Направления деятельности педагога-психолога по оказанию помощи детям в адаптации при поступлении в детский дом
рабочая программа по теме

Атаньязова Виктория Александровна

При поступлении ребенка в детский дом начинается процесс адаптации его к новым условиям жизнедеятельности, к новому окружению взрослых людей и детскому коллективу. Для ребенка процесс адаптации может протекать достаточно сложно, так как новые условия жизнедеятельности отличаются от прочих, а также в силу различных деформаций процесса развития его личности. От успешности протекания адаптационного периода в дальнейшем будет зависеть процесс личностного развития ребенка.  Очень важно оказывать ребенку  психологическую поддержку, помощь в адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_adaptacii_detey_v_uchrezhdenii.docx31.59 КБ

Предварительный просмотр:

Направления  деятельности педагога-психолога  по  оказанию помощи детям в адаптации

Диагностика личностной, познавательной сферы (проводится  в начале адаптационного периода  и через некоторое время: от нескольких месяцев до 6-8 мес.).

  1. Диагностика:

Личностная сфера  - выявление особенностей личностных качеств, уровня самооценки, наличие тревожности, страхов, адаптированность;  

примерный перечень диагностических методик (включая наблюдение, опрос воспитателей):

Название методики

Цель

Применение по возрасту

Автор, литературный источник

Цветовой тест/ МЦВ

личностная сфера, эмоциональное состояние

старший дошкольный возраст, школьный возраст

  1. Л.Н. Собчик «Модифицированный восьмицветовой тест Люшера»,
  2.  «Тренинг по сказкотерапии» / Под ред.Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой

ЦТО

изучение отношений

старший дошкольный возраст, школьный возраст

О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто «Справочник психолога средней школы»

Тест школьной тревожности Филлипса

общая тревожность  в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих

младший школьный возраст

О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто «Справочник психолога начальной школы/средней школы»

Методика рисуночной диагностики адаптации детей:  рисунок «Я в школе/детском саду/детском доме»

адаптация, тревожность

старшие дошкольники, младший школьный возраст

методика А.М.Баркана

Методика «Дерево»/ «Смешные человечки»  

адаптация

самооценка

младший школьный возраст

старший дошкольный возраст

Л.П. Пономаренко «Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе»/ М.Н. Ильина «Подготовка к школе»

Опросник «Шкала социально-психологической адаптированности»

определение  уровня  социально-психологической адаптированности растущего человека как субъекта собственного развития, способного адаптироваться к ценностям и нормам социальной среды, выстраивать отношений с социальным окружением и самим собой

авторы К Роджерс, Р. Раймонд

(модифицированный вариант Т.В.Снегирёвой)

«Дождливая серия»: рисунки «Человек», «Человек под дождем», «Дождь в сказочной стране»

исследование способности противостояния неблагоприятным воздействиям внешней среды – социальная адаптация

С 8-9 лет

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии») (подростковый возраст

Методика незаконченных предложений

отношение  к себе, другим, будущему и прошлому, школе, выявление личностных проблем

школьный возраст

О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто «Справочник психолога начальной школы/средней школы»

Дом-дерево-человек

исследование личности

школьный возраст

Дж.Бук

Рисуночный тест «Кактус»

Агрессивность, интроверсия-экстраверсия, импульсивность, тревожность,  стремление к домашней защите, демонстративность

старший дошкольный, школьный возраст

М.Панфилова «Игротерапия общения»

Несуществующее животное

исследование личности

школьный возраст

А.Л. Венгер «Психологические рисуночные тесты»/ Е.И.Рогов «Настольная книга практического психлогав образовании»/   О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто «Справочник психолога средней школы»

Рисунок семьи (разные варианты: «Кинетический рисунок семьи», «Рисунок семьи в образах животных», «Рисунок семьи в образах сказочных или мифологических героев»)

исследование образа семьи

старший дошкольный, школьный возраст

А.Л. Венгер «Психологические рисуночные тесты»,  Зинкевич-евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. «Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии»

