ТАЕТР В РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ
материал (младшая группа) по теме

Мандрыка Ирина Анатольевна

Доклад: «Театр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

 

Подготовила воспитатель МБДОУ ДС № 5:

Мандрыка Ирина Анатольевна

 

 

 

                                                                Известно, что речь - это не только

                                                                средство общения, но и орудие

                                                                мышления, творчества, носитель

                                                                памяти и информации.

 

 

                На протяжении нескольких лет я работаю над темой «Театр в развитии речи детей». Я  опираюсь  на  программу «Театр – Творчество - Дети» Н.Ф. Сорокиной и считаю ее очень  актуальной. Она  ориентирована  на  всестороннее  развитие  личности  ребёнка, его  неповторимой индивидуальности.  Своевременное  и  полноценное овладение  речью  является  первым  важнейшим  условием становления  у  ребёнка  полноценной  психики  и  дальнейшего  правильного  развития  её. Своевременное  – значит  начатое  с  первых  же  дней  после  рождения  ребёнка; полноценное - значит  достаточное  по  объёму  языкового  материала  и  осуществляющееся  в  полную  силу  его  возможностей  на  каждой  возрастной  ступени. Внимание  к  развитию  речи  ребёнка  на  первых  возрастных  ступенях  особенно  важно, потому  что  в  это  время  интенсивно  растёт  мозг  ребёнка,  формируются  его  функции. Согласно  исследованиям  физиологов, функции  нервной  системы  именно  в  период  их  естественного  формирования  легко  подаются  тренировке. Без  тренировки  развития  этих  функций  задерживается  и  даже  может  остановиться  навсегда. И  чтобы  это  не  произошло  к  нам  на  помощь  приходят  куклы.                                               

ЗАДАЧИ.

  • Побуждать  интерес  детей  к  театральной  деятельности.
  • Развивать  речь  детей  с  помощью  кукольного  театра: обогащать  словарь, формировать  умение  строить  предложение, добиваясь  правильного  и  чёткого  произношения  слов.
  • Использовать  импровизационные  формы  диалогов  действующих  лиц  в  хорошо  знакомых  сказках. Развивать  память  мышление  детей.
  • Знакомить  детей  с  приёмами  кукловождения  настольных  кукол. Формировать  умение  концентрировать  внимание  на  игрушке, театральной  руке.
  • Поощрять  участие  детей  в  этом  виде  деятельности, создавать  необходимые  условия  для  её  проведения.
  • Постоянно  пополнять  развивающую  среду, разнообразными  игровыми  материалами, декорациями, различными  видами театров  способствующей  развитию  театрально - игровой  деятельности,  связной  речи  детей  младшего  дошкольного возраста.

 

 

Театр  кукол! Как  много  значит  он  для  детского  сердца, с  каким  нетерпением   ждут  дети  встречи  с  ним. Куклы  могут  всё  или  почти  всё.  Они  творят  чудеса: веселят, обучают, развивают  творческие  способности  детей, корректирует  их  поведение. И для  этого  у  нас  созданы в  детском  саду различные виды  театров,  такие   как:

-пальчиковый

-конусный

-вязаный

-театр  на стаканчиках

- теневой

- театр  масок

- настольный  театр

- театр – на варежке

- театр – топотушки

- театр ложек

- плоскостной театр

Театр - один  из  самых  демократических  и  доступный  вид  искусства, который  позволяет  решать  многие  актуальные  проблемы  педагогики  и  психологии, связанные  с  художественным  и  нравственным  воспитанием, развитием  коммуникативных   качеств  личности, развитием  воображения, фантазии, инициативности.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка.  Стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный  аппарат.

Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, используя выразительные средства и источниками соответствующие характеру героев  и их поступков, старается говорить чётко, чтоб его все понимали. 

Главную  роль  играет  воспитатель, ведь  именно  он  образец  для подражания. Воспитателю  необходимо  уметь  выразительно  читать, рассказывать, смотреть и  видеть, слушать, быть  готовым  к  любому  превращению, т.е.  владеть  основами  актёрского  мастерства  и  навыками  режиссуры. Одно  из  главных  условий - эмоциональное  отношение  взрослого  ко  всему  происходящему, искренность  и   неподдельность  чувств.

Воспитательные  возможности  театрализованной  деятельности  широки. Участвуя  в  ней, дети  знакомятся  с  окружающим  миром  через  образы, сказки, звуки, а  умело  поставленные  вопросы  заставляют  ребят  думать, анализировать, делать  выводы и обобщения. С  умственным   развитием  тесно  связано  и  совершенствование  речи. В  процессе  театральной  игры  незаметно  активизируется  словарь  ребёнка, совершенствуется  звуковая  культура  речи, интонационный  строй. Исполняемая  роль, произносимые  реплики  ставят перед  необходимостью  ясно, чётко, понятно  изъясняться. У  него  улучшается   диалогическая  речь, её  грамматический  строй.

Дети лучше усваивают  содержание произведения, логику и последовательность  событий, театрализованные игры способствуют элементам речевого общения (мимике, жестам, позам, модуляции голоса). Знакомство с театром происходит в атмосфере  волшебства, праздничности, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

 

Основу игр – драматизации составляют наши любимые сказки. Все они знакомы  детям  и взрослым   и очень любимы. Очень важно, что ребёнок при игре в сказку может принимать на себя разные роли, подражать как положительным,  так и отрицательным персонажам, чувствовать роль между   добром и  злом.

Педагог постепенно расширяет игровой опыт засчёт разновидностей игры  драматизации, что достигается последовательными сюжетами  игровых заданий, в которые включается ребёнок.

Прежде всего необходимо  формировать интерес  к театрализованным играм, складывающийся процесс просмотра небольших кукольных спектаклей,  которые показывает воспитатель,  взяв  за основу содержание знакомых стихов и  сказок.

Педагогу самому необходимо  уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать быть готовым к любым превращениям. Одним из главных условий искренность и неподдельность  чувств. Интонация голоса педагога-образец для подражания. Воспитатель должен быть предельно тактичен. Фиксация эмоциональных состояний Ребекка должна проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога и не превращаться в уроки мимики.

При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребёнок  становится и актёром и режиссером, и  сценаристом  своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает  его, озвучивает героев, проговаривает их переживания.

Актёры и актрисы в и игре «театр»  должны быть яркими, мягкими, доступными в упражнениях. А главное, что различные виды театра можно сделать своими руками.

Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных - умение считаться с мнением коллектива. Так, например:

 

Пальчиковый театр - способствует развитию речи, внимании, памяти, формирует пространственное представление, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движения, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключаться в том, чтобы ребёнок переодевал на пальчики  фигурки и пытаться рассказать сказки  (разные, но обязательно по оригинальному тексту) стимулировать кончики пальцев, в том числе и знание многих поколений, но и иследования,  которые доказали что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют  мозг ребёнка.  Поэтому развитие рук помогает  ребёнку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

 

Театр  картинок (фланелеграф) - такой  вид театра способствует внесению разнообразия игры в группах детского сада, сделать  для них игрушку более интересной, развлечь и порадовать детей, то, что сделано своими руками. Такие игры развивают  творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающимися, действующими, они получают ещё больше удовольствие. Есть различные виды театра, которые способствуют  развитию мелкой моторики руки.

 

Вязанной театр - развивает моторно - двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь.

 

Конусный театр - помогает учитывать координировать движения  рук  и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредствам  мимики и речи.

 

 

Театр - топатушки- помогает расширить словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие. Знакомит с народным творчеством. Обучает навыкам общения, игры, счёта.

 

Театр на перчатке - кукла перчатка способна оказывать  потрясающее терапевтическое воздействие. На занятии ребёнок избавляется от мучивших его переживаний или страха путём расширения конфликтной ситуации в игре с куклой на пречатке. Куклотерапия даёт очень хорошие результаты при работе с детьми с нарушениями речи, нервозами. Перчаточная кукла может передавать весь спектр  эмоций, которые испытывают дети.  Малыши, увидев в кукле отражение своих переживаний, будут успокаиваться.

 

Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересней и содержательной, наполняемее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду  научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания  развития и обучения детей.

 

Детям очень маленьким Трудно жить без чуда,

Пусть же в каждом празднике

Чудо будет всюду:

В тёплом солнца лучике, В лужице и в капельке.

Он умеет чувствовать, Хоть пока и маленький,

Умный и смышленый, добрый человек

Все мы воспитатели за него в ответе.

Чтобы смог и взрослым

Чуду удивляться, нужно педагогам, очень постараться.

Подарите праздник, Встречу с доброй сказкой,

Верьте, что старания будут не напрасны

Если дети в детстве добротой согреты,

Вырастут достойные, граждане планеты!!!