Образовательная программа дополнительного образования детей «Азбука общения»
рабочая программа (старшая группа) по теме

Пояснительная записка.

Общение — процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей.             В младшем возрасте общение основное условие развития ребенка, важнейший фактор  формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

 Одной из важнейших идей программы является идея мира и ненасилия в общении. В связи с этим в процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям, т. е. духовному слою, что чрезвычайно актуально на современном этапе развития общества.   

Содержание предполагаемых разделов программы предусматривает обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения, социального взаимодействия.    В программе особое внимание уделяется установлению взаимопонимания между родителями и  детьми, воспитателями и воспитуемыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования детей дом детского творчества №1 им.В.Волошиной

Образовательная программа

дополнительного  образования детей

«Азбука общения»

   

Педагог дополнительного образования

                                                                                       Елена Петровна  Алымова

г. Наро - Фоминск 2012

Пояснительная записка.

Общение — процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей.             В младшем возрасте общение основное условие развития ребенка, важнейший фактор  формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. 

 Одной из важнейших идей программы является идея мира и ненасилия в общении. В связи с этим в процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям, т. е. духовному слою, что чрезвычайно актуально на современном этапе развития общества.    

Содержание предполагаемых разделов программы предусматривает обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения, социального взаимодействия.          В программе особое внимание уделяется установлению взаимопонимания между родителями и  детьми, воспитателями и воспитуемыми.

 Направленность программы.

Программа имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для детей, желающих научиться общаться и более глубоко изучить свой внутренний мир и внутренний мир окружающих.

Актуальность программы.

В возрасте 6 -7 лет дети только начинают постигать новые для них отношения, расширяют контакты. Именно на данном этапе  детям необходимо дать представление о нормах и правилах отношений со своими сверстниками, окружающими людьми, раскрыть их нравственную сущность.

  Новизна программы:

Заключается в ее направленности на решение нескольких задач: понятия и принятия себя, взаимодействие с другими людьми и формирования нравственного сознания. В уже существующих программах не всегда учитываются все эти особенности.

Цель программы. 

Формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.

Задачи программы.

1.Обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой».

2. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания другим людям.

3. Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми) с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

4. Формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) — средствами человеческого общения.

5. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

6. Повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формирование терпимости к мнению собеседника.

7. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.

8. Развитие творческих способностей и выражения в процессе коммуникативной деятельности.

9. Сознательное овладение детьми речевыми средствами общения.

10. Развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей ребенка в процессе коммуникативной деятельности.

Возраст детей.   6 -7  лет.                                                                                                        Сроки реализации. 1 года.    

Форма организации занятий.

Основной формой организации учебного процесса является комплексное занятие, включающее в себя как теоретическую, так и практическую деятельность детей. Занятие начинается с диагностики, эмоциональной и двигательной разминки. Затем осуществляется постановка проблемы, которая разрешается через  все способы деятельности: игровую, ценностно-ориентационную, аналитическую, рефлексивную, изобразительную. Осуществляется постепенное усложнение данных проблем и осваиваемых умений и навыков произвольного поведения.

Количество учебных часов в неделю. 2 раза в неделю, продолжительностью  30 минут. Всего - 72  часа.        

Количество детей в группе.  10 человек.

Прогнозируемые результаты.

В ходе реализации данной программы ребенок приобретает следующие навыки и умения:

  1. навыки эмпатии;
  2. умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение других людей;
  3. навыки эффективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  4. навыки саморегуляции;
  5. умение передавать собственное эмоциональное состояние с помощью художественных средств;
  6. навыки рефлексии

Учебно-тематический план.

№ п /п

Название раздела, темы

Количества часов

всего

теоретических

практических

1

Раздел 1.  Я и мой мир.

18

6

12

1.1.

Чем мы будем заниматься.

1

1

-

1.2.

Кто я и как выгляжу?

6

3

5

1.3.

Как я воспринимаю окружающий мир?  

5

2

3

1.4.

Тайна моего «Я».

6

2

3

2

Раздел 2. Загадки общения.

18

7

11

2.1.

Язык жестов и движений.

4

1

3

2.2.

Будем общаться.

5

2

3

2.3.

Разговор взглядов.

4

2

2

2.4.

Как себя вести в общественных местах.

5

2

3

3

Раздел 3. Я и мир моих друзей.

18

6

12

3.1.

 Дружба.

5

1

4

3.2.

Мои праздники

5

2

3

3.3.

Что такое хорошо и что такое плохо?

8

3

5

4

Раздел 4. Мир взрослых.

18

6

12

4.1

Уроки мудрости.

6

2

4

4.2.

 Я и моя семья.

12

4

8

Всего

72

25

47

Содержание  программы.

Раздел 1. Я и мой мир. (18 ч.).

1.1 Введение в образовательную программу . (1 ч.)

Теория (1 ч.). Знакомство с образовательной программой.

1.2. Кто я и как выгляжу? (6 ч.)

Теория (3 ч.). Понятия «Я», «Внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.

