Сказкотерапия
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Тема: "Дружба"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazkoterapiya_2.doc27.5 КБ
Microsoft Office document icon skazkoterapiya1.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия 2.

ЦЕЛЬ:

- учить угадывать по выразительному исполнению сказочных героев (злая ведьма, добрая фея) их эмоциональные состояния (кривлянье, сон, страх, колдовство, прощение);

- развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (страх, кривлянье, сон);

- довести до детей замысел сказки (дружба доставляет радость, а кривлянье – неприятности и огорчения);

- развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции;

- активизировать в речи детей образные выражения и фразеологизмы (ворон считать, голову повесить, жить не тужить, браниться).

Ход сказки ….

Воспитатель (сначала рассказывает знакомую детям сказку «Кривляки», затем обращается к ним). Ребята, сегодня мы покажем и расскажем уже знакомую вам сказку «Кривляки». Вспомните, о чем эта сказка?

Дети. О том, как друзья расколдовали кривляк.

Воспитатель: Чему учит эта сказка?

Дети: Дружба доставляет радость, а кривлянье – неприятности и огорчения.

Упражнение на активизацию лексики.

Воспитатель: Ребята, сейчас я буду начинать, а Вы продолжать фразы из сказки. Кривляки не просто бездельничали, а …

Дети: Ворон считали.

Воспитатель: Ребята не просто обиделись, а …

Дети: головы повесили.

Воспитатель: Кривляки не только извинялись, а просили у друзей …

Дети: Не браниться

Воспитатель: Друзья стали не просто жить-поживать, а жить …

Дети: Не тужить.

Игра «Угадай по движению»

Сначала дети встают в круг и вместе с воспитателем показывают с помощью движений, мимики, позы взятую на себя роль: ребята испугались, ребята спят, кривляки корчат рожицы, кривляки просят прощения, ведьма колдует (брови нахмурены, пальцы рук согнуты и напряжены, круговые движения кистями рук).

  Позже, когда ролевые движения разобраны, дети садятся на стулья. Воспитатель вызывает ребенка, который с помощью жестов и мимики показывает загаданную им роль. Зрители угадывают и описывают сказочного героя в разных ситуациях.

  Воспитатель помогает детям в описании героя наводящими вопросами.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на Мишу. Как Вы думаете, какого героя он изображает?

Дети: Это кривляка.

Воспитатель: Правильно. Какого кривляку играет Миша: каким он был в середине сказки или в конце?

Дети: каким он был в конце сказки, когда ему было стыдно и он просил прощения.

Воспитатель: как Вы догадались?

Дети: голова опущена, брови приподняты, губы вытянуты и слегка надуты, руки висят вдоль тела.

Игра «Угадай по ритму»

Сначала детки кладут руки на стол и вместе с воспитателем вспоминают, как ритмизировать движения персонажей сказки (с.103).

  Позже воспитатель вызывает ребенка, желающего ритмизировать образ героя. Слушатели угадывают и описывают по динамике ритма сказочного героя.

  Дети составляют два-три предложения, описывающие ритмический рисунок с использованием речи-доказательства.

Дети: появилась добрая фея.

Воспитатель: Что простучала Ира: как улетела злая ведьма или как появилась добрая фея? Как вы догадались?

Дети: Она постучала медленно, тихо и нежно, как будто появилась фея.

Игра «Угадай по музыке»

Дети слушаю музыкальные отрывки и обсуждают, какому эпизоду из сказки подходит эта музыка: ведьма колдует (Р.Вагнер. Die Walkure Ride Akt 3) кривляки корчат рожицы (А.И. Хачатурян. «Танец с саблями»), ребята спят  (Р. Шуман. Traumerei).

 Воспитатель: Какое настроение передает музыка? Какой темп музыки?

Дети: Музыка спокойная, ласковая, нежная, медленная.

Воспитатель: Правильно. Какому эпизоду в сказке такая музыка подходит: кривляки корчат рожицы или дети спят?

Дети: Ребята спят.



Предварительный просмотр:

                                            Сказкотерапия 1

Сказка *Кривляки*

В некотором царстве, в лесном государстве жили были мальчики и девочки.Жили они не тужили, вместе дружили. Как раз ребята собрались в лес по грибы да ягоды. Пробродили целый день, набрали грибов да ягод, пора и домой возвращаться. Не успели они три раза моргнуть, как выскочила ведьма:* У-у-у, заколдую! У-у-у, закривляю!* Поднялась пыль столбом. Спрятались ребята, глаза закрыли. Да вот беда: не успели зажмуриться. Попали соринки, пылинки в глаза, превратили  ребят в кривляк. В этот же миг улетела ведьма.

