Главные вкладки

    Консультация для воспитателей: «Использование коррекционной гимнастики в физкультминутках для обучения детей с нарушениями речи».
    методическая разработка по теме

    Ковалёва Марина Алексеевна

    Консультация для воспитателей: «Использование коррекционной гимнастики в физкультминутках для обучения детей с нарушениями речи».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_na_temu.docx17.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Доклад на тему:

    «Использование коррекционной гимнастики в

    физкультминутках для обучения детей с

    нарушениями речи».

            

    Одной из наиболее важных ступеней в коррекционной гимнастике является развитие у детей мелкой моторики рук. Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики. Тренировка пальцев стимулирует умственное развитие и способствует выработке элементарных умений, таких как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложкой, вилкой, ножницами. Оптимальным, по нашему мнению, оказалось использование физкультминуток. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятие нагрузки связанной с сидением.

    Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью. Для детей логопедических групп проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ:

    1.  Речь как бы ритмируется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной.

    2.  Наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

    Как показал опыт, сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.

    Длительность коррекционной гимнастики в одном занятии составляет 2-3 минуты и проводится в середине занятия.

    Дети при этом стоят возле своих стульчиков и вместе с логопедом приговаривают стихотворный текст, сопровождая его определенными движениями пальцев рук.

    Я стремлюсь так подобрать коррекционную гимнастику, чтобы в одной содержалось, возможно, больше количества разнообразных пальцевых движений.

    Например: упражнение «Прогулка в лес» (Логопед говорит и показывает, а дети копируют его движение)

    •  Мы поехали в лес, на автобусе. Рассматривали деревья. Подул ветер, ветки деревьев закачались, листочки затрепетали. Под деревьями росли вот такие и вот такие грибы. А по грибку ползла улитка. На поляне росли разные цветы: васильки, маки, ромашки. Над цветами порхали бабочки и жужжали пчёлы. На дереве было гнездо. А над гнездом летали птицы.

    Тренировку пальцев рук можно начинать с самого простого упражнения:

    Сжимать пальцы в кулак, затем разжимать их, а также упражнения:

    1.  «Собираем ягоды»

    2.  «Пальчики здороваются»

    3.  «Пальчики моются»

    4.  «Замочек» и т. д.

    Затем переходим к более сложным упражнениям; дети учатся поочерёдно разжимать пальцы рук из кулака:

    1.  «Домик»

    2.  «Прогулка»

    3.  «Человечки»

    4.  «Засолка капусты»

    Некоторые упражнения связаны с изображением растений «Цветок», большое число упражнений связано с изображением животных и птиц:

    1.  «Зайцы»

    2.  «Козы»

    3.  «Птички»

    4.  «Улитка»

    5.  «Лягушка» и многое другое.

    В ходе коррекционной гимнастики детям предлагалось как бы «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Дети изображали зайцев, собак, кошек, деревья, цветы и тому подобное. Такая необычная игровая деятельность вызывала у детей быстро и точно, воспроизвести пальцевую фигуру стимулировало запоминание,

    Разученные сценки упражнения дети уже по собственной инициативе воспроизводили в самостоятельных играх.

    Таким образом, включение упражнений на развитие пальцевой моторики на занятиях играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи. По моему мнению, такой подход позволяет:

    1.  Регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, положительно скрывается на исправление речи детей;

    2.  Совершенствует психические процессы, тесно связанные с речью.

    3.  Облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма. Хочется отметить, что опыт проведения на занятиях, этих и подобных им коррекционных гимнастик оказался весьма положительным и в массовых группах.

    Также в коррекционной гимнастике необходимо применять игры на:

    1. Координацию речи и движения, развитие общее моторики: Например: Подвижная игра «Мячик»

    Раз, два, прыгай, мячик

    Раз, два и мы поскачем. Девочки и мальчики

    Прыгают как мячики

    (Взмахи правой ладонью, как бы удары

    по мячу) (Ритмичные прыжки на носочках, руки

    на поясе)

    2. Развитие творческого воображения: Например: «Лошадка» Я люблю свою лошадку Причешу ей шёрстку гладко

    Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости

    (Поглаживание ладонью по голове воображаемой лошадки, потом по спине, по хвостику) (Бег по кругу с высоким подниманием колена, руки держат воображаемые поводья)

    3. Работа над темпом речи: Например:

    Посчитаем в первый раз

    Сколько обуви у нас

    Туфли, тапочки, сапожки

    Для Наташки и Серёжки,

    Да ещё ботинки

    Для вашей Валентинки

    А вот эти валенки

    Для малышки Галеньки. и т. д. всё это можно найти в книге Н. В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР».

    а также:

    (Попеременные хлопки ладонями и ударами кулачками по столу)

    (На каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого)

    I Ирина Лопухина «Речь. Ритм. Движение».

     Т.А.Ткаченко «Учим говорить правильно».

    «Если дошкольник плохо говорит»

    3. Л.Н.Смирнова «Логопедия в детском саду».

     4. Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать»

    5. Е.А.Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей "Использование моделей и схем при обучении детей"

    «Учите ребёнка каким-нибудь  неизвестным ему пяти словам – он будет  долго и напрасно мучиться, но свяжите   двадцать таких слов с картинками, и он    их усвоит налету». (К.Д....

    Консультация для воспитателей « Создание оптимальных условий воспитания и обучения детей с нарушениями речи в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС»

    Цель: - Формирование информационной готовности педагогов МДОУ по созданию оптимальных условий воспитания и обучения детей с ОВЗ и осознанию необходимости коррекционного воздействия в условиях логогруп...

    Консультация для воспитателей "Использование метода моделирования текста художественной литературы для развития речи дошкольников"

    Хорошо развитая речь позволяет дошкольнику лучше передать свои мысли, чувства, переживания, объяснить собственную позицию. Одним из эффективных способов работы с детьми по развитию речи является испол...

    Консультация для воспитателей "Использование дыхательной гимнастики"

    Использование упражнений дыхательной гимнастики на занятиях, физминутках в разных возрастных группах детского сада....

    Консультация для воспитателей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРУШЕК В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ»

    Игры, предоставленные в данном материале,  позволяют устранить пробелы в развитии грамматического строя речи, обогатить словарный запас ребенка, развить интерес к слову, речи, расширить знания и ...

    Консультация для воспитателей " Использование экскурсий и наблюдений в обучении правилам поведения на дороге"

    Движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах - для детей слишком сложное явление, чтобы ориентироваться в нем сам...