Информационный клуб "Мамина школа"
рабочая программа на тему

Каркавина Людмила Дмитриевна

предлагает систему работы педагогического коллектива дома ребенка с детской поликлиникой по оказанию консультативной, наглядной, психолого – педагогической, логопедической  помощи родителям, воспитывающих детей раннего возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mamina_shkola.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение здравоохранения

Кемеровской области

«Полысаевский дом ребенка»

Каркавина Л.Д.

Информационный клуб «Мамина школа»

Полысаево 2011

Автор – составитель Каркавина Людмила Дмитриевна, старший воспитатель

                Данное пособие предлагает систему работы педагогического коллектива дома ребенка с детской поликлиникой по оказанию консультативной, наглядной, психолого – педагогической, логопедической  помощи родителям, воспитывающих детей раннего возраста.

        Данное пособие рекомендовано воспитателям, старшим воспитателям домов ребенка.

        

                                                                              ©  Каркавина, 2011

Содержание

Пояснительная записка ………………………………………………………3

Основное направление работы клуба «Мамина школа»………………….5

Цель и задачи информационного клуба……………………………………6

План работы на 2010 – 2011 г.г. ……………………………………………7

Список литературы ………………………………………………………….11

Приложения ………………………………………………………………….12

        Приложение 1 …………………………………………………………13

        Приложение 2 …………………………………………………………16

        Приложение 3 …………………………………………………………17

        Приложение 4 …………………………………………………………20

        Приложение 5 …………………………………………………………22

Пояснительная записка

                                                «Младенчество и раннее детство – годы                                                 родительского творчества: вы как умные                                                    зодчие выстраиваете храм телесного и                                                         душевного совершенства своего ребенка,                                                 стараетесь заложить фундамент                                                         здоровья и высокого интеллекта,                                                                 индивидуальности …»                                                                                                         Л.Н. Павлова

        Рождение ребенка яркое событие для каждой семьи. Ребенок начал свой жизненный путь. Он еще очень беспомощен – но при правильном уходе и воспитании таит в себе неограниченные возможности развития. Как важно создать малышу условия, которые обеспечат реализацию его возможностей. Для этого необходимо как можно раньше установить с малюткой двухсторонний контакт, важно услышать и понять его. Когда он еще не владеет словом, а о своих проблемах заявляет по – своему – криком. Это его первый язык – язык эмоций. Как по интонационной окраске этого языка распознать физическое состояние вашего малыша? Ответ один – стать просвещенным родителем.                                                                                Просвещенные родители – знающие родители, понимающие свою высокую роль и большую ответственность.                                                        Педагогический коллектив дома ребенка видит необходимость просвещения родителей детей от рождения до 3 – 4 лет. Не каждая молодая семья может позволить себе приобретение нужной литературы, консультации  психолога, логопеда или выход в Интернет, т.к. нет компьютера. Можно еще множество причин назвать чего не может молодая семья. А в доме ребенка накоплен богатейший опыт работы с детьми раннего возраста, которым воспитатели решили поделиться с молодыми мамами.                                         Учитывая данную ситуацию, педагоги откликнулись на организацию клуба «Мамина школа» на базе детской поликлиники.                                        Совместно с педиатрами и средним медицинским персоналом детской поликлиники определили наиболее важное направление работы – здоровьесбережение детей раннего возраста.                                                        Так же было заключено деловое соглашение с администрацией детской поликлиники на использование помещения (актовый зал) и привлечение к сотрудничеству высшего и среднего персонала поликлиники.

Основное направление работы клуба «Мамина школа»

        В настоящее время считается доказанным, что семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально – исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых отношений между людьми.                                                                                Только семья – социальный институт воспитания, где осуществляется преемственность поколений, социализация детей, передача семейных ценностей и стереотипов поведения, в том числе психофизического воспитания ребенка и формирования у него здорового образа жизни, способна решить эти задачи. А наша задача помочь семье в воспитании детей, создать условия для повышения педагогического просвещения родителей.                                                                                                         Исходя из этого, была определена цель работы клуба – это обеспечение информационной поддержки и практическое обучение родителей, оказание консультативной помощи, проведение мастер – класса, индивидуальных консультаций педагога – психолога, логопеда, массажиста, воспитателей.                 Проведение заседаний клуба было решено проводить 1 раз в квартал, форма извещения родителей через объявления в детской поликлинике и во время патронажных посещений медицинским персоналом поликлиники.

Цель и задачи информационного клуба «Мамина школа»

Цель.                                                                                                         Доступная и целенаправленная информация о воспитании, развитии и здоровьесбережении детей раннего возраста.

Задачи.

