Блоки занятий по развитию познавательных способностей для детей младшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (младшая группа) по теме

Садриева Светлана Васильевна

Познавательные способности – свойства интеллекта, которые обнаруживают себя при решении проблем (задач).

Познавательные способности человека связаны, прежде всего, с органами чувств. Их формирование, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. Часто переступив на одну ступень развития, ребенок вдруг останавливается, ему не хватает сил, знаний, способностей для овладения  материалом следующей ступени.

Актуальность блока занятий обусловлена тем, что дошкольный возраст ‑ важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки не только  физического и нравственного, но и умственного развития ребёнка. И если ребенку, испытывающему трудности в овладении знаниями, умениями, навыками, не помочь развить познавательные способности (так необходимые в обучении) в дошкольном возрасте, то при переходе его в школу, он столкнется с огромным количеством трудностей при усвоении учебного материала.

Цель моих занятий: развить познавательные способности дошкольников второй младшей группы.

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.

Задачи:

  1. Сбор информации об особенностях развития детей в возрасте 3-4 лет.
  2. Первичная диагностика познавательных способностей детей второй младшей группы.
    1. Память.
    2. Мышление.
    3. Речь.
    4. Внимание.
    5. Восприятие.
    6. Воображение.
    7. Мелкая моторика и ведущая рука ребенка.
  3. Составление и проведение занятий, нацеленных на развитие познавательных способностей данной группы детей.
  4. Вторичная диагностика познавательных способностей детей второй младшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennyy_urok_programma_kruzhka.doc259 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №1

пгт Дароской









Блоки занятий по развитию познавательных способностей







                                                                                                      Воспитатель:

                                                                                                Садриева

                                                                                               Светлана

                                                                                                   Васильевна




2012 г

Пояснительная записка.

Познавательные способности – свойства интеллекта, которые обнаруживают себя при решении проблем (задач).

Познавательные способности человека связаны, прежде всего, с органами чувств. Их формирование, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. Часто переступив на одну ступень развития, ребенок вдруг останавливается, ему не хватает сил, знаний, способностей для овладения  материалом следующей ступени.

Актуальность блока занятий обусловлена тем, что дошкольный возраст  важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки не только  физического и нравственного, но и умственного развития ребёнка. И если ребенку, испытывающему трудности в овладении знаниями, умениями, навыками, не помочь развить познавательные способности (так необходимые в обучении) в дошкольном возрасте, то при переходе его в школу, он столкнется с огромным количеством трудностей при усвоении учебного материала.

Цель моих занятий: развить познавательные способности дошкольников второй младшей группы.

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.

Задачи:

  1. Сбор информации об особенностях развития детей в возрасте 3-4 лет.
  2. Первичная диагностика познавательных способностей детей второй младшей группы.
  1. Память.
  2. Мышление.
  3. Речь.
  4. Внимание.
  5. Восприятие.
  6. Воображение.
  7. Мелкая моторика и ведущая рука ребенка.
  1. Составление и проведение занятий, нацеленных на развитие познавательных способностей данной группы детей.
  2. Вторичная диагностика познавательных способностей детей второй младшей группы.

Блок занятий осуществляется посредством практических занятий в детском саду.

Данные занятия позволят развить познавательные способности детей: память, мышление, речь, внимание, восприятие, воображение, мелкую моторику рук, - что облегчит им усвоение учебной программы в детском саду, а в дальнейшем и в школе.

Возрастная группа детей от 3 до 4 лет. Блок занятий разработан для детей, испытывающих трудности в обучении. В группу отбирались дети, чьи результаты по окончании  диагностики были ниже среднего уровня возрастной нормы.

Одно занятие рассчитано на 15-20 минут, но при условии заинтересованности детей его можно увеличить, за счет упражнений на развитие мелкой моторики. Количество занятий в неделю 1-2.

Тематический план

Вторая младшая группа.

Название раздела

Общее количество часов

Внимание

2ч 40 мин

Восприятие, воображение

5ч 20мин

Память

3ч 50мин

Мышление

2ч 40 мин

Речь

2ч 40 мин

Мелкая моторика

2ч 40 мин

Итого

19ч 50мин


Учебно-тематический план

Месяц

Название раздела

Название занятия

Кол-во часов

Сентябрь

Первичная диагностика:

Занятие № 1-2 – Память (слуховая, зрительная), внимание.

20 мин

Занятие №3-4 – Мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное); Речь (словарный запас, произношение).

20 мин

Занятие № 5-6 – Восприятие (цвет, форма, величина); воображение.

20 мин

Занятие № 7 – Мелкая моторика и определение ведущей руки ребенка.

10 мин

Октябрь

«Репка»

Занятие № 1 – Речь; восприятие (форма).

