Полоролевое воспитание дошкольников
материал на тему

Сорокина Людмила Алексеевна

Простые правила воспитания мальчиков и девочек

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар

Полоролевое воспитание дошкольника

Простые правила воспитания девочек

(По материалам Д. Элиум и Дж. Элиум)

Как правило, воспитатели и родители подсознательно убеждены в том, что девочки – создания хрупкие, и испытывают смешанные чувства, поощряя их успехи в тех областях, которые в обществе считаются исключительно мужской сферой деятельности. Девочкам нужно развивать физическую силу и выносливость: это даст им уверенность в себе, а овладение новыми навыками повысит самооценку.

Эмоциональный рассказ ребенка лучше слушать не прерывая, дать возможность высказаться: поддержка, сочувствие взрослого помогают девочке переводить выражение эмоций в выражение чувств. С младшими девочками (от 2 до 7 лет) потребуются совместные действия, с детьми постарше (после 8 лет) – обсуждение и поиск компромисса. При общении с ребенком нельзя использовать технику активного слушания (дословное повторение фраз собеседника): стараясь облегчить состояние девочки, взрослые могут упустить из виду цель ее рассказа. Фразами типа: «Я не знаю, что тебе сказать, но понимаю, что тебе очень тяжело» взрослый показывает девочке, что поддерживает ее, независимо от того, разделяет ее чувства или нет.

Воспитатель должен откликаться на быстрое изменение эмоционального состояния девочки, показать ей, как можно справиться со своими чувствами. Лучший способ – наблюдение за тем, как это делают другие. Не лишайте ребенка права на любые эмоции. Отрицая чувства девочки, взрослые препятствуют развитию у нее способности понимать себя и действовать, исходя из этого понимания.

Гендерный стереотип у девочки нужно сформировать с учетом современных реалий. Ребенок должен понимать, что женщины всегда работают: и дома, и вне его, поэтому, чтобы сберечь силы, им не следует пытаться быть совершенством во всех отношениях – и как мать, и жена, и как деловая женщина.

Поведение, соответствующее возрасту, и адекватная реакция взрослых на него позволяет девочка развиваться по собственному расписанию. Однако для детей, развивающихся слишком быстро, вероятно, было бы лучше, если бы воспитатели и родители еще некоторое время оберегали их от тревог и забот взрослой жизни. Когда взрослые хвалят девочку за поступки, соответствующие возрасту, ребенок может следовать своим внутренним импульсам, не выходя в мир, которого он еще не понимает. Если же девочку поддразнивают дружбой с мальчиками, называя «маленькой леди», если ждут от нее взрослых поступков, она будет смущаться и теряться. Попытки заставить ребенка думать несоответственно возрасту разрушают его веру в собственную мудрость, в ощущение внутренней готовности к конкретным поступкам.

Не стоит сомневаться и в умственных способностях девочек. Утверждение о том, что женщины не могут мыслить логично и рационально, что им не по плечу математика, что они не добьются успеха в «мужских» профессиях – смогут стать учеными-ракетчиками, инженерами, программистами – потому что в экстремальной ситуации пойдут на поводу у эмоций, давно устарело.

Игра – один из способов решения возрастных задач в дошкольный период жизни девочки. Игры девочек с раннего детства включают в себя те виды деятельности, которые они могут наблюдать вокруг. Куклы-младенцы, миниатюрная гладильная доска, пластмассовые кухонные принадлежности готовят девочку к жизни хозяйки дома, заботам о семье. Эти же игрушки плюс мячи, шарики, строительные блоки и мелкие фигурки, разноцветная мозаика, железная дорога, считающиеся типичными игрушками для мальчиков, в то же время предоставляют девочке разнообразные возможности, необходимые для нормального разностороннего развития. Если в игру девочки никто не вмешивается, это способствует развитию в ней сосредоточенности, последовательности, творческой активности, формирует здоровую самооценку, развивает навыки сотрудничества и приносит удовлетворение. После тог, как девочка тщательно обследует интересующий ее объект, или завершит свое дело, она готова с охотой участвовать в семейных делах, которые ей по силам. Несговорчивость и упрямство обычно возникают у нее из ощущения, что ее игру постоянно прерывают, не давая спокойно доиграть.

Девочкам нужны занятия, игрушки и книжки, способствующие развитию навыков и уверенности в себе, позитивному отношению к себе как к девочке. Не нужно ограничивать круг ее чтения только книгами, где есть сильный женский характер, потому что девочкам, как правило, нравятся и хорошие книги о мальчиках. И никогда не рано начинать читать такие книги девочкам вслух, потому что это дает пищу ее воображению, здоровой самооценке, облегчит ее будущую жизнь как женщины, жены, матери. Необходимо подбирать для девочек книги, которые учат искать мирные способы разрешения конфликтов, помогут оценить прелесть непохожести людей друг на друга.