Практика (5 ч.). Рассказ педагога и рассказы детей.  Игры - драматизации «Отражение », «Свет мой зеркальце, скажи», «Давайте познакомимся». «Моё имя», «Я - уникальный», «Ласковое имя», «Рисунок имени»,

1.3.Тайна моего «Я». (6 ч.)

 Теория (3 ч.). Знакомство с памятью, вниманием, мышлением.

Практика (5 ч.). Логическая игра «Что лишнего?». (Найти ошибки в утверждениях и объяснить, почему это может быть или не быть.) Творческие игры: «Дорисуй картинку», «На что это похоже». Выполнение заданий с целью проверки зрительной и слуховой памяти детей. Правила  развития памяти, внимания, мышления.

Раздел 2. Загадки общения (18ч.).

2.1. Язык жестов и движений . (4 ч.)

Теория (1 ч.) Знакомство с понятиями «язык жестов», «мимика». Какие жесты не положены в обществе воспитанных людей .

Практика (3 ч.). Сюжетно-ролевая игра «Угадай». Чтение и анализ легенды «Язык - друг и враг». Игра «Я желаю тебе...» (показать при помощи мимики и изобразить графически то, что предлагается детям, например, грустный человек, удивлённый...). Упражнения на развитие мимических движений (поднять брови, опустить, нахмурить брови, улыбнуться, наморщить нос ). Мини- конкурсы по определению и передаче эмоционального состояния человека при помощи жестов и мимики. Этюды на развитие умения выражать чувства страха, удивления, радости .

2.2. Будем общаться (5 ч.).

Теория (2 ч.). Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.

Практика (3 ч). Упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера. Этюды. Импровизация. Моделирование и анализ заданных ситуаций.

2.3. Разговор взглядов . (4 ч.)

Теория (2 ч.). Умение общаться. Правила ведения беседы.

Практика (2 ч.). Игровые ситуации «Что делать?», «Почему ты так поступил?». Чтение стихотворения «Медвежонок - невежа». Сюжетно- ролевая игра «Мои друзья».  Игры с правилами «Таинственный незнакомец», «Тихие и громкие голоса», «Волшебная палочка», «Доброе утро». Сказки «Ветер и солнце», « Маленький котёнок»

Как себя вести в общественных местах (5).

 Теория (2ч.). Проблемный вопрос: что такое «Общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.

Практика (3ч.) Игровые ситуации «Мы в театре», «Мы в кино», «Мы в музеи».

 Раздел 3. Я и мир моих друзей (18ч.).

3.1. Дружба (5 ч.).

Теория (1ч.). Знакомство с понятием «дружба». Мой лучший друг. Законы дружбы.

Практика  (4 ч.). Чтение и анализ отрывков из повести Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Конкурсная программа «Дружба крепкая». Творческая игра «Что интересного?». Рисование на тему «Портрет друга». Праздник «Друзья».

3.2.  Мои праздники (5 ч.)

Теория (2 ч.). Как принимать гостей, подарки, веселиться вместе.

Практика (3 ч.). Сюжетно-ролевые игры «Приём гостей», «День рождения». Рисование сюжетов « Мой день рождения».

3.3. Что такое хорошо и что такое плохо? (8 ч.).

Теория (3 ч.). Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение. Что такое «вежливость»? Слова приветствия. Что мы вкладываем в понятие лень. Умение прощать и мириться.

Практика (5 ч.). Анализ русских народных пословиц и поговорок об этом человеческом чувстве. Чтение и анализ сказки Л.Толстого «Белка и волк». Анализ ситуаций. Просмотр сказки «Вежливый кролик.  Игра «Путешествие в страну Лентяев». Рисование на тему «Лень». Чтение и обсуждение сказки  «Коза-дереза».

Раздел 4. Мир взрослых (18 ч.).

4.1. Уроки мудрости (6).

Теория (2ч.). На чём основано взаимопонимание. Уважение к старшим. История моей семьи.

Практика (4 ч.). Загляните в мамины глаза. ( Краткие советы, как сделать маме приятное). Игры- ситуации «Пойми меня.

4.2. Я и моя семья (12ч.).

Теория (4 ч.). Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.

Практика (8 ч.).  Сюжетно-ролевые игры «Кто главный?», «Чаепитие». Этюд «Дружная семья». Рисование на тему «Дружная семья». Изготовление подарков своим близким. Разучивание песен и стихов о папе, бабушке. Час сердечного общения. Сюжетно-ролевая игра « Дружная семья». Конкурс рисунков «Моя семья».

Оборудование.

Для занятий по предлагаемой программе используются:

1.Стулья, столы.

2.Массажные мячи и коврики;

 3.Релаксационные коврики.

Специальная атрибутика:

1.Волшебный сундук.

2. Шапка-невидимка.

      3. Волшебная палочка.

      4. Добрый и злой стулья.

     5. Театральная ширма.

Методическая обеспеченность программы.

Техническое оснащение занятий:

1.Ноутбук.

2.Магнитная доска.

3.Экран.

Дидактический материал.