20 мин

Занятие № 2 – Внимание; речь;

20 мин

Занятие № 3 – Восприятие; зрительная память.

20 мин

Занятие № 4 – Внимание; мышление.

20 мин

Занятие № 5 – 6  Долговременная память; Мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное); Восприятие и воображение и мелкой моторики.

40 мин

Занятие № 7 – Слуховая память; Мелкая моторика; восприятие.

30 мин


Ноябрь

«Теремок»

Занятие № 1 – Речь; восприятие (форма).

20 мин

Занятие № 2 – Внимание; речь;

20 мин

Занятие № 3 – Восприятие; зрительная память.

20 мин

Занятие № 4 – Внимание; мышление.

20 мин

Занятие № 5 – 6  Долговременная память; Мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное); Восприятие и воображение и мелкой моторики.

40 мин


Занятие № 7 – Слуховая память; Мелкая моторика; восприятие

30 мин

Декабрь

«Курочка ряба»

Занятие № 1 – Речь; восприятие (форма).

20 мин

Занятие № 2 – Внимание; речь;

20 мин

Занятие № 3 – Восприятие; зрительная память.

20 мин

Занятие № 4 – Внимание; мышление.

20 мин

Занятие № 5 – 6 Долговременная память; Мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное); Восприятие и воображение и мелкой моторики.

40 мин

Занятие № 7 – Слуховая память; Мелкая моторика; восприятие.

30 мин


Январь

«Заюшкина избушка»

Занятие № 1 – Речь; восприятие (форма).

20 мин

Занятие № 2 – Внимание; речь;

20 мин

Занятие № 3 – Восприятие; зрительная память.

20 мин

Занятие № 4 – Внимание; мышление.

20 мин

Занятие № 5 – 6  Долговременная память; Мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное); Восприятие и воображение и мелкой моторики.

40 мин

Занятие № 7 – Слуховая память; Мелкая моторика; восприятие.

30 мин

Февраль

«Три медведя»

Занятие № 1 – Речь; восприятие (форма).

20 мин

Занятие № 2 – Внимание; речь;

20 мин

Занятие № 3 – Восприятие; зрительная память.

20 мин

Занятие № 4 – Внимание; мышление.

20 мин

Занятие № 5 – 6 Долговременная память; Мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное); Восприятие и воображение и мелкой моторики.

40 мин


Занятие № 7 – Слуховая память; Мелкая моторика; восприятие.

30 мин


Март

«Маша и медведь»

Занятие № 1 – Речь; восприятие (форма).

20 мин

Занятие № 2 – Внимание; речь;

20 мин

Занятие № 3 – Восприятие; зрительная память.

20 мин

Занятие № 4 – Внимание; мышление.

20 мин

Занятие № 5 – 6 Долговременная память; Мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное); Восприятие и воображение и мелкой моторики.

40 мин

Занятие № 7 – Слуховая память; Мелкая моторика; восприятие

30 мин

Апрель

«Волк и семеро козлят»

Занятие № 1 – Речь; восприятие (форма).

20 мин

Занятие № 2 – Внимание; речь;

20 мин

Занятие № 3 – Восприятие; зрительная память.

20 мин

Занятие № 4 – Внимание; мышление.

20 мин

Занятие № 5 –  6 Долговременная память; Мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное); Восприятие и воображение и мелкой моторики.

40 мин

Занятие № 7 – Слуховая память; Мелкая моторика; восприятие

30 мин

Май

Вторичная диагностика

Занятие № 1-2 – Память (слуховая, зрительная), внимание.

20 мин

Занятие №3-4 – Мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное); Речь (словарный запас, произношение).

20 мин

Занятие № 5-6 – Восприятие (цвет, форма, величина); воображение.

20 мин

Занятие № 7 – Мелкая моторика и определение ведущей руки ребенка.

10 мин


Сентябрь.

1 Блок занятий «Репка»

Занятие № 1

  1. Чтение сказки репка. Чтение сказки необходимо сопровождать показом картинок и проигрывание сюжета набором кукол героев сказки.

Цель: развитие речи ребенка

Вопросы для обсуждения:

  1. Кто посадил репку?
  2. Какая выросла репка?
  3. Кто помогал тянуть репку?
  4. Кого позвала Жучка?
  5. Кто прибежал последним тянуть репку?
  6. Какая мышка?
  1. «Узнай по контуру»

Цель: развитие восприятия формы.

Воспитатель показывает черно-белые контуры героев сказки, детям необходимо догадаться - кто из героев изображен.

Занятие № 2

  1.  «Кто где?»

Цель: развитие внимания.

Детям на изображении сказки необходимо по команде воспитателя отыскать необходимую фигуру: репку, деда, бабку, солнышко, мышку, у бабки косынку, у внучки сарафан, у жучки хвост, и т.д.

  1. Проигрывание сказки по ролям.

Цель: развитие речи.

Участникам надеваются медальки с изображением героев сказки «Репка». Воспитатель выступает в роли рассказчика.

Рассказчик: Как-то раз посадил Дедка репку.

 

Дедка: «Расти, расти, репка сладкая! Расти, расти, репка крепкая! Расти, расти, репка большая!»

 

Рассказчик: И выросла репка БОЛЬШАЯ – ПРЕБОЛЬШАЯ! (Рассказчик поднимает руки и показывает, какая репка большая). Пришел Дедка к репке, стал ее тянуть. (Дедка подходит к репке, хватается за ботву и пытается вытянуть. Репка не поддается). Тянет – потянет, а вытянуть не может.

 

Дедка (машет рукой): «Бабка, помоги мне репку дергать!»

(Бабка выходит из дома, хватается за Дедку. Они тянут репку, вместе раскачиваясь туда-сюда).

 

Дедка и Бабка: Ах! Ох! 

 

Рассказчик: Тянут – потянут, а вытянуть не могут.

 

Бабка (машет рукой): «Внучка, помоги репку дергать!»

(Внучка хватается за Бабку, и они вместе пытаются вытянуть репку. Репка не поддается).

 

Дедка, Бабка, Внучка: Ах! Ох! Ах!

 

Рассказчик: Тянут – потянут, а вытянуть не могут.

 

Внучка(машет рукой): «Жучка, помоги нам репку дергать!»

 

Жучка: «Аф-Аф-Аф!»

(Перебирает руками как лапками. Жучка хватается за Внучку, и они все вместе пытаются вытянуть репку. Репка не поддается).

 

Все: Ох-ох-ох!

 

Рассказчик: Тянут – потянут, а вытянуть не могут.

 

Жучка: «Кошка, помоги нам репку дергать!».

(Кошка хватается за Жучку, и они все вместе пытаются вытянуть репку. Репка не поддается).

 

Все: Ах! Ох! Ах!

         

Рассказчик: Тянут – потянут, а вытянуть не могут.

 

Кошка: «Что ж, нам осталось только одно: позвать мышку».

Все: «МЫШКУ? 

Бабка: «Чем она нам поможет?»

 

 Внучка: «Она же такая маленькая!»

 

Кошка: «Мышка, помоги нам репку дергать!»

(Мышка хватается за Кошку, и они все вместе тянут репку. Репка выдергивается. Все падают).

 

Рассказчик (хлопает в ладоши): «Вытянули репку!» 

 

Рассказчик: «Сварила тогда бабка вкусную – превкусную кашу и всех накормила, а мышка сидела на самом почетном месте».

(Дедка, Репка, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка берутся за руки и кланяются зрителям).

Занятие № 3

1. «Желтый, как солнышко»

Цель: закрепление восприятия цвета – желтый.

Показать на картинке из сказки предметы желтого цвета.

2. «Что изменилось?»

Цель: развитие зрительной памяти.

Воспитатель показывает на 15-30 секунд картинку с изображенными на ней деда, бабки, репки и жучки. Инструкция: посмотри внимательно на эту картинку, кто изображен на ней?

Затем воспитатель показывает вторую картинку с изображение героев сказки: дед, бабка, репка, кошка, - и спрашивает: «Что изменилось?».

Занятие № 4

  1.  «Пирамидка»

Цель: развитие наглядно-действенного мышления.

Воспитатель выкладывает три репки, проговаривая: это большая, эта поменьше, а это самая маленькая. Затем просит ребенка закрыть глаза и убирает среднюю (или большую, или маленькую) репку. Воспитатель: «Открой глаза. Посмотри, одну репку хотела унести мышка, но я ее поймала, вот только не знаю - куда эту репку нужно положить. Помоги мне, пожалуйста».

Усложнение (развитие наглядно-образного мышления): выкладывается три репки большая, побольше и маленькая, и дают репку размером - чуть больше средней, но меньше большой и предлагают ребенку включить ее в ряд.

  1. «Все мы разные»

Цель: развитие внимания.

Воспитатель показывает картинку с изображением героя сказки, дети имитируют  движения данного героя.

Движения:

  1. Дед – сгорбившийся старичок с палочкой;
  2. Бабка –  «стряпает пирожки».
  3. Внучка – держатся за платьице и танцуют
  4. Жучка – лают, бегая на четвереньках;
  5. Кошка – стоя на четвереньках, выгибаю спинку и мяукают;
  6. Мышка – руки сложены на груди, виде лапок мышки, и пищат.
  7. Репка – лежат неподвижно, скрутившись в клубочек.

Усложнение задания: взрослый (или кто-нибудь из детей) показывает движения, а остальным необходимо догадаться кто это?

Занятие № 5

  1.  «Кто за кем?»

Цель: развитие долговременной памяти.