Тест акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека

изучение акцентуаций характера

подростковый возраст

Практическая психология в книгах, или как научиться понимать себя и других

Методика экспресс-диагностки характерологических особенностей личности Айзенка/ Самооценка психических состояний личности Г. Айзенка

темперамент, экстраверсия-интроверсия, нейротизм

тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность

подростковый возраст

О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто «Справочник психолога средней школы»

Методика многофакторного исследования личности  Р. Кеттела

исследования личности  

Подростковый возраст

Р. Кеттела

Тест самоотношения В.В.Столина

Глобальное самоотношение, самоуважение,  аутосимпатия,  самоинтерес, ожидаемое отношение от других

подростковый возраст

Е.В. Ветерок «Играй белыми. Сценарии игр с подростками в загородном лагере»

Тесты на выявление самооценки:

  1. «Лесенка»

  1. Модифицированная методика Дембо-Рубинштейн
  2. Г.Н.Казанцевой  

Изучение самооценки

для дошкольников и учащихся начальной школы,

подростковый возраст

М.Н. Ильина «Подготовка к школе»

О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто «Справочник психолога начальной школы/средней школы»

Рисованный апперцептивный тест РАТ

изучения личностных проблем подростка

С 12 лет

Людмила Собчик

Методика «Контурный С.А.Т. – Н»

исследования особенностей личностной (эмоционально-волевой) сферы

младший школьник

Автор Э. Крис, авторская модификация Н.Я. Семаго.

Тест руки

предсказание  открытого агрессивного поведения

подростковый возраст

Б. Брайклином,

3. Пиотровским и

Э. Вагнером

Анкета интересов:

Анкета «Анализ интересов и направленности школьников»,

«Анализ интересов и направленности подростков»

интересы учебные и внеучебные

младший школьный возраст

подростковый возраст

Приложение 1

Познавательная сфера – выявление развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, мелкой моторики и т.д.): соответствие возрастной норме, составление коррекционно-развивающих программ, рекомендаций;  методики подбираются в соответствии с возрастом детей (для дошкольников Н.Н. Павлова, Л.Г.Руденко «Экспресс-диагностика в детском саду»; для младших школьников  - пособия:  Л.Шипицына  «Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста», И.Н. Шевлякова «Посмотри внимательно на мир. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста»).

По результатам диагностики, наблюдения  создается индивидуальный план работы с ребенком, который включает  следующие виды работ в начале адаптационного периода.

2.Индивидуальные консультации  с детьми:  оказание  поддержки, снижения тревожности; способствование продуктивному выстраиванию отношений со взрослыми и сверстниками (сказкотерапия (метафоры, притчи),  арттерапии, игротерапия, релаксация):

  - для  детей среднего и старшего дошкольного возраста:

«Сказка о подсолнечном семечке» (снижение страха перед  новой  жизненной ситуацией), «О медвежонке» (снижение агрессии) - «Лабиринт души: терапевтические сказки» / Под ред. О.В. Хухлаевой,   О.Е. Хухлаева;

- для младших школьников:

 сказка «Маленькая Баба-Яга» (адаптация в новом коллективе),  «Лети вверх, Соня» (повышение уверенности в себе, позитивное программирование) - «Тропинка к своему Я: Уроки психологии в начальной школе 1-4 класс»/ под ред. О.В. Хухлаевой;

- для подростков  сказка «Драгоценность» (о своей ценности и неповторимости) - «Практика сказкотерапии»/ Под  ред. Н.А. Сакович;  «Снова колобок – жизнь после смерти» (Е.К. Прудис «Сказкотерапия  трудного детства»; обсуждение готовности к трудным жизненным ситуациям (Н.Н. Амбросьева «Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников»)

Упражнения:

-«Я через 10 лет», «Линия жизни»  (временная перспектива),  

- арт-терапевтические  упражнения  «Дерево счастья», «Ракушка и ребенок»  (коррекция страхов,  работа с негативными переживаниями) – Программа формирования и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов, воспитывающихся в детских домах «Ты и Я»: методическое пособие/автор-сост. Н.И. Паршина, М.Ю. Бондарева,

- релаксации (Н.Н. Амбросьева «Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников»).

          Важен  обмен информацией   с воспитателями о вновь поступившем  в ребенке (настроении, самочувстви), узкими специалистами: социальным педагогом, медицинским работником; беседы с детьми той группы, куда поступил ребенок.

           

                                                                                                                                                  Приложение 1

                          Анкета «Анализ интересов и направленности школьников»

Фамилия, имя, класс___________________________________________Дата___________

/. Любимые занятия:

что делать        

что читать        

в чём и кому помогать        

2. Продолжи предложения:

Охотнее всего я встречаюсь в школе с

Меньше всего мне хотелось бы встречаться с

Беседа на тему: «Что вам интересно?»

Цель: установить характер и особенности учебных интересов и склонностей ученика.

Протокол беседы:

Вопрос

Ответ

1.

Что привлекает тебя в школе больше всего: общение с ребятами, узнавание нового, сам процесс учения или что-нибудь другое?

2.

Какой предмет даётся тебе труднее всего?

3.

Что в этом предмете для тебя самое сложное?

4.

А какой предмет нравится тебе больше всего?

5.

Чем тебе нравится этот предмет?

           АНКЕТА    «Анализ интересов и направленности подростков»

Фамилия, имя, класс___________________________________________Дата___________



Цель анкетирования: выявить интересы и направленности подростков.


  1. Любимые занятия (интереснее всего):


а) что делать ________________________________________;

б) что читать ________________________________________;

в) о чем говорить ____________________________________.

2. Что у Вас получается лучше всего? ____________________.

3. Интересы научные и технические:

а) любимые учебные предметы __________________________;

б) интересные для Вас области науки _____________________;

в) интересные для Вас области техники ___________________;

г) самые интересные ученые, изобретатели ________________;

д) область науки и техники, в какой Вы хотели бы заниматься сами

____________________________________________________;

е) выдающиеся научные произведения ____________________;

ж) выдающиеся изобретения _____________________________.

^ 4. Эстетические интересы:

а) любимый художник, его произведения __________________;

б) любимый композитор, его произведения ________________;

в) любимый скульптор, его произведения __________________;

г) любимый архитектор, его произведения _________________;

д) любимый писатель, его произведения ___________________;

е) какой областью искусства интересуетесь ________________.

^ 5. Участие в кружках: предметных, технических, научных, литературных, музыкальных, спортивных, художественных.

а) В каких олимпиадах, конференциях принимали участие? ___.

б) В каких конкурсах участвовали? _______________________.

в) Какие призы и награды имеете и за что? _________________.

^ 6. Интерес к профессии.

а) Какие профессии Вам кажутся привлекательными? ________.

б) Представителем какой профессии Вы видите себя в будущем?

____________________________________________________.

в) Знаете ли Вы, кто является профессионалом в этой сфере?

____________________________________________________.

^ 7. Чем привлекает Вас эта специальность? (Нужное подчеркнуть.)

а) возможностью приносить пользу обществу;

б) умею работать по этой специальности и имею способности к ней; 

в) перспективная специальность; 

г) хорошо оплачивается;

д) интересная и увлекательная.

8. В какой мере Вы уверены, что осуществите мечту? (Нужное подчеркнуть.)

а) Абсолютно уверен; 

б) надеюсь, что удастся; 

в) не уверен, что удастся;

г) уверен, что не удастся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

Помощь детям в адаптации к условиям ДОУ.

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения, новая социальная роль. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без...

Помощь детям в адаптации к детскому саду

Помощь детям в адаптации к детскому саду...

Помощь детям в адаптации к детскому саду.

Помощь детям в адаптации к детскому саду....

Помощь детям в адаптации к ДОУ

Помощь детям в адаптации к детскому садуНа продвинутых родительских сайтах много статей о вреде детского сада. Некоторые психологи прямо утверждают, что малыш не может адаптироваться к саду без психот...