  1. Исследовать семьи детей от рождения до 3 – 4 лет, не посещавших дошкольное учреждение, с целью выявления типа семьи, ее образовательный, социальный и материальный уровень, потребности в образовательных услугах, опыт семейного воспитания (детская поликлиника).
  2. Разработать рекомендации по совместной деятельности детской поликлиники и дома ребенка в вопросах информационной и конкретной помощи семьям, имеющим детей раннего возраста.
  3. Разработать практические пособия для родителей в виде памяток, фотовыставок.
  4. Создание новой формы педагогической деятельности для коллектива дома ребенка.
  5. Представление опыта работы на семинарах, конференциях педагогов города.
  6. Публикации – отчеты с информацией о встрече клуба «Мамина школа» в городской газете «Полысаево».

План работы на 2010 – 2011 г.г.   

                                                                                                                

Содержание работы

Дата

Ответственный

I.Практический семинар для родителей:          «Формирование сенсомоторных функций – залог умственного и речевого развития детей раннего возраста» (Приложение 1)

План семинара:

1.Выставка игр на формирование сенсомоторных функций: дидактические, пальчиковые, театрализованные игры.

2. вступительное слово ст. воспитателя дома ребенка.

3. Работа по блокам:

–  консультация педагога – психолога;

–  консультации логопедов по возрастным    

    группам детей;

–  консультации воспитателей по возрастным

    группам детей.

4. Ответы специалистов на вопросы родителей.

5. Вручение родителям памяток с информацией о сенсорном развитии и воспитании детей раннего возраста.

6. Печатная информация в городской газете «Полысаево» (Приложение 2)

II. Практический семинар для родителей:

«Закаливание детей раннего возраста» (Приложение 3)

План семинара:

1.Теоретическая часть:

«Солнце, воздух и вода детям лучшие друзья»

 – значение закаливающих процедур в оздоровлении детей раннего возраста;

– закаливание детей первого года жизни;

– закаливание детей с 1 года до 2 лет.

2. Мастер – класс:

«Хождение босиком – это тоже закаливание».

3. Выставка нетрадиционного оборудования для организации закаливания в домашних условиях.

4. Вручение родителям памяток с информацией и рекомендациями специалистов по закаливанию детей с рождения до 2 лет.

5. Печатная информация в городской газете «Полысаево» (Приложение 4)

III. Практический семинар для родителей и воспитателей МДОУ г. Полысаево

«Закаливание детей с 2 до 4 лет»

План семинара:

1.Теоретическая часть:

«Если хочешь быть здоров – закаляйся»

 – закаливание детей с 2 до 3 лет;

– закаливание детей с 3 до 4 лет.

2. Мастер – класс:

«Рижский метод закаливания в домашних условиях».

3. выставка нетрадиционного оборудования для организации закаливания в домашних условиях.

4. Вручение родителям памяток с информацией и рекомендациями специалистов по закаливанию детей с 2 до 4 лет.

IV. Практический семинар для родителей:

«Игра – основа физического и умственного развития»

План семинара:

1.Теоретическая часть:

 – развитие двигательных навыков у детей первого года жизни;

 – игровой массаж для детей первого года жизни;

 – логопедический массаж для детей первого года жизни;

– развивающие игрушки для детей первого года жизни;.

2. Мастер – класс:

«Игра – это серьезно!»

3. Здоровый малыш – счастлива мама»

4. Вручение родителям памяток с информацией и советами специалистов.

V. День открытых дверей.

«Праздник День защиты детей»

1.Праздничное представление с участием детей старшей группы.

2. Благотворительная акция с участием гостей и сотрудников дома ребенка.

3. Чаепитие для детей дома ребенка с гостями.

4. Беседа за круглым столом: «Что дало Вам общение в клубе «Мамина школа?»

5. Составление плана на будущий год.

Июль

2010г.

Август

2010 г.

Ноябрь

2010 г.

Февраль

2011г.

1 июня

2011 г.

Ст. воспитатель

Каркавина Л.Д.,

педагог – психолог

Н.Г. Садыкова,

логопеды:

Е.В. Ведищева,

М.Ю. Макарова,

О.Н. Попенова,

воспитатели:

В.П. Андронова,

К.В. Ефременкова,

Л.Н. Песенкова

Педагог – психолог

Н.Г. Садыкова

Ст. воспитатель

Л.Д. Каркавина,

воспитатели:

К.В. Ефременкова,

В.П. Андронова,

Т.В. Морева

воспитатели:

К.В. Ефременкова,

В.П. Андронова

Ст. воспитатель

Л.Д. Каркавина,

воспитатели:

О.В. Курилкина,

Л.Н. Песенкова,

Е.В. Воронцова

Ст. воспитатель

Л.Д. Каркавина,

педагог – психолог

Н.Г. Садыкова,

логопеды:

Т.П. Пискунова,

Е.В. Ведищева,

О.Н. Попенова,

воспитатели:

Е.В. Вебер,

Е.В. Воронцова

Педагогический коллектив дома ребенка.

Список литературы

1.Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] : учебное пособие / Н.М. Аксарина. – М.: Просвещение, 1969. – с. 31 – 47

2. Голубева, Л.Г., Прилепина, И.А. Закаливание малыша  [Текст] : учебное пособие / Л.Г. Голубева, И.А. Прилепина. – М.: Просвещение, 2007. – 31 с.

3. Кострыкина, Л.Ю., Рыкова, О.Г., Корнилова, Т.Г. Малыши, физкульт – привет!  [Текст] : учебное пособие / Л.Ю. Кострыкина, О.Г. Рыкова, Т.Г. Корнилова. – М., 2006. – 120 с.

4. Кочеткова, Н.П. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста  [Текст] : учебное пособие / Н.П. Кочеткова. – М.: Просвещение, 2008. – 112 с.

5. Синкевич, Е.А., Большева, Т.В. Физкультура для малышей  [Текст] :  учебное пособие / Е.А. Синкевич, Т.В. Большева. СПб.: «Детство – пресс», 2000. – 48 с.

6. Шишкина, В.А. Движение + движения  [Текст] : учебное пособие / В.А. Шишкина. – М.: Просвещение, 1992. – 96 с.

Приложения

Приложение 1

Практический семинар для родителей

клуба «Мамина школа»

Формирование сенсомоторных функций – залог

умственного и речевого развития детей раннего возраста

План семинара:

  1. Выставка игр на формирование сенсомоторных функций: дидактические, пальчиковые, театрализованные игры.
  2. Вступительное слово ст. воспитателя дома ребенка г. Полысаево Л.Д. Каркавиной.

  1. Работа специалистов по блокам:
  • консультация педагога – психолога Н.Г. Садыковой;
  • консультации логопедов Е.В. Ведищевой, М.Ю. Макаровой, О.Н. Попеновой;
  • консультации воспитателей В.П. Андроновой, К.В. Ефременковой, Л.Н. Песенковой.

  1. Ответы специалистов на вопросы родителей.

1.Воспитатели и специалисты дома ребенка оформляют выставку игр на развитие сенсомоторных функций – родителям предлагают посмотреть данную выставку, при необходимости воспитателям или специалистам показать практическое применение той или иной игры, рассказать о способе изготовления таких игр.

2. Ст. воспитатель Л.Д. Каркавина.

        Педагогический коллектив дома ребенка предлагает Вам свое сотрудничество в плане педагогической информации воспитания детей раннего возраста.  

        В процессе воспитания детей, с первого дня рождения, возникает ряд вопросов, на которые, не имея педагогических знаний, трудно найти ответы. И мы решили, на базе нашей детской поликлиники. Организовать информационный клуб «Мамина школа», для того чтобы помочь Вам получить необходимые знания в воспитании детей, а именно о том, как развивать у ребенка сенсомоторные функции с первого месяца жизни и в последующем.

        Что такое сенсомоторные функции, о чем пойдет речь, мы разберем на конкретном примере.

        Представим такую ситуацию: Вы кладете на видное для ребенка место игрушку, что происходит? Ребенок видит игрушку, пытается ее взять, начинает ее обследовать, рассматривать, пробует на вкус, трясет, стучит, при  этом прислушивается. Какие звуки издает игрушка и т.д.

        Таким образом, ребенок воспринимает эту игрушку зрительно, на слух, на вкус и на ощупь. Вот это и есть сенсомоторное восприятие предмета. Очень важно в это время озвучивать словом все действия ребенка с игрушкой, для того чтобы у ребенка формировался пассивный словарь. Чтобы ребенок понимал словом свои действия – игрушка гремит, игрушка круглая, красная, она не вкусная, и т.д. А лучше, если при этом будет звучать художественное слово: потешка, песенка, стихотворение.

        Что же еще можно сделать для Вашего малыша, расскажут и покажут специалисты и воспитатели.

2. Работа по блокам:

–  педагог – психолог дает общую консультацию по организации воспитания детей раннего возраста, показывает, какие игрушки лучше всего давать ребенку, как решать конфликтные ситуации;

–  логопеды по возрастным группам консультируют родителей в плане развития зрительного, слухового, тактильно – двигательного восприятия, развития артикуляции звука;

– воспитатели дают советы по организации режимных моментов, какие игрушки нужно приобретать в зависимости от возраста, как организовать игровую деятельность с ребенком, как правильно подобрать необходимую для раннего возраста художественную литературу.

5.Ответы специалистов на вопросы родителей. Затем педагоги предлагают в качестве наглядного пособия памятки с рекомендациями, играми. Которые можно проводить с ребенком дома.

        Решается вопрос о дальнейшем проведении таких семинаров. Что конкретно интересует родителей, о чем еще они хотели бы узнать, какие наглядные пособия они бы использовали для игр и занятий со своим ребенком.

        Приложение 3

Практический семинар для родителей

Клуба «Мамина школа»

Закаливание детей раннего возраста

План семинара:

  1. Выставка нетрадиционного оборудования и пособий для закаливания детей раннего возраста.
  2. Консультация для родителей:
  • «Значение закаливающих процедур в оздоровлении детей раннего возраста» – К.В. Ефременкова;
  • «Закаливание детей первого года жизни» – В.П. Андронова;
  • «Закаливание детей второго года жизни» – Т.В. Морева.

  1. Мастер – класс:

«Хождение босиком – это тоже закаливание» – К.В. Ефременкова, В.П. Андронова.

  1. Ответы на вопросы родителей: ст. воспитатель Л.Д. Каркавина.

1.Воспитатели и специалисты дома ребенка оформляют выставку нетрадиционного оборудования и пособий, сделанных сотрудниками для проведения закаливания детей раннего возраста.

2. Консультации для родителей.

Воспитатель К.В. Ефременкова.

        «Закалять – это значит систематически, многократно, дозировано воздействовать на организм теми факторами, которые часто  являются причиной заболеваний. Закалить – это значит вызвать устойчивое протекание всех физиологических процессов при любых изменениях температуры, атмосферного давления. Закаливание – это образ жизни!»

        Природа наделила человека огромными приспособительными возможностями, но без постоянной тренировки, надлежащего руководства со стороны взрослого дети не могут реализовать эти возможности. Поэтому нет нужды говорить. Насколько велика роль родителей в осуществлении всей системы закаливания, ведь у детей нет другой возможности тренировать и укреплять резервные мощности организма.

        Чтобы правильно закаливать ребенка. родители должны хорошо знать механизмы и принципы действия закаливающих факторов, методику и технику специального закаливания.

        Для закаливания ребенка раннего возраста  используют факторы внешней среды; по степени воздействия они располагаются в следующей последовательности: воздух, вода, солнце. Данные факторы применяются как отдельно, так и в комплексе.

        (Далее воспитатель К.В. Ефременкова, используя приготовленные памятки, более подробно остановилась на всех видах закаливания.)

Воспитатель В.П. Андронова.

        Самое мягкое средство повседневного закаливания – это закаливание воздухом. Первым требованием для проведения закаливания является создание необходимых гигиенических условий (влажная уборка, проветривание). Такой вид закаливания можно проводить во время переодевания малыша, во время массажа. А самым действенным фактором  являются прогулки и сон на свежем воздухе.

Воспитатель Т.В. Морева.

        Закаливание допустимо только при полном здоровье ребенка; начинать процедуры можно в любое время года, но наиболее благоприятно для этого теплое время.

        Закаливание ребенка это тяжелый труд для родителей, должно осуществляться методично и систематически, поскольку прекращение процедур тут же ослабляет устойчивость к холоду и сводит на нет все Ваши усилия. Если закаливание ребенка первого года жизни вызывает у Вас опасения, и Вы не решаетесь на столь смелые эксперименты, то закаливание детей 2 лет, это более приемлемый вариант для начала закаливающих процедур. Кроме того, после года занятий, закаливание детей 3 года не будет представлять для Вас вообще ни каких сложностей, поскольку закаливание детей 2 лет, и закаливание детей 3 года, имеют между собой много общего.

3. Мастер – класс:

        Воспитатель К.В. Ефременкова на практике показала, как организовать ходьбу босиком с пользой для здоровья малыша, с использованием нестандартного оборудования, изготовленного педагогами дома ребенка.

4.Ст. воспитатель Л.Д. Каркавина отвечает на вопросы родителей, знакомит с информацией, напечатанной на памятках, рассказывает о том, как можно в домашних условиях из подручных средств изготовить необходимое оборудование для закаливания. Для более детального ознакомления предложила родителям посмотреть фотовыставку о закаливании детей раннего возраста.

                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БИНАРНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Особенности формирования информационно-образовательной среды отражаются в нормативных документах федеральной образовательной политики. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте нача...

Программа "Информационное сопровождение родителей при