ИСТОЧНИКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРЕССА У ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ
материал по теме

Риск возникновения стрессового состояния особенно велик в детстве при нарушении условий для нормального физического развития.Наша общая задача помочь детям избавиться от стресса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_dolbannyy_titulnik.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

        

                Источники возникновения стресса у дошкольников в ДОУ                         

                                                                            

                                                                                                                                     Оглавление

Введение…………………………………………………………………3

Основные признаки стрессового состояния у детей………………….4

Обеспечение психологической безопасности личности ребёнка…….7

Общая и индивидуальная психологическая помощь в дошкольном учреждении ……………………………………………………………..10

Основные средства профилактики и коррекции психоэмоцианального напряжения у детей…………………………………………………….12

Некоторые причины возникновения стресса в нынешнее время…   14

Заключение……………………………………………………………..16

Литература……………………………………………………………...18

                                                      Введение

Ребёнок – это человек, который постоянно развивается, изменяется. И поэтому определить стресс у детей бывает довольно тяжело. Его запросто можно принять за характерные для растущего организма недомогания. Однако всё же существуют некоторые признаки, по которым Вы сможете определить, что ребёнок пребывает в состоянии стресса.

                             

Родоначальник теории стресса Г. Селье давал следующее определение этому понятию: "На воздействия разного рода - холод, усталость, быстрый бег, страх, потерю крови, унижение, боль и многое другое - организм отвечает не только защитной реакцией на данное воздействие, но и неким общим однотипным физиологическим процессом, вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Организм с помощью этого процесса как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, на адаптацию к ней".

Многочисленными исследованиями было доказано, что стресс приводит к разнообразным изменениям в организме, личности и ее отношениях с окружающим миром. Разные стрессоры, активизируя гормональные системы, приводят к разным типам заболеваний.

В медицине различают понятия активный стресс и пассивный стресс. При активном стрессе чаще наблюдаются явления сердечной недостаточности, при пассивном - заболевания, связанные со сбоями в иммунной системе.

Адаптационные возможности человека достаточно велики, поэтому многие незначительные отклонения, возникающие в деятельности организма под влиянием стрессовых ситуаций, легко обратимы. Но в ситуациях длительного нервного напряжения могут развиться такие болезни, как гипертония, сердечная недостаточность, диабет, язва желудка и др.

Наличие стрессоров может и не делать саму ситуацию стрессовой и не вызвать стрессового состояния. Ограничение двигательной активности еще не свидетельствует о том, что у человека развилось состояние гипокинезии.

Исследователи отмечают, что отрицательные состояния возникают в том случае, когда нагрузка превышает устойчивость человека к неблагоприятным воздействиям. Небольшой стресс не оказывает разрушительного влияния на здоровье человека и часто мобилизует его резервные и творческие возможности, способствуя соматическому, психическому и личностному развитию.

.        Основные признаки стрессового состояния у детей.

Практический психолог образовательного учреждения должен научиться видеть возможные источники угроз психологической безопасности детей, по возможности блокировать стрессовые факторы или ослабить степень их стрессорного воздействия при помощи специальных приемов и технологий. Кроме того, он обязан на профессиональном уровне определять признаки стрессового состояния воспитанника или ученика и соответственно дифференцировать его как физиологическое или психологическое.

Надежными ориентирами при этом могут быть проявляемые детьми чувства бодрости, радости, азарта, гнева, страха, тревоги, печали, вины, растерянности, стыда и т. п. Индикатором этих чувств является настроение ребенка. Устойчивое положительное настроение свидетельствует об успешной адаптации ребенка к социально-гигиенической среде образовательного учреждения и его позитивном психическом состоянии. Частая же смена настроения или устойчивое отрицательное настроение говорят об обратном.