Природное любопытство маленькой девочки к собственному телу распространяется и на окружающих ее людей. Первыми под ее пристальное внимание попадают родители, братья, сестры. Интерес к сексуальным исследованиям девочки дошкольного возраста нельзя понимать буквально, это всего лишь любопытство, и интерес этот преходящ. Для девочки гораздо важнее, чем обнаружение анатомических различий между мужским и женским полом, то, как она воспринимает обращение отца с матерью, и то, как оценивают ее как будущую женщину. В нормальных условиях девочка поддерживает более тесную связь с матерью и довольно интенсивно строит отношения с отцом. В дошкольном возрасте девочки интересуются сексуальными вопросами так же, как и любыми другими открытиями, которые им удается сделать в этом мире. Воспитателям и родителям важно помнить, что в дошкольные годы девочка мыслит образами, поэтому сначала надо понять, о чем конкретно она спрашивает, и уж потом решить, насколько подробное объяснение ей требуется.

Немаловажным моментом в воспитании девочки станет опора на ее положительный настрой, стоящий за поступками и высказываниями девочки, идущий из глубины ее души. Рассматривая ее поступки, капризы и одержимость как проявления незрелости, а не как пороки, взрослые смогут увидеть то, что стоит за ними, и понять, что же девочка представляет собой на самом деле. Этот новый взгляд поможет направлять и воспитывать девочку, развивая ее задатки в способности, таланты и возможности, чтобы она смогла выполнить свое предназначение в будущем.

Мальчики с Марса, девочки с Венеры

Мальчики с Марса: Мальчикам нужно больше любви, внимания и признания в ответ на то, что они делают, на их способность действовать без посторонней помощи и на результаты их деятельности.

Девочки с Венеры: Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят.

Мальчики с Марса: Мальчики испытывают потребность в том, чтобы окружающих радовали их достижения. Давайте высокую оценку их деятельности.

Девочки с Венеры: Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими.

Мальчики с Марса: Мальчикам требуется больше одобрения и мотивации их деятельности.

Девочки с Венеры: Девочкам требуется больше помощи и ободрения.

Мальчики с Марса: Мальчик или мужчина счастлив, если чувствует, что в нем нуждаются, и он может оказать кому-то необходимую поддержку. Мальчик приходит в уныние, когда чувствует, что никому не нужен или не в силах выполнить поставленную перед ним задачу.

Девочки с Венеры: Женщина или девочка счастлива, если чувствует, что может получить необходимую ей поддержку. Она приходит в уныние, когда чувствует, что помощи ей ждать неоткуда и придется делать все самой.

Мальчики с Марса: Для того чтобы заботиться о других и испытывать побуждение к деятельности, мальчикам прежде всего необходимо доверие, приятие и одобрение.

Девочки с Венеры: Для того чтобы доверять близким и испытывать уверенность в себе, девочкам прежде всего необходима забота, понимание и уважение.

Источник: Джон Грэй "Дети с небес. Уроки воспитания".

Верны ли распространенные представления об отличиях в психологических особенностях мальчиков и девочек?

Французские психологи составили тест, который поможет вам проверить, насколько ваши представления о различиях мальчиков и девочек соответствуют действительности.

Вам предлагаются 20 утверждений. Вы можете либо согласиться, либо не согласиться с каждым из этих утверждений. Затем сопоставьте свои ответы с правильными и решите, насколько ваше мнение совпадает с данными психологических исследований.

Что думаете вы?

1. Девочки более послушны, чем мальчики.
2. Девочки лучше относятся к природе.
3. Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят более логично.
4. Мальчики испытывают большее желание отличиться.
5. Мальчики более одарены в математике.
6. Девочки более чувствительны к атмосфере, в которой они живут, тяжелее переносят боль, страдание.
7. Девочки умеют лучше выразить свои мысли.
8. У мальчиков лучше зрительная память, а у девочек - слуховая.
9. Мальчики лучше ориентируются в пространстве.
10. Мальчики агрессивнее.
11. Девочки менее активны.
12. Девочки более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей.
13. Девочки более ласковы.
14. Девочки легче подпадают под чужое влияние.
15. Мальчики более предприимчивы.
16. Девочки более трусливы.
17. Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности.
18. Девочки реже соперничают между собой.
19. Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности.
20. У мальчиков больше склонность к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом.

А как на самом деле?

