Организация работы с родителями старших дошкольников по соблюдению прав ребенка
материал (подготовительная группа) по теме

Чегодаева Елена Анатольевна

В дошкольном возрасте у детей закладываются основы будущей личности, ус­ваиваются ценности общества, в котором они живут. Задача педагогов - помочь де­тям осознать свои права, а также разъяснить родителям права и обязанности по от­ношению к ребенку.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность темы

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.

Человечество не осталось равнодушным к проблемам детей, и в 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. Не получая квалифицированной педагогической помощи, родители в воспитании детей руководствуются воспоминаниями о собственном детстве и пользуются стихийными источниками информации — советами друзей, соседей, других родителей. Поэтому они не в состоянии справиться со многими трудностями, связанными с поведением ребенка.

У большинства родителей вызывают отчаяние те или иные отрицательные проявления в поведении ребенка. При этом, не зная, как вести себя в трудных ситуациях, родители используют телесные наказания, угрожают детям, запугивают их и проявляют чрезмерную строгость. Лишь незначительная часть родителей испытывают раскаяние, большинство же не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить причину переживаний, считая их беспредметными и немотивированными. Многие родители не понимают, что дети постоянно нуждаются в защите и любви с их стороны, что уверенность в себе и своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение у детей формируются, прежде всего, в семье.

Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Установлено, что у всех подростков, больных неврастенией, основной причиной развития заболеваний явились нарушения внутрисемейных отношений в период дошкольного детства.

Концептуальность

Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение с детьми, их оскорбление или эксплуатацию.

Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от различных негативных последствий, ведь в слабых руках малыша наше будущее. Сейчас на защиту прав и достоинств маленького ребенка могут встать дошкольные образовательные учреждения.

Для того, чтобы педагоги дошкольных образовательных учреждений могли в своей работе с детьми и родителями реализовать идеи Конвенции о правах ребенка в полной мере, потребовалось проведение специального исследования во многих странах мира. В законе РФ «Об образовании», семейном кодексе РФ определены обязанности родителей, педагогов, образовательного учреждения в вопросах образования и воспитания. Они являются равноправными участниками образовательного процесса, следовательно, их педагогическое воздействие должно быть согласованным и совместным.

На основе анализа имеющейся современной педагогической литературы, программ можно отметить, что содержание правового воспитания детей старшего дошкольного возраста достаточно разработано, имеется такая методическая литература, как: «Беседы об ответственности и правах ребенка», «Ознакомление старших дошкольников с конвенцией о правах ребенка», «Беседы о правах ребенка», «Знакомим дошкольника с конвенцией о правах ребенка», и другие. Но недостаточно разработаны рекомендации для воспитателя, формы и содержание работы с родителями старших дошкольников работу по правовому воспитанию детей, отсутствуют рекомендации воспитателям для проведения такой работы.

Таким образом, существует противоречие между международными и Российскими законодательными актами необходимостью совместной работы воспитателя и родителей по реализации прав ребенка и отсутствием разработанных методических рекомендаций по реализации прав ребенка на защиту и помощь в семье.

Концепция правового воспитания 

Разработка Концепции осуществляется в рамках реализации Программы развития учреждения  и утверждается на заседании педагогического совета.

Концепция  является методической основой для организации правового воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях. В Концепции сформулированы основы организации правового воспитания, его цель, задачи,  принципы, роль воспитателей и родителей по воспитанию правовой культуры в современных условиях, предполагаемые результаты.

Основной целью Концепции является определение места и роли правового воспитания у детей дошкольного возраста как важнейшего направления деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения.

Концепция ориентирована на переоценку ряда представлений в области правового воспитания и создание условий для инновационных тенденций в организации, формах и методах практической деятельности педагогов по формированию правового сознания детей дошкольного возраста.

Концепция имеет открытый характер, опирается на демократические принципы. Предполагается участие в ее совершенствовании и развитии детей, педагогов и родителей.

По мере реализации системы правового воспитания отдельные положения Концепции могут уточняться и конкретизироваться.

Цель

правового воспитания – развитие социально активной личности, правового мышления и  сознания, привычки действовать в соответствии с законами.