Не всегда педагогам и родителям удается облегчить процесс привыкания детей к условиям общественного воспитания.
Зачастую это связано с тем, что в группу сразу приводят несколько нович-ков, постоянно нуждающихся во внимании. Иногда процесс привыкания осложняется тем, что некоторые воспитатели имеют упрощенное представление об эмоциональных реакциях детей. Они считают, что плач и капризы - это результат избалованности и изнеженности в семье, а потому поплачут и привыкнут. Между тем время проходит, а в группе остаются неадаптированные или впоследствии трудновоспитуемые дети, у которых уже сформировались нежелательные черты характера.
Поэтому проблема адаптации детей к ДОУ является одной из актуальных проблем возрастной психологии.
Немаловажную роль в период адаптации имеет проявление тревожности. Именно возникшая в период адаптации ситуативная тревожность под воздействием различных психотравмирующих факторов способна превратиться в устойчивую черту личности и способствовать возникновению различных невротических состояний. Так как возникающая в период поступления ребенка в ДОУ повышенная ситуативная тревожность носит ярко выраженный дезадаптивный характер, то представляется целессобразным рассмотреть проблему проявления тревожности и определить пути ее преодоления при поступлении ребенка в ДОУ.
Анализ проблемы тревожности в различных аспектах содержат работы А. Фрейда, К. Хорни, Ч. Спилбергера, Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена; Л.И. Божович, А.И. Захарова, В.Р. Кисловской, В.С. Мерлина, А.М. Прихожан, Т. И. Чирковой, А.В. Спиваковской и других исследователей.
Проблеме тревожности посвящено значительное количество исследований в психологии, медицине, физиологии, философии, социологии. В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревоги.
Изучение тревожности важно и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы ребенка, становления, закрепления и разви-тия эмоционально-личностных образований. Тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, многих нарушений развития, рассматривается как показатель преневротического состояния, ее роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения. Значение профилактики тревожности, ее преодоление важно при подготовке детей и взрослых к трудным жизненным ситуациям.
Дошкольное учреждение первым открывает перед ребенком мир социально-общественной жизни. Детский сад (параллельно с семьей) берет на себя одну из главных ролей в воспитании ребенка-дошкольника и играет ее, начиная с первого знакомства и провожая его в школу.
Таким образом, детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества складываются в этот период жизни. От того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие.
Известно, что смена социальных отношений представляет для ребенка зна-чительные трудности. Многие дети становятся беспокойными, плаксивыми, замкнутыми. Тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны главным образом с отсутствием близких для ребенка людей, с изменением окружающей обстановки, привычных условий и ритма жизни.
Постигаемый ребенком жизненный опыт может помочь ему включиться в новые социальные отношения, совместную деятельность, адаптироваться к изменившимся условиям, но он способен привести и к негативным последствиям, что весьма существенно для эмоционально-личностного опыта ребенка. Отрицательный эмоциональный опыт может породить высокую тревожность детей. Поскольку условия детского сада едины для всех, то возникает задача адаптации каждого отдельного ребенка с его выраженной индивидуальностью к этим общим условиям или - лучше сказать - общественным требованиям

Гармоничное, правильное развитие ребенка, его личности возможно при наличии здоровья, в том числе и психологического здоровья. Должно быть благополучие в детских эмоциях. И желательно, чтобы его было как можно больше для того, чтобы правильно происходило познание окружающего мира, человеческих отношений и отношений человека с природой. И поведение детей, и их самочувствие очень часто могут указывать взрослым, что в развитии характера и формировании личности ребенка происходит сбой. Какие же проявления свойственны для "сигналов аварии" в психологическом здоровье мальчика или девочки? Что может послужить поводом для обращения за помощью к психологу или психотерапевту?

На наличие эмоционального психологического стресса детского организма указывают следующие признаки:

Эмоциональная неустойчивость - легко возникающий плач, раздражительность, обидчивость, беспокойство, неуверенность в действиях, непоследовательность в поступках, капризность, страхи.

Вегетативная неустойчивость – легко возникающее покраснение или побледнение кожи, в основном на лице, "комок в горле", "каша во рту", колебание артериального давления преимущественно в сторону его понижения, повышенная потливость, неустойчивый пульс, плохое самочувствие при колебаниях атмосферного давления.

Нарушение сна трудности с засыпанием, чуткий с пробуждением или очень глубокий сон, плохое самочувствие утром после пробуждения.

Нарушение обмена веществ, нейродермит, плохой аппетит, снижение массы тела, болезненно заостренные реакции организма на запахи, лекарства, пыль и некоторые пищевые вещества в виде кашля, зуда.

