Консультация для педагогов «Организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении»
статья на тему

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontakt_s_prirodoy.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №26»

Консультация для педагогов

«Организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении»

подготовила Козлова Лариса Александровна

Г.Вологда

2012г.

Контакт с природой, её эмоциональное, эстетическое восприятие являются средством поддержания и восстановления психологического благополучия человека в условиях города. Растения способствуют улучшению качества городской среды, выполняют такую важную функцию, как формирование атмосферы, т.е. поддержание в ней определённого количества кислорода. Поэтому экологи рекомендуют увеличивать площади зелёных насаждений.

   Особое значение в таких условиях приобретает организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении, где дети проводят большую часть времени.

   Посадки могут быть групповыми, аллейными, одиночными, эркерными, рядными, шахматными, ограждающими, лабиринтовыми. Для украшения входа или фасада детского сада высаживают солитеры — одно или несколько декоративных деревьев, кустарников, чётко выделяемых на общем фоне. По периметру участка необходимо создать зелёную зону, она должна быть плотной, ширина полосы живой изгороди — 0,75-1,00 м. Можно высаживать растения в один ряд, но двухрядная посадка лучше, так как она более прочная и красивая.

   Цветники необходимы на участке каждой возрастной группы. Это могут быть клумбы разной  формы, рабатки, бордюры, микс - и миксбордеры, вазоны и др.  Растения  надо  подбирать  таким образом, чтобы цвели они с ранней весны и до поздней осени.

 Для этой цели используют:

  1. Многолетники (примула, нарциссы, тюльпаны, ирисы, пионы, люпины, аквилегии и др.), обладающие большой декоративностью;
  2. Двулетники, используемые для создания весеннего наряда цветника (виола, маргаритки, турецкая гвоздика, наперстянка, мальва, колокольчик  и др.);
  3. Однолетники, обладающие богатым разнообразием красок и форм цветка, быстротой размножения (календула,   бархатцы,  петуния, эшшольция, лобелия, львиный зев, левкои, годеция и др.).

   На участке можно выращивать целебные травы (одуванчик, крапива двудомная, череда трёхраздельная, зверобой продырявленный, валериана, ромашка аптечная, мать-и-мачеха, пастушья сумка, девясил, тысячелистник, донник и др. ). Лекарственные растения нетрудно вырастить из семян, можно размножать черенками, делением корневищ. Уход за зелёной аптекой несложен и заключается в рыхлении почвы, прополке и подкормке растений.

   Традиционными для дошкольных учреждений можно назвать огород и сад. Лучше всего, если огород будет общим для всех возрастных групп: из расчёта 0,5 кв. м на одного ребёнка. Для старших дошкольников допустимо увеличивать норму до 1,5 м на каждого ребёнка. Разбивают огород на открытом, незатенённом месте (грядки должны быть шириной 60х70 см, длинной 2,5-3 м, междурядья — 50 см).

   Огород используют с целью выработки у детей навыков ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе. Подбирают наиболее характерные  для данных географических условий растения. Но дошкольное учреждение обязано определять степень безопасности выращиваемой на своей территории продукции. Категорически запрещено употреблять в пищу овощи с огородов, расположенных вблизи автотрасс с интенсивным движением или крупного промышленного предприятия, в крайне неблагополучном микрорайоне. На огороде можно выращивать овощные растения для животных — обитателей уголка природы. В дошкольном учреждении можно организовать мини-огород на окне.

   В целях экологического образования на территории детского сада создают также экологическую тропу, которая выполняет познавательную, развивающую, воспитательную и оздоровительную функции. В качестве объектов выбираются различные виды дикорастущих и культурных растений, мхи, грибы, муравейник, гнёзда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ ( луга, леса ), цветущие растения, места регулярного скопления насекомых и др.

   Таким образом, в состав видовых точек экологической тропы включаются те объекты, которые есть на территории детского сада. В дальнейшем можно дополнять её новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения. На экологической тропе возможны проведение комплексных занятий, игр, организация практической и исследовательской деятельности, что будет способствовать развитию у детей эмоционально — положительного отношения к природным объектам, правильному поведению в природе.

   Уголок природы является местом систематического труда и наблюдений, где дети имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность. В повседневной жизни у дошкольников воспитываются познавательное отношение к природе, желание ухаживать за объектами, добрые чувства, ответственность за благополучие тех живых существ, которые нуждаются в их покровительстве.

   Уголок природы организуется для каждой возрастной группы. В некоторых детских садах считают целесообразным создавать общий уголок живой природы (комната природы), если групповые уголки из — за ограниченности помещения минимальны. Поэтому в них содержатся животные, требующие большого пространства (большие клетки и аквариумы, вольер). Могут быть террариумы с естественной средой обитания, где дети смогут увидеть разные формы приспособления живых существ к среде.

   Решая задачи экологического образования, объекты для уголков природы младших и средних групп необходимо подбирать с учётом возраста детей, которые смогли бы за ними ухаживать. В старшие группы лучше помещать большее количество растений и животных, более требовательных к условиям обитания. В уголки природы необходимо вносить живые существа, которые привлекают внимание детей и у которых признаки данной систематической группы ярко выражены. Например, для младшей и средней групп — рыб и птиц с типичными для этих классов строением и повадками, для старших — объекты, у которых эти признаки выражены менее ярко.

   Комнатные растения — дидактический материал, с помощью которого решаются задачи экологического образования. Они должны быть представлены различными экологическими группами.

   Так, в уголок природы младших групп помещаются обильно и долго цветущие растения (бальзамин, бегония вечноцветущая, герань, примула, фуксия), у которых хорошо представлены такие части, как цветок, лист, стебель; контрастные по величине (фикус, китайская травка или рейнекия), с крупными плотными листьями (например, аспидистра).

   В средней группе, где дети могут узнавать 4-5 растений, в уголок природы вносят новые растения, чтобы дошкольники могли устанавливать сходство и различия их морфологических особенностей (похоже на кустик); растения с пёстрой окраской и разной формой листьев (аукуба, колеус, бегония крапчатая и др.).

   В уголок природы старшей группы подбираются растения, интересные для наблюдений. Лучше брать молодые, выращенные из черенков, отводков (дети смогут следить за их ростом и развитием), разнообразные по внешнему виду: форме, величине, окраске, расположению листьев, цветов; по строению стебля: вьющихся, стелющихся, прямостоячий и др. Это могут быть традесканция, циссус, цикламен, бегония — Рекс, аспарагус, камнеломка, кливия и др. Подбираются растения и с разными способами размножения: стеблевыми (фуксия, традесканция, циссус, вечноцветущая бегония и др. ) и листовыми ( сансевьера, узамбарская фиалка, глоксиния и др. ), черенками, делением куста, отпрысками, усами ( хлорофитум, камнеломка и др. ). В уголок природы можно внести растения, обладающие фитонцидными и лекарственными свойствами (каланхоэ, алоэ, бриофиллюм, лимон, герань и др.).

   В разные сезоны в комнату вносятся дикорастущие травянистые растения, ветки деревьев и кустарников для организации наблюдений и ухода в течение определённого периода времени.

   В уголке природы целесообразно содержать животных, которые безопасны для детей, интересны и доступны для наблюдений и труда, т. е. Не требуют сложного ухода, хорошо переносят неволю, легко приручаются и размножаются в искусственно созданных условиях. Количество животных должно быть ограничено. Это связано с тем, что большую часть работы по уходу за животными дети выполняют сами, либо с помощью воспитателя, особенно в старшем возрасте — тогда оправдывается основное назначение уголка природы.

   Дети должны знать, какие предметы ухода за обитателями уголка природы необходимы, их назначение, что хранится они должны в определённом месте, быть максимально доступными ( например, в коробке с изображением рыбки находятся все предметы по уходу за аквариумом, корм находится в специальных баночках с крышками ). Это вносит организованность в работу с детьми, сокращает затраты времени на её подготовку. Имеет значение эстетическое оформление самих предметов ухода.

   Педагогам необходимо наблюдать за деятельностью детей при выполнении ими поручений, дежурств, отмечать желание ухаживать за обитателями уголка природы, наличие интереса к ним, степень активности и самостоятельности детей в наблюдении и труде; составлять план работы в уголке живой природы для каждой возрастной группы на сезон.

   Таким образом, ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного « живого» общения с ней. Одним из условий, обеспечивающим это, является экологизация развивающей природной среды, которая способствует реализации всех компонентов содержания экологического образования: познавательного, нравственно — ценностного, деятельного. Правильная организация эколога — развивающей среды предполагает понимание работниками дошкольного учреждения экологического подхода к содержанию растений и животных, создание необходимости их использования в эколога — педагогическом процессе.

           

Литература:

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет, сада.- 2-е изд., дораб. – М.: просвещение, 1991.- 160с.
  2. О. Газина  Играя, изучаем природу // Дошкольное  Воспитание №7/1995- с.14
  3. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.