Мастер-класс "Родословная в детском саду: история и образ семьи"
методическая разработка по теме

Цель: научить педагогов использовать прием составления образа семьи как первоначальный этап ознакомления детей старшего дошкольного возраста с семейной родословной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_tani.doc46.5 КБ
Office presentation icon master-klass_muravevoy_t.yu_.ppt2.95 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Родословная в детском саду: история и образ семьи»

Муравьева Татьяна Юрьевна, воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ «Сернурский детский сад общеразвивающего вида «Ромашка».

Цель: научить педагогов использовать прием составления образа семьи как первоначальный этап ознакомления детей старшего дошкольного возраста с семейной родословной.

Ход:

- Здравствуйте, уважаемые коллеги.

1 слайд: Тема моего мастер-класса звучит так: «Родословная в детском саду: история и образ семьи». Я не случайно выбрала эту тему, так как, работая по формированию положительного отношения к родному дому у детей дошкольного возраста нельзя обойтись без главного в жизни ребенка – его семьи.

2 слайд: в дошкольной педагогике семья, как правило, рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребенка. Детский сад оказывает помощь родителям в воспитании детей в процессе взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. Однако в рамках этой деятельности не всегда можно сформировать у дошкольников адекватные представления о семье. Детей необходимо знакомить с семьей как с явлением общественной жизни, основным социальным институтом, ее назначением и особенностями, начиная с самого раннего возраста на доступном их пониманию уровне.

3 слайд: но прежде давайте узнаем, как вы объясните понятие «родословная»?

        Своим детям я объясняю так: родословная – это история своей семьи, рассказ о том, кто является для них родными и близкими.

Для участия в мастер-классе я прошу подняться на сцену 6 человек.

        Для начала я прошу вас встать в ресурсный круг, который я использую с детьми на различных занятиях. Такая форма способствует повышению эмоционального комфорта, сближению детей и педагогов и, кроме этого, обеспечивает личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. Очень эффективна такая форма в организации ритуала знакомства с незнакомыми детьми. Ресурсный круг – это одна из активных форм обучения, предлагаемых программой «Истоки» И «Воспитание на социокультурном опыте», внедряемых  в нашем детском саду.

- Встаньте поближе друг к другу, чтобы почувствовать тепло ваших сердец и с помощью легкого касания руки или плеча познакомимся друг с другом: назовите, как вас зовут, а  также представьте себя, как члена семьи, но просьба – не повторяться. Итак, начинаем: меня зовут Татьяна, я – любящая мама двух дочерей…(участники мастер-класса называют себя

- Вы почувствовали тепло, которое передавали друг другу?

4 слайд:  Ознакомление дошкольников с семьей – это тема не одного занятия и не одного года. Начинать данную работу я рекомендую уже с 2 лет, основным приемом в возрасте 2-4 лет является организация сюжетно-ролевой игры «Семья».

5 слайд: Эта игра, сюжетом которой являются дом и семья, создает в группе теплую семейную атмосферу, окрашивая пребывание ребенка в детском саду положительными эмоциями        

6 слайд: для детей младшего и среднего возраста мы составляем семейные альбомы, один из вариантов которого я представила во время проведения конкурсного занятия.

7 слайд: а уже в старшей и подготовительной к школе группах целесообразно обратиться к родословной.

        Я вам предлагаю буклет, в котором есть объяснение основным терминам, задачи и рекомендации по составлению родословной.

        Но ребенка дошкольного возраста не заинтересуют скучные прямоугольники и овалы, необходим привлекательный образ.

8 слайд: Мы сейчас с вами на практике попробуем составить образ своей семьи; занятие по такой теме проводится в подготовительной к школе группе, как первый этап составления родословной.

- Педагоги – творческие люди и я рекомендую при изучении данной темы перевоплотиться в какого-нибудь героя, как воспитателю, так и детям, так как перевоплощения способствуют развитию у детей воображения, мышления, образного восприятия и повышают процесс понимания материала, который им преподносится.

        С детьми мы составляем образ непосредственно их семей, а вам я предлагаю превратиться в жителей Цветочного города – самого детского городка на свете. Это необходимо для того, чтобы вы сами попробовали создать некий семейный образ, который сможете передать потом и своим детям.

        Я предлагаю перевоплотиться вам в самых ярких персонажей: Незнайку, Винтика или Шпунтика (на ваш выбор), Пилюлькиина, Пончика, Цветика и Тюбика. Выберите, пожалуйста, сами подходящего вам по духу и настроению героя. Прием самостоятельного выбора детьми материалов, героя очень эффективен в работе с детьми и способствует развитию мышления и воображения (участники выбирают шапочки, звучит музыка из мультфильма о Незнайке).

        А я превращусь, с вашего позволения, в самого умного коротышку Цветочного города – Знайку (пиджак, галстук, очки, чуб), так как именно я должна научить вас.

        Присаживайтесь, пожалуйста.

        Начать данное занятие целесообразно с постановки проблемы, которую необходимо сделать от имени героя. Например: я – Знайка недавно  побывал на форуме в Интернете и узнал, что у всех детей есть родители: это папы и мамы, а еще есть какие-то бабушки и дедушки. Как же оказалось, что в Цветочном городе совсем нет взрослых и даже родственников?

Как вы думаете ответят дети на поставленный вопрос?

Но все же у всех малышей должны быть родители, и нам надо их найти

        Проблема поставлена, необходимо ее решить!

- Так как у детей старшего дошкольного возраста - наглядно-образное мышление, рекомендую использовать компьютерные презентации.

9 слайд: Я составила примерную и хочу познакомить вас с ней.

10 слайд: опробовав на практике различные возможности, я рекомендую не заострять внимание детей на понятии «генеалогия» (с ним можно и нужно познакомить родителей), а для детей предложить слово-синоним – родословная

11 слайд: изучение истории семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, вызывает желание стать носителем своих предков. В дошкольном детстве начинает формироваться чувство ответственности перед памятью предков, которое имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка.

12 слайд: чтобы составить родословную своей семьи, надо, как можно более подробно опросить старших членов об их предках и родственных связях и записать с помощью взрослых полученную информацию. Именно поэтому эффективно использовать семейные проекты.

13 слайд: ребенку дошкольного возраста присуще наглядное восприятие, поэтому, если мы будем говорить о генеалогическом древе, оно должно выглядеть деревом.

14 слайд: хочу напомнить вам, что генеалогическое древо бывает двух видов: нисходящее и восходящее. Во главу нисходящего древа ставится предок, от которого произошел тот или иной род (фамилия), и изучаются его потомки. Это древо можно назвать фамильным.

        В восходящем древе за основу берется также человек, но изучаются, наоборот, его предки – по мужской и женской линии. Именно такой вариант древа чаще всего используется при составлении родословной в детском саду.

Практика показывает, что составление родословной семьи в форме дерева интересна, в основном, родителям или как заключительный этап ознакомления с родословной.

        Используя принцип построения таблицы восходящего родства, я предлагаю разнообразить идеи для оформления родословной.

15 слайд: это может быть, например: гроздь винограда как образ дружной и сплоченной семьи

16 слайд: или радуга, объединяющая яркие индивидуальности и включающая семь поколений.

17 слайд: важно: чтобы на рисунке четко и наглядно выделялись поколения людей, составляющих род. Такая форма не только способствует развитию интереса к истории своей семьи, но и раскрывает творческие способности у детей и их родителей.

        Уважаемые участники, я предлагаю вам нарисовать свою воображаемую семью, но не просто ее членов, а постараемся создать ее образ, выразить в рисунке ее особенности, отталкиваясь от имени или фамилии вашего героя. Ведь в старину фамилии или прозвища давались не просто так, а зависели от рода деятельности, которой занималось целое поколение семьи.

        Подумайте, на  что может быть похожа ваша семья? Где вы можете собраться? Какое общее и любимое занятие может быть?

        

18 слайд: Нужно представить свою семью в виде какого-либо образа, красивого и доброго. Это может быть предмет, растение, животное, машина или даже игрушка. Все семьи разные и отличаются друг от друга.

19 слайд: от имени Знайки я хочу представить образ его семьи: это - умная семья, я думаю, вы с этим согласитесь, и я представила, что у него учительская семья, тем более мне это близко, так как в нашей семье тоже три поколения педагогов. Главное достояние – это книги. Их очень много, они не помещаются даже на книжных полках. В семье все любят читать: и бабушка с дедушкой, дедушка был учителем начальных классов, а в то время учитель в деревне был важным и уважаемым лицом, и папа, учитель истории и физкультуры, именно, благодаря ему, я много знаю и в хорошей физической форме, и мама, учитель математики, и я, как последователь рода – тоже педагог, только занимаюсь образованием детей дошкольного возраста, при этом я, в образе Знайки, шагаю в ногу с временем и  использую  компьютер.

20 слайд: прием создания образа семьи эффективно использовать и как представление педагогического коллектива, например, в нашем детском саду «Ромашка» педагоги  представлены в виде солнышка, которое несет свет Знаний, Умение творить добро и Навыки, которые помогают детям найти свое место в детском коллективе.

А теперь вы, уважаемые жители Цветочного городка, представьте образ своей семьи…

 (участники рисуют, звучит музыка)

- В ходе выполнения задания я стараюсь увидеть каждого ребенка, чтобы, учитывая его индивидуальные особенности, посоветовать, направить, даже могу предложить какой-то вариант, так как хорошо знаю семьи своих воспитанников, и в тоже время осуществляю контроль, как дети поняли задание и как они с ним справляются.