  Воротились все домой. Кто грибы солит, кто варенье варит. А кривляки ворон считают, рожицы корчат, да ребят толкают. Собрались спать. А кривляки тут как тут – кричат да рожицы корчат.

  Узнала про это добрая фея. Пришла к ребятам и спрашивает: *Что пригорюнились, чего головы повесили?* *Как же нам не горевать. Жили мы не тужили, вместе дружили. Превратила ведьма друзей в кривляк. Они только и делают, что нас обижают*. *Помогу вашему горю. Скажите волшебные слова и кривлянье пропадет: *Крики – вляки, не дерись, крики – вляки не бранись.* на том и поладили. Стали кривляки толкаться да рожицы корчить, а ребята приговаривают: * Крики – вляки, не дерись, крики – вляки , не бранись*. Тут колдовство и пропало. Бросились кривляки прощения просить: *Просим вас друзья, вы нас не браните. За кривлянье, за капризы, вы , пожалуйста, простите. С тех пор в царстве государстве кривляк не было. До сих пор ребята живут и горя не знают. И вам желаю жить не тужить, да  вместе дружить.

ЦЕЛЬ:

Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения  действий, образа литературного персонажа, знакомить с фразеологизмом * Ворон считать*. Подводить к умению выразительно тонировать голоса героев сказки / колдовство, прощение, преображение/. Учить передавать ритмизацией характер героев/ злая ведьма, добрая фея/. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоционального состояния / кривлянье, прощенье/.

 

                                           

                                           Ход игры

Воспитатель. Рассказывает знакомую сказку * Кривляки* и слушают отрывок мелодии

Die Walkure ide Akt 3 P/ Bagnera.

Какое настроение передает музыка?

Дети – музыка резкая, быстрыя.

Воспитатель. Что может происходить в сказке под такую музыку?

Дети. Выскочила ведьма.

Воспитатель. Каким бы голосом вы озвучили бы голос ведьмы.

Дети. Низким, грубым, страшным, скрипучим, громким, сердитым.

Воспитатель. Попробуйте  покричать, как это делала ведьма.

Дети. У-У-У заколдую, У-У-У закривляю.

Воспитатель. Как вы понимаете выражение * Ворон считают*?

Дети. Смотреть по сторонам, бездельничать.

Воспитатель: ;Как бы вы сыграли кривляк. Какое у них выражение лица, какие они выполняют движения руками, ногами, туловищем. Покажите это.

         Пантомимический этюд * Кривлянье*-.

Дети изображают кривляк.

Воспитатель. Ребята положите руки на стол и пальчиками постучите, как пришла Добрая Фея и улетела злая ведьма.

 

Упражнение на ритмизацию. /Движения герое сказки/.

Дети кладут руки на стол и ритмизируют образ действий героя : медленные, тихие, нежные движения пальцев – пришла добрая фея, энергичные, громкие и грубые – злая ведьма.

Воспитатель. Как вы думаете, ребята хотели расколдовать  кривляк, каким голосом вы бы озвучили волшебные слова ребят?

Дети. Требовательным, настойчивым, четким.

Воспитатель. Попробуйте сказать как ребята. /Дети выполняют задание/

Воспитатель.  Как по вашему, кривлякам было стыдно за свои капризы? Они хотели дружить с ребятами? Каким голосом они просили прощения?

Дети. Нежным, ласковым, уговаривали.

Воспитатель. Попробуйте попросить прощения, как это делали кривляки./ дети выполняют это задание/

Воспитатель. Представьте, что вы живете в лесном царстве. Покажите, как ребята испугались ведьму. Как корчили рожицы кривляки, как сладко спали дети.

Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мыщц.

Дети под музыку изображают страх, глаза круглые, плечи подняты вверх,.

Под танец *танец с саблями *Хачатуряна корчат рожицы, изображая кривляк.

Под мелодию Шумана расслабляются, закрывают глаза, демонстрируя сладкий сон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».

Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ

Цель  данных занятий  постепенное  усвоение  детьми  общественных  норм, формирование  суждений  и социально-адаптированного  поведения....

Тренинг «Взаимодействие с коллективом» (для взрослых с элементами сказкотерапии)

Ни для кого не секрет, нынешнее время отличается высокой психоэмоциональной нагрузкой педагога. Педагоги отмечают у себя симптомы эмоционального утомления и опустошения, снижение  психическ...

Сказкотерапия – как метод адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ

В статье даётся общее представление о методе сказкотерапии и рассказывается как используется метод сказкотерапии при адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ....

Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)

Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...

Руководство по сказкотерапии. "Сказкотерапия, как воспитательная система органичная внутренней среде человека"

Руководство по сказкотерапии адресовано педагогам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру. Здесь в популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, ка...