"Фрмирование культурно- гигиенических навыков у детей дошкольного возраста"
материал по теме

Пименова Лариса Викторовна

Ребенку с малых лет нужно привить этикет. Этикет выражает содержание тех или иных принципов нравственности, в широком смысле слова.
Этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве.
Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему. А между тем культура – человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Каждый из нас может по личным поступкам определить почти безошибочно степень их воспитанности, преобладания у них привычки думать или не думать об интересах окружающих.
И в каждой эпохи свой стиль, у каждого общества свои правила поведения, но есть ценности общечеловеческие и именно на их основе развивается культура любого народа. Неотъемлемая часть культуры – этикет, складывающийся веками, уходящий своими корнями в сферу нравственности.
Цель работы: рассмотреть процесс воспитания культурно-гигиенических навыков у дошкольников.
Задачи:
1. Изучить значение и условия формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников;
2. Изучить содержание культурно-гигиенических навыков по возрастным группам;
3. Рассмотреть методику воспитания культурно-гигиенических навыков.

1. Условия формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников
Когда же нужно начинать воспитывать аккуратность и опрятность у малыша? Есть ли точные возрастные градации тех умений и навыков, которыми должен овладевать ребенок? Безусловно, есть. Но народная мудрость гласит, что воспитывать малыша нужно с первых дней жизни, а не делать скидок на возраст, легкомысленно не отмахиваться от насущных потребностей сегодняшнего дня, оставляя что-то на потом. Прививая ребенку, навык опрятности, вы вместе с тем воспитываете у него душевную щедрость, чуткость по отношению к окружающим. Это свойственно ребенку раннего возраста. Опрятным и аккуратным ребенок должен быть по отношению к своим личным вещам, аккуратность тесно связана с культурой еды, умением самостоятельно одеваться и в таком важном моменте, как поведение в общественном транспорте. Аккуратным и опрятным ребенок должен быть и на улице. Покупая одежду и обувь детям по росту, мы тем самым уже прививаем им навык опрятности. Самое главное для ребенка - общение с любимым взрослым, совместные с ним действия, которые оказывают на поведение малыша большее воздействие, чем командирский тон, приказы. Дети испытывают постоянный дефицит в общении с близкими взрослыми. И этo нельзя не учитывать. Для закрепления навыков опрятности и аккуратности детям необходимы постоянные упражнения в этом, иначе навыки могут исчезнуть. Следует использовать любые ситуации, создавать необходимые для этого условия. Внимательное и заботливое обращение с малышом, долгое терпение, постоянный и неослабный контроль в сочетании с душевным теплом, дружеской поддержкой, совместной радостью по поводу пока еще маленьких побед приводят к желаемым результатам. Нельзя отторгать заботы малыша от себя. В воспитании нет мелочей. О воспитании культурно-гигиенических навыков .
К первоочередным задачам следует отнести воспитание культурно-гигиенических навыков у детей. Прежде всего, необходимо вызвать у детей желание действовать определенным образом. Этому во многом могут способствовать условия детского сада: благоустроенное помещение, мебель, соответствующая возрасту детей. Но мало вызвать желание, надо научить ребенка действовать соответствующим образом. Деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому необходимо больше уделять внимание показу как держать ложку, чашку, как двигать руками при умывании. Показ, сопровождаемый объяснением, позволяет быстро перейти к словесным указаниям или требованиям. Следует учитывать, что маленькому ребенку трудно отказаться от своих желаний, трудно затормозить свои действия, ему гораздо легче что-то сделать, поэтому в своих требованиях надо стараться отвлечь ребенка от ненужного действия и переключить его на нужное. Если постоянно пользоваться запретом: «Нельзя брызгаться водой, нельзя трогать вещи, нельзя бросать куклу», то у малыша уже в этом возрасте может развиться упрямство и своеволие. Ведь складывается понятие, что взрослые «мешают» ребенку интересно действовать: вертеть, крутить, двигать, стучать. А действовать ему просто необходимо, поэтому и нужно переключить малыша с ненужного действия на полезное . Постепенно повышая требования к ребенку, необходимо проводить работу с семьей. Приглашать родителей в группу, показывать условия жизни их детей и приемы обучения. Чаще посещать ребенка дома, смотреть какие условия созданы для развития самостоятельности у детей, а в индивидуальных беседах рассказать, чему уже научился их ребенок и что нужно продолжать закреплять дома. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей – первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка.
2. Содержание культурно-гигиенических навыков
Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность придти на помощь друг к другу. "Если товарищу трудно, помоги ему", "Если тебе трудно - обратись за помощью" - вот правила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни. 
Воспитатель на конкретных примерах объясняет детям необходимость и целесообразность каждого правила поведения. Осознав ценность правил, дети начинают активно ими пользоваться, и постепенно следование этим правилам становиться для них нормой поведения. 
Перед воспитателями детского сада стоит задача: воспитать у детей бережное отношение к вещам. Решение этой задачи требует от педагога большого терпения. Малыша учат вешать одежду, складывать вещи. Часто можно видеть, как дети в младших группах старательно складывают кофточки, шорты..., а в средних группах небрежно заталкивают свои вещи в шкафы. 
Некоторые воспитатели в средних группах, меньше внимания обращают на формирования у детей навыков и умений самообслуживания. Воспитатель вводит правило: "Каждой вещи - свое место" - и строго контролирует его выполнение. Постоянно на конкретных примерах педагог может показывать детям, как важно и необходимо соблюдать это правило: когда все вещи на месте, можно быстро одеться, вещами удобно пользоваться, и они лучше сохраняются . 
Создание культурных привычек начинайте с воспитания аккуратности и чистоплотности. Уже с трёхлетнего возраста ребенок может сам с некоторой помощью взрослых одеваться, застелить свою кровать, может помогать в уборке комнаты. 
Культура еды, умение культурно принимать пищу - один из первых навыков, который должен воспитываться у ребенка. Перед едой обязательно вымыть руки, уметь пользоваться ложкой, вилкой, не пачкать скатерти и одежды во время еды - всё это можно воспитывать только путём постоянного наблюдения и систематических указаний со стороны взрослых. 
С ранних лет воспитывайте у детей любовь и привычку к труду. Следует считать важнейшим правилом воспитания: "Не делай за ребенка того, что он может сделать сам". 
Делая что-либо за ребенка, взрослые думают, что они помогают ребенку. А на самом деле они лишь мешают выработки у него полезных навыков, лишают его самостоятельности и той радости, которую доставляют детям проявления самостоятельности.
К тому же культурно-гигиенические навыки – этo элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания. Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения: 
Подготовительная к школе группа. Сентябрь 1-я неделя. В конце занятий, предшествующего рисованию, объяснить детям правило: «Самостоятельно готовься к занятию». Напомнить, что в школе ученики сами готовятся к уроку. Еще раз уточнить, где в группе находятся необходимые материалы и пособия. 2-я неделя. На занятия по развитию речи закрепить знакомые правила поведения (здороваться, прощаться, не перебивать разговор старших, во время разговора смотреть на собеседника). 3-я неделя. 1) После игры побеседовать с детьми о том, как они выполняли знакомые им правила: - справедливо разрешай спор; - будь внимателен к товарищу; - за свои ошибки отвечай сам, не перекладывай вину на другого; - уступай игрушки товарищам. 2) Перед занятием по лепке напомнить: каждый должен самостоятельно приготовить все необходимое к занятию. Проверить, как дети справились с этим. 4-я неделя. 1) Во время прогулки в лес начать с детьми разговор о бережном отношении к природе. Познакомить с правилами поведения в лесу: нельзя ломать деревья, кусты, разорять птичьи гнезда и др. 2) Утром побеседовать с детьми, о том, как они дома выполняют поручения взрослых. Еще раз напомнить: не заставляй повторять просьбу несколько раз – этo неуважение к взрослому. Воспитание культуры поведения . 
Средний возраст. С первых лет жизни ребенка необходимо формировать у него воспитанность и культуру поведения. Особого внимания требует воспитание культуры поведения в быту. Многие ребята здоровались и прощались лишь по напоминанию родителей, не называли няню по имени-отчеству. Алёша, Сережа и Дима утром приходили в группу с криком и ревом. Валя, Наташа, Антон не любили убирать игрушки на место. Некоторые дети были неприветливы, недружелюбны. В сентябре провела собрание на тему «Значение культуры поведения в развитии личности ребенка». Тема эта взята не случайно. Многие родители считали: дети еще маленькие, вырастут – поумнеют. Я старалась переубедить их, объяснила, что ребенка воспитываем до пяти лет, а после пяти – перевоспитываем. Познакомила мам и пап с поставленными задачами и предложила решать их вместе. 
3. Методика воспитания культурно-гигиенических навыков у дошкольников
Первая младшая группа 
Одна из задач воспитания детей I младшей группы - формирование у них предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков. Дети 3-го жизни, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга уровнем воспитанности, владеют различными навыками и только начинают привыкать к новой для них обстановке. Отсюда - особое значение в работе с малышами приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку. 
Прежде всего, педагогу необходимо добиться доверия ребенка, ибо решающим методом воспитания малышей служит непосредственное общение с ними воспитателя. 
Ребенок младшей группы испытывает особенно большую потребность в постоянных контактах с взрослыми. От того, как сложатся, и будут развиваться отношения малыша с взрослыми, во многом зависит его взаимоотношения и культура поведения при контактах с более широким кругом людей. 
Создание предпосылок культурного поведения маленького ребенка ведется по нескольким направлениям. Одно из них - формирование умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться и умываться вместе с группой сверстников, рядом с товарищами, т.е. в коллективе. При этом у детей развивается чувство коллективизма. Не менее важно привить интерес к трудовой деятельности взрослых, желание помочь им, а позднее и самостоятельно выполнять несложные трудовые действия по самообслуживанию.
Вторая младшая группа 
С переходом в эту группу программные требования к воспитанию у них навыков культуры поведения, планирование воспитательного процесса, усложняется. 
У детей на 4-ом году жизни продолжают формировать самостоятельность, умение преодолевать небольшие трудности. Предъявляется сложные требования к выполнению действий в ходе режимных процессов, бережному отношению к игрушкам, к труду старших. Воспитатель большое внимание должен уделять формированию у детей и выполнению ими правил вежливого обращения, организованного поведения в детском саду, на улице. 
Планируя работу, педагог особое внимание уделяет формированию таких качеств, как чуткость, внимательность, предупредительность, тактичность, которые помогут ребенку видеть и различать состояние человека, решив, как следует поступить в конкретном случае, чтобы не причинить окружающим неприятность. 
Большие возможности для воспитания культуры поведения представляет вечер. Это время особенно доверительного общения воспитателя с детьми, разговора по душам. Непосредственное общение с воспитателем содействует укреплению привязанности, доверия к нему ребенка - важнейшего условия нравственного воспитания. На вечерние час также могут быть запланированы инсценировки несложных сюжетов с помощью игрушек. Содержание таких сценок педагог черпает из наблюдений, дети с интересом воспринимают сценки из своей жизни. Уровень развития детей 4-го года жизни позволяет несколько усложнить программные требования к нравственно направленным играм-занятиям, играм-упражнениям, инсценировкам. Теперь они строятся так, чтобы каждое последующее упражнение опиралось на приобретенный ранее опыт детей. Тем самым обеспечивается более быстрое и прочное усвоение навыка.
Средняя группа 
Минул еще год. Дети подросли, овладели рядом навыков культурного поведения, много узнали. А между тем работа педагога по воспитанию у ребят навыков культурного поведения значительно усложняется и расширяется . 
Дети пятого года жизни наблюдательны, любознательны, активны. Их интересы становятся разносторонними. Увеличивается объем знаний, расширяются возможности ознакомления детей с явлениями общественной жизни. Предметом детского внимания становится труд взрослых, их взаимоотношения в процессе труда, яркие, заметные события в ближайшем окружение, дома. И атмосфера жизни в детском саду приобретает для формирования нравственных чувств и качеств особое значение. 
Сочетание руководства самостоятельной практической повседневной деятельности детей в детском саду и дома с привлечением их внимания к труду взрослых, общественному значению этого труда содействует успешному расширению задач воспитания уважения к взрослым, культуры общения с ними. Эта область воспитательной деятельности требует, организации внимания детей к взрослым, с которыми они ежедневно общаются. Ведь именно по отношению к близким чаще всего проявляется жизнь детей, они не замечают заботы взрослых о них. Чтобы это не произошло, нужно научить детей видеть, понимать и оценивать труд взрослых, их положительные действия и отношения. Хорошее средство для этого - правильное отображение таких действий в занятиях и играх. Два-три нравственно направленных занятия можно посвятить специально в течении года специально уважения к окружающим взрослым, прежде всего к родителям, педагогам, няням.
Старшая группа 
В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается. Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным окружающим. У детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажем известных художественных произведений . 
В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое место воспитание культуры общения. Формирования уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую роль, взаимоотношения детей усложняются. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста».

Доклад на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста».Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содерж...

Формирование культурно - гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

Навыки поведения за столом приобретаются с раннего детства. Ребенок уже с пяти – шести лет должен уметь правильно пользоваться вилкой, а с семи лет - и ножом, должен знать, как и что этим ножом ...

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

В данной статье описываются основные приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей  дошкольного возраста с нарушениями речи....

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ…………………………….………………………………………..…...3ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У РЕБЕНКА КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ1.1.Понятие о здоровье и здоровом образе жизни……………………………...

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребён...