Главные вкладки

    Из опыта работы педагога-психолога ДОУ с тревожными детьми.
    рабочая программа (средняя группа) по теме

    Салеева Светлана Валерьевна

     

    Детский  сад  посещают  дети  с  различными  психологическими  особенностями.  Одни  с  самого  начала  требуют  постоянного  внимания  со  стороны  воспитателя,  психолога  и  других  специалистов  дошкольного  учреждения.  Это  в  первую  очередь  дети  гиперактивные,  агрессивные,  страдающие  различными  физическими  и  психологическими  отклонениями  (инвалиды,  заикающиеся  и  т.п.).  Но  есть  и   такие  дети,  которые  не  сразу  привлекают  внимание  воспитателя,  да  и  родители  не  считают  особенности  таких  детей  значимой  проблемой.  Обычно  лишь  к  шестому  году  жизни  «своеобразие»  таких  детей  начинает  осознаваться  и  взрослыми,  и  самими  детьми.  Речь  идёт  о  так  называемых  тревожных  детях.    

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc55.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     Из опыта  работы  педагога-психолога  ДОУ с тревожными  детьми.

    Детский  сад  посещают  дети  с  различными  психологическими  особенностями.  Одни  с  самого  начала  требуют  постоянного  внимания  со  стороны  воспитателя,  психолога  и  других  специалистов  дошкольного  учреждения.  Это  в  первую  очередь  дети  гиперактивные,  агрессивные,  страдающие  различными  физическими  и  психологическими  отклонениями  (инвалиды,  заикающиеся  и  т.п.).  Но  есть  и   такие  дети,  которые  не  сразу  привлекают  внимание  воспитателя,  да  и  родители  не  считают  особенности  таких  детей  значимой  проблемой.  Обычно  лишь  к  шестому  году  жизни  «своеобразие»  таких  детей  начинает  осознаваться  и  взрослыми,  и  самими  детьми.  Речь  идёт  о  так  называемых  тревожных  детях.   

    В  категорию  тревожных  детей  входят  дети,  которые  чувствуют  дискомфорт  при  необходимости  вступать  в  контакт  со  сверстниками  и  взрослыми,  за  исключением  узкого  круга  близких  людей,  не  уверены  в  своих  силах,  не  способны  ориентироваться  в  человеческих  отношениях,  испытывают  разнообразные  страхи  и  опасения,  частью  реальные,  а  частью  вымышленные. Это  дети,  которых  в  отечественной  педагогике  называют  застенчивыми,  а  в  психологической  и  медицинской  практике  относят  к  тревожной  и  тревожно-мнительной  группе.  Такие  дети  постоянно  находятся  в  ожидании  неудачи  или  неприятности,  пребывают  в  состоянии  непрерывного  напряжения,  граничащего  со  стрессом.

    Тревожность  развивается  у  детей  тогда,  когда  у  них  имеется  внутренний  конфликт,  провоцируемый  завышенными  требованиями  взрослых,  их  желанием  поставить  ребёнка  в  зависимое    от  себя  положение,  отсутствие  единой  системы  требований,  наличием  тревожности  у  самих  взрослых.  Механизм  тревожности  заключается  в  том,  что  ребёнок  находится  в  постоянном  ожидании  неприятностей,  проблем  и  конфликтов,  он  не  ждёт  ничего  хорошего  от  окружающих.  Не  каждый  взрослый  человек  способен  разобраться  во  всей  гамме  своих  переживаний,  а  для  ребёнка  эта  задача  является  ещё  более  трудной.  Дети  не  всегда  правильно  понимают  даже  простые  эмоции.  Эмоции,  с  одной  стороны,  являются  «индикатором»  состояния  ребёнка,  с  другой   сами  существенным  образом  влияют  на  его  познавательные  процессы  и  поведение,  определяя  направленность  его  внимания,  особенности  восприятия  окружающего  мира,  логику  суждений.  

    Основная  трудность  работы  с  такими  детьми  заключается  в  том,  что  их  особенности  долго  остаются  незамеченными.  Поэтому  необходимо  как  можно  раньше  обращать  внимание  на  детей  с  проявлениями  тревожности,  пока  эти  качества  ещё  не  сформировались  окончательно,  а  дети  не  овладели  умением  оставаться  невидимками  для  взрослых.  Только  тогда  грамотное  воздействие  педагога-психолога  детского  сада  в  тесном  контакте  с  педагогами  групп,  музыкальным  руководителем,  инструктором  по  физической  культуре  ДОУ  и  родителями  ребёнка  может  дать  значительный  положительный эффект.[7]

    Основной  задачей  работы  педагога-психолога  направленной  на  коррекцию  проявлений  тревожности  у  дошкольников  является  выявление  детей  с  заметными  признаками  тревожности.

    В  последнее  время  в  МДОУ  №230  Промышленного  района  города  Самара  увеличился  процент воспитанников  младшего  дошкольного  возраста  с  высоким  уровнем  тревожности.  Поэтому  проблема  взаимодействия,  создание  положительного  внутреннего  микроклимата  в  группе  сверстников,  изменение  личностных  установок,  формирование  саморегулятивных  и  коммуникативных  навыков  на  сегодняшний  день  остаются  актуальными  задачами  работы  педагога-психолога  МДОУ  №230  Шароновой  С.В.,  что  является  основным  запросом  групп  ДОУ.         Высокий  уровень  тревожности  у  детей  младшего  дошкольного  возраста  в  большинстве  случаев  проявляется  в  ситуациях  «ребёнок-ребёнок»,  «ребёнок-взрослый»  («Тест  тревожности»  Р.  Тэммл,  М.  Дорки,  В.  Амен).  В  повседневной  жизни  это  выражается  в  трудности  вхождения  ребёнка  в  контакт  как  с  ровесниками  так  и  с  чужими  взрослыми  (педагоги,  воспитатели  группы  и  т.д.);  в  боязни  новых  помещений  и  новых  социальных  ситуаций.

    В  целях  снятия  тревожности  как  качества  личности,  снижения  уровня  мышечной  зажатости,  для  нахождения  контакта  с  детьми,  мной  была  разработана  программа  «Эмоционального  развития  детей  дошкольного  возраста».

    Программа  направлена  непосредственно  на  развитие  эмоциональной  сферы  детей,  умения  понимать  своё  эмоциональное  состояние,  распознавать  чувства  других  людей,  справляться  с  переживаниями,  которые  препятствуют  нормальному  эмоциональному  самочувствию  и  общению  со  сверстниками.    

    Основная  цель  программы:  ввести  ребёнка  в  сложный  мир  человеческих  эмоций,  помочь  прожить  определённое  эмоциональное  состояние,  объяснить,  что  оно  обозначает,  дать  ему  словесное  наименование.  Накапливая   определённые  моменты  проживания  и  фиксации  на  каком-либо  чувстве,  ребёнок  сможет  создать  свой  собственный  «эмоциональный  фонд»,   с  помощью  которого  он  сможет  ориентироваться  в  собственных  чувствах  и  в  чувствах  людей,  которые  его  окружают.  

    Задачи:

    Научить  детей  понимать  собственное  эмоциональное  состояние,  выражать  свои  чувства  и  распознавать  чувства  других  людей  через  мимику,  жесты,  по  интонации. Помочь  в  преодолении  негативных  переживаний  и  снятии  страхов.   Развить  способность  к  дифференциации  эмоциональных  состояний,  умения  соотносить  и  изображать  их.  Воспитать  умение  адекватно  реагировать  в  различных  бытовых,  учебных  ситуациях.  Развитие  мимики  и  пантомимики.        

            В  основе  комплекса  занятий  лежит  ряд  принципов:

            Принцип  обеспечения  всестороннего  гармоничного  развития  личности  ребёнка.  Особенность  дошкольного  возраста  заключается  не  только  в  овладении  ребёнком  знаниями,  умениями  и  навыками,  но  и  в  становлении  базовых  свойств  его  личности:  самооценки  и  образа  «Я»,  эмоционально-потребностной  сферы,  нравственных  ценностей  и  установок  (Т.И.  Бабаева,  О.Л.  Князева,  Р.В.  Овчарова  и  др.).  с  этих  позиций  на  занятиях  решаются  задачи  раскрытия  ребёнку  мира  его  собственных  переживаний  и  переживаний  окружающих,  воспитания  чувств,  развития  воображения,  самостоятельности  детей,  расширения  их  социальной  компетентности,  формирование  эмоциональной  отзывчивости,  способности  к  сопереживанию.

            В  целом  указанный  принцип  ориентирует  психолога  на  развитие  у  ребёнка  способности  понимать  себя  и  регулировать  собственное  состояние.

            Принцип  доступности  и  учёта  возрастных  особенностей  детей.  Указанный  принцип  предполагает  соблюдение  определённой  меры  трудности  в  содержании  нового  материала  и  обеспечивается  благодаря  опоре  на  имеющиеся  у  детей  знания.  Многие темы  предусматривают  привлечение  материала  знакомых  сказок,  стихотворений.  Вспоминая  основные  события  сказок  и  переживания  персонажей,  дети  с  помощью  педагога  могут  сопоставить  их  с  собственным  опытом.  Кроме  того,  дети  учатся  соотносить  собственные  состояния  с  состоянием  природы,  а  также  с  соответствующими  жизненными  событиями.  Предлагаемые  занятия  строятся в  доступной  и  интересной  для  детей  форме,  с  учётом  особенностей  их  интеллектуального  и  речевого  развития.    

            Принцип  системности  и  последовательности.  Программный  материал  распределяется  на  занятиях  таким  образом,  что  обеспечивается  последовательное  усложнение  его  от  занятия  к  занятию,  осуществляется  связь  последующего  материала,  с  предыдущем.  Занятия  рекомендуется  проводить  не  реже  1  раза в неделю.  В  течение  17  занятий  дети  знакомятся  с  проявлениями  основных  эмоциональных  состояний  людей:  любопытство,  радость,  удивление,  печаль,  отвращение,  злость,  самодовольство,  страх,  спокойствие.

            Принцип  наглядности.  Данный  принцип  имеет  большое  значение  в  обучении  детей  дошкольного  возраста,  так  как  мышление  детей  носит  наглядно  образный  характер.  Все  используемые  в  программе  пособия  (пиктограммы,  карточки,  наборы  иллюстраций)  обеспечивают  эффективное  восприятие  материала.

            Игровой  принцип.  Опора  на  игровую  мотивацию  и  преобладание  игровой  деятельности  являются  отличительными  особенностями  программы.  Игровой  принцип  обучения  соответствует  возрастным  психологическим  особенностям  ребёнка,  для  которого  игра  -  типичная  форма  жизнедеятельности.  

            Принцип  обеспечения  эмоционального  благополучия  ребёнка.  На  занятиях  дети  должны  себя  чувствовать  достаточно  раскованно:  свободно  говорить, смеяться,  двигаться.  Подобранное  к  занятиям  музыкальное сопровождение  оживляет  атмосферу  занятий,  создаёт  эмоциональный  тонус.  Особое  внимание  уделяется  правильной  организации  работы  по  ознакомлению  с  отрицательными  проявлениями:  занятия  по  развитию  представлений  об  отрицательных  эмоциях  проводятся  в  игровой  форме.  В  игре  отрицательный  эмоциональный  опыт  «списывается»  за  счёт  героя,  с  которым  ребёнок  идентифицирует  себя  лишь  частично, «спрятавшись  за  ролью,  ребёнок становится  более  смелым  в  эмоциональном  самовыражении,  и  возможностей  для  расширения  эмоционального  опыта    у  него  гораздо  больше.  Обязательным  условием  является  переключение  внимания  детей  на  положительные  эмоции.  С  этой  целью  внимание  детей  акцентируется  на  том,  что  всё  страшное  и  плохое  далеко  в  прошлом;  используются  этюды  на  вызывание  и  выражение   радости,  упражнения  на  релаксацию.[1]

    Основой  для  положительного  самочувствия  тревожных  детей  на  занятиях  является  удовлетворение  их  социальных  потребностей:  потребности  в  эмоционально-положительных  контактах,  в  доброжелательном  отношении,  удовлетворение  которых  создаёт  ребёнку  чувство  защищённости,  ощущение  ценности  своей  личности;  потребности  в  признании  ребёнка  со  стороны  окружающих,  что  формирует  положительную  самооценку  и  побуждает  ребёнка  к  активному,  положительно  направленному  выражению  своих  чувств  к  миру;  потребности  в  активном,  содержательном  и  разнообразном  общении  ребёнка  со  взрослым  и  сверстниками,  что  развивает  способность  к  самовыражению  во  взаимодействии  людьми,  к  регулированию  своих  чувств  в  процессе  коммуникации.  что  особенно  важно для  детей  с  высоким  уровнем  тревожности.      

    Адресат:  дети  4-7 лет показавшие  высокий  уровень  тревожности.

    Этапы  осуществления  программы:

    - Проведение  диагностику  уровня  тревожности  в  средних  группах  МДОУ.  На  первом  этапе  диагностика  необходима  как  способ  выявления  детей  с высоким  уровнем  тревожности.  

    - Результаты  диагностики  доводятся  до  сведения  руководителей  ДОУ  и  педагогов,  работающих  с  детьми  этого  возраста,  с  целью  разработки  плана  совместных  действий  по  осуществлению  коррекционных  занятий.  Воспитателям,  педагогам,  родителям  выдаются  рекомендации.  («Тревожный  ребёнок  в  группе»,  «Как  помочь  тревожному  ребёнку  на  занятиях  по  физкультуре  и  музыке»).  

    - Индивидуальное  консультирование  родителей  по  результатам  диагностики;  рекомендации  по  проблеме («Поможем  ребёнку  справиться  с  тревожностью»  и  т.п.).

    - Формирование  групп  для  проведения  занятий  по  программе.

    - проведение занятий.

    - повторная  психологическая  диагностика  детей  с  целью  отслеживания  динамики  их  развития  и  результативности  занятий.

    - консультирование  педагогов  и  родителей  по  результатам  диагностики.

    Предполагаемый  результат:  снижение  уровня  тревожности  у  детей.

    Продолжительность:  Занятия  проводятся  один  раз  в  неделю  в  форме  мини-тренингов  продолжительностью  до  30  минут.  С  учётом  выявленных  индивидуальных  особенностей  детей  каждой  конкретной  группы  продолжительность,  структура,  объем,  и  содержание  занятий  могут  и  должны  изменяться  в  соответствии  с  возможностями  и  способностями  детей,  гибко  приспосабливаясь  к  конкретной  ситуации.  

    Структура  программы: Программа  охватывает  основные  эмоциональные  состояния  человека  (робость,  радость,  страх,  удивление,  самодовольство,  злость,  стыд,  отвращение).  Программа  делится  на  8  блоков  (по  восьми  основным  эмоциям).  На  каждый  блок  отводится  от  1  до  4  занятий,  всего  17  занятий.  

    Структура  занятий: 

    Каждое  занятие  имеет  самостоятельную  основу  и  при  необходимости  может  повторяться,  что  в  целом  способствует  более  успешному  усвоению  материала. Предлагаемые  в  программе  занятия  состоят  из  трёх  частей:

    Вводная  часть:

    Включает  в  себя приветствие  и  разминку,  что  позволяет  сплотить  детей,  создать  атмосферу  группового  доверия  и  принятия.  Настраивает  на  продуктивную  групповую  деятельность.  Вызывает  здоровое  эмоциональное  возбуждение,  бодрое  настроение.

    Основная  часть. 

     Состоит  из  2-4  упражнений  (упражнения  и  приёмы направленные  на  решение  задач  занятия). Позволяет  развить  познавательные  процессы  детей.  Углубляет  понимание  основных  эмоциональных  состояний.  Активизация  эмоционального  словаря  детей.  Развитие  способности  к  вербализации  экспрессивных  признаков  и  ситуации  проявления  того  или  иного  эмоционального  состояния.  Формирование  социальных  навыков.

    Заключительная  часть:

    Включает  в  себя  рефлексию  (рисунки,  коллажи,  беседы);  и  ритуал  прощания.

    Рефлексия  занятия (понравилось – не  понравилось  и  почему;  почему  это  важно,  зачем  мы  это  делали).    Ритуал  прощания  по  аналогии  с  ритуалом  приветствия.  

    Методы:  Поскольку  игра  является  ведущей  деятельностью  ребёнка,  при  реализации  поставленных  задач  программы,  предпочтение  отдаётся  игровым  методам.  Так  же  на  занятие  используются  методы:  арт-терапии,  позволяющий  раскрыть  творческий  потенциал  ребёнка,  помочь  открыть  его  скрытые  резервы,  найти  оптимальные  способы  решения  проблемы;  сказкотерапии, используя  сказочную  форму,  совершенствовать  взаимодействие  с  окружающим  миром;  психогимнастики, позволяющей  детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.  Релаксации- для снятия  мышечного  напряжения,  расслабления.

            Цикл  занятий  проводился  мною  в  2007-2008  учебном  году  в  средних  группах  детского  сада.  По  результатам  диагностики  на  конец  года  («Тест  тревожности»  Р.  Тэммл,  М.  Дорки,  В.  Амен),  по  отзывам  родителей  детей,  педагогов  этих  групп,  я  сделала  следующий  вывод:  программу  можно  считать  эффективной,  так  как  полученные  знания  применяются  дошкольниками  в  обычной  жизни  (в  детском  саду   и  дома);  дети  стали  активно  участвовать  в  жизни  группы,  на  утренниках,  у  них  появились  новые  друзья. Дети  прошедшие  весь  цикл  занятий,  начали  адекватно  оценивать  себя  и  свои  возможности,  не  испытывали  робости  в  общении  со  взрослыми  и  сверстниками.  Педагоги  на  протяжении  всего  учебного  года  используют  этот  материал  в  работе  с  ребятами.  Таким  образом,  использование  программы  «эмоционального  развития дошкольников»  в  работе  с  тревожными  детьми,  является  весьма  эффективным  и  результативным.    

                                                    Список  литературы:

    1. Карелина И.О.  Эмоциональное  развитие  детей  5-10  лет.  Ярославль,  2006.

    2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.  Практикум  по  сказкотерапии.  СПб.,2000.

    3. Романов  А.А.  Направленная  игротерапия  нарушений  поведения  и  эмоциональных  расстройств  у  детей. М.,  2000.

    4.  Алябьева  Е.А.  Психогимнастика  в  детском  саду:  Методические  материалы  в  помощь  психологам  и  педагогам.  -  М.:  ТЦ  Сфера,  2005.

    5.  Киселёва  М.В.  Арт-терапия  в  работе  с  детьми:  Руководство  для  детских  психологов,  педагогов,  врачей  и  специалистов,  работающих  с  детьми.- СПб.:  Речь,  2006.

    6. Крюкова С.В.,  Слободняк  Н.П.  Удивляюсь,  злюсь,  боюсь,  хвастаюсь  и  радуюсь. Программы  эмоционального  развития  детей  дошкольного  и  младшего  школьного  возраста:  Практическое  пособие – М.:2006.

    7. Постоева Л., Лукина Е. Поможем  детям  справиться с тревожностью. Ж-л «Дошкольное воспитание», № 5, 2006.