«Формирование творческих способностей у детей интернатных учреждений во внеурочное время».
методическая разработка (средняя группа) на тему

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped._ideya.docx238.28 КБ

Предварительный просмотр:

Все мы, родители и педагоги, хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными, преуспевающими в делах, учёбе, разносторонне развитыми, словом, воспитывать личность. Созидательное начало личности – умение поставить гуманные цели, найти способы их реализации и довести до совершенства замысел – присуще только творчески развитому человеку. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не нарушая.                                                                                                                                          

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Изменившаяся социально-экономическая ситуация в обществе подводит нас, педагогов, к поискам новых форм работы с детьми. В этом смысле сегодня психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, часто вынуждающих детей действовать в рамках установленных схем, которые не возбуждают фантазию, а надоедают ему, подавляют  его творчество и не стимулируют развитие творческой личности. Одной  из главных  целей  нашего  детского  дома, является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей,  общеучебных  умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности. Но так  как  наши  дети  приходят  к  нам  из  социально неблагополучных   семей,  где  о  творческом  развитии не  идёт  и  речи,  моя  задача  заключается  в  том,  чтобы  приучать  ребёнка  подходить  к  любому  делу  творчески.  Это  касается  и  выбора  одежды  (так  как  наши  дети  имеют  возможность  сами выбирать  одежду  по  своему  вкусу),  оформление  комнаты  (у  нас  в   семье  взято  за  правило  прибегать  к  помощи  детей  во  время  ремонта,  они  сами  выбирают  цвет  обоев,  моделируют  дизайн  штор),  в  организации  различных  праздников  (дети  сами  стараются  придумать  костюмы,  оформить  зал).  

В центре внимания  моей  работы - дети младшего школьного возраста. Этот возраст является наиболее благоприятным для развития воображения и творчества личности. Он характеризуется активизацией функций воображения, сначала воссоздающего, а затем и творческого. Ребенок младшего школьного возраста в условия воспитания и обучения начинает занимать новое место в системе доступных ему общественных отношений. Это связано, прежде всего, с поступлением его в школу, которая накладывает на ребенка определенные общественные обязанности, требующие к ней сознательного и ответственного отношения, и с новым положением его в семье, где он также получает новые обязанности. В младшем школьном возрасте ребенок впервые становится как в школе, так и в семье, членом настоящего трудового коллектива, что является основным условием формирования его личности. Следствием этого нового положения ребенка в семье и в школе является изменение характера деятельности ребенка. Жизнь в организованном школой и учителем коллективе приводит к развитию у ребенка сложных, социальных чувств и к практическому овладению важнейшими формами и правилами общественного поведения. Переход к систематическому усвоению знаний в школе является фундаментальным фактом, формирующим личность младшего школьника и постепенно перестраивающим его познавательные процессы.

 Передо  мной  стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное производство. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, должна быть  сориентирована  на развитие творческих способностей личности.

   На  мой   взгляд, способности   ребёнка  можно представить в виде дерева, где:

 корни — природные задатки человека,

 ствол — общие способности,

 ветви — специальные способности, в том числе и творческие.

 Чем больше ветвей, тем дерево мощней, пышней и ветвистее его крона.

Этапы  развития  творческих  способностей.

Первый

    этап

Подготови-  тельный

7-9  лет

Подражания,

имитация.

Накопление  сенсорного,  эмоционального,  интел-лектуального  опыта,  как  основы  для  творчества. Освоение эталонов  творческой  деятельности, технологий, средств,  способов.

Второй

   этап

   Основной

10-13 лет

Преобразования.

Применение  освоенных  эталонов и их  преобразование в  новых  личностно  значимых  условиях  в  соответствии с  индивидуальными  особенностями,  возмож-ностями, потребностями.

 Третий

    этап

 Заверша-  ющий

14-16 лет

Альтернатива.

Индивидуализация, гармонизация  творческой  деятельности, становление творческой  индивидуаль-ности, собственного  неповторимого  стиля.

Моя задача – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности:

Учебная   деятельность  направлена  на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.

Творческая  деятельность  в  отличие от учебной,  не  нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. В  своей  работе  я  использую  такой  метод,  как  эксперимент. Я  не  ограничиваю  детей  в  своих  фантазиях.  У  каждого  своё  видение  на  различные  предметы.

Осуществляя указанные виды деятельности,  дети,  решают разные задачи и с разной целью.

Так, в учебной деятельности решаются  учебно  - тренировочные задачи для того, чтобы овладеть каким-то умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

 Под способностями понимаются индивидуально – психологические и двигательные особенности  ребёнка, которые имеют отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у ребенка. При этом успешность в какой – либо деятельности может быть обеспечена не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует личность. Я  стараюсь  разнообразить виды   творческой  деятельности.  Дети  участвуют  в  художественной  самодеятельности,  в  оформлении  комнат,  вышивании,  рисовании  и  т.д.

Творческая  способность к деятельности включает в себя сложную структуру более простых способностей. Могут выражаться в быстроте усвоения и правильности применения соответствующих знаний, умений и навыков, а также в оригинальности их использования. В  данном  случае  мы  наблюдаем  связь между  учебным  процессом  и  внеурочной  деятельностью.

