Главные вкладки

    Консультация для педагогов Тема: «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»
    статья (старшая группа) на тему

    материал предназначен для педагогов детских садов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 26»

    Консультация для педагогов

    Тема: «Использование художественной литературы

    в экологическом воспитании дошкольников»

    Подготовила и провела Козлова Л А.

    Жизнь человечества в 21 веке, по мнению учёных, в решающей мере зависит «от сферы образования, от направленности и результативности обучения и воспитания подрастающего поколения, от их интеллектуальных, нравственных качеств» (Б.С.Гершунский).

    Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценности ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям(Концепция дошкольного воспитания».

    Заложенные в этом возрасте образовательные, нравственные, мировоззренческие, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.

    Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребёнка, воспитанию в нём созидательного начала. Особого рода ценностью в этом деле является чтение, так как общаясь с книгой, человек не только познаёт прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится, анализировать, развиваться творчески, т.е. формируется нравственная и культурная основа его личности.

    Хорошая книга - лучший друг. В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать ребёнку. Наша с вами задача приобщать детей к детской литературе и детскому чтению и сделать их грамотными читателями.

    Благодаря чтению развивается память, внимание, мышление, воображение, смысловое восприятие. С помощью чтения повышается грамотность, развивается речь и увеличивается словарный запас. Но самое главное, на основе чтения формируется внутренний мир ребёнка, так как художественная литература влияет на нравственное развитие ребёнка. Она знакомит его с такими проявлениями человеческой натуры, как дружба, ненависть, предательство, обман, трусость, благородство, готовит ребёнка к реальной жизни. Чтение было и остаётся основным средством приобщения ребёнка к культуре, поэтому для нас важно развивать в нём любовь и интересы к чтению.

    Знакомство ребёнка с миром природы начинается задолго до того, как он начнёт говорить и начнёт ходить. Мир природы волнует его, будит интересы, фантазию. В дошкольном возрасте у ребёнка бурно развивается воображение, которое, ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Мы нередко забываем о том, что самое приятное, полезное и доступное удовольствие для ребёнка - это когда ему читают вслух интересные книги. Ещё великий А.С.Пушкин говорил: «Чтение- вот лучшее учение». А начало этому закладывается в семье. Впечатление детских лет- самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни человека.

    Ребёнок с раннего детства проявляет природную пытливость и любознательность, которые помогают ему ориентироваться в окружающем мире. Особенно большой интерес у детей вызывает природа, которая представляет собой широкий простор для наблюдений, для обогащения знаний и опыта ребёнка. Окружающая природа - источник развития не только ума, но нравственных чувств ребёнка.

    Нам необходимо прививать интерес и любовь к природе, учить замечать красивое вокруг себя, любоваться и восхищаться этой красотой.

    Приобщая ребёнка к литературе, необходимо рассчитывать на кропотливую, долговременную работу, которая в будущем обязательно даст свои плоды. Общение ребёнка с художественным текстом должно быть ежедневным. Читать могут не только родители, но и старшие дети, бабушки и дедушки.

    Помните, что совместное чтение- это прекрасная возможность с пользой дела провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться, обсудить возникшие проблемы и т.д.

    При этом взрослые должны умело подбирать литературу для чтения. Много интересного о поведении птиц узнаёт из книг Г.Скребицкого, Е.Чарушина, Н.Сладкова и т.д. Об интересных повадках насекомых рассказывают книги В.Танасийчука «Шестиногие соседи», «Сколько глаз у стрекозы?», Н.Розанова «Муравей Красная Точка», «Подземный путешественник», «На зелёной иголке». Познакомившись с книгой ФЛьва «Для чего деревьям листья?», дети узнают о строении листа и его назначении. Научить ориентироваться в многообразии мира травянистых растений поможет книга А.Огнева «На лесной поляне».

    Уже в дошкольном детстве ребёнок чутко реагирует на поэтическое слово. Художественное слово усиливает впечатление от непосредственных наблюдений, оно развивает воображение и усиливает мыслительную деятельность.

    Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребёнка, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию бережного отношения к родной природе, к родному краю, к Родине.Однако следует помнить, что всё-таки не книга, не телевидение, а сама природа во всей простоте и сложности является главным наставником ребёнка в его воспитании.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей: "Использование художественной литературы в экологическом воспитании детей в семье"

    Скоро лето. А ведь и на отдыхе на природе мы всегда остаёмся родителями как первыми педагогами своих детей!...

    Консультация для воспитателей "Использование художественной литературы в познавательно-речевом развитии дошкольников"

    Роль художественной литературы в развитии речи ребенка велика.Общеизвестно воздействие художественной литературы на развитие познавательно-речевой деятельности  и эстетическое развитие ребенка.Ра...

    Аналитическая справка по итогам тематической проверки на тему «Значение художественной литературы в воспитании дошкольников через театрализацию»

    Цель контроля:·         Использование методов и приемов для  развития у детей интереса к театрализованным играм;·...

    Проблема педагогической грамотности родителей в вопросах использования художественной литературы в воспитании детей

    Книга — это волшебница.Книга преобразила мир.В ней память человеческой мысли.   Николай Морозов, русский революционер,народоволец, ученый (1854-1946). Важнейшим средством в воспитании я...

    «Использование художественной литературы в воспитании дошкольников в семье»

    Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Некоторые родители, делая попытки приобщить ребенка к чтению, сталкиваются с проблемой удержания детского внимания, н...

    Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»

    Консультация для родителей«Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»...