Частые простудные заболевания, особенно тогда, когда отчетливо имеется связь с действием нервных, стрессовых факторов.

Психомоторные нарушения в виде заикания, ночного и дневного недержания мочи (энурез), недержание кала (энкопрез), нервных тиков (непроизвольные, часто и однотипно повторяющиеся подергивание мышц лица), мигание, наморщивание лба, шмыгание носом, раскрытие рта, подергивание губ, щек, сокращением артикуляционных и дыхательных мышц - звуки типа "КХ", поперхивание, покашливание, попискивание, тяжелые вздохи, прерывистая, напоминающая заикание речь. Такие нарушения часто не осознаются и не замечаются ребенком, и очень часто зависят от времени года, утомления, нервного напряжения.

Невротические реакции – кратковременные переживания в ответ на действия психотравмирующих факторов – повышенная возбудимость или заторможенность в первое время посещения дошкольного учреждения, состояние подавленности при расставании, заостренные переживания по поводу наличия заболевания или физического дефекта.

Патологические привычки - упорный онанизм (мастурбация), постоянное сосание пальца, навязчивое грызение ногтей.

Очень часто все указанные признаки неблагополучия в психологическом состоянии и эмоциональной жизни усиливаются или проявляются в трудные моменты жизни ребенка, к которым относятся начало посещения детского сада или школы, эмоциональная холодность или чрезмерная опека значимых взрослых, острая или длительная психотравмирующая ситуация.

В такие периоды, порой очень непростые, своей жизни ребенок требует очень чуткого и душевно тонкого к себе отношения со стороны родных и близких, а иногда участия специалистов. От родителей порой требуется пересмотреть некоторые свои принципы воспитания сына или дочери, сделать эти принципы более действенными и может быть менее "заметными" для детского восприятия; в некоторых моментах перестроить свое эмоциональное взаимодействие с миром детей, может быть более ярко вспомнить свое детство для того, чтобы позволить ребенку с меньшим напряжением адаптироваться к открывающемуся во всей своей красоте и противоречии к окружающему миру.

                           

  ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Понятие психологическая безопасность чаще всего раскрывается через использование понятий психическое здоровье и угроза. При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому здоровью.

Само содержание понятия безопасность означает отсутствие опасностей или возможность надежной зашиты от них. Опасность же рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые являются дисфункциональными, дестабилизирующими жизнедеятельность ребенка, угрожающими развитию его личности.

Предусмотреть возникновение опасности довольно сложно. В настоящее время нет достаточно обоснованной и подробной общей классификации угроз психологической безопасности и возможных источников их в дошкольном учреждении. Но в то же время и оздоровительная программа без системы упреждающих мер будет не столь эффективной.

Основные источники угроз психологической безопасности личности можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние.

К ВНЕШНИМ ИСТОЧНИКАМ угроз психологической безопасности ребенка следует отнести:

1. Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности: Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы как в деятельности, так и в принятии решений.

2. Индивидуально-личностные особенности персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми. Не случайно мы начали книгу с критериев отбора сотрудников для работы с самыми маленькими.

3. Межличностные отношения детей в группе. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребенка дошкольное учреждение. Кроме того, в детском коллективе уже в раннем возрасте могут проявляться грубость и жестокость, на которую также нет должной реакции педагогов.

4. Враждебность окружающей ребенка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.

5. Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания.

6. Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.

7. Нерациональность и скудость питания, его однообразие и плохая организация.

8. Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.

9. Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе.

10. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.

11. Неблагоприятные погодные условия.

12. Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда и т. п.

 ВНУТРЕННИМИ ИСТОЧНИКАМИ угроз психологической безопасности ребенка могут быть:

1. Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения. В результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.

2. Осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности. Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть.

3. Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.

4. Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.

5. Патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т. п.

Общим же источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий. Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например: убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.

Признаки стрессового состояния малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться:

- в трудностях засыпания и беспокойном сне;

- в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;

- в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;

- в рассеянности, невнимательности;

- в беспокойстве и непоседливости;

- в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;

- в проявлении упрямства;

- в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);

- в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);

- в игре с половыми органами;

- в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;

- в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;

- в повышенной тревожности;

- в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее.

Следует отметать и то, что не все признаки стрессового состояния могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже в том случае, если проявились хотя бы какие-то из них.

Наличие вышеуказанных симптомов нередко свидетельствует о возникновении психосоматических расстройств, которые могут отрицательно сказаться на самочувствии, поведении ребенка. Игнорирование их обычно приводит к стойким нарушениям не только в здоровье, но и в личностном развитии. Бывает, что такие дети впоследствии становятся лживыми, неуверенными в себе, склонными к бесплодным мечтаниям, трусливыми, некоммуникабельными. У них как способ защитного поведения очень рано появляется социальная маска.

Общая и индивидуальная психологическая помощь в дошкольном учреждении

Отсюда следует, что в дошкольном учреждении должна быть разработана система обшей и индивидуальной психологической защиты детей.

Индивидуальная программа психологической защиты выстраивается на основании изучения личностных особенностей данного ребенка, его опыта, привычек, условий воспитания в семье. Делает это психолог дошкольного учреждения при участии родителей и воспитателей группы.

Надежными показателями того, что средства психологической безопасности выбраны верно, служат хорошее настроение малыша, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности. Устойчивый оптимистический настрой говорит о том, что адаптация в социально-гигиенической среде яслей проходит или уже прошла успешно.

Психоэмоциональное остояние детей во многом зависит от ритма жизни, который в дошкольном учреждении задается режимом дня. Традиционно в нем указывается время и длительность сна, прием пищи, прогулок, занятий.

С одной стороны, жизнь в заданном ритме как бы должна оказывать положительное воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка, но, с другой - можно наблюдать, что дети нервничают, с нетерпением ждут родителей, перестают слушаться взрослых, хотя те ничем такое состояние не провоцировали. Особенно это заметно в конце недели. Провоцирующим фактором может явиться непродуманный в плане комфортности для психологического состояния ребенка режим дня.

 Однообразие будней, привычность ритма, отсутствие неожиданностей, жесткая регламентация деятельности - все это рождает у детей комплекс несвободы и служит стрессовым фактором.

Режим дня детей в дошкольном учреждении должен быть многовариантным, учитывающим все возможные нестандартные ситуации: плохую погоду, отсутствие достаточного количества персонала, желание родителей приводить и забирать ребенка в удобное дня них время, карантины и периоды повышенной заболеваемости. Такой режим принято называть гибким, так как в нем продумана система быстрого реагирования на внезапно изменившуюся ситуацию.

Приводим описание нескольких вариантов гибкого режима

ВАРИАНТ (для плохой погоды)

Специфика режима дня в случае неустойчивой и неблагоприятной погоды заключается в том, что день ребенка эмоционально насыщается, а прогулочной зоной становится все учреждение. Прогулки организуются в физкультурном и музыкальном зале. Сквозным проветриванием помещения предварительно остужаются до 14-16 % затем открываются внутренние рамы окон (в наружных часть стекол имеет микроотверстия) и угловая фрамуга. Дети, одетые соответственно температуре зала (с учетом того, что идет постоянный приток прохладного воздуха), находятся в нем минут 40. Воспитатель приносит игрушки, мячи, организует веселые подвижные игры. Несложно для таких ситуаций сделать небольшую складную песочницу (ведра на два песка),

В групповой в это время проводятся сквозное проветривание, влажная уборка и на полную мощность включаются бактерицидные светильники. Дети возвращаются в свежеубранное и проветренное помещение.

В течение дня нужно не менее двух подобных прогулок. Кроме того, предусматривается выход детей на 30-40 минут за пределы своей групповой, так сказать в гости. Можно, например, посмотреть в видео салоне мультфильм, побывать в изостудии или в музее. Больше всего наши малыши любят ходить в гости к детям старших групп, ведь там так интересно!

Режим дня для неблагоприятных погодных условий составляется методистом дошкольного учреждения в сентябре. Группам выделяется конкретное помещение для организации прогулки и определяется ее время; указывается время и порядок "хождения по гостям". В каждом помещении детям создаются условия для развивающей деятельности. Например, в изостудии для них готовится стол с кучей глины, или на полу расстилаются листы ватмана - и рисуй себе красками, не пачкающими пальчики, что хочешь. В игровой комнате ждут детей игрушки-забавы, самовар с чаем и обязательно молоко. Старшие дошкольники приготовили для них "рынок", где "продаются" игрушки, сувениры, украшения, сделанные собственными руками. Большим успехом пользуются у малышек прыгающие бумажные лягушки, глиняные свистульки, лодочки из коры или бумаги, которые тут же можно пустить в таз с водой.

Режим дня предусматривает обязательно какое-либо музыкальное развлечение. Причем программа его готовится взрослыми заранее. Это могут быть кукольные спектакли или драматические постановки, концерты, веселые аттракционы, сюжетно-игровые занятия с большим количеством персонажей.

Наличие такого предварительно составленного режима позволяет быстро реагировать на изменение ситуации, а его реализация предупреждает вероятность физиологического стресса организма детей в связи с кислородным голоданием и невозможностью в ограниченном пространстве группы создать полноценные условия для удовлетворения естественной потребности ребенка в движении.

 

Основные средства профилактики и коррекции психоэмоцианального напряжения у детей.

Риск возникновения стрессового состояния особенно велик в детстве при нарушении условии для нормального физического развития. Наукой давно доказана взаимообусловленность физического здоровья и психического состояния человека. Ощущение физическою здоровья, своих физических возможностей и телесного благополучия способствует устойчивому чувству комфорта.

Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус, н, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. Самую высокую физическую нагрузку на физкультурном занятии или уроке дети испытывают в игре, но какой эмоциональный подъем наблюдаем мы при этом.

Расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению учащенного дыхания. Это обратное влияние опытные тренеры используют для регуляции психического состояния спортсменов.

Учеными давно доказано, что лучшим средством для снятия нервного напряжения является физическая нагрузка. Использовать движения в качестве противовеса отрицательным эмоциям рекомендовала, например, Н. П. Бехтерева. Известный русский физиолог И. П. Павлов говорил о том, что любая физическая деятельность дарит мышечную радость, создавая устойчивое настроение.

Вред недостаточной двигательной нагрузки давно известен. Но не менее опасно пренебрежение такими важными компонентами здорового образа жизни как сон, питание, закаливание.

Значение правильно организованного сна для гигиены нервной системы ребенка переоценить невозможно. Еще И. П. Павловым было доказано, что во время сна восстанавливается физиологическое равновесие в организме. Причем такое восстановление не может быть достигнуто другими средствами и способами.

В профилактике психоэмоционального напряжения детей не следует сбрасывать со счета питание. Необходимо уяснить для себя, что важен не только должный набор продуктов, обеспечивающий нормальные рост и развитие ребенка, но и сама организация питания. Прием пищи разумно проводить как большую релаксационную паузу.

Эффективно воздействуют на психическое состояние детей, снимая напряжение и стресс, водные закаливающие процедуры. Но для достижения должного результата должны быть созданы соответствующие условия, при которых ребенок становится субъектом этой деятельности.

В последние годы все большее значение в профилактике стресса придается обучению человека психосаморегуляции состояния. Исследования подтверждают, что дети гораздо быстрее и с большим эффектом научаются приемам аутогенной тренировки, нежели взрослые. Это обусловлено, прежде всего, тем, что у детей живое воображение, которое помогает им быстро и легко войти в нужный образ.

Использование упражнений по психосаморегуляции состояния дает возможность наполнить традиционную систему физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении новым смыслом и содержанием и создать технологию, которую мы могли бы смело назвать не только здоровьесберегающей, но и формирующей у детей позиции созидателя и разумного поведении в отношении своего физического и психического здоровья.

Все вышеперечисленные основные средства профилактики психического напряжения детей являются структурными компонентами среды жизнедеятельности ребенка, а также системы физического воспитания детей в детском учреждении. Поэтому мы полагаем разумным изложение конкретных практических рекомендации начать именно с них.

.

Существует множество рекомендации по снятию стрессовых состояний. Например, Ю. С. Николаев и Е. И. Нилов рекомендуют реагировать на неприятную ситуацию улыбкой и шуткой. Психиатр В. Леви предлагал выбрать себе идеал героя с веселым и добрым характером. Сам пользовался этим способом, чтобы наладить контакт с больными.

Неплохой эффект налаживания отношении, например, в семейной жизни дает игра "Я - ты, ты - я", когда на определенное время муж и жена меняются ролями и пытаются реагировать на различные ситуации с этих позиций. Но дело в том, что все эти и им подобные рекомендации вынуждают человека подавлять реакцию на раздражение и, таким образом, лишают его разрядки. Детям в силу специфики возрастных особенностей (в первую очередь из-за малого жизненного опыта) делать это крайне трудно, а отсутствие разрядки часто приводит к неврозу и впоследствии, как считают медики, к гипертонии.

Как правило, человек, стремясь выйти из состояния стресса, старается израсходовать избыток выделившихся гормонов, которые обусловили раздражение. Одни колотят посуду, другие - кого-нибудь из окружающих, третьи - бегают, отжимаются, пилят дрова, лихорадочно стирают белье. Многие люди, и особенно дети, начинают что-нибудь жевать, часто не чувствуя при этом вкуса пищи. Другими словами, чаще всего человек при помощи физических действий пытается выйти из стрессового состояния.

.

 

Некоторые причины возникновения стресса в нынешнее время

К первой проблеме , усугубляющей ситуацию детского стресса - без конца занятые родители, которые проводят очень мало времени со своими отпрысками, но даже когда они уделяют им пару часов, то все равно не могут расслабиться и получать удовольствие от общения. В итоге у ребенка нет перед глазами примера, как надо правильно отдыхать и снимать напряжение. Более того, перегруженные мамы и папы часто склонны устраивать скандалы, которые исключительно негативно воздействуют на детей. А между тем они подвергаются стрессу намного раньше, чем мы привыкли думать. Как только за детьми начинают присматривать чужие люди или они начинают ходить в ясли, им постоянно приходится подстраиваться под разных взрослых, под их правила и ожидания. Но в этом возрасте карапузу еще сложно донести до окружающих, чего же он хочет, и отнюдь не каждый взрослый в состоянии понять его по поведению и по первым словам. Вторая проблема малышей - благие намерения родителей, пытающихся напичкать его всеми возможными знаниями еще до школы, они заставляют ребенка слушать Моцарта и стараются и из него вырастить гения. Но надо понимать, что дети не в состоянии вынести груз родительских амбиций, и в конце концов такое отношение к ребенку приводит к его фрустрации и перевозбуждению.

-Стресс усиливается, как только ребенок идет в школу, где на него начинается давление со всех сторон по поводу оценок и хорошего поведения. Звонок с уроков не приносит облегчения, так как объем домашних заданий, выполняемых учениками начальных классов, увеличился вдвое с начала восьмидесятых годов. Более того, выполнение домашних заданий нужно втиснуть между внешкольными занятиями и спортом, которые в свою очередь требуют все большего внимания в связи с различными соревнованиями, конкурсами и выставками. Конечно же, в каждом возрасте предупредительные сигналы о том, что ребенок, возможно, страдает от стресса, различаются. В возрасте года малыш может отказываться от еды, двух-трехлетние карапузы могут проявлять неожиданную немотивированную агрессию, в детсадовском возрасте и в начальной школе признаком стресса может быть развивающаяся бессонница.

-Дети, обнаружившие большую предрасположенность к стрессу, чаще заболевают респираторными заболеваниями, чем их более эмоционально уравновешенные сверстники. Медики утверждают, что стресс, стимулирующий выработку гормонов, поднимающих потребность организма в сахаре и жире, может увеличить риск возникновения у ребенка диабета и появления избыточного веса.

-В старших классах картина еще более пугающая. Исследования показали, что дети с повышенным из-за стресса уровнем кортизола более склонны к злоупотреблению алкоголем в старшем возрасте. А вслед за этим идет самое страшное из всего - склонность к суициду. С начала семидесятых количество попыток самоубийства среди подростков возросло на 30 процентов. Кроме того, исследования студентов вузов показывают, что стрессы в детском возрасте являются одним из важнейших факторов в появлении депрессивных состояний у молодых людей. И в связи с этим возникают опасения, что сегодняшние малыши, часто испытывающие стресс, сформируют поколение эмоционально нестабильных взрослых. Дети, выросшие под давлением родителей, заставляющих их стремиться все выше и выше без особого желания с их стороны, могут стать потерянными и замкнутыми в себе взрослыми. Их самооценка будет формироваться не на основе того, что они представляют собой самодостаточные личности, а на основе того, чем они занимаются как социально активные элементы. И они уже с трудом смогут понять, кем же являются на самом деле.