Большое место занимает проблема формирования способностей   по конкретным видам деятельности. В них показана возможность развития способностей через создание личностной установки на овладение предметом деятельности.  Я  ставлю перед собой задачу  – развивать творчество детей  различными путями, в том числе и в конструктивной деятельности, которая включает в себя различные виды конструирования (например - бумага). В создании поделок из бумаги  с помощью нетрадиционных техник  доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиться положительного результата. Технология работы с бумагой может быть различной.   Одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. Дети  с  удовольствием  складывают  модули,  а  уже  затем  из  них  фигурки.  Получаются  зайцы,  лебеди,  цыплята  и  т.д.  Когда  работа  над  поделкой   закончена  можно  судить  о  том,  в  какие  эмоции  при  этом  испытывал  ребёнок.  Конечный  результат работы  помогает  мне  подобрать  индивидуальный  подход  к  каждому  ребёнку. Сухомлинский  В.А. писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут   тончайшие ручейки,   которые  питают  источник  творческой  мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Занимаясь с детьми, я заметила, что каллиграфия детей,    умеющих  без  особого  труда  собирать  конструктор,  пазлы,  модули  и  т.д.  заметно  отличается  от  каллиграфии   других  детей.                                                                        

Исследования последних лет показывают, что из года в год растёт количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Всем известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформировованности  тонких движений пальцев рук. Работа с бумагой способствует развитию творческого воображения ребёнка, его фантазии,  художественного вкуса. А самое главное при работе с бумагой - развиваются разнообразные действия рук: координация обеих рук, координация движения руки и глаза, и зрительный контроль. В нашей  семье  дети с большим  удовольствием  мастерят поделки   в  технике «оригами», «модульное оригами».   Делают  всевозможные  поделки  из  бумаги,  салфеток,  поделки  из  природного  материала.

Только благодаря определенным условиям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами  деятельности как музыка,  изобразительное  искусство,   художественное творчество   развиваются творческие способности.  Я  стараюсь  поддерживать   их у  детей  и развивать   дальше.  Деятельность зависит не от какой – либо одной, а от сочетания различных способностей, при чем это сочетание   даёт   один и тот - же результат. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других.  В  нашей  семье  одному   ребёнку  легко  даётся вышивка,  другому  бисероплетение,  третий  хорошо  читает  стихи.  Я стараюсь  каждому  ребёнку  обеспечить  индивидуальную  творческую  деятельность.

Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способностей со знаниями, умениями, навыками. С одной стороны - способности зависят от знаний, умений, навыков с другой – в процессе приобретения знаний, умений и навыков развиваются способности.

Задатки влияют на процесс формирования и развития способностей. При всех прочих равных условиях наличие благоприятных для данной деятельности задатков способствует  успешному  формированию способностей  облегчает  их развитие.

 Задатки – это только одно из условий формирования способностей. Ни один ребёнок, какими бы благоприятными задатками он ни обладал, не может стать выдающимся музыкантом, художником, математиком, поэтом, не занимаясь много и настойчиво соответствующей деятельностью.  Задача  воспитателя  детского  дома  состоит  в  том,  чтобы  выявить  у  ребёнка  задатки  и  развивать  их.  В  нашей  семье  созданы  все  благоприятные  для  развития  творческих  способностей  у  ребёнка.  Это  оформление  комнат,  дизайн  и  пошив  штор,  подготовка  наглядности  к  семейным  праздникам.

Нельзя считать, что каждой способности соответствует свой определенный задаток. Задатки многозначны. Это значит, что на основе одного и того же задатка  могут  выработаться  разные  способности.

Развитие    задатков  способствует  в  дальнейшем  выбору  профессии  воспитанниками  детского  дома,  что  тоже  является главной  проблемой  детей  сирот и  детей  оставшихся  без  попечения  родителей.  

Например, на основе такого задатка, как быстрота точность, тонкость и ловкость движения, могут в зависимости от условия жизни и деятельности выработаться и способность к плавным и координированным движениям тела  спортсмена, и способность к тонким и точным движениям руки  врача, и способность к быстрым и пластичным пальцам  музыканта.

В  своей  исследовательской  деятельности   я  изучаю   детей, для правильной организации   воспитательного процесса и индивидуального подхода в  воспитании.  Стараюсь  узнать, к  какому  виду   деятельности   у  ребёнка  способности,  и в какой  мере выражены эти способности. О способностях   воспитанника  сужу, наблюдая его проявления в соответствующей деятельности.                                                                              Практически судить о способностях можно по совокупности следующих показателей:

1) по быстрому продвижению (темп продвижения)   ребёнка  в овладении соответствующей деятельностью;

2) по качественному уровню его достижений;

3) по сильной, действенной и устойчивой склонности человека к занятиям этой деятельность

Для успеха в деятельности, кроме наличия способностей, интересов и склонностей, необходим ряд черт характера, прежде всего трудолюбие, организованность, сосредоточенность, целеустремленность, настойчивость. Без наличия этих качеств даже выдающиеся способности не приведут к надежным, значительным достижениям.

Многие полагают, что способным людям все дается легко и просто, без особого труда.  Это не так. Для развития способностей требуется длительное, упорное учение и большой, напряженный труд. Как правило, способности всегда сочетаются с исключительной трудоспособностью и трудолюбием. Недаром все талантливые люди подчеркивают, что талант – это труд, умноженный на терпение, это склонность к бесконечному труду.

Через  развитие  творческой   деятельности  формируются  такие качества личности, как самокритичность, требовательность к себе. Эти качества рождают неудовлетворенность первыми результатами труда и желание сделать еще лучше, совершеннее.

Более раннее развитие  творческих  способностей позволит более полно их сформировать к зрелому возрасту. Навыки, знания, умения, став свойствами личности, превращаются в элементы новых, изменившихся способностей   ребёнка, ведут к новым более сложным видам деятельности. Происходит некая “ цепная реакция” развития способностей на основе уже имеющихся.

Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов  креативности  является способность личности.

Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности   детей, выделим компоненты творческих (креативных) способностей:

* творческое мышление,

* творческое воображение,

* применение методов организации творческой деятельности.

Для развития творческого мышления и творческого воображения  воспитанников  младших  классов  предлагаю следующие задания:

классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

устанавливать причинно-следственные связи;

видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

рассматривать систему в развитии;

делать предположения прогнозного характера;

выделять противоположные признаки объекта;

выявлять и формировать противоречия;

разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

представлять пространственные объекты.

Творческие задания  делятся  по таким параметрам, как:

-сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,

-сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;

-формы представления противоречий (явные, скрытые ).

Анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности этого возрастного периода, современные требования к организации обучения как творческого процесса, который   ребёнок  вместе с  воспитателем  в определенном смысле строят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и способы его преобразования предполагают возможность накопления творческого опыта не только в процессе познания, но и в таких видах деятельности как создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого применения полученных в процессе обучения знаний.

Значение воображения в младшем школьном возрасте является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если этот период воображения специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.  Если ребёнок  поступает  к  нам  из  социально  не благополучных   семей  у  него  не  развиты    творческие  способности,  а  в  процессе  нашей  работы  с  ним  он  постепенно  начинает  приобретать творческие  способности.

Вместе с уменьшением способности  ребенка  фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке и так далее.

Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры – плод буйной работы фантазии, они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней также является творческое воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико. Однако, фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развитие. Она должна способствовать лучшему по знанию окружающего мира самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Для выполнения этой задачи  я  помогаю  ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательной деятельности  детей, в частности развития теоретического, абстрактного мышления, внимание, речи и в целом творчества. В  нашей семье  дети любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир.

Они способствуют развитию мышления, памяти, обогащают его индивидуальный жизненный опыт! По словам Л.С. Выготского, воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка:

- построение образа, конечного результата его деятельности,

- создание программы поведения в ситуации неопределенности, создание образов, заменяющих деятельность,

- создание образов описываемых объектов.

Для развития ребенка очень важно формирование многих интересов.

Следует отметить, что для ребенка  вообще характерно познавательное отношение к миру. Такая любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными видами деятельности, активизирует его различные способности.

Диапазон творческих задач, решаемых на начальной ступени обучения, необычайно широк по сложности – от нахождения неисправности в моторе или решения головоломки, до изобретения новой машины или научного открытия, но суть их одна: при их решении происходит опыт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Используя  в  своей  работе  с  детьми  различные  виды  творческой  деятельности:  конструирование,  оригами,  вышивка                                              я  основываюсь  на  высказывании  психолога  Л.С.  Выготского  о  роли   творчества  в  развитии  ребёнка.  «Не следует  забывать,  что  основной  закон  детского  творчества  заключается  в том,  что  ценность его  следует  видеть  не  в  результате,  не в  продукции  творчества,  важно  то,  что  они  создают,  творят,  упражняются  в  творческом  воображении  и  воплощении».

Буду  стремиться  к  тому,   чтобы навыки,  полученные  в творческой  деятельности,  дети  смогли  применить  в  повседневной  жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческих способностей у детей с помощью дидактических игр

Игру можно представить в виде большого открытого окна, через которое внутренний мир ребенка озаряется яркими лучами знаний и понятий об окружающей действительности. Игра - словно маленькая искорка, из...

Творческая мастерская «Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»

Цель: расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средства развития детского изобразительного творчества.Задачи:- познакомить педагогов с нетрадиционной техн...

Выступление на пед.совете "Развитие и формирование творческих способностей у детей дошкольников"

Выступление на пед.советах "Развитие и формирование творческих способностей у детей дошкольников"...

План работы творческой группы педагогов по теме «Формирование творческих способностей у детей младшего возраста в процессе художественной деятельности с учетом ФГОС ДО»

Задачи:Повысить информационный уровень по вопросам воспитания и обучения детей раннего и младшего возраста.Способствовать выработке собственных профессиональных ориентиров в изобразительной деяте...

Развитие творческих способностей у детей во время подвижных игр.

Развитие творческих способностей во время подвижных игр.В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны...