Из опыта работы в мини-музее группы №10 «Земляничка». «Музей идет в детский сад»
методическая разработка (старшая группа) по теме
В нашей группе по результатам анкетирования и опроса родителей воспитанников группы был создан мини-музей «Рязанская горенка». Родители и сами оказались активными помощниками в создании мини-музея группы. Также посильную помощь нам оказала Чиенева Татьяна Викторовна – руководитель ИЗОстудии нашего детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_v_mini.docx | 854.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы в мини-музее группы №10 «Земляничка».
«Музей идет в детский сад»
В нашей группе по результатам анкетирования и опроса родителей воспитанников группы был создан мини-музей «Рязанская горенка». Родители и сами оказались активными помощниками в создании мини-музея группы. Также посильную помощь нам оказала Чиенева Татьяна Викторовна – руководитель ИЗОстудии нашего детского сада.
Вот что у нас получилось.
В рамках воспитательно-образовательной деятельности в мини-музее группы мы используем различные формы работы с детьми.
- Проведение занятий по познавательной деятельности.
- Кружковая работа.
- Консультации для родителей.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Разучивание рязанских народных считалочек (с использованием картотеки «Рязанские народные считалочки»).
- Разучивание рязанских народных игр (с использованием картотек «Рязанские народные игры», «Хороводные игры»).
- Экскурсионная деятельность.
- Проведение развлечений по народному календарю.
- Проведение интерактивных занятий на базе дома-музея им. И.Павлова.
После интерактивного занятия.
- Мама Насти Д.: « Настя, тебе понравилось?».
Настя: «Очень!»
Мама: «Может, тебя в большой музей сводить?»
Настя: «Да!»
- На следующий день.
Мама Полины А. спрашивает дома: «Полина, тебе понравилось в музее?»
Полина: «Не просто понравилось, а просто супер!»
Мама Полины А.: «Оксана Анатольевна, Вы уж на Рождество пораньше закажите, будем ждать!»
- Спустя месяц, Ваня Ш. (восторженно): «Оксана Анатольевна, а я в музей ходил!»
Оксана Анатольевна: «Да?! Здорово, в какой?»
Ваня Ш.: «А в какой мы с вами ходили!»
Оксана Анатольевна: «А с кем же ты ходил теперь?»
Ваня Ш.: «А мы с мамой ходили! Даже на втором этаже были!»
Оксана Анатольевна: «Расскажешь всем ребятам, что видел?»
Ваня Ш.: «Да! Там было очень интересно!»
И мы с ребятами перед ужином сели на ковер, а Ваня отвечал на вопросы заинтересованных детей.
Проведение интерактивных занятий на базе дома-музея им. И.Павлова с детьми в семейной аудитории вызвало бурную положительную реакцию. Мы считаем проведенную работу хорошим заделом для широкого развития музейной педагогики в нашей группе. Надеемся, что у местных жителей и наших воспитанников будет сформирована потребность посещать музеи нашего города, у которого богатое историческое прошлое.
Консультация для педагогов.
Музейная педагогика является особым видом педагогической практики, но в дошкольном образовании она стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Эта форма организации обучения соединяет в себе учебный процесс с реальной жизнью и обеспечивается детьми через непосредственное наблюдение и знакомство с предметами и явлениями.
Изначально музейная педагогика подразумевала, прежде всего, сотрудничество детского сада и музея, организацию экскурсий в музеи разной направленности. Сотрудники музеев разрабатывали специальные экскурсии для дошкольников, организовывали различные мероприятия. В настоящее время в дошкольной музейной педагогике активно развиваются два крупных направления:
- сотрудничество ДОУ с музеями;
- создание и использование мини-музеев в детском саду.
Можно выделить ряд характерных отличий детского музея от традиционного:
- его главная задача — просветительская, а значит, в нем могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники и ценные экспонаты;
- это игровое или интерактивное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, по своему выбору, с учетом собственных интересов и возможностей;
- музей ориентирован на детей определенного возраста, на семью и ДОУ.
Согласно мнению А.М. Вербенец, музей играет особую роль в приобщении детей к искусству, развитию творческих навыков и субъектных проявлений личности ребенка [1, с. 19].
Наиболее известная на настоящий момент и широко апробированная музейно-педагогическая программа — «Здравствуй, музей!», авторами которой являются А.М. Вербенец, Б.А. Столяров, А.В. Зуева и др. К ней прилагаются тетради для творческих работ «Мы входим в мир прекрасного», ориентированные на художественно-эстетическое развитие детей 5—7 лет [2, с. 3]. Система заданий, игр и упражнений помогает подготовить ребенка к восприятию экспонатов
художественного музея, познакомить с основами языка изобразительного искусства, учить создавать выразительные и интересные образы.
Система диагностических заданий направлена на выявление особенностей развития художественного восприятия, эстетических предпочтений, интересов к искусству, а также особенностей представлений детей о видах, жанрах искусства, некоторых средствах выразительности.
Система педагогических наблюдения в условиях музея помогает разработать экскурсии с учетом возраста и проявления у детей эстетического отношения [3, с. 182]. При этом следует учитывать следующие моменты:
В силу возраста и непроизвольного внимания, которое доминирует в дошкольном возрасте, дети чаше отвлекаются на более яркие картины, на картины с крупным изображением.
Детям необходимы более быстрые переходы, так как они не могут надолго концентрировать свое внимание на объектах наблюдения.
Необходимо вносить поисковый способ организации знакомства с музейными предметами, например, с серией картин.
Дети достаточно быстро теряют интерес, в связи с чем рекомендуется чередовать пассивный осмотр и активным обсуждением.
Современному ребенку необходимы поощрения в виде небольшого предмета (открытки, наклейки и пр.), который он может вынести из музея. Предоставить его как доказательство своей успешности родителям, детям в группе, а для педагога это может являться неким методом оценки результатов детей.
Ни для кого не ново, что люди делятся на визуалов, которые видят мир, образы, изображения; аудиалов — слышат его; кинестетиков — чувствуют. С помощью трех типов восприятия мы принимаем решения о том, как реагировать на все происходящее вокруг нас. Поэтому типы восприятия также можно назвать типами мышления. Конечно, система визуально/аудиально/кинетического типов мышления представляется несколько упрощенной, никто из взрослых людей не воспринимает реальность с помощью лишь одного типа. Следует скорее говорить о более
предпочтительном типе мировосприятия/мышления, который он использует, но ребенок не волен выбирать тип своего мышления, но и начинающему музейному
педагогу сложно быстро определить тип мышления. Наоборот, опытный педагог с помощью длительного наблюдения легко сделает верные выводы.
Для улучшения восприятия можно предложить:
- использование на экспозиции раздаточный материал в виде кусочков материи, дерева, глины и пр.
- аудиозаписи звуков природы, птичьего пения и др.
Также хочется отметить необходимость объединения рассматривания объектов культурного наследия с использованием игровых элементов, в процессе которого происходит накопление эстетического, чувственного опыта и активной деятельности, именно продуктивной, сразу после экскурсии. Для детей важен процесс созидания, творчества.
Музейные занятия должны характеризоваться многогранностью и сложностью концептуальных решений, остротой и яркостью своего пластического выражения, сближая экспозиционный жанр со спецификой театрального действа, с неким сценографическим построением музейной среды, которая все в большей степени становилась бы игровой;
- пробуждать вдохновение, порождать надежду и давать глубокий эмоциональный заряд;
- привносить в экспозицию динамику с привлечением современных технических средств.
Таким образом, современные музейные педагоги активно разрабатывают интересные формы работы с аудиторией, превращающие пассивных созерцателей в активных деятелей:
- музейные занятия и праздники в музее, творческие студии и мастерские (к примеру, на таких занятиях дети совместно с родителями изготавливают игрушки);
- ролевые экскурсии и игровые методы;
- экскурсионные дни в рамках традиционного фестиваля музейных программ, который базируется на идее интерактивности музейного пространства (дети выполняют различные задания, открывают «тайны» предметов);
- разнообразные интерактивные программы, предлагаемые крупнейшими музеями России и мира;
- мультимедийные программы для детей, созданные многими музеями России.
Все это способствует корректировке используемых музейным педагогом методов и приемов, активному проявлению эстетического отношения детей к окружающему миру, искусству и посещению музеев.
Список литературы:
1.Вербенец А.М. Развитие творческих проявлений у старших дошкольников средствами музейной педагогики // Детский сад от А до Я. — 2010 — № 6.
2.Гарькуша С. Здравствуй, музей! Работа с родителями по музейно-педагогической программе // Дошкольное воспитание. — 2012. — № 2.
3.Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов ДОУ, музейных педагогов и студентов / А.М. Вербенец, Б.А. Столяров, А.В. Зуева и др. — СПб., 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Создание картинной галереи в мини-музее в группах детского сада" (консультация для воспитателей)
Что такое мини-музей в детском саду?...
Консультация для воспитателей детского сада "Мини-музей в группе детского сада"
Консультация для воспитателей по организации мини-музея в группе детского сада....
мини-музей в группе детского сада "Осеннии антазии"
«Осеннии фантазии».Осень прекрасная пора!Осень - пора сбора урожая.Осень скверы украшаетРазноцветною листвой.Осень кормит урожаемПтиц, зверей и нас с тобой.И в садах, и в огороде,И в лесу, и у водыПри...
Перспективный план работы в мини-музее «Затерянный мир» подготовительная группа
Перспективный план работы в мини-музее подготовительная группа...
Из опыта работы в мини – музее группы «Земляничка».
Данный материал поможет работникам дошкольного образования пополнить свою методическую капилку при работе в мини -музее....
Мини музей в группе детского сада
Создание мини музея "Из прошлого в настоящее", знакомство детей со временем...
Программа дополнительного образования "Интерактивный проект "Русская изба", работа в мини-музее МБДОУ "Детский сад "Снежинка"
Цель программы: Приобщение детей ко всем видам национального искусства. Задачи:1. Познакомить дошкольников с видами русского фольклора (сказки, пословицы, потешки, хороводы).2. Позна...
Комментарии
отлично
отлично