К счастью, помочь нашим детям все-таки можно. Психологами разработаны программы для детей всех возрастов, помогающие справляться со стрессом. Затем - физические упражнения и подвижные игры, но в отличие от спортивных клубов в данном случае целью является удовольствие и освобождение от адреналина, который вырабатывается организмом, реагирующим на стресс. Психологи также обсуждают с ними, как важно уметь снимать напряжение и расслабляться. Но эксперты считают, что чрезвычайно важно, чтобы и родители изменили жизненный уклад всей семьи. Характерно, что на вопрос о причинах детского стресса родители и дети дают совершенно разные ответы. Родители считают, что основная причина - в загруженности внешкольными занятиями и стремлении к хорошей успеваемости. Дети же утверждают, что основная причина - нервозность и стресс самих родителей и то, как это отражается на отпрысках. А между тем у родителей почти не остается времени на самих себя и на свои нужды, а те немногие минуты отдыха, которые у них есть, они не могут продуктивно использовать на общение с детьми. Специалисты в области антистрессовых программ призывают мам и пап начать помощь своим чадам с самих себя и, наконец, научиться отдыхать самим и самим снимать напряжение, а потом переходить на детей. Например, по дороге с работы домой слушать в машине тихую успокаивающую музыку или просто думать о чем-то приятном, что бы отвлекало от забот и проблем прошедшего рабочего дня и настраивало на позитивный лад. Родители могли бы выработать новые обычаи, помогающие всей семье, например, расслабляться по вечерам и в выходные или играть в настольные игры, или выделять пару часов каждый вечер на разговоры друг с другом. Вы можете помочь детям, просто уделяя им больше внимания, которое, кстати, поможет вам лучше узнать их. Не беда, если они не занимаются во всех существующих в округе кружках и спортивных секциях, намного важнее просто быть с ними, чтобы дать им почувствовать ваше внимание, заботу и любовь.

        

                                           Заключение

Мы, взрослые, с большим удовольствием вспоминаем собственное детство: велосипеды, коньки, салочки во дворе с подружками, беззаботное лето, проведенное у бабушки на даче или в пионерлагере... Хотелось бы, чтоб и у наших детей было такое замечательное детство, полное радости и веселья. Однако на них сваливается такое количество обязательств и нагрузок, что мало у кого остается время на отдых и расслабление. Типичный российский ребенок с двух-трех лет ходит в детский сад, где ему приходится привыкать к часто меняющимся воспитателям и учиться общаться с группой таких же малышей, как он сам. Лет с четырех его отправляют на курсы английского, в спортшколу и на занятия по подготовке к школе. С семи лет каждый вечер после хореографии, рисования, английского, французского или музыки, а зачастую и всего сразу, малыш должен сидеть как минимум по полтора часа за уроками, чтобы справиться со всеми заданиями. А в пятнадцать-шестнадцать лет вдобавок к приличному объему школьных нагрузок любому старшекласснику приходится делать задания для подготовительных курсов при вузах, по три раза в неделю ходить туда на занятия, кроме этого, если он занимается каким-либо спортом, то должен регулярно посещать тренировки. Сегодня дети и подростки перегружены и утомлены до такой степени, что почти каждому необходимо ходить на сеансы к психологу, чтобы научиться справляться со стрессом. В 1999 году опрос школьников в возрасте от 9 до 12 лет показал, что почти треть из них "очень беспокоят" успехи в учебе, родители и мировые проблемы (!), почти у половины детей из-за стресса возникают сложности с засыпанием.