1.Фотографии-иллюстрации с   изображением детей с различными эмоциональными состояниями.                                                                                          2. Схемы-эмоции.                                                                                                       3.Карточки с изображениями различных эмоций, портреты людей.                                                                           4.Карточки с изображениями сказочных героев.                                                                              5.Диагностический инструментарий для изучения результатов обучения. 6.Видеозаписи мультфильмов.                                                                                  7.Аудиозаписи детских песен, релаксационной музыки, классической музыки

Формы и методы занятий.

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия.

1.   Наблюдения.

2.   Рассматривание рисунков и фотографий.

3.   Свободное и тематическое рисование.

4.   Упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера.

5.   Этюды.

6.   Импровизация.

7.   Моделирование и анализ заданных ситуаций.

8.   Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные.

9.   Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации.

10.   Чтение художественных произведений.

11.   Рассказ педагога и рассказы детей.

12.   Сочинение историй.

13.   Беседы.                                                                                                             14.   Мини-конкурсы.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

-  словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

- наглядный  (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.;

- практический  (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- частично- поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

 -индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- групповой – организация работы в группе;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Формы подведения итогов:

  1. Опрос
  2. Наблюдение
  1. Диагностика:
  1. нравственной самооценки;
  2. этики поведения;
  3. отношения к жизненным ценностям;
  4. нравственной мотивации.
  1. Анкетирование  родителей.

Список литературы для педагогов:

  1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста.-М.: ТЦ Сфера, 2004.
  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.-М.: Просвещение, 1995.
  3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.-М.:Просвещение, 1984.

4.Краснощёкова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения.-Ростов н/Д.:Феникс, 2006.

  1. Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми.-М.: Детство-Пресс, 2005.
  2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность.-Ярославль: Академия развития, 1997.
  3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1996.
  4. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение: дети 5-7 лет, 2-е ищд.-Ярославль: Академия развития, 2001.
  5. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.-М.: Владос, 2001.
  6. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры.-М.: Детство-Пресс, 2000.
  7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. -М.: Владос, 1999.
  8. Снегирёва Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников.-Миниск: Гамма, 1995.
  9. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям. Тренинговые программы.-М.: Детство-Пресс, 2007.
  10. Шипицина Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.-М.: Детство-Пресс, 1998.
  11.  Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). — М., 1992.
  12.  Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1990.

Список литературы для детей:

  1. Барто, А. Медвежонок-невежа / А. Барто.  – Ленинград : Детская литература 1984 . – 5 с.
  2. Пушкин, А. Сказка о рыбаке и рыбке  / А. Пушкин – Москва : Детская литература 1998 г. – 23 с.
  3. Маршак, С.Я. Сказки, песни, загадки / С.Я. Маршак. -  М. : Детская литература 1987 г.
  4. Ноев ковчег: Легенды, сказки, стихи и рассказы о животных народов и писателей мира: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей/ Сост.Э.И. Иванова. – М. : Просвещение, 1993.- 352с.: ил.
  5. Носов Н. Фантазеры. Рассказы / Н. Носов – М: Детская литература, 1977. - 221 с. с  ил.  
  6. Осеева, В. Волшебное слово: рассказы / В. Осеева – М.: Детская литература, 1988. – 70 с.
  7. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. – СПб : Речь, 2007. -296 с.
  8. Сент-Экзюпери, А. Маленький принц / А. Сент Экзюпери; пер. с французского А.В. Кривцова. – М. : Худож. лит, 2000.
  9. Родари  Дж. Приключения Чиполлино / Дж. Родари. Мери Поппинс/   П. Треверс. Маленький принц/ А. де Сент-Экзюпери; Л.З. Лунгиной.- Мн.: Беларусь, 1986. – 431 с
  10.  Практика сказкотерапии / под ред. Н.А.  Сакович. - СПб. : 2007. – 224 с.
  11. Толстой,  Л.Н. Ясная поляна / Л.Н. Толстой – М. : Детская литература. 1988. – 143 с
  12.  Читаем детям. Книга для чтения: Пособие для воспитателя/ Авт.-сост. З.Г. Сахипова, А.Ш. Асадуллин, С.Г. Сулейманова; под.ред.З.Г. Сахиповой. – Ил. Худож. А.М. Гусарова.- Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1987. – 239с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей «Азбука общения»

Пояснительная записка. Общение — процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деят...

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста 5-7лет «Азбука пешехода»

Программа «Азбука пешехода» предназначена для формирования представлений о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста. Программа включает такой объем специальных знаний и уме...

Дополнительная образовательная программа Для детей дошкольного возраста 5-7лет «Азбука пешехода»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образованияг. Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»   Рассмотрено на педагогическом...

Дополнительная образовательная программа Для детей дошкольного возраста 5-7лет «Азбука пешехода»

Дополнительная образовательная программа Для детей дошкольного возраста 5-7лет «Азбука пешехода»...

Дополнительная образовательная программа Для детей дошкольного возраста 5-7лет «Азбука пешехода»

Дополнительная образовательная программа Для детей дошкольного возраста 5-7лет «Азбука пешехода»...

Дополнительно образовательная программа для детей " Азбука пешехода"

Дополнительно образовательная программа для детей " Азбука пешехода"...