Вопросы для беседы:

  1. Кого позвал дед, чтобы помочь вытянуть репку?
  2. Кто в сказке тянул репку за внучкой?
  3. Кто в сказке был в красном сарафане?
  4. Что в сказке было похоже на солнышко? и т.д.
  1. «Выросла большая...»

Цель: развитие: логического мышления.

Воспитатель выкладывает картинки с изображением семечки репки, лейки, лопатки, проросшей репки, солнышка, машины, мячика -  и спрашивает: «Скажи, что необходимо из этих предметов, чтобы репка выросла большая? Почему?»

  1. «Дорисуй»

Цель: развитие воображения и восприятия целого образа из частей.

На листе бумаги нарисован круг.

  1. Воспитатель: Дети на что похож мой рисунок? (репку, голову бабушки, солнышко, мышку и т.д.)
  2. Воспитатель: что нужно дорисовать, чтобы получилась репка (воспитатель выкладывает рядом с кругом изображение репки)? (листочки, корешки и т.д.);
  3. Воспитатель: что нужно дорисовать, чтобы получилось изображение внучки (воспитатель выкладывает рядом с кругом схематичное изображение внучки)? (глазки, носик, ротик, платьице, ножки, ручки и т.д.).

Занятие № 6

1. Пальчиковая игра «Мы сажали репку».

Цель: развитие слуховой памяти, внимания, речи, мелкой моторики пальцев рук.

Заучивание стихотворения «Мы сажали репку», сопровождая пальчиковыми движениями.

РЕПКУ МЫ САЖАЛИ («роете» пальчиками в детской ладошке лунку),

РЕПКУ ПОЛИВАЛИ (показываете пальчиками, как льется вода из лейки),

ВЫРАСТАЛА РЕПКА (показываете, как растет, выпрямляете постепенно пальчики)

ХОРОША И КРЕПКА (оставьте ладони открытыми, а пальцы согните как крючочки)!

ТЯНЕМ-ПОТЯНЕМ (крючочки левой и правой руки сцепляются и тянут – каждый в свою сторону),

ВЫТЯНУТЬ НЕ МОЖЕМ (потрясли кистями рук),

КТО ЖЕ НАМ ПОМОЖЕТ (прибегают по очереди все герои сказки и помогают тянуть)?

ТЯНЕМ-ПОТЯНЕМ,ТЯНЕМ-ПОТЯНЕМ!

УХ ! (расцепили руки, потрясли кистями)!

ВЫТЯНУЛИ РЕПКУ!!!

2. «Круглый»

Цель: закрепление восприятия формы – круг.

  1. Рисование круга в воздухе пальчиками и руками;
  2. Показать на картинке сказки предметы круглой формы.

Закрепление: воспитатель заранее рисует простым карандашом на листе бумаги репку круглой формы. Далее детям необходимо, размазывая пальчиками желтый пластилин по контуру репки, разукрасить ее.

Беседа:

  1. Дети что посадил дед? (репку)
  2. Какая выросла репка? (большая- пребольшая)
  3. Каким цветом стала репка? Каким цветом нам нужно взять пластилин, чтобы ее разукрасить?
  4. Какой формы репка? (круглая)

Ноябрь.

Блок занятий «Теремок»

Занятие № 1

  1. Чтение сказки «Теремок». Чтение сказки необходимо сопровождать показом картинок и проигрывание сюжета набором кукол героев сказки.

Цель: развитие речи ребенка

русская народная сказка

Теремок  (пересказ М. Булатова)

Cтоит в поле теремок.

Бежит мимо мышка–норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

— Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

Никто не отзывается.

Вошла мышка в теремок и стала в нём жить. Прискакала к терему лягушка–квакушка и спрашивает:

— Терем–теремок! Кто в тереме живёт

— Я, мышка–норушка! А ты кто?

— А я лягушка–квакушка.

— Иди ко мне жить!

Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.

Бежит мимо зайчик–побегайчик. Остановился и спрашивает:

— Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, мышка–норушка!

— Я, лягушка–квакушка. А ты кто?

— А я зайчик–побегайчик

— Иди к нам жить!

Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить.

Идёт лисичка–сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

— Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, мышка–норушка.

— Я, лягушка–квакушка.

— Я, зайчик–побегайчик.

— А ты кто?

— А я лисичка–сестричка.

— Иди к нам жить!

Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежал волчок–серый бочок, заглянул в дверь, и спрашивает:

— Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, мышка–норушка.

— Я, лягушка–квакушка.

— Я, зайчик–побегайчик.

— Я, лисичка–сестричка.

— А ты кто?

— А я волчок–серый бочок.

— Иди к нам жить!

Волк и влез в теремок. Стали впятером жить.

Вот они все в теремке живут, песни поют.

Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

— Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, мышка–норушка.