Цель достигается совместными усилиями педагогов и родителей.

На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

  1. утверждение в обществе и сознании детей правовых взглядов и убеждений;
  2. создание и обеспечение  реализации в решение правовых проблем;
  3. воспитание детей в духе уважения законности, нормам общественной жизни, создание условий для обеспечения реализации прав ребенка;
  4. формирование активной социальной позиции, умение разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, произвольно контролировать свое поведение и управлять им.   

Гипотеза

Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления.

Преподавание нового курса предполагает использование преемственности и взаимовлияния педагогических  идей выдающихся ученых и педагогов различных стран, выявление закономерности прогрессивного развития педагогической мысли, которая, несмотря на всю ее древность, способна возрождаться и обновляться в каждую эпоху.

Усвоение прав ребенка пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, к системе потребностей, интересов, что само по себе плодотворно, ибо приучает к интроспекции, служит одной из психологических основ самосовершенствования.

Правовое воспитание, основанное на включение ребенка в естественные виды деятельности:

  1. дидактические игры, создаваемые педагогом вместе с детьми;
  2. изобразительная деятельность, которая помогает почувствовать познаваемое, отобразить свое видение;
  3. игры-драматизации;
  4. конкретные поступки и ситуации…

будет способствовать формированию правовой культуры, развитию чувства ответственности, способности принимать решения, искать и находить содержательные компромиссы, что является основой развития гуманистического начала, глобального мышления.

Прогнозируемая новизна опытно-экспериментальной работы состоит в том, что будет отработана и обоснована педагогическая модель правового воспитания в дошкольном образовательном учреждении, а также всесторонне проверена в ходе экспериментальной работы на базе группы.

Принципы правого воспитания 

Принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу учреждения по правовому воспитанию;

Принцип адресного подхода в формировании права, предполагающий использование особых форм и методов работы, с учетом каждой возрастной группы. Он указывает на разно уровневую включенность в правовое воспитание детей, семьи и ближайшего окружения.

Принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения детей и их ценностных установок, ориентированных на правовые нормы поведения.

 Эти принципы взаимосвязаны и  реализуются в единстве.   

Методика исследования:

1. Изучение теоретических источников по теме опытно-экспериментальной работы.

2. Анализ, обобщение массового и передового опыта по правовому воспитанию дошкольников.

3. Педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование педагогов детского сада, детей, родителей.

4. Системный анализ результатов правового воспитания детей в дошкольном учреждении.

 Оценка результативности правового воспитания осуществляется на основе использования системы объективных критериев, т.е., включает целенаправленность процесса и его системный характер; обоснованность методов и использование современных технологий. Основным критерием результативности является уровень сформированности правой культуры как одной из характеристик личности, проявляющейся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно - значимом поведении и деятельности детей.

Ведущими показателями качественного анализа сформированности правовой культуры у дошкольников являются когнитивно - познавательный, мотивационно - ориентировочный и поведенческий компоненты. В своем развитии все они тесно связаны между собой, поскольку в характеристике данного личностного образования  рассматриваются как единое целое,  позволяющее всесторонне оценивать результаты правового воспитания детей.

Построение процесса  правового воспитания, таким образом, позволяет прогнозировать его эффективность.

Ожидаемые результаты 

В результате целенаправленного  правового воспитания должны быть сформированы у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:  

- активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность; 

- формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;  

- позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе,   (ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им; 

- обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;  

- пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования. 

Научно-методическое обеспечение

1. Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями: семинары-практикумы, занятия, игры / авт.-сост. Т. А. Харитончик. - Волгоград: Учитель, 2009.-228 с.

В дошкольном возрасте у детей закладываются основы будущей личности, усваиваются ценности общества, в котором они живут. Задача педагогов - помочь детям осознать свои права, а также разъяснить родителям права и обязанности по отношению к ребенку.

Представленные в пособии нормативно-правовые и организационные материалы, деловые игры, семинары-практикумы, рекомендации для воспитателей и родителей, разработки занятий окажут существенную помощь руководителям ДОУ в организации и управлении деятельностью педагогического коллектива по защите прав ребенка; позволят определить структуру, содержание и методы работы по формированию правовой культуры всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Пособие адресовано руководителям, воспитателям, социальным педагогам ДОУ.