Надо признать, небольшое количество стресса даже может быть полезным. Случайные выбросы в кровь кортизола и адреналина, элементов, вырабатываемых организмом в ответ на стресс, могут дать ребенку дополнительный толчок для преодоления каких-либо физических или умственных барьеров. Но жизнь в состоянии постоянного напряжения может привести к серьезным проблемам со здоровьем !. Согласно исследованиям, тринадцать процентов детей страдают от немотивированной тревоги, зачастую связанной со стрессовыми состояниями. "И, скорее всего, эта цифра - всего лишь верхушка неисследованного айсберга", - говорят эксперты, считающие, что стресс непосредственно влияет на развитие синдрома раздраженного кишечника, астмы и многих других заболеваний. Существуют также предположения, что хронический стресс может вызвать изменения в лобной доле коры головного мозга, которая играет свою роль в контроле за поведением: результатом может быть хроническая тревожность и предрасположенность к депрессиям. Эта угроза настолько серьезна, что многие специалисты хотели бы, чтобы в школах вводились обязательные антистрессовые тренинги и занятия для детей всех возрастов. Но также они подчеркивают, что настоящее решение проблемы должно идти в первую очередь из семьи и родители должны внести серьезные изменения в образ жизни не только своих детей, но и в свой собственный.

Сделайте жизнь своих детей легче

Эксперты говорят, что в первую очередь именно родители в силах помочь своим детям избавиться от стресса. Вот несколько шагов, с которых можно начать прямо сейчас:

НЕ ПИЧКАЙТЕ ИХ ЗНАНИЯМИ. Перегрузка дошкольников структурированными знаниям не сделает их гениями, но может повысить уровень тревожности у малышей. Вместо этого старайтесь занимать их играми, включающими воображение.

СЛЕДИТЕ, ЧТОБЫ ДЕТИ НЕ БЫЛИ ПЕРЕГРУЖЕНЫ. Психологи советуют родителям проверять расписание детей, чтобы следить за нагрузкой. Постарайтесь убедить ребенка, что если он не самый первый во всем на свете, это еще не значит, что он - неудачник.

НАУЧИТЕСЬ СПРАВЛЯТЬСЯ СО СВОИМ СОБСТВЕННЫМ СТРЕССОМ. Чтобы быть правильным примером для своих детей, выделите несколько минут после работы на то, чтобы успокоиться перед общением с ними. Как говорится, врач, исцели себя сам!

БУДЬТЕ ФИЗИЧЕСКИМИ АКТИВНЫМИ. Ежедневная семейная прогулка на свежем воздухе до или после ужина не только снижает напряжение, но также дает детям и родителям возможность просто пообщаться друг с другом.

КУЛЬТИВИРУЙТЕ СПЛОЧЕННОСТЬ СЕМЬИ. Вместо того чтобы давать детям играть в видеоигры или лазать по интернету в своей комнате, уговорите их всем вместе сыграть в какую-нибудь игру или всей семьей посмотреть хорошее кино. Одиночество и отстраненность - один из основных источников стресса

ЛИТЕРАТУРА
1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // Вопросы психологии. 2002. 1
2. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия. СПб.,1994.
3. Запорожец А. В. Принцип развития в психологии. М., 1978.
4. Захаров А.И. Неврозы у детей. СПб., 1996.
5. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М.,1983.
6. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 2 кн. Кн.2. Психология образования. М., 1994.
7. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии: Пер. с англ. М., 1997.
8. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности//Психологическая наука и образование, 2, 1998.
9. Прихожан А. М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности. (Личностный аспект): Дис. ...д-ра психол. наук. М., 1996.
10. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. М.,1990
11. Романов А. А. Альбом с игровыми упражнениями для дошкольников. М., 1993.
12. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 1960.
13. Семья в психологической консультации. М., 1989.
14. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей, М., 1996.
15.
16. Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду.М., 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная доска как источник развития и обучения дошкольников

Вопрос о том нужна ли интерактивная доска в детском саду...

Как избежать возникновения стресса у детей (2)

Как избежать возникновения стресса у детей...

Консультация для родителей «ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРЕССА У РЕБЕНКА И КАК ЕГО ИЗБЕЖАТЬ»

Полезная информация для родителей, названы основные причины возникновения стресса у детей и даны советы, как его избежать...

Консультация для родителей «Игры, способствующие снятию напряжения и стресса у дошкольника»

          Жизнь дошкольника полна разными событиями и ситуациями, которые могут вызвать у ребенка стрессовое состояние. Первый день в детском саду, мама не купила игруш...

Про стресс у дошкольников.

Стендовая информация....