Главные вкладки

    Консультация для воспитателей "Воспитание дошкольника через театрализованную игру"
    материал на тему

    Единарова Наталья Анатольевна

    Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности и прежде всего в той, которая на каждом этапе является ведущей. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. Среди разных видов игр особое место занимают театрализованные игры.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultaciya_teatr.docx21.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №60 «Колобок»

    Консультация

    для воспитателей

    «Воспитание дошкольника через

    театрализованную игру»

    Старший воспитатель: Кудяшова Е.В.

    Воспитатель:  Единарова Н.А.

    Воскресенский муниципальный район, 2011 г.

     «Воспитание дошкольника через

    театрализованную игру»

    Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности и прежде всего в той, которая на каждом этапе является ведущей. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. Среди разных видов игр особое место занимают театрализованные игры. Театрализованные игры пользуются у детей нашей группы неизменной любовью.  Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Ребята смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

    Участвуя в театрализованных играх, наши дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь дети во время игры чувствуют себя раскованно и свободно.

            Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость… Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок отождествляет себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказать влияние на детей. Перевоплощаясь в образ персонажа, дети принимают и присваивают свойственные этому персонажу черты.

            Самостоятельные разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умения поступать в соответствии с нравственными нормами. В этом и заключается воспитательное воздействие театрализованных игр.

    Непременно следует отметить огромную роль театрализованных игр в развитии речи детей.

    Литературная основа игры является образцом грамотной, правильной, красивой речи детей. Работая над речевым исполнением роли ребенка, воспитатель учит правильно произносить слова, в умеренном темпе, достаточно громко, развивает четкую дикцию. Много внимания уделяется интонационной выразительности. Дети учатся рационально использовать паузы, логические ударения, изменять силу голоса, регулировать речевое дыхание в соответствии со смыслом текста. Таким образом, формируется звуковая культура речи ребенка.

    Так как театрализованная игра чаще всего предполагает произнесение ребенком заранее выученного текста, это помогает приобщить его к грамматически правильной, связанной речи. Дети в практической деятельности знакомятся с формами словоизменения и согласования слов в предложении. Воспроизводя речь своего персонажа, маленький исполнитель учится строить монологическую и диалогическую речь. Так дети приобщаются к искусству слова.

    Театрализованная игра способствует также развитию психически-познавательных процессов детей: внимание, память, мышление, восприятие.

    Театрализованная игра – коллективная форма деятельности, поэтому дети получают возможность общаться друг с другом, со взрослым, правильно строить отношения с окружающими, регулировать свое эмоциональное состояние, улаживать конфликты, сотрудничать. Таким образом, театрализованная игра оказывает всестороннее влияние на личность ребенка.

    Учитывая важное педагогическое значение театрализованных игр,  в нашей группе мы организовали свой маленький театр. Мы решили драматизировать русскую народную сказку «Заюшкина избушка», так любимую детьми.  Необходимо было, чтобы ребята вспомнили сказку и проанализировали ее.

    Для этого было организовано прослушивание сказки и проведена беседа по содержанию произведения. Затем детям было предложено пересказать сказку. В процессе пересказа мы поставили себе задачей работать над выразительностью передачи образа ребенком.

    После каждого пересказа был проведен анализ исполнения, к нему привлекались дети.

    Постепенно мы подвели детей к рассматриванию иллюстраций. Были подобраны иллюстрации разных художников. Сначала с помощью вопросов, а затем самостоятельно дети рассказывали, как художники изобразили характер каждого животного. Кроме рисунков персонажей, обращалось внимание детей на изображение природы, избушек, отмечалась красота леса. У ребят повысилась активность, они стали чаще обращаться друг к другу, больше общаться. Ребята искренне хвалили друг друга. Затем мы распределили роли, подготовили атрибуты, и начали репетировать. Мы предложили детям подумать над тем, как выразить своего персонажа. Ребята выслушивали друг друга, давали советы.

    Период драматизации этой сказки позволил не только усовершенствовать разные стороны речи детей, научил их сотрудничать, но и очень заинтересовал их в данном виде игры. Особо нужно отметить самостоятельность, которую дети проявляли в игре. Они показали высокий уровень самоорганизации. Дети сами предложили показать кому-нибудь свой спектакль. Было решено пригласить малышей. День спектакля дети очень ждали. Мы подали им идею самим репетировать, когда они захотят. Куклы и атрибуты спектакля мы поместили в «уголок театра». Дети имели возможность в любое время играть с ними. Наблюдения показали, что ребята часто обращались к игре индивидуально и группами.

    В день спектакля дети много обсуждали это событие, готовились. Они заметно волновались, были немного скованы. Мы поддержали ребят, уверили, что все у них получится. Несмотря на волнение, дети четко соблюдали последовательность сюжета, хотя некоторым их них мы подсказывали слова. Дошкольники первый раз выступали с инсценировкой перед зрителями, они боялись забыть текст или движение.

    Поэтому игра была менее выразительной, чем на репетиции. Но очень важно отметить то, что ребята чувствовали всю ответственность за спектакль, старались не подвести друг друга.

    Всем детям развлечение очень понравилось. В последующие дни мы наблюдали, как дети инсценируют отрывки сказки.

    Позже ребята стали вносить новые идеи, повороты сюжета, импровизировать.

    Таким образом, мы познакомили дошкольников с одним из видов театрализованной игры. Проведенная работа показала, что театрализованная игра оправдывает все педагогические требования. В практической работе с детьми прослеживается, насколько эффективна театрализованная игра в разностороннем развитии ребенка. С помощью театрализованной игры нам удалось научить всех ребят реализовывать свои возможности, верить в свои силы. Дети приобрели  организационные умения, научились сотрудничать друг с другом, разрешать конфликты. Качественно изменился уровень общения детей между собой: они стали вежливее, помогают друг другу, радуются за сверстника. Тщательная и детальная работа с литературными источниками способствовала развитию у них памяти, внимания, воображения, мышления.

    На всех этапах игра требовала двигательной активности ребят, они стали более оживленными. В процессе работы со сказкой, с декорациями, с музыкой дети постепенно стали понимать красоту искусства, научились осознанно воспринимать его. Конечно, не все дети в одинаковой степени поддавались воспитательному воздействию театрализованных игр, и поэтому много времени уделялось индивидуальной работе. Особенно незаменима эта работа была по развитию речи. У детей заметно улучшилась дикция, их словарь обогатился новыми словами, оборотами.

    Учитывая возраст детей, мы старались по возможности опираться  на наглядный материал, и это дало положительные результаты.  Кроме того, хочется отметить, что театрализованные игры подарили ребятам много положительных эмоций.

    Список используемой литературы

    1. Васильева «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях», М., 1986г.
    2. Г.А. Урунтаева «Дошкольная психология», М., 2001г.
    3. Д.В. Менджерицкая «Воспитание детей в игре», М., 1979г.
    4. Журнал «Дошкольное воспитание», 2001г., №4, стр.32, статья «Театрализованные игры».
    5. Л.В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников», М., 1991г.
    6. Т. Кмелеченко «Играем в театр кукол «Живая рука»», журнал «Дошкольное воспитание», 2001г., №4, стр.18.
    7. Т.В. Антонова «Игра дошкольников», М., 1989г.
    8. Т.Д. Марцинковская «Детская практическая психология», М., 2001г.
    9. Т.И. Петрова «Театрализованные игры в детском саду», М., 2000г.
    10. Ф.А. Сохин «Развитие речи детей дошкольного возраста», М., 1976г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Значение пальчиковых игр и упражнений для развития дошкольников

    Значение пальчиковой гимнастики, примеры комплексов пальчиковой гимнастики для детей 2-7 лет....

    Консультация для родителей "Словесные дидактические игры для развития речи у дошкольников"

    В представленной консультации, сделанна подборка игр  для родителей с детьми для речевого развития. ...

    Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры игры в экологическом воспитании дошкольников"

    Данная консультация знакомит воспитателей с дидактическими играми по экологии....

    Консультация для родителей дошкольников "Пальчиковые игры и упражнения"

    Консультация для родителей дошкольников "Пальчиковые игры и упражнения"Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? И почему в последние 5-10 лет уровень речевого разв...