Игровой проект "Чистые ребятки"
методическая разработка (младшая группа) по теме

Тюркина Марина Викторовна

Игровой проект "Чистые ребятки" для воспитания культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Игровой проект "Чистые ребятки"102.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ  детский сад № 32 «Росинка» общеразвивающего вида ЩМР МО

игровой проект

«Чистые ребятки»

Вторая  младшая группа

подготовила  воспитатель

Тюркина Марина Викторовна

Ноябрь 2012 г.

Вид:  долгосрочный.

Срок реализации:7 месяцев (ноябрь 2012 года - май  2013 года).

Тип:    игровой.

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание - основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Актуальность проблемы развития культурно -  гигиенических навыков детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест, в проблеме воспитания дошкольников. У детей нашей группы  преобладает низкий уровень освоения культурно-гигиенических навыков. Дети не последовательны и не самостоятельны в своих действиях, некоторые не умеют: есть самостоятельно жидкую пищу, только с помощью взрослого находят свое полотенце и горшок, не аккуратны за столом во время приема пищи, не умеют одеваться – раздеваться. Игровой проект по воспитанию культурно-гигиенических навыков необходимо внедрить и реализовать.

Цель проекта:

Воспитание у детей младшего дошкольного возраста культурно -   гигиенических навыков  в игровой форме.

Задачи:  

1.Формировать культурно - гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста;

2.Закрепить представления о правилах личной гигиены, уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур;

3.Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными;

4.Развивать у детей  игровые умения  (отражать в игре процессы -  умывания,  одевания, приёма пищи, подбирать предметы необходимые в игре для сюжета);

5.Укрепить связи между детским садом и семьей, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

Участники проекта:  дети второй  младшей группы, воспитатель, младший воспитатель, родители.

План проекта

Дата

Этап

Вид деятельности

Цель

ноябрь

подготовительный

  1. диагностика
  2. выявление проблемы
  3. определение целей и задач
  4. составление плана работы


  1. Поиск решения задач проекта.
  2. Формирование предпосылок игровой деятельности.

декабрь - апрель

внедрение

  1. планирование

совместной деятельности с детьми

  1. практическаядеятельность

по решению проблемы с детьми

  1. наглядная информация для родителей


  1. Учить детей мыть руки, следить за внешним видом, одеваться.
  2. Вызвать положительное отношение к выполнению практических навыков по отношению к себе и в игре.

май

итоговый

  1. итоговая диагностика
  2. итоговое занятие по КГН.
  1. Определить эффективность проектной деятельности, уровень освоения детьми КГН (диагностика).
  2. Итоговое занятие – развлечение «В гости к чистюлькам».
  3. Презентация проекта на  пед.  совете для педагогов ДОУ.

Ожидаемые результаты для детей:

  1. Повышение уровня освоения культурно-гигиенических навыков;
  2. Эмоциональная отзывчивость в процессе применения практических умений;
  3. Усиление инициативности во взаимоотношениях с взрослым.

Ожидаемые результаты для родителей:

  1. Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей;
  2. Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков;
  3. Укрепление связей между детским садом и семьей.

Ожидаемые результаты для воспитателей и младшего воспитателя:

  1. Повышение знаний по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;
  2. Единство требований со стороны персонала группы;
  3. Изменить отношение педагогов к своему здоровью;
  4. Улучшение отношений между детьми;
  5. Укрепление связи с родителями.

Задачи воспитателей включенные в план воспитательно – образовательной работы  по воспитанию КГН у детей 3-4  лет:

1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды).

2. Учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.

4. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).

5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке.

6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.

7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.

8. Учить в определенном порядке, аккуратно складывать снятую одежду.

9. Учить правильно, надевать одежду и обувь.

Перспективный план.

Месяц

Режимный момент

НОД        

        

Совместная деятельность

Практическая деятельность

Работа с родителями

ноябрь

Питание:

пережевывать пищу с закрытым ртом.


Умывание:

мыть лицо, руки закатав рукава.


Одевание-раздевание:

снять обувь.

Худ.  лит.

А.Барто «Лошадка», «Мишка».


В.Бианки «Лис и Мышонок».


РНС «Колобок».


Лепка «День рождения куклы Кати».


Рис-е  

 «Украсим платье куклы Кати».

Игра-ситуация:

«Знакомство с куклами»,

«У куклы Веры новый шарф».


Чтение потешки:

«Водичка, водичка…».


Беседа:

«Как нужно заботиться о кукле».

Дидактическая игра:

«Накроем на стол».


Игра-эксперимент:

«Мыльные перчатки».

Оформление стенда в родительском уголке» «Возрастные особенности детей 2-3 лет».


Анкетирование:

«Какими навыками самообслуживания

владеет ваш ребенок»?

декабрь

Питание:

пережевывать пищу с закрытым ртом.


Умывание:

сухо вытереть руки, аккуратно весить полотенце в свою ячейку.


Одевание-раздевание:

расстегнуть пуговицы, замок.

Окр. мир

 «Игрушки для Мишки и Мишутки».


Разв. речи

 «Мишка пьет горячий чай».


Худ. лит. Н.Саконская «Где мой пальчик?»


В.Берестов «Больная кукла».


Описательный

рассказ:

«Расскажи о кукле (Мишке, посу-

де).


Лепка

 «Наша Маша маленькая».

«Лепим пирожки, лепим булочки».


Рис-е

«Матрешки идут на праздник».


Игра-ситуация:

«Сервируем стол»,

«Оденем куклу на прогулку».


Чтение потешки:

«Моем  носик, моем щёчки».


Подвижная игра:

«Зайка серый умывается».

Дид.  упр:

«Мы едим».


Дид. игра:

«Как я умею аккуратно кушать».

Консультация  «Формирование КГН у детей 2-3 лет».

январь

Питание:

не разговаривать с полным ртом.


Умывание:

взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло.


Одевание-раздевание:

расстегнуть пуговицы, замок.

Окр. мир

«Кукла спит».


Разв. речи «Поможем кукле стать опрятной».


Худ. лит.

А.Барто «Слон».


М.Ю.Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный».


РНС «Маша и медведь».


Л.Толстой «3 медведя».


Лепка «Подарим игрушки Зайке и Мишке».

Игра-ситуация:

«Укладываем куклу спать»,

«Кукла Диана стирает».


Чтение потешки:

« Ешь, собачка: ам, ам, ам».


Сюжетно-ролевая игра:

«Котик простудился».

Рассматривание картинок: «Предметы личной гигиены».


Дид. игра:

«Что ты можешь рассказать о предметах личной гигиены?»

Рекомендации:

«Что должен ребёнок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков».

февраль

Питание:

не крошить хлеб на стол и на пол во время приема пищи.


Умывание:

взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло.


Одевание-раздевание:

снять платье (рубашку), шорты, носки.

Окр. мир «Кто нас лечит».


Разв. речи «Мои помощники».


Худ. лит.

А.Барто «Девочка-ревушка».


С.Капутикян «Маша обедает».


РНС «Маша и медведь».


Рассказывание по предметым картинкам:

«Наши игрушки».


Лепка

«Мисочка и блюдце для кошечки и собачки».


«Конфеты на тарелке».


«Витамины в баночке».


Рис-е

«Яблочки».

Игра-ситуация:

«Кукла заболела»,

«Наводим чистоту в комнате».


Чтение потешки:

«Кран откройся…».


Подвижная игра:

«Все котятки мыли лапки».

Дид. игра:

«Каждой вещи свое место».


Дид. игра

«Научим Мишку складывать вещи в шкафчик».

Папка-ширма:

«Как ухаживать за молочными зубами».

март

Питание:

правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой.


Умывание:

пользоваться носовым платком.


Одевание-раздевание:

снять платье (рубашку), шорты, носки и надеть в обратной последовательности

Окр. мир «Угощение для ребят и зверят».


Разв. речи «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку».


Худ. лит.

А.Барто «Зайка» Уронили Мишку на пол».


Э.Мошковская «Кран откройся».


Описательный рассказ:

о предметах одежды (мебели, посуде).


Лепка

«Оладушки  для любимой мамочки».

«Морковка».

Игра-ситуация:

 «Моем  посуду»,

«Куклы обедают».


Чтение потешки:

«Ладушки, ладушки, с мылом моем  лапушки…».


Сюжетно-ролевая игра:

«Сделаем Леночке прическу».

Дид. игра:

«Сервируем стол».


Дид. игра

 «Поучим Зайку застегивать пуговицы».        

Папка-передвижка:

«Как правильно одевать ребёнка на прогулку».

апрель

Питание:

тихо выходить по окончании еды из-за стола и

благодарить.



Умывание:

пользоваться расческой;

пользоваться носовым платком.


Одевание-раздевание:

расстегнуть пуговицы, замок;

снять платье (рубашку), шорты, носки;

аккуратно повесить;

снять обувь;

надеть в обратной последовательности

Окр. мир «Магазин игрушек».


Разв. речи «Мама купает ребенка».


Худ. лит.

Рассматривание картины «Дети обедают».


Рис-е  

«Вырос наш зеленый лук».

Игра-ситуация:

«Купание кукол»,

«Новая кукла Рита знакомится с кукольным уголком».


Чтение потешки:

«Ходит котик с веником».


Дид. упр.

«Туфельки поссорились - подружились».


Дид. упр.

 «Как мы моем ладошки и вытираем ручки».        

Беседа:

«Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности».

май

Питание:

дети должны уметь пользоваться всеми КГН.

Умывание:

Дети должны уметь  пользоваться всеми КГН.


Одевание-раздевание:

Дети должны уметь пользоваться всеми КГН.

Итоговое занятие-развлечение

«В гости к чистюлькам».

Игра-ситуация:

«Мамы гуляют с малышами»,

«Готовим для кукол обед».


Чтение потешки:

«У хозяйки-белочки».


Дид. игра с игрушкой:

«День рождение».

Игровая ситуация «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном»


Рассматривание картинок: «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная».

Анкетирование:

«Каким навыкам самообслуживания научился ваш ребенок посещая  д/с».

Фото-выставка:

«Самые аккуратные и культурные дети».

Диагностика уровня  формирования у детей КГН на начало и конец проекта:

 1.Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:

 -мыть лицо, руки;

 -закатать рукава;

 -взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло;

 -сухо вытереть руки, аккуратно весить полотенце в свою ячейку;

 -пользоваться расческой;

 -пользоваться носовым платком.

2.Навыки опрятной еды включают умение:

-правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой;

-не крошить хлеб;

-пережевывать пищу с закрытым ртом;

-не разговаривать с полным ртом;

-тихо выходить по окончании еды из-за стола;

-благодарить.

3. Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:

-расстегнуть пуговицы, замок;

-снять платье (рубашку), шорты, носки;

-аккуратно повесить;

-снять обувь;

-надеть в обратной последовательности.

3 балла – выполняет, 2 балла – выполняет с помощью взрослого, 0 баллов – не выполняет.

Навыки самообслуживания у детей младшего возраста дома (анкета для родителей).

Критерии самообслуживания

С помощью взрослого

Самостоятельно

Следит за собой (опрятность)        .

Старается быть аккуратным в быту.

Может кушать самостоятельно.        

Может пользоваться носовым платком.        

Может раздеваться.        

Может  одеться.        

Складывает свои вещи.        

Может убрать за собой игрушки.        

         

Ходит в туалет.        

Моет и вытирает руки.        

 

Эффективность:

Важной задачей в работе с детьми младшей группы детского сада является воспитание гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения.

Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко и   ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 3-го года жизни - стремление к самостоятельности. В своей работе, по формированию культурно - гигиенических навыков мы отдаём предпочтение играм. Это создаёт у детей хорошее настроение и формирует положительное отношение к выполнению культурно – гигиенических навыков.

Вывод:

Детям свойственно стремление подражать взрослым, вести себя так, как ведут себя окружающие их люди. Они легко усваивают не только положительные примеры, но и отрицательные. Поэтому воспитателям  в беседах  с родителями следует подчеркивать, что манеру поведения, разговора, вредные привычки дети стараются копировать с них. Поэтому, не только в детском саду, но и дома нужно  установить общий порядок выполнения всех действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Необходимо воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей с раннего возраста и в семье, и в детском саду, для развития таких важных качеств как воля, нравственность, самостоятельность, основ эстетического вкуса, этического развития, а также для такого важного процесса как социализация.  Так как основой полноценного физического развития ребенка младшего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни, т.е. освоению основ культуры гигиены.

Поэтому формирование у детей культурно-гигиенических навыков является одной из важнейших задач воспитания. Для того чтобы она реализовывалась успешно требуются следующие условия: непрерывность воспитательного процесса,

высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения, единство требований со стороны взрослых, активное участие родителей в процессе воспитания и закрепления, полученных в детском саду КГН.

Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате.

Литература:

  1. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. / 5-е изд., испр. и доп.  – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – с.44
  2. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада.  – М.: Мозаика-Синтез, 2010.  – с.7
  3. Ефанова З.А. Познание предметного мира: комплексные занятия. Первая младшая группа.  – Волголград: Учитель, 2003.  –с.48, 62, 80
  4. Карпухина Н.А. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.  – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2010.
  5. Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет.  – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.  
  6. Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста.  – СПБ.:  ООО «Издательство «Детство-Пресс»», с.8, 48, 50, 52, 62, 89, 96, 98


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Гуляют ребятки в зимние святки"

Эта форма колядок, когда дети старшей и подготовительной группы идут по детскому саду из группы в группу, и разыгрывают различные ситуации - сценки обряда колядования, очень нравится ребятам....

"Гуляют ребятки в зимние Святки"

Конспект развлечения для старших дошкольников...

Игровое развлечение "Играют ребятки в зимние Святки"

Цели:  привлечение детей к посильному участию в  коллективных и индивидуальных двигательных действиях; создание  у детей бодрого, радостного настроения.Задачи: Приучать к самостоят...

Конспект познавательно- игрового занятия с детьми 5-7 лет. «Расскажу- ка вам, ребятки, про колядки».

С 7 по 18 января люди гуляли, ходили в гости, поздравляли и угощали друг друга, веселились, потешали народ колядками. Это время называлось Святками. Святки соединялись с чествованием бога – Коля...