1. В раннем детстве девочки действительно более послушны. ююююююююююююю
2. Пока не установлено ничего, что давало бы повод утверждать, что девочки по своей природе более склонны заботиться о больных и слабых животных, растениях. Разве что в возрасте шести - девяти лет.
Тттттттттттттттттттттттттттттттттттттттт               ттб
3. Это не так. Девочки могут решать сложные задачи и проблемы не хуже мальчиков.
4. До 10-12 лет девочки развиваются быстрее (и поэтому иногда стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников). Но позднее девочки более целенаправленны, они больше, чем мальчики, думают о будущем.
 Ттттт                   ттттттттть
5. Девочки и мальчики одарены одинаково, все зависит от того, как мы ориентируем их. Хотя считается, что в математике мальчики проявляют себя лучше. Но когда мы избавимся от этого предрассудка, то не заметим большой разницы.
ттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттт
6. Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Мальчики более чувствительны к боли, страданию. Они лишь внешне делают вид, что им не больно, поскольку с самого начала их учат, что мужчины не должны плакать.
жжжжж
7. До 10-13 лет разница незначительна, затем в большинстве случаев девочки в устном и письменном виде высказывают свои мысли более четко, чем мальчики.
8. Исследования показали, что на протяжении всей жизни эта способность у мальчиков и девочек одинакова. Если и есть разница, то только индивидуальная.
ттттттттттттттттттттттттттттттттттттт
9. До наступления половой зрелости разницы нет, после этого мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами разница усиливается. Исключения только подтверждают правила.
ььььььь
10. Мальчики становятся агрессивными в самом раннем возрасте, в два-три года, когда начинается формирование устойчивых черт личности.
Ььььььььььььь     ььььььь
11. Не установлена разница в активности мальчиков и девочек. Лишь в детские годы мальчики проявляют ее более шумно и очевидно (в драках, например). В то же время девочки не столь шумливы, но не менее целенаправленны.
Ььььььь                        ьььььььь
12. Девочки, как правило, большой компании предпочитают общение с одной-двумя подругами. В более крупные группы собираются именно мальчики. Это положение сохраняется, когда они вырастают, поэтому-то мальчики более склонны к коллективным играм.
ььььььььььььььььььььььь
13. До определенного возраста между мальчиками и девочками в этом нет разницы, и мальчики в определенный период требуют ласкового обращения.
ттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттт
14. Напротив, мальчики склонны скорее принимать на веру мнение компании, при их воспитании это надо непременно иметь в виду. Девочки обычно придерживаются своего мнения.
ьььььььььььь
15. В этом качестве до определенного возраста у мальчиков и у девочек нет разницы. Позднее более сообразительными и активными становятся девочки. А в период полового созревания они уступают в этом юношам. Быть может, сознательно.
ттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттт
16. Девочки не так трусливы на самом деле, как многим кажется. В действительности они могут быть сильнее и решительнее мальчиков, легче преодолевают страх.
ььььььььььььььььььььььььььь
17. Не больше мальчиков. Девочки лучше вооружены по отношению к сложным житейским ситуациям, умеют быстрее приспособиться. В большинстве случаев они более самостоятельны.
ь
18. В этом отношении ни у кого нет преимущества. Все зависит от личности. Соперничать и мериться силами друг с другом могут и мальчики и девочки.
 ммммммммммммммммммммммм
19. Нет. Мальчики легче подчиняются сильным личностям и компаниям сверстников, девочки же чаще стоят на своем. Они более самоуверенны.
Ьььььь                     ьььь
20. В этом нет разницы между мальчиками и девочками. У кого-то больше творческих способностей, у кого-то меньше, пол здесь не имеет значения

Что же в итоге?

Вы смогли сопоставить свои наблюдения с данными французских психологов. Возможно, не со всеми их выкладками можно согласиться на 100 процентов. Например, с тем, что разница в речевом развитии мальчиков и девочек незначительна до 10-13 лет.

Отечественные исследования показывают, что как раз в дошкольном и младшем школьном возрасте девочки опережают своих сверстников мужского пола в развитии вербальных (речевых) функций. Тем не менее, этот тест может оказать нам услугу. Мы ведь хотим помочь своим детям полнее проявить их природные склонности и возможности? Но этому часто мешают давным-давно укоренившиеся стереотипы.

Например: мальчики - более способные математики. Какую же волю надо иметь талантливой девочке, чтобы сохранить интерес к любимому предмету? Ведь с раннего детства она только и слышит от взрослых: "Девочки в математике высот не достигают", "Это сейчас, в начальной школе, они отличницы - за счет прилежания и усидчивости, а мальчики еще проявят себя в естественных науках в старших классах" и т. п. Вольно или невольно внушается, что математика - вообще не девчоночье занятие. Результат закономерный - немногие девочки интересуются этим предметом и избирают потом профессии, связанные с ним.

И так не только с математикой. Когда кто-то из девочек проявляет предпринимательские склонности и способности, реакции окружающих скорее неодобрительные: кто-то удивлен, кто-то шокирован и т. п. А тезис о том, что мальчики более склонны и способны к творческой работе, в то время как девочкам на роду написано быть исполнительницами скучной и однообразной?

Или такие характерные установки: обычным мальчикам не слишком-то свойственны жалость к больным и слабым или потребность заботиться о других людях, о животных и природе. Мальчик с педагогическими наклонностями вообще воспринимается, чуть ли не как чудо.

Разумеется, природная нервно-психическая организация мальчиков и девочек имеет различия. Это подтверждается нейрофизиологическими исследованиями. Сведения об этом можно почерпнуть из популярной литературы. Но общие способности ребенка, степень его творческой одаренности, социальная успешность зависят все-таки гораздо больше от индивидуальных, а не от половых различий.

Другое дело, что не всегда девочка или мальчик могут полностью реализовать свои природные способности из-за негибких воспитательных установок и социальных стереотипов.

Это не значит, что надо совершенно одинаково воспитывать тех и других. Например, очень важно, чтобы в свое время ребенок осознал себя представителем своего пола. Или: даже самые свободомыслящие родители вряд ли будут сознательно ориентировать свою дочь на увлечение наиболее опасными из экстремальных видов спорта. И все же стоит иногда задуматься, насколько помогают или мешают нам некоторые стереотипы воспитания.

