Семинар-практикум - «Учимся проводить диагностику» для молодых воспитателей.
методическая разработка по теме

Степанова Ольга Ивановна

 

Ст. воспитатель: Сегодня мы собрались на встречу с волшебницей игрой. Учитывая то, что игра является самым любимым и желанным видом детской деятельности и имеет огромное развивающее значение, несложно понять, в чем заключается ее волшебная сила. В качестве разминки мы поиграем в игру «Докажи очевидное»: я буду делать общеизвестные утверждения, отражающие значение игры, а вы должны доказать эти утверждения на примерах из своей практической работы.

  1. Игра для ребенка – это радость и удовольствие.
  2. Игра облегчает адаптационный период.
  3. Игра помогает установить доверительные отношения с ребенком.
  4. Игра способствует становлению целенаправленной деятельности.
  5. Игра – окно в мир взрослой жизни.
  6. Игра способствует развитию речи.
  7. Игра имеет значение для умственного развития.

(после каждого утверждения предоставляется слово воспитателям, которые комментируют значение игры, опираясь на свой опыт работы и наблюдения за детьми)

Ст. воспитатель: Обобщая выступления, я хотела бы прочесть слова академика Рубинштейна: «В игре, как в фокусе, собираются, проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности»

Основная часть

Ст. воспитатель: Работа воспитателя по формированию игры должна начинаться с проведения диагностики, которая помогает определить стартовое начало в долгой и кропотливой работе. В связи с этим хочу напомнить вам  насколько важно знать что воспитатель должен быть настоящим наблюдателем – исследователем ребенка, а не пассивным участником.

(заслушиваются мнения педагогов)

Такая исследовательская установка является основой педагогического творчества. Грамотно и правильно проведенная диагностика поможет вам лучше узнать своих воспитанников, наметить перспективный план работы на будущее.

Ст. воспитатель: Оценка уровня сформированности игровой деятельности осуществляется на основе анализа развития названных вами игровых умений. Всего выделено пять критериев. Каждый из критериев соответствует определенному игровому умению. Критерии оцениваются по трем уровням: низкий, средний, высокий.

Задание: Необходимо проследить изменение показателей по каждому критерию от низкого до высокого уровня. После самостоятельной работы воспитателям дается возможность выступить по своей работе.

Ст. воспитатель: Одним из методов диагностики является наблюдение. Сейчас мы с вами понаблюдаем за  игрой детей второй младшей группы. Одновременно вы будете оценивать игровые умения выбранного вами ребенка.

Участникам семинара предлагается взять по  одной карточке с написанным на ней именем ребенка. У детей – участников игры на одежде значки с их именами. Воспитатель организует сюжетно-ролевую игру: сначала индивидуально, затем с небольшими группами детей. Во время взаимодействия с малышами воспитатель побуждает их выполнять условные игровые действия: варить суп в кастрюльке, и т.д.  После просмотра игры воспитатели оценивают уровень сформированности игровых умений у наблюдаемого ребенка в соответствии с системой оценки игровой деятельности.

(воспитатели рассказывают об итогах диагностики).

Ст. воспитатель: Главное в диагностики не в простом определении уровня игровых умений, она помогает увидеть перспективу  дальнейшей работы. Задание: составьте индивидуальные планы развития игровой деятельности детей, за которыми вы наблюдали в ходе практической работы.

Вариант плана работы, составленного воспитателем:

У Наташи низкий уровень развития игровых умений. Считаю, что необходимо активизировать работу по накоплению ребенком игрового опыта.

Для этого нужно:

  1. Чаще вовлекать девочку в совместные игры с воспитателем;
  2. На первых этапах организовывать простейшие формы игрового взаимодействия;
  3. Проводить систематические наблюдения за окружающим, связывая их с игрой;
  4. Приобщать к образно-ролевым играм, которые учат искусству перевоплощения;
  5. Подготовить рекомендации для родителей по руководству игрой ребенка в домашних условиях

У Максима средний уровень развития игровых умений. Основная проблема – скудная речь. С целью развития речи,  считаю Максиму нужно:

      1. Создать условия для речевой активности;

      2. Много говорить с ребенком, вовлекать его в разговоры на доступные его пониманию темы;

     3. В ходе игры стимулировать словесное обозначение игровых действий;

     4. Организовать практикум для родителей на тему «Играя, учимся говорить»

 

(ст. воспитатель оценивает планы)

Заключительная часть

Ст. воспитатель: В заключении я хочу отметить, что цель нашего семинара-практикума достигнута. Научившись проводить диагностику в дальнейшем я надеюсь вы будите применять ее в своей работе, а она в свою очередь будет помогать вам планировать вашу работу.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Учимся проводить диагностику"

  «Педагогическая диагностика: особенности организации и проведения в соответствии с ФГОС ДО» Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образован...

Семинар-практикум для педагогов «Большие возможности мелкой моторики» Воспитатель Ивановская Светлана Степановна

В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети все...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Учимся проводить диагностику"

Семинар – практикум  для педагогов ДОУ «Учимся проводить диагностику»  I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬМетодист: Уважаемые педагоги, сегодня я пригласила вас на очередную де...

Семинар-практикум для педагогов ДО. Как не выгорать воспитателю, если в группе особый ребёнок.

Семинар -практикум проходил в форме диспута. Мы говорили о трудностях и искали свои собственные выходы. Делились педагогическими находками и опытом....

"Учимся проводить диагностику"

Сообщение из опыта работы для педагогов "Учимся проводить диагностику"....

Семинар –практикум «Формирование финансовой грамотности у детей»( для воспитателей ДОУ)

материал позволит повысить компетенцию педагогов по формированию финансовой грамотности у дошкольников...

Семинар-практикум в детском саду "Учимся проводить диагностику"

Педагогическая диагностика — исходный момент в решении многих вопросов от выявления динамики развития ребенка до составления индивидуального образовательного маршрута. Учимся проводить диагности...