— Я, лягушка–квакушка.

— Я, зайчик–побегайчик.

— Я, лисичка–сестричка.

— Я, волчок–серый бочок.

— А ты кто?

— А я медведь косолапый.

— Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок. Лез–лез, лез–лез — никак не мог влезть и говорит:

— Я лучше у вас на крыше буду жить.

— Да ты нас раздавишь!

— Нет, не раздавлю.

— Ну так полезай!

Влез медведь на крышу.

— Только уселся — трах! — раздавил теремок.

Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился.

Еле–еле успели из него выскочить: мышка–норушка, лягушка–квакушка, зайчик–побегайчик, лисичка–сестричка, волчок–серый бочок — все целы и невредимы.

Принялись они брёвна носить, доски пилить — новый теремок строить.

Лучше прежнего выстроили!

Вопросы для обсуждения:

  1. Как называется домик в сказке?
  2. Кто нашел первым теремок?
  3. Как звали лягушку?
  4. Кто сломал теремок?
  5. Кто пришел в теремок после лягушки-квакушки?
  6. Кого звали в сказке «серый бочок»?
  1. «Путаница»

Цель: развитие восприятия.

У нас все герои перепутались, помоги найти животных. (лягушку, мышку, лисичку, зайчика, волка, медведя).

Занятие № 2

  1.  «Найди отличия»

Цель: развитие переключения внимания.

Детям необходимо найти отличия между двумя изображениями теремка с героями. При затруднении воспитатель помогает, задавая вопросы: «Посмотри внимательно на …».

  1. Проигрывание сказки по ролям.

Цель: развитие речи.

Участникам надеваются медальки с изображением героев сказки «Теремка». Воспитатель выступает в роли рассказчика.

Занятие № 3

1. «Разрезные картинки»

Цель: Развитие восприятия целого и наглядно-действенного мышления.

Ребенку предлагает картинка медведя, разрезанная на 4 части: «у меня лежали картинки животных. Но кто-то их порвал, поможешь мне их собрать?»

Сначала,  предлагается картинка медведя, разрезанная на 4 части, если ребенок справляется самостоятельно, то ему предлагается картинка зайца, разрезанная на 5 частей, затем лягушки – на 6 частей.

(В случае затруднения у ребенка, ему предлагается образец или воспитатель сам собирает картинку, объясняя, затем предлагает ребенку сделать это самостоятельно).

Занятие № 4

  1. «Теремочки» (работа по карточкам)

Цель: развитие наглядно-действенного мышления.

- Посмотри на карточки, и назови героев сказки.

- Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь косолапый. Всего шесть животных.

- У меня для каждого героя есть теремок, но они все разного размера.

- Как вы считаете, в какой теремок нужно поселить мышку-норушку?

- Ее нужно поселить в самый маленький низкий теремок. Она самая маленькая.

- А лягушку-квакушку?

- В тот, который немного больше.

По этому принципу дети «расселяют» всех остальных героев сказки.

  1. «Парные картинки»

Цель: развитие внимания.

Воспитатель показывает картинку с изображением героя сказки, ребенок должен найти среди других картинок точно такую же.

Занятие № 5

1.  «Кто за кем?»

Цель: развитие долговременной памяти.

Вопросы для беседы:

  1. Кого позвал дед, чтобы помочь вытянуть репку?
  2. Кто в сказке тянул репку за внучкой?
  3. Кто в сказке был в красном сарафане?
  4. Что в сказке было похоже на солнышко? и т.д.

2. «Что изменилось?»

Цель: развитие зрительной памяти.

Воспитатель показывает на 15-30 секунд игрушки героев сказки: мышка, лисичка, волк и медведь. Инструкция: посмотри внимательно на игрушки и запомни, когда я их закрою, скажешь кого успел запомнить.

Занятие №6

  1. «Дом»

Цель: развитие слуховой памяти и мелкой моторики.

Дом с трубой (пальцы изображают крышу, указательный палец правой руки поднимается отдельно, локти прижаты к бокам тела)

С высокой крышей («крышу» поднимаем над головой)

Человек из дома вышел (указательный и средний пальцы рук шагают по столу)

Он ворота открывает (руки имитируют открывание ворот)

Всех нас в гости приглашает (кисти рук делают плавные движения в свою сторону).

  1. «Волшебные палочки».

Цель: развитие мелкой моторики.

Дети складывают щетные палочки на рисунок дома, строя из них дом.

Декабрь.

Блок занятий «Курочка ряба»

Занятие № 1

1. «Курочка ряба»

Цель: Развитие речи.

Чтение сказки и проигрывание сказки по ролям «Курочка ряба».

Жили себе дед да баба,
Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко.
Яичко не простое — золотое.
Дед бил, бил –
Не разбил.
Баба била-била –
Не разбила.
Мышка бежала,
Хвостиком махнула,
Яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет,
Курочка кудахчет:
«Не плачь, дед, не плачь, баба!
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое – простое».