- На любом занятии необходимо сделать небольшой вывод, дать анализ и представить решение поставленной в начале занятия.

- Представьте, пожалуйста, образ семьи, созданной вами (представление участниками  мастер-класса).

- Посмотрите, какие разные образы семей у вас получились, соответствующие именам героев, все семьи разные, но в одном они похожи, потому что семья объединяет родных людей, очень близких друг другу.

        Спасибо вам за ваше активное участие в проведении мастер-класса.

 А в заключение я хотела бы сказать: работа по составлению родословной в детском саду нужна и для обеспечения преемственности со школьным обучением, так как в начальной школе программа предмета «Окружающий мир» содержит задачи ознакомления с родословной.

                Наш мастер-класс закончился, друзья!

                И время подводить итог.

                Скажу с уверенностью я –

                Во многом конкурс мне помог.

                Я научилась рассуждать,

                Как опыт людям передать,

                Компьютер в деле применять

                И никогда не унывать!

                Семье традиции хранить,

                И, в общем – интересно жить!

                                                        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

(мастер-класс) Муравьева Татьяна Юрьевна, воспитатель МДОУ «Сернурский детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» "Родословная в детском саду: история и образ семьи"

Слайд 2

Семья - это первый социальный институт, с которым ребёнок встречается в жизни и частью которого является. РОДОСЛОВНАЯ Это история семьи, рассказ о своей семье, о своём роде, о своих предках. О своей семье, о своём роде можно рассказать и словами, и рисунком. Ребёнок должен понять, что он является не только членом своей семьи, но и членом своего рода, даже нескольких родов.

Слайд 3

воспитывать любовь к маме, к членам своей семьи; воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей; обогащать словарный запас детей словами, обозначающими родство; формировать представления о том, что члены семьи заботятся друг о друге. Задачи ознакомления детей 2-4 лет с семьёй

Слайд 4

продолжать воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей; воспитывать желание помогать своим близким; формировать представление о том, что такое семья (семья объединяет родных, в семье все любят друг друга; заботятся друг о друге и т.д.); формировать представления о том, что в семье у всех- и у взрослых, и у детей есть свои обязанности. Задачи ознакомления детей 4-5 лет с семьёй

Слайд 5

продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; умение помогать им; развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых выполнять установленные нормы поведения, следовать в своих поступках положительному примеру; расширять и закреплять представления о родственных отношениях; познакомить с терминами родства, включая прабабушек и прадедушек; закреплять знания своего домашнего адреса и телефона; формировать представления о родословной как истории семьи и народной традиции. Задачи ознакомления детей 5-7 лет с семьёй

Слайд 6

Ознакомление детей старщего дошкольного возраста с родословной

Слайд 7

А чтобы проще было запомнить, можно использовать слово-синоним – родословная . Генеалогия – наука о родственных связях.

Слайд 8

Зная о своих предках, человек лучше чувствует связь с историей и культурой своей страны.

Слайд 9

Чтобы создать генеалогическое древо надо как можно более подробно опросить старших членов семьи об их предках и родственных связях и записать полученную информацию.

Слайд 11

Генеалогическое древо бывает двух видов: НИСХОДЯЩЕЕ ВОСХОДЯЩЕЕ Такое древо популярно в аристократических семьях. Это древо можно назвать фамильным. Во главу древа ставится предок, от которого произошел тот или иной род (фамилия), и изучаются его потомки. В восходящем древе за основу также берется человек, но изучаются, наоборот – его предки по мужской и женской линии. Сначала отец и мать, потом 2 дедушки и 2 бабушки, 4 прадедушки и 4 прабабушки и.т.д.

Слайд 12

Образ семьи в форме винограда как образ дружной, сплоченной семьи

Слайд 13

Образ семьи в форме радуги объединяет яркие индивидуальности членов семьи и может включать семь поколений

Слайд 14

Образ семьи Знайки

Слайд 15

Желаю творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественное творчество в детском саду: история и потенциал.

Художественное творчество, включающее рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Художественное творчество позволяет ребен...

Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе детского сада "История тряпичной куклы"

Познавательное занятие о тряпичной кукле дает возможность детям узнать, в какие игрушки играли наши прабабушки. Расширяет их кругозор о разнообразии тряпичных кукол в истории русского народа. Данное з...

Сценарий праздника «Выпускной 2018» в детском саду «История замечательных детей»

Сценрий предназначин для воспитателей и музыкальных руководителей....

Мастер-класс «Родословная в детском саду: история и образ семьи»

В дошкольной педагогике семья, как правило, рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребенка. Детский сад оказывает помощь родителям в воспитании детей в проц...