Простые правила воспитания мальчиков

(По материалам Д. Элиум и Дж. Элиум)

Главное в игровой деятельности ребенка дошкольного возраста – воспроизведение ситуаций, свидетелем которых он был. Подражая различным действиям взрослых, мальчик развивает свое творческое воображение, двигательные навыки, учится строить взаимоотношения с окружающим миром.

При формировании полоролевого поведения мальчиков следует ограждать от влияния ряда гендерных стереотипов, в особенности касающихся их эмоциональной сферы. В частности, наиболее травматичным запретом общества является отрицание чувств: «Большие мальчики не плачут», «С тобой ничего не случилось, вставай быстрее», «Ты же не очень сильно ушибся», «Не злись», «Ничего страшного». У каждого ребенка независимо от пола есть право на эмоции. Позволяйте мальчику иногда плакать, если ему действительно очень больно или обидно. Только почувствовав весь спектр эмоций – боль, обиду, злость, он сможет вырасти внимательным, заботливым, способным к состраданию мужчиной.

Мальчики дошкольного возраста нуждаются в руководстве. Дети, которым не хватает примера взрослого – уверенного в себе мужчины, способного направлять ребенка – вырастая, вынужден вести суровую борьбу с самим собой, чтобы обрести внутренний стержень и сформировать систему самоконтроля. Однако мальчики, которым был предоставлен слишком широкий выбор, впоследствии испытывают большие затруднения при принятии решений.

Твердо установленный распорядок дел дома и в детском саду позволяет свести к минимуму «борьбу» с мальчиками, преодоление их сопротивления при одевании, чистке зубов, собирании игрушек: достаточно просто быть рядом, чтобы при необходимости помочь ребенку. Подражая взрослому в любом деле, мальчик дошкольного возраста обычно очень гордится собой. Однако не стоит ожидать от ребенка, что он сделает то, о чем его просят по собственной инициативе. Для мальчиков это возраст повторений, а потому необходимо настойчиво и терпеливо показывать все снова и снова, прежде чем ребенок включится в заданный режим.

Все мальчики по натуре исследователи: им хочется до всего дотянуться, потрогать, попробовать. Соответственно родители и воспитатели обязаны сделать «опыты» и «экспедиции» ребенка спокойными и максимально безопасными. Например, бьющиеся или опасные предметы лучше просто убрать, поскольку никакие слова, объяснения, шлепанье по рукам не помогут: боль в пальцах не имеет для ребенка никакого отношения к тем красивым вещицам, которыми он играл.

Плохое поведение ребенка лучше игнорировать: обращая на него внимание, взрослые только закрепляют нежелательную модель. Хороший пример – реакция родителей на бранные слова, сказанные мальчиком. Попытка вымыть ребенку рот с мылом в буквальном или переносном смысле приведет лишь к тому, что незначимое выражение станет для мальчика значимым и будет использоваться, в частности, для привлечения к себе внимания взрослых. Необходимо провести четкую границу между личностью ребенка и его плохим поведением. За непослушанием мальчика кроется жажда познания, желание исследовать мир самостоятельно, получая все сведения из первых рук. Неподчинение – часто всего лишь способ сказать: «Я живой! Я хочу знать! Мне нужна помощь!»

Для полноценного развития мальчика необходимо также уделять внимание здоровой сексуальности. Отношения между родителями расскажут сыну больше, чем любые слова, поэтому взрослым нужно, прежде всего определить собственные ценности в сфере интимных отношений. Мальчик замечает, как его родители относятся друг к другу, как они общаются, как распределяют домашние обязанности, насколько внимательно относятся к чувствам, мнениям и потребностям партнера, как обсуждают проблемы и планы семьи и обсуждают ли их вообще. Ласково прикасаясь к ребенку, взрослые учат его любви и привязанности.

Приучать мальчиков к опрятности нужно мягко и спокойно. Если такое приучение началось слишком рано и проводится слишком решительно, оно может вызвать у ребенка чувство вины, привести к неуверенности в себе, стыду за свое тело, сомнению в способности себя контролировать. Мальчик научится гордиться своим телом, а не стыдиться его, если и родители и воспитатели спокойно, просто и понятно ответят на его вопросы, связанные с взаимоотношением полов.

Приучать мальчиков к опрятности нужно мягко, спокойно. Если такое приучение началось слишком рано и проводится слишком решительно, оно может вызвать у ребенка чувство вины, привести к неуверенности в себе, стыду за свое тело, сомнению в способности себя контролировать. Мальчик научится гордиться своим телом, а не стыдиться его, если и родители и воспитатели спокойно. Просто и внятно ответят на его вопросы, связанные с взаимоотношением полов.

Мальчики в 6-7 лет ищут лидера, выбирая пример для подражания. Огромное влияние в этом возрасте оказывают на ребенка окружающие взрослые (родители, бабушки и дедушки, воспитатели), товарищи по играм, персонажи книг и фильмов. Мальчики начинают копировать поведение своего «героя», создавая внутренний образ мужчины и формируя собственные нравственные ценности. Взаимодействуя с ребенком, нужно учитывать: поступки людей всегда производят на него более глубокое впечатление, чем их слова.

Еще одна особенность мальчиков заключается в том, что вплоть до 12 лет они стараются быть внимательными, трудолюбивыми, усердными, но выглядят и чувствуют себя при этом неловкими, бестолковыми. Бесполезными, неспособными ничего сделать, как следует. Зарождающаяся мужская сила рвет их на части, и все кажется либо черным, либо белым, без всяких «может быть». Мальчикам нужно помочь преодолеть этот сложный возрастной период: как можно чаще предлагать им участвовать в делах взрослых, играх сверстников, определять их обязанности, организовывать занятия, в том числе творческие. Попробовав и то, и другое, и третье, мальчик скорее  осознает свою ценность в этом мире, поймет, что именно у него получается лучше, чем у других, в чем его талант. Результатом такого воспитания станет высокая самооценка ребенка, его вера в свои силы.

Мальчику необходим опыт успеха, опыт победы, и прежде всего над собой – над своим телом и мозгом. Если ребенку не удается то, что он считает важным, у него появляется ощущение собственной неполноценности. Некоторые дети в старшем дошкольном возрасте очень любят соревнования, другие же избегают любых игр, где возможно соперничество. Лучше всего, если мальчик соперничает с самим собой, постоянно совершенствуя свое мастерство в каком-либо деле, а не стремится сравняться с кем-либо или превзойти кого-то. Роль взрослого в данном случае заключается в организации такой деятельности, в которой ребенок сможет добиться успеха.

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

С чего начинается полоролевое воспитание? 

– В буквальном смысле – с пеленок. Физическая чистота – залог нравственной. Маленькой девочке или мальчику очень важно почувствовать чистоту своего тела, запомнить это приятное ощущение. Тогда дети сами стремятся к этому и нужные гигиенические навыки прививаются легко и быстро. Грязь в любых формах становится им неприятна. А это – начало глубинной внутренней чистоплотности. С первых дней ребенок учится отличать горькое от сладкого, полезное – от вредного, чистое – от грязного, хорошее – от плохого. Если вовремя не заложить основы такой ориентировки, мы рискуем вырастить человека со спутанной системой ценностей.

– Что такое именно полоролевое воспитание? – Это означает воспитывать не просто ребенка, а представителя определенного пола. Учить девочку быть именно девочкой, а мальчика – именно мальчиком.

К сожалению, в наших садиках и школах пока преобладает «бесполое» воспитание. Конечно, иногда такое равенство оправданно. Например, все дети должны уметь считать, читать и писать. Всем им понадобятся в жизни смекалка, настойчивость, вежливость и эрудиция. Но, с другой стороны, кто научит их сложному этикету, принятому в личных отношениях? Кто научит мальчиков – рыцарству, а девочек – женской мудрости? А ведь это в жизни не менее важно.

– Как же этому научить? 

– Все начинается с малого. Пусть юная леди разольет гостям ароматный чай, а юный кавалер подаст ей сумочку в прихожей. Только помните, взрослые: чудо само по себе не произойдет. Объясняйте детям, когда, почему и как следует себя вести. Отвечайте на их вопросы, даже если они кажутся вам наивными и глупыми. И хотя это звучит банально, постарайтесь быть для них примером.

Очень важно помнить, что дети – это дети. От них нельзя требовать безукоризненного соблюдения всех полоролевых условностей. Иная мама говорит своему четырехлетнему сыночку: «Чего ты разнюнился? Мужчины не плачут!». Но, простите, какой же он мужчина? Он только маленький мальчик, и относиться к нему нужно соответственно. А поддерживать его полоролевую составляющую следует только в ситуации успеха! Например, он помог младшей сестренке или починил вместе с папой игрушечную машинку. Скажите ему: «Какой ты молодец! Сразу видно – мужчина растет!». Так он получает положительное подкрепление. А если поступать наоборот и при каждой неудаче поминать добродетели других, можно воспитать отвращение к ним. Тогда вырастет невротик или маменькин сынок. Вы ведь не этого хотите?

Тот же принцип относится и к девочкам.

Представьте себе: вы пришли с работы, а дочка, перемазавшись в помаде, в вашем платье, в туфлях на огромных каблуках вертится у зеркала. Не пугайтесь. Это нормальная реакция идентификации с матерью. Дочка просто хочет быть на вас похожей! Если вы боитесь, что она сломает фирменную помаду, не держите ее на видном месте. А лучше всего – разделите с девочкой игру «во взрослую». Дайте ей померить свои наряды и туфли. Можно даже чуть-чуть накраситься «как тетя», но потом тщательно смыть грим. Вреда от этого не будет, а сколько удовольствия! Это тоже полоролевое воспитание.

Но игра игрой, а девочку надо учить следить за собой по-настоящему. Пусть у нее будет своя помада – гигиеническая, конечно, зато вкусно пахнет! Сейчас разные фирмы предлагают косметику специально для детей: духи без спиртовой основы, крем для лица, пенку для ванны и т.д. Чрезмерные запреты с единственным аргументом – «ты еще маленькая» – могут исказить и «обесточить» женское начало в будущей леди. Будьте с ней рядом, учите, делитесь опытом. А стремление подражать старайтесь использовать во благо.

В подростковом возрасте особенно важно уделять внимание нравственным проблемам, раскрывать понятия женской и мужской чести, верности, ответственности людей друг перед другом. Разговоры о презервативах не подменяют этического и полоролевого воспитания. Без последнего так называемый сексуальный ликбез приносит вред, делая отношения между полами выхолощенными и безнравственными.

Как рассказать ребенку о сексе?

Как рассказать ребенку о сексе?У многих родителей такая формулировка вопроса иногда вызывает даже возмущение: мол, для нас важно, ЧТО можно и нужно рассказать ребенку о сексе, а КАК это сделать - мы, родители, со своим ребенком сами разберемся. Однако должен заметить, что форма подачи информации здесь играет тоже не последнюю роль. И мне хотелось бы дать родителям некое руководство о том, КАК НЕ НАДО рассказывать ребенку о сексе. 

- Не надо специально сажать ребенка напротив себя в позе послушного ученика и говорить: "Пришло время тебе узнать о сексе".
- Не надо мяться и краснеть, словно ребенок своим вопросом застал вас самих за чем-то неприличным.
- Не надо замалчивать эту тему, отговариваясь избитыми фразами типа "Это тебе еще рано", "Подрастешь - узнаешь" или вообще "Где это ты нахватался таких вопросов?!".
- Не надо возводить секс в культ, навязывая ребенку информацию, которая ему не нужна и если и вызовет интерес, то только болезненный, проблемный, пугающий.


И еще один вопрос, прежде всего интересующий родителей: КОГДА надо начинать разговор "об этом" с ребенком? Многие считают: тогда, когда ребенок начнет задавать вопросы сам. На самом деле воспитание сексуальной культуры (а не просто выдача информации о сексе) начинается чуть ли не с пеленок. И основное условие воспитания гармонично развитой в интимном плане личности - слаженная сексуальная жизнь родителей, к существованию которой они не относятся ханжески. В первый раз ребенок узнает о сексе не тогда, когда начинает задавать вопросы "откуда я взялся", а когда мать и отец стоят над кроваткой грудного младенца - обнявшись. Когда они не стесняются своей нежности и ласки, тяги друг к другу. Как говорится, лучшее, что может дать отец своим детям, - это любить их мать.

Положительный пример родителей 

Разумеется, не нужно приглашать детей в свою спальню, но показать ребенку, что родители любят друг друга, что они могут поцеловаться в присутствии ребенка, сидеть рядом в обнимку, говорить друг другу нежным тоном ласковые слова - вот первая информация интимного плана, предназначенная для ребенка. Ведь детей интересует не столько "рассказ о сексе", сколько уяснение сути интимной близости в жизни человека. И главная цель - не просветить потомка, откуда берутся дети, а научить его грамотно подходить к этому вопросу. Без лишнего ханжества, без лишней пошлости и без лишней распущенности. Поэтому залог успеха - бесконфликтный секс родителей. Ведь ребенок не просто так интересуется интимными вопросами, и дело тут даже не в обычном детском любопытстве. Просто дитя в определенное время начинает воспринимать полоролевые отношения, относить себя к определенному полу и в связи с этим задает вопросы. Поэтому сформировать соответствующим образом собственное полоролевое поведение он может тогда, когда перед глазами есть положительный пример родителей. Если хотите, научить ребенка есть можно не только кормя его с ложки, а еще и в процессе наблюдения - как едят взрослые. И вряд ли смогут привить ребенку культурный процесс еды те родители, которые сами то и дело чешутся за столом или чавкают на всю кухню. Точно так же отец и мать, между которыми нет интимной гармонии, не могут воспитать в детях грамотное отношение к сексу. И ребенок, на глазах которого папа и мама постоянно ругаются, впоследствии не сможет понять, что женщина и мужчина сходятся и живут вместе, потому что любят друг друга. В лучшем случае он сказанному поверит, но в глубине души на всю остальную жизнь убедится, что собственные родители его обманывают. И наверное, не только в отношении любви.

А тем "ревнителям чистоты", которые нежности родителей при ребенке считают верхом растления малолетних, хочу задать вопрос: почему ругань и крики, а то и драки родителей при ребенке демонстрировать можно (по крайней мере, очень многие мамы и папы не стесняются в присутствии детей выяснять отношения), а любовь и нежность - нельзя? Почему ребенку нельзя показывать, что родителям приятно общество друг друга, что они, в конце концов, друг друга любят? Это тоже информация об интимном взаимоотношении людей, и именно с этого начинается воспитание ребенка в том плане, что лучший секс основывается на любви, понимании и нежности. И это как раз и есть противоядие от будущей сексуальной распущенности.

Еще на ту же тему. Многие родители, боясь вырастить "сексуально развращенных" детей, лишают их самого необходимого: родительской ласки. Хотя как можно упрекать в этом родителей, когда в свое время все популярные медицинские журналы твердили: "Не берите ребенка на руки, не ласкайте, не целуйте, не тормошите его - это может спровоцировать нездоровые сексуальные ощущения у детей". И многие родители, веря этой ханжеской убежденности, в итоге воспитали абсолютно бесчувственных потомков - во всех отношениях, а не только в плане секса. Дети выросли с проблемами в оценке собственной внешности, не умели любить ни себя, ни других, а в интимных отношениях были напрочь лишены чувственности, представляя секс лишь как набор грубых однообразных действий. На самом же деле ребенок по жизненным показаниям нуждается в том, чтобы родители его целовали, тискали и нежно обнимали. В конце концов, таким образом он тоже ощущает себя любимым, нужным и значимым. А это очень важно почувствовать с самого детства.

Разумеется, все хорошо в меру, и вовсе не требуется зацеловывать и заласкивать ребенка. Но когда он просится на ручки - это вовсе не значит, что он капризничает. Просто детям иногда очень нужно почувствовать тепло и ласку родительских рук. И оттолкнуть его в это время - значит лишиться доверия ребенка, а порой и его любви. Еще сложнее тем родителям, которые "ради детей" отказались от собственной сексуальной жизни: об этом мы только что говорили. Часто они мотивируют свой отказ тем, что, пока они будут миловаться вдвоем, ребенок будет чувствовать себя одиноким и заброшенным, особенно если он единственный. Однако это совершенно не так: ребенок в семье родителей, между которыми есть мир и любовь, не чувствует себя обделенным. Он гораздо лучше адаптируется в окружающем мире, чувствует себя в нем более уверенно и поэтому может в достаточной мере занять себя сам. Более того: каждому ребенку время от времени надо побыть в одиночестве. Поэтому постоянно навязывать детям родительское общество необязательно. Однако если родители испытывают трудности в собственном общении, в том числе в интимном, если находиться вдвоем для них - мука мученическая, тогда, конечно, им ничего не остается, как то и дело дергать своего ребенка. Такие родители, рассказывая ребенку о сексе, столкнутся с трудностями, о которых не подозревали до сих пор. Разве слепой человек может рассказать, как красочен и разнообразен окружающий мир? Точно так же родители, в собственной жизни которых нет практически никакого секса, не смогут соответствующим образом информировать детей. Это будут либо сухие отговорки, либо другая крайность - безудержное смакование, причем иногда на бессознательном уровне: лишенные реального секса, родители будут рады возможности хотя бы поговорить об этом... с собственным ребенком. И могут рассказать больше чем нужно.

Диагностика полоролевого развития ребенка

  1. Выявление знаний детей о своих настоящих и будущих половых ролях, особенностей восприятия ребенком себя как представителя определенного пола (Беседа «Я – мальчик, я – девочка»).

  1.  Выявление знаний об особенностях полоролевого поведения мальчиков и девочек («Продолжи историю»).

  1.  Изучение особенностей эмоционально-ценностного отношения к себе как к представителю определенного пола (тест «Нарисуй человека»).

  1.  Выявление особенностей полоролевого поведения в различных видах детской деятельности (наблюдение за поведением ребенка).

Игровые занятия-тренинги с детьми 5-7 лет «Развитие полоролевой идентичности»

Цель:  

  1.  Развитие адекватных способов маскулинного и феминного поведения.
  2.  Формирование позитивного принятия ребенком себя как представителя определенного пола.
  3.  Формирование положительного отношения к своей настоящей и будущей социальной половой роли в семье и обществе.

I блок – «Кто я: мальчик, девочка?»

- Развитие представлений ребенка о своем поле и формирование позитивного принятия своего пола.

II блок – «Какой я мальчик? Какая я девочка?»

- Формирование у детей знаний о мужских и женских качествах и способах адекватного им поведения.

III блок – «Мужчина и женщина в семье и обществе»

- Развитие у детей представлений о социальных функциях мужчин и женщин и желания подражать позитивным формам мужественного или женственного поведения.

IV блок – «Я сегодня и в будущем»

- Обогащение представлений детей об их настоящих и будущих социальных ролях в обществе и семье, формирование положительного к ним отношения и развитие потребности вести себя адекватно социально принятым полоролевым функциям.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Психологический портрет мальчиков и девочек

Девочки

Мальчики

В центре внимания – человек и сфера его непосредственного бытия: взаимоотношения между людьми, предметы потребления (одежда, утварь); их чаще привлекают домашние дела. Пространство, представляющее интерес, невелико, но тщательно проработано, отражено в сознании.

Сфера интересов – связана с высокой двигательной и познавательной активностью. Восприятие пространства не ограничено – охватывает как горизонтальные, так и вертикальные взаимосвязи. Интересуется полетами в космос, приключениями, путешествиями. Но многие детали из непосредственного недостаточно отражены в сознании, поэтому в быту беспомощны. Проявляют меньше интереса к домашним делам, хуже приучаются к самообслуживанию.

Больше склонны к попечительской деятельности: ухаживать, нянчить, проявлять заботу, поучать, наставлять, критиковать младших братьев или сверстников, порой утрачивая чувство меры.

Нет склонности опекать, обучать и наставлять младших, в особенности сестер и девочек вообще.

Лучше чувствуют и понимают назначение вещи, ее пользу в быту.

Отчетливо выражена склонность к преобразующей и конструктивной деятельности.

Девочки

Мальчики

Игры опираются на ближнее зрение: дети раскладывают перед собой «богатства» - кукол, украшения – и играют в ограниченном прост-ранстве, в уголке.

Игры чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используя все предоставленное им прост-ранство. Если горизонтальной плоскости недостаточно, они осваивают вертикальную: лестницы, деревья и другие предметы.

В конструктивных играх чаще действуют по образцу: строят не города, а дом, зато с мебелью, предметами быта, различными украшениями.

В конструктивных играх проявляют больше изобретательности. Они строят города, железные дороги, уделяя внимание самим сооружениям. Чаще встречаются свободные конструкции, проекты.

Как правило, используют игрушки по назначению, делая ошибки в применении лишь по незнанию. Сломанную игрушку отбрасывают в сторону как негодную вещь.

Лучше понимают и больше интересуются устройством вещей. Знакомство с игрушкой часто начинается или заканчивается с «изучения» ее устройства. Могут приспосабливать игрушку для различных целей, использовать не по назначению, сознательно находя ей неожиданные применения.

Девочки

Мальчики

Нравственные понятия формируются раньше. Они более конформны, лучше приспосабливаются к обстоятельствам, быстрее находят свое место при различных переменах, легче вписываются в новую обстановку. Более чувствительны к межличностным отношениям.

Весьма самолюбивы и обидчивы, более чувствительны к критике. У них чаще наблюдаются повышенный интерес к собственной внешности и яркая реакция  на ее оценку другими людьми; результатом которой могут стать различные ложные идеи о своей физической неполноценности.

Менее склонны придерживаться установленных рамок, границ, чаще их переступают – не из сознательного стремления нарушить запрет или неуважения к старшим, а из свойственной представителям мужского пола склонности к активной, преобразующей деятельности. В условиях строгой регламентации эти особенности могут приводить к нарушениям детьми распорядка, норм поведения.

Чаще склонны апеллировать к взрослым, жаловаться на мальчиков.

Реже апеллируют к старшим, реже жалуются.

Склонны верить авторитетам, опираться на авторитет в затруднительных случаях. Они более исполнительны, часто им достаточно просто внушить, что «так надо».

Преклонение перед авторитетом менее характерно. Они должны сами убедиться в необходимости опре-деленных действий.

Девочки

Мальчики

Период включения в деятельность на занятиях короче, чем у мальчиков. Руку поднимают реже, хотя отвечают правильно. Отвечая, смотрит в лиц воспитателю, ожидая подтверждения правильности ответа.

Чаще задают вопросы типа «А вы к нам еще придете?», т.е. более ориентированы на установление контакта со взрослым. Склонны к предметно-оценочной речи, в ней преобладают имена существительные и прилагательные, отрицания и утверждения.

«Раскачиваются» дольше. Чаще поднимают руку, не боятся ошибиться. Отвечая, мальчик смотрит на стол, в сторону или перед собой.

Чаще задают вопросы типа «А что мы сейчас будем делать?», т.е. более ориентированы на получение информации. Словарный запас включает больше слов, обозначающих предметы, не используемые в быту, и общие понятия. В речи преобладают глаголы и междометия.

Умственные способности мальчиков и девочек в целом равны.

Более внушаемы, менее решительны в действиях. У них нет целостного восприятия предмета. Лучше выполняют задания типовые, шаблонные, особенно когда требования к исполнительской цели задания высоки. Как правило, менее точно передают события, происшествия, порой не в состоянии объективный ход событий от собственных переживаний в этот момент. Больше обращают внимание на личностную сторону дела.

Раньше развивается способность вычленять главное. Больше склонны к обобщениям, менее конкретны. Лучше выполняют поисковую деятельность, предлагают новые идеи, нестандартные способы решения. Лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу, но качество исполнения, аккуратность или точность оформления нередко не соответствуют требованиям воспитателя, за что могут получить низкую оценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Полоролевое воспитание дошкольников средствами моделирования

Использование моделей в полоролевом воспитании является одним из эффективных средств в работе с детьми....

Технология полоролевого воспитания дошкольников

Данная презентация необходима воспитателям для практической работы, в ней отражено планирование и игровой материал....

Сообщение для родителей «Полоролевое воспитание дошкольников»

Все мы хотим своим детям счастья в личной жизни.Хотим вырастить мужественных юношейи очаровательных девушек.И никак не наоборот. Наверное, нет родителейкоторые бы всерьез не задумывалисьнад проблемой ...

Рекомендации родителям по полоролевому воспитанию дошкольников

Как воспитать рыцаря и леди? Предлагаю общие рекомендации по полоролевому воспитанию дошкольников....

«Полоролевое воспитание дошкольников»

«Полоролевое воспитание дошкольников»...

Презентация "Формы работы с родителями по полоролевому воспитанию дошкольников в семье"

Презентация освещает формы работы по полоролевому воспитатнию дошкольников во взаимодействии с семьей (с целями, задачами и примерами)....

Проект «Современные культуросообразные технологии полоролевого воспитания дошкольников (гендерное воспитание)» в подготовительной группе

Цель проекта:  Формирование гендерной идентичности у детей в условиях ДОО.Задачи: 1. Сформировать у детей представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к опр...