2. Педагогические советы  /  авт.-сост. И. М. Бушнева [и др.]./ - Волгоград: Учитель, 2010.

Пособие содержит разработки педагогических советов по актуальным темам, затрагивающим различные стороны образовательного и воспитательного процесса в ДОУ: развитие речи и формирование культуры чтения, взаимодействие педагогов и родителей по сохранению психического и физического здоровья детей, гражданско-правовое воспитание дошкольника.

Представленные материалы, необходимые для организации педсовета (тезисы основного доклада, рекомендации по проведению деловых совещаний, сценарии деловых игр, анкеты, консультации для родителей), будут полезны руководителям ДОУ, работающим над проблемой совершенствования методического мастерства педагогов и повышением качества образовательных услуг.

Предназначено руководителям и методистам дошкольных образовательных учреждений.

3. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 5-7 лет. / авт.-сост. Журавлева Л. С./ — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 144 с.

В данное пособие включены конспекты занятий по экологии и ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста, а также дополнительные материалы: стихи, пословицы, загадки.

Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений.

4. Беседы о правах ребенка. Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2008.—144 с. (Вместе с детьми).

В пособии представлены конспекты занятий, посвященных, правам ребенка.

Занятия, построенные в форме бесед, сопровождаются стихами, сказками, рассказами, вопросами, помогающими лучше усвоить предлагаемый материал.

В доступной, интересной форме дети узнают о праве ребенка на воспитание в семье и образовательных учреждениях, о правах на охрану физического, психического, духовного и нравственного здоровья.

Материал пособия адресован воспитателям ДОУ, учителям, гувернерам и родителям.

5. Толерантность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации/ авт. Макарова Т.В., Ларионова Г.Ф./ - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 80 с: илл. - (Программа развития).

В данном пособии представлены конспекты занятий, направленных на воспитание основ толерантности и правовой культуры детей 5-7 лет. Разнообразие форм и методов воспитательно-образовательной работы (игры, праздники и развлечения, чтение художественной литературы, изобразительные и другие виды деятельности) допускает широкую вариативность их использования как в образовательных учреждениях, так и дома.

Адресовано воспитателям, методистам и педагогам ДОУ, а также родителям. Материал будет интересен студентам дошкольных отделений и факультетов педагогических вузов и колледжей.

6. Доронова Т.Н. и др. - Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: пособие для работников дошк. образов. учреждений-М.: Просвещение, 2006

7. Калинина Л.В. - Изучаем права вместе с любимыми персонажами.-«Ребенок в детском саду». - №3, 2008, с. 39-45

8. Борисова О. Журнал «Ребенок в детском саду»: Правовое образование дошкольников. №4, 2002, с. 77.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями старших дошкольников по соблюдению прав ребенка.

В  статье изложен  материал  по  соблюдению прав ребёнка в  семье. Так же предложен  план  работыс родителями по правовому воспитанию, организационно-просветительска...

Консультации для родителей старших дошкольников по соблюдению правил дорожного движения "Воспитываем пешехода".

Дать рекомендации родителям о совершенствовании культуры поведения детей на улице и в транспорте....

«Современные подходы по организации работы с родителями дошкольников по соблюдению прав ребенка»

Проект по правовому воспитанию детей дошкольного возраста и их родителей. Сегоднешние дети - это будующее нашей страны. Блогополучие граждан возможно лишь в цивилизованном правовом государстве. Данная...

Методическая разработка: «Рекомендации воспитателям по организации работы с родителями дошкольников по соблюдению прав ребенка»

Существует противоречие между регламентированной международными и Российскими законодательными актами необходимостью совместной работы ДОУ и родителей по реализации прав ребенка и отсутствием разработ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «ВОСПИТЫВАЕМ ПЕШЕХОДА»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «ВОСПИТЫВАЕМ ПЕШЕХОДА»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «ВОСПИТЫВАЕМ ПЕШЕХОДА»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «ВОСПИТЫВАЕМ ПЕШЕХОДА»...