  1. «Эталоны»

Цель: развитие восприятия формы предмета.

Занятие №2

  1. «Курочка-красавица»

Цель: развитие речи- расширение активного словаря.

Опиши курочку рябу.

  1. «Парочки»

Цель: развитие внимания.

Найди две одинаковые картинки.

Занятие №3.

  1. «Найди…»

Цель: развитие восприятия цвета – красный.

Найди на картинке предметы красного цвета.

  1. «Что изменилось?»

Цель: развитие зрительной, образной памяти.

Занятие №4

  1. «Вычеркни»

Цель: развитие концентрации внимания.

Вычеркни все яички.

  1. «Кто лишний?».

Цель: развитие логического мышления.

Кто из нарисованных героев лишний. Почему?

Занятие №5.

  1. «Разрезные картинки»

Цель: развитие внимания и наглядно-действенного мышления.

Собрать картинку, разрезанную на 3 части по образцу.

  1. «Тучки»

Цель: Развитие восприятия и воображения.

На что похожи контуры (тучки).

Занятие №6.

  1. «Вышла курочка гулять»

Цель: развитие слуховой памяти, внимания, мелкой моторики.

Заучивание стихотворения, пальчиковая гимнастика.

Вышла курочка гулять

(шагают двумя пальцами - указательным и средним - каждой руки),

Свежей травки пощипать

(щиплющие движения всеми пальцами каждой руки),

А за ней ребятки -

Желтые цыплятки

(бегут всеми пальцами обеих рук).

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко

(хлопают в ладоши),

Не ходите далеко

(грозят пальцем ведущей руки),

Лапками гребите

(гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола),

Зернышки ищите»

(дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой - указательный, большой — средний и т.д.).

  1. «Курочка из пшена».

Цель: развитие мелкой моторики.

Выполнение аппликации из пшена.

 (контур курочки промазывается клеем, а дети засыпают его пшеном).

Январь.

Блок занятий «Заюшкина избушка»

Занятие № 1

  1. «Заюшкина избушка»

Цель: Развитие речи.

 Чтение сказки и проигрывание ее по ролям.

Занятие № 2

  1. Пересказ сказки по картинкам

Цель: развитие речи.

  1. «Найди отличия»

Цель: развитие переключения внимания.

Найти отличия между двумя заюшкиными лубяными избушками.

Занятие № 3

  1. «Ветер дует на..»

Цель: развитие внимания и  восприятия цвета – зеленый.

Воспитатель произносит слова «Ветер дует на тех, у кого зеленые носочки», и те, у кого они есть бегут в противоположный угол комнаты.

Далее «Ветер дует на тех, у кого есть зеленый цвет на футболке (кофте)) и т.д.

  1. «Что изменилось?»

Цель: развитие зрительной памяти.

Воспитатель показывает три игрушки (зайчик, лисичка, петушок), затем закрывает их ширмой и меняет местами зайчика и лисичку. – Что изменилось?

Далее Показывает тех же самых героев, потом закрывает ширмой и убирает петушка, а на его место ставит медведя. – Что изменилось?.

Занятие № 4

  1. «Замри»

Цель: развитие внимания.

Воспитатель объясняет ребятам, что они все попали в волшебный лес и превратились в зайчиков. При появлении лисички они должны замирать и не шевелиться, чтобы она их не съела, а при появлении петушка – бегают, прыгают и веселятся. (воспитатель молча поочередно достает то лисичку, то петушка).

  1. «Разрезные картинки»

Цель: развитие наглядно-действенного мышления.

Собрать картинку, разрезанную на четыре части, по образцу.

Занятие № 5

  1. «Сказочные зайчики»

Цель: развитие долговременной памяти.

Ребята, в какой еще сказке мы встречались с зайчиком?

Какие еще животные были в этих сказках?

  1. «Кто лишний?»

Цель: развитие логического мышления.

  1. Зайчик, репка, лисичка.
  2. Петушок, собака, курочка

.3. «Обведи»

Цель: развитие восприятия целого образа и мелкой моторики.

Демонстрируется картинка (зайчик), изображенная точками. Кто это? Если у ребенка возникает трудности в восприятии, ему предлагается обвести рисунок по точкам.

Занятие №6.

  1. «Ледяная избушка» (Занятие проводится на улице).

Цель: развитие тактильного восприятия (теплое-холодное), мелкой моторики, слуховой памяти.

  1. Пальчиковая гимнастика «Дом»
  2. Строим дом лисички из снега.

Февраль.

Блок занятий «Три медведя»

Занятие № 1

  1. «Три медведя»

Цель: развитие речи.

Чтение сказки и проигрывание ее по ролям.

Занятие № 2

  1. «Половинки»

Цель: развитие внимания.

Найти половинки целой картинки.

  1. «Бурый медведь»

Цель: развитие речи и обогащение активного словаря.

Ребята к нам в гости пришел медведь по имени Мишка, но он стесняется к нам выйти. Давайте ему скажем приятные слова, и опишем какой он у нас замечательный и красивый медведя (воспитатель прячет мягкую игрушку медведя, слегка выставляя его из-за ширмы), тогда он осмелеет и выйдет к нам.

 Занятие № 3

  1. «Волшебный мешочек мишки»

Цель: развитие тактильного восприятия.

Ребята смотрите, а Мишка к нам пришел не с пустыми «руками» (воспитатель достает мешочек, внутри которого лежит кубик, шарик, шишка, книжка, карандаш…). Он хочет с нами поиграть, мы будем рукой на ощупь, опуская руку в мешочек, определять. что же нам принес медведь из своей берлоги.

  1. «Движения»

Цель: развитие зрительной памяти.

Воспитатель показывает сначала одно движение, потом дети повторяют. Затем два – повторяют, затем три - повторяют, затем четыре - повторяют.

Занятие №4

  1. «Разрезные картинки»

Цель: развитие наглядно-образного мышления

Собрать картинку, разрезанную на три части без образца.

  1. «Парочки»

Цель: развитие внимания.

Найди две одинаковые картинки.

Занятие №5.

  1. «Герои сказок»

Цель: развитие долговременной памяти»

В какой сказке лисичка выгнала из дома зайчика?

Что пообещала снести курочка дедушке и бабушке?

Кто пришел тянуть репку последним?

Как звали героев сказки «Теремок»?

  1. «Дом медведей»

Цель: развитие наглядно-образного мышления.

Построй домик медведей из геометрических фигур, опираясь на образец (учитывая цвет и форму фигур).

Занятие №6.

  1. «Шишки».

Цель: развитие мелкой и моторики, слуховой памяти

  1. Самомассаж ладоней и пальцев рук сосновыми шишками;
  2. Заучивание стихотворения и упражнений пальчиковой гимнастики «…»
  3. Лепка медведя из шишки и пластилина.

Март.

Блок занятий «Колобок»

Занятие №1.

  1. «Колобок»

Цель: развитие речи.

Чтение сказки «Колобок», с демонстрацией иллюстраций из сказки.

  1. «Домик колобка».

Цель: развитие восприятия и закрепление формы круга.

Детям предлагает картинка с 6 домиками, двери которых разной геометрической формы (круг, квадрат, треугольник, ромб, прямоугольник, овал). Необходимо найти домик для колобка. Почему?

Занятие №2

  1. «Вычеркни».

Цель: развитие устойчивости внимания.

Необходимо вычеркнуть всех колобков.

  1. «Колобок»

Цель: развитие речи и формирование умения - пересказ по плану.

Пересказ сказки по сюжетным картинкам.

Занятие №3.

  1. «Разноцветные колобки»

Цель: развитие восприятия цвета.

Рассели колобков по домикам по цветовому признаку.

  1. «Что изменилось?»

Цель: развитие зрительной памяти.

Предлагается на 10-15 секунд карточка с шестью героями сказки. Далее карточка закрывается и предлагается вторая, где два героя с первой карточки заменяются двумя другими героям сказки. Что изменилось?

Занятие №4.

1. «Дорожка»

Цель: развитие внимания.

Нужно провести колобка по дорожке, так, чтобы колобка не поймали.

2. «Кто лишний?»

Цель: развитие логического мышления.

На картинке изображены предметы:

  1. Репка, колобок, яичко.
  2. Солнышко, колобок, цветочек.

Кто лишний? Почему?

Занятие №5.

1. «Ответь на вопрос».

Цель: развитие долговременной памяти.

Кто испек колобка?

Кого встретил колоб первым в лесу?

Что случилось с ним в конце сказки?

2. Разрезные картинки

Цель: развитие мышления.

Картинка колобка разрезанная на 5 частей.

Занятие №6.

  1. Аппликация.

Цель: развитие слуховой памяти, мелкой моторики и закрепление желтого цвета (развитие восприятия).

  1. Разучивание стихотворения «Колобок»:

Старуха намела муки

Наскребла соли

Медленно сжимают и разжимают кулаки

Посолила, подсолила

Собирают пальцы в щепоть и «солят» сначала правой рукой, затем левой

Помешала тесто

Круговые движения в разных направлениях

Слепила колобок

Имитируют лепку колобка

Покатала

Выполняют круговые движения одной ладонью по другой по часовой стрелке

Маслом помазала

Гладят одной ладонью другую

В печку жаркую поставила

Дышат на ладонь теплым воздухом

И положила остудить на окошко

Дуют на ладони

  1. Проигрывание пальчиковых упражнений;
  2. Аппликация «Колобок», используя обрывную технику.

Апрель.

Блок занятий «Обобщение»

Занятие №1.

1. «Курочка ряба»

Цель: развитие речи и долговременной памяти.

Пересказ сказки по картинкам.

Занятие №2.

  1. «Парочки»

Цель: развитие внимания.

Перед ребенком выкладываются две картинки: на первой изображены герои сказки «Колобок», а на второй герои сказки «Теремок». Необходимо найти двух одинаковых героев.

  1. «Теремок»

Цель: развитие зрительной памяти и наглядно-образного мышления.

Демонстрируют 10-15 секунд картинку «Теремка», изображенного из геометрических фигур, затем картинка закрывается, а дети должны по памяти построить у себя точно такой же теремок.

Занятие №3.

  1. «Лисичка»

Цель: развитие речи.

Опиши лисичку.

  1. «Разноцветные картинки».

Цель: закрепление цветов (красный, желтый, зеленый) и развитие внимания.

Покажи на картинке предметы желтого цвета, красного, зеленого. Скажи какого цвета репка, гребешок у петушка, лягушка.

Занятие №4.

  1. «Вспомни»

Цель: развитие долговременной памяти и речи.

  1. Кого лисичка выгнала из домика? Как называется эта сказка?
  2. Кто разбил яичко в сказке «Курочка ряба»?
  3. Сколько медведей жило в домике, в котором уснула Машенька?
  4. Какую песенку пел «Колобок» лисичке?
  5. Кто первым нашел теремок?
  6. Что случилось в сказке «Теремок», когда появился медведь?
  7. Какой формы репка, колобок, яичко?
  8. Что случилось с Машенькой в домике у трех медведей?

Занятие №5.

  1. Загадки.

Цель: развитие логического мышления.

Разгадывание загадок о героях изученных сказок, опираясь на их изображения.

  1. Эталоны.

Цель: развитие восприятия формы.

На листе бумаги изображены эталоны: овал, круг, квадрат, полукруг. Необходимо соотнести их со следующими изображениями: яичко, колобок, теремок, миска трех медведей.

Занятие № 6.

  1. «Слова»

Цель: развитие слуховой памяти.

Повтори слова: заяц, колобок,  репка, лисичка, теремок.

  1. Рисуем пластилином сказку.

Цель: развитие тактильного восприятия, мелкой моторики.

На картинке нарисована картинка. Необходимо разукрасить ее пластилином.


Диагностический инструментарий:

Методика

Цель исследования

«Повтори слова»

Исследование слуховой памяти

«Покажи картинку»

Исследование внимания

«Мисочки»

Исследование наглядно-действенного мышления

«Башни»

Исследование наглядно-образного мышления

«Разрезные картинки»

Исследование мышления

«Назови картинки»

Исследование произношения (речи)

«Назови части дома (рубашки)»

Исследование словарного словаря (речи)

«Цветные коврики»

Исследование восприятия цвета

«Фигуры»

Исследование восприятия формы

«Разные кружочки»

Исследование восприятия величины

Нарисуй горизонтальную линию, вертикальную, кружочек, крестик

Исследование мелкой моторики

«Дорожки»

Исследование мелкой моторики

«Возьми, подними, сложи»

Определение ведущей руки ребенка


Список используемой литературы:

  1. Русские народные сказки:
  1. «Репка»;
  2. «Заюшкина избушка»;
  3. «Теремок»;
  4. «Три медведя»;
  5. «Колобок»;
  6. «Курочка ряба».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Игры и занятия на развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста»

Рекомендации для педагогов дошкольных учреждений по созданию условий в группе для развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста....

Информационный буклет для педагогов и родителей "Формирование познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста через игры с песком "

Кинетический песок — это инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса, это уникальный материал для детского творчества. Перенос традиционных педагоги...

Методическая разработка "Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры"

Методическая разработка "Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры"...

"Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры математического содержания"

С помощью математических игр развивается избирательное восприятие, которое направлено, прежде всего, на такие специфические для математики характеристики внешнего мира, как форма, пространственное рас...

Конспект занятия по развитию сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста "Прогулка на весеннюю полянку"

Это итоговое занятие по теме самообразования "Развитие сенсомоторных способностей у детей младшего дошкольного возраста", направлено на закрепление сенсорных эталонов детьми 2-3 лет. Было пр...

Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста

Каждый ребенок – неистовый исследователь окружающего мира. Эта способность заложена в них с рождения, он любознателен  и стремится к познанию всего, что его окружает. Именно дошкольный возр...

Проект "Развитие математических способностей у детей младшего дошкольного возраста посредствам использования блоков Дьенеша"

Проект направлен на развитие элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста....