занятие по окружающему миру в средней группе" Мир насекомых"
рабочая программа (средняя группа) на тему

Курапова Ирина Викторовна

В своём материале я достаточно просто, интересно и увлекательно ввожу детей в мир природы, а именно - в мир насекомых.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_nasekomyh.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованного вида деятельности.

Тема данного занятия: «Мир насекомых»

Возрастная группа:  _средняя группа

Фамилия Имя Отчество педагога:  _Курапова Ирина  Викторовна

Занимаемая должность: воспитатель

Образовательное учреждение:  МБДОУ «ЦРР -  д/с № 1 «Ручеёк»

Схема конспекта организованного вида деятельности

Этапы работы

Содержание этапа

1. Организационный момент, включающий:

• постановку цели, которая должна быть достигнута в данном

организованном виде деятельности;

• определение задач, которых педагог хочет достигнуть в кон-

тексте поставленной цели;

• описание методов организации деятельности воспитанников на

организационном этапе, настроя на предстоящую деятельность,

предмета и темы деятельности (с учетом реальных особенностей

детского объединения, с которым работает педагог).

Данное занятие начинается с приветствия:

« Здравствуйте, ребята!» и сюрпризного момента ( сообщение о путешествии в лес)

Звучит музыка со звуками леса.

В колонне по одному дети идут друг за другом, выполняя следующие задания: «Тропинка» «Копна» «Кочки» -

Построение в круг (на полянке цветы с загадками).

- Мы вышли на чудесную солнечную полянку и, если прислушаться и посмотреть вокруг, то можно заметить, что мы здесь не одни.

Это занятие направлено на развитие двигательных умений и навыков дошкольника.

С целью формирования мотивации на предстоящую деятельность детям задаются вопросы: « Каких насекомых вы знаете? Когда появляются насекомые? Где живут насекомые? Чем отличаются насекомые от птиц? Что случится, если не будет насекомых?»

В течении всей организованной деятельности используется похвала как отдельного ребёнка, так и всей группы.

2. Подготовка к освоению программного материала через

актуализацию опорных знаний, включающая:

• определение целей и задач, которые педагог ставит перед собой на данном этапе деятельности;

• описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

• описание критериев достижения целей и задач данного этапа

деятельности;

• определение возможных действий педагога в случае, если ему не удается достигнуть поставленных целей;

• описание методов организации совместной деятельности вос-

питанников с учетом особенностей детского объединения, с которым работает педагог;

• описание методов мотивирования (стимулирования) познавательной активности воспитанников в ходе этапа.

 С целью формирования представлений детей о насекомых, их внешнем виде, повадках, среде обитания  воспитатель в роли божьей коровки  отгадывает с детьми загадки о насекомых, живущих  в этом лесу. После ответа показать карточку с изображением насекомого.

Молодцы, ребятки! Все загадки отгадали. А как можно назвать одним словом  жителей моей полянки? (НАСЕКОМЫЕ)

Если это всё насекомые, значит, они должны быть чем-то похожи. Расскажите, что у них общее ( живые, маленькие, шесть лапок-ножек, летают, есть усики, с помощью которых они пробуют пищу, чем питаются…и т.д.)

Затем проводится дидактическая игра « Четвёртый лишний»-

это позволит активизировать умственную деятельность детей.

Для совершенствования  диалогической речи детей и умения участвовать в беседе воспитатель предлагает детям вопросы:

Можно ли ловить бабочек и других  насекомых? Почему?

Будет ли насекомое летать, если у него будет сломано крылышко? Зачем они прилетают к цветам? Чем полезны бабочки? Чем они вам нравятся? Какие насекомые самые трудолюбивые?.Кто в лесу строит муравейник?

Какую пользу приносят муравьи лесу и людям?

•Как называется дом, который люди строят для пчёл? Когда пчёлы танцуют? .Почему стрекозу называют хищницей?

Чем поёт кузнечик? О чем говорит птицам красная спинка божьей коровки? На кого охотится божья коровка?

Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы?

Зачем молодые паучки отправляются в воздушные путешествия? Всё правильно рассказали. Но ведь каждое насекомое имеет свою необычную окраску. Почему кузнечик зелёного цвета?(ответ) А у жуков спинки коричневые или чёрные?(ответ)А от кого они прячутся? (ответ) Правильно.

В конце этой части занятия проводится  физминутка « Кто как двигается ?». Детям предлагается показать движения насекомых. Это позволит снять утомляемость и настроить детей на следующую часть занятия.

3. Ознакомление с новым материалом. Данный этап предполагает:

• постановку конкретной обучающей цели и задач;

• изложение основных положений нового материала, который

должен быть освоен воспитанниками;

• описание форм и методов изложения (представления) нового материала;

• описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности воспитанников с учетом особенностей детского объединения, в котором работает педагог;

• описание критериев определения уровня внимания и интереса

воспитанников к излагаемому педагогом материалу;

• описание методов мотивирования (стимулирования) познавательной активности воспитанников в ходе освоения нового материала.

Третья часть занятия начинается с использования метода «создание проблемной ситуации». Воспитатель в роли божьей коровки рассказывает, что в лесу наступил вечер, а насекомые не успели дойти досвоего дома. Детям предлагается разделиться на две группы, у первой группы детей в руках картинки с насекомыми, а у второй- картинки с их средой обитания..Проводится дидактическая игра «Кто где живёт?» Это позволит сформировать дополнительные знания о среде обитания насекомых , о том, что человек часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её, а а также поможет развивать монологическую  форму речи.

4. Первичное осмысление и закрепление материала на прак-

тике, предполагающее:

• постановку конкретной цели и задач для данного этапа;

• описание форм и методов достижения поставленных задач в

процессе закрепления нового материала с учетом индивидуаль-

ных особенностей воспитанников, с которыми работает педагог;

• описание критериев, позволяющих определить степень усвоения воспитанниками нового материала;

• описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть воспитанников не освоила новый материал.

.Для закрепления полученных знаний на занятии воспитатель проводит игру «Какую пользу приношу?». Дети выбирают себе шапочки насекомых и от имени выбранного насекомого рассказывают, какую пользу природе они приносят.

Цель игры: закрепление полученных знаний в игровой ситуации, активизация малоактивных детей.

5. Подведение итогов организованного вида деятельности,

включающее:

• описание методов мотивирования (стимулирования) познавательной активности воспитанников в процессе их самостоятельной деятельности;

• определение результатов, которые достигли воспитанники в

ходе организованного вида деятельности.

Для закрепления полученных в ходе занятия знаний, при организации свободной художественной деятельности детям можно предложить нарисовать понравившихся им насекомых.

В ходе прогулки поиграть в игру «Узнай по описанию»., провести наблюдение за насекомыми на участке.

Провести игру « Собери картинку» ( изображение насекомого, разрезанное на 4 части)

Для чтения -прочитать рассказ «Приключения муравьишки»

А. Бианки