьми

Эмоциональное благополучие ребенка

Свето-воздушные ванны, музыкотерапия, психогимнастика, свето- и цветотерапия

Ребенок и природа

Ядовитые растения и грибы