Сохранение психического здоровья детей дошкольного возраста через работу с родителями.
методическая разработка (старшая группа) на тему

Азарова Екатерина Владимировна

Психолого-педагогические технологии и их элементы, обеспечивающие комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, его самореализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

Азарова Е.В.

МБДОУ г. Мурманска №151

Педагог-психолог

Сохранение психического здоровья детей дошкольного возраста через работу с родителями.

Психическое здоровье – состояние душевного благополучия, обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности. Отражены общественные и групповые нормы и ценности, регламентирующие духовную жизнь человека.

Критерии:

  1. Соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности и характера реакции
  2. Адекватные возрасту уровень зрелости личностных сфер -  эмоционально волевой и познавательной
  3. Адаптивность в микросоциальных отношениях
  4. Способность самоуправления поведением, разумного планирования жизненных целей и т.д. [4]

Эмоциональные проявления в реагировании на действительность необходимы человеку, так как они регулируют его самочувствие и функциональное состояние. Дефицит эмоций снижает активность центральной нервной системы и может явиться причиной снижения работоспособности.

Одним из направлений  моей деятельности  является работа по обеспечению эмоционального благополучия всех участников педагогического процесса.

Проблема предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей встала в настоящее время особенно остро. Это связано с тем, что первоклассниками теперь стали шестилетние дети. И они, как бы ни была упрощена учебная программа, могут оказаться в состоянии психоэмоционального напряжения из-за физической неподготовленности к предлагаемым учебным нагрузкам, завышенных ожиданий со стороны родителей, отрицательной оценки учителя, которая может быть невольно выражена им в неконтролируемой реплике или неосознаваемом взгляде.

Передается детям и состояние нервного напряжения родителей, вольно или невольно втягивающих детей в круг своих забот, которые им пока еще не по силам. К тому же некоторые родители, забывая, что возможности ребенка не беспредельны, занимаются с ним по учебной программе еще и дома и этим создают ему дополнительные психологические проблемы.

Учет психического состояния ребенка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения. Требуется не только профессиональная оценка психического состояния ребенка, но и создание соответствующих условий охраны и гигиены его нервной системы как во время пребывания в дошкольном учреждении, так и во время учебного процесса в начальной школе.

В связи с этим одной из главных задач в своей работе считаю обеспечение благоприятного эмоционального климата всего педагогического процесса.

Для реализации данной задачи в своей работе использую следующие психолого-педагогические технологии и их элементы, обеспечивающие комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, его самореализации.

Элементы сказкотерапии - способ передачи  знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. Сказкотерапия предполагает работу на ценностном уровне.

Сказка может быть использована для того, чтобы предложить ребенку, способы решения конкретной проблемы.

Сказка дает общий язык для взрослого, работающего с ребенком. Обычно они разговаривают на разных языках.

Сказка более информативна, чем обычная речь. Она не выдает свои положения за что-то более серьезное, чем символы, метафоры и аналогии. В этом плане сказки, которые сочиняют сами дети, дают и материал для анализа, и названия для индивидуально значимых понятий.

Игровые технологии. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Педагогическая игра обладает четко поставленной целью и соответствующим ей результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются определенной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к совместной деятельности.

Выделяются четыре группы целей игровых технологий:

Воспитывающие - воспитание самостоятельности, воли; формирование мировоззренческих установок, воспитание сотрудничества;

Дидактические - расширение кругозора, применение 3УН в практической деятельности; развитие умений и навыков;

Развивающие - развитие внимания, памяти, речи, мышления, развитие мотивации учения;

Социализирующие - приобщение к нормам и ценностям общества; стрессовый контроль, обучение общению и др.

Тренинг как метод психологического воздействия - новая форма взаимодействия психолога с людьми, нуждающимися в психологической помощи, и этих людей между собой. Совокупность самых разных приемов, форм, способов и средств, используемых в психологической практике. Тренинг определяется и как способ перепрограммирования имеющейся у человека модели управления поведением и деятельностью. Тренинговую работу невозможно свести только к обучению, потому что когнитивный компонент не всегда является в тренинге главным и может порой вообще отсутствовать. Ряд специалистов считает наиболее ценным для участников тренинга получение, прежде всего, эмоционального опыта. При всем этом в тренинге могут применяться психотерапевтические, коррекционные и обучающие методы, что в целом ряде случаев не позволяет однозначно определить форму групповой работы. [2]

Технология  консультативного  сопровождения. Важным аспектом моей деятельности является организация сотрудничества с семьями воспитанников:  консультации, выступления  на родительских собраниях, индивидуальные беседы, практические рекомендации с целью повышения психологических знаний родителей и вовлечения их в педагогический процесс. Необходима в работе подборку консультаций и памяток для родителей.

Все мероприятия необходимо проводить с обеспечением дифференцированного и индивидуального подхода к детям, с учётом состояния их здоровья, физического развития, двигательной подготовленности, стимулируя индивидуальные возможности каждого ребёнка, детской самостоятельности.

Работа с родителями на примере тренинга детско-родительских отношений «Вместе с мамой»

«Определенные условия семейного воспитания могут формировать личностные качества, препятствующие или, напротив, благоприятствующие проявлению общих и специальных способностей в учебе или профессиональной деятельности» - Дружинин В.Н.

Для профилактики эмоциональных перегрузок с воспитанниками и родителями в нашем детском саду проводятся тренинговые занятия по оптимизации детско-родительских отношений в период подготовки к школе (рабочая программа «Вместе с мамой») по программе Марковской И.М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми» и циклу занятий Лютовой-Робертс Е.К. «Вместе с мамой».

Данная программа разработана для того, чтобы родители научились лучше понимать своих детей, и попытались сами ответить на некоторые «каверзные» вопросы. Как разговаривать с ребенком, если у него возникли проблемы в школе? Как ему помочь в усвоении программы, не теряя доверительных отношений с ним? Как стать более терпеливым и внимательным по отношению к его трудностям?

Многие вопросы из перечня, которые задаются родителям, касаются наших желаний, нереализованных возможностей, представлений об идеальном существовании. Далеко не всегда родители хорошо знают об истинных чаяниях и желаниях своих детей. Обмен собственными ответами на вопросы не только способствует знакомству родителей друг с другом, но и побуждает их к самоанализу.

Цели.Осознание разницы между «миром» ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения и т. д. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиции ребенка.Оптимизация детско-родительских отношений при подготовке ребенка к школе.

Задачи:

  1. развитие коммуникативных склонностей ребенка;
  2. развитие познавательных процессов и креативности ребенка;
  3. развитие произвольной сферы ребенка;
  4. обучение родителей приемам развития памяти, внимания, мышления и творческих способностей ребенка в игровой форме.

Требования к проведению: Желательно, чтобы количество пар участников (ребенок—родитель) было не менее 3 (6 человек) и не более 8 (16 человек). Оптимальное число участников — 5-7 семейных диад (10-14 человек).

Для занятий необходимы мягкие игрушки, небольшой мяч, колокольчик, карандаши, бумага, магнитофон, большой ковер или большой стол, за которым смогли бы разместиться все участники группы.

Данный цикл рассчитан на старших дошкольников. Занятия проводятся раз в неделю в течении двух месяцев (10 занятий), с учетом интересов детей и запроса родителей. Продолжительность одного занятия — полтора часа.

О результативности проведенных занятий можно судить по следующим критериям:

  1. возрастающий интерес к выполнению совместных домашних заданий для родителя и ребенка;
  2. увеличение заинтересованности в специальных упражнениях, направленных на развитие коммуникативных склонностей;
  3. повышение уровня активности участников занятий, проявляющейся в желании создавать новые игры или модифицировать старые;
  4. повышение уровня заинтересованности в проведении совместных дел взрослого и ребенка.

Тематическое планирование.

Название занятия

Количество  занятий

Знакомство

2

Давай общаться! Вербальное общение.

1

Невербальное общение.

1

В мире детей. – занятие для родителей

1

Давай наблюдать! Развитие познавательных процессов.

2

Сочинялки. (Развитие творческого мышления)

1

По тропинкам памяти. (Закрепление пройденного материала)

1

Давайте прощаться!

1

Анализ работы в данном направлении показал, что такой подход к работе с родителями позволяет добиться устойчивых положительных результатов и способствует:

  1. повышению педагогической грамотности родителей;
  2. расширению педагогического кругозора;
  3. решению проблем воспитания и обучения детей;
  4. активному участию родителей в деятельность дошкольного учреждения. Активность родителей повысилась и составляет 85%, где во многих мероприятиях они сами проявляют инициативу.

В ходе всей работы отмечается центрированность родителей на своих проблемах, а не на проблемах ребенка. Часто это мешает слушанию своего ребенка. Научиться отличать свои проблемы от проблем ребенка — очень важный элемент тренинга.

В заключении отметим, что работа с субъектами педагогического процесса по формированию социального благополучия воспитанников направлена на повышение психологической компетентности, культуры родителей и педагогов, ликвидацию дефицита знаний, предупреждение конфликтного взаимодействия в ситуации «взрослый - ребенок».

Таким образом, очевидно, что сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса.

Разностороннее конструктивное взаимодействие ДОУ с семьей является важным направлением деятельности, а также условием развития социально – педагогической системы детского сада. Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка.

В целом, проводимая работа, направленная на взаимодействие с семьей, позволила: повысить уровень психологических знаний родителей, с целью умения применить их в общении и занятиях с детьми дома; выявить потребности родителей в образовательных и психологических услугах.

Список литературы:

  1. Баева, И.А., Волкова, Е.Н., Лактионова, Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учебное пособие / Под ред. И.А.Баевой. – М.: Экон-Информ, 2009.
  2. Вачков И.В. Психология тренинговой работы. – М.: Эксмо, 2007.
  3. Гиппенрейтер Ю. Общаться с ребенком. Как? – М.: ЧеРо, 1998.
  4. ГоловинС.Ю. Словарь психолога-практика.- Мн.: Харвест, 2005.
  5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2005.
  6. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2005.
  7. Монина Г. Б., Лютова Е. К. «Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители)». - СПб.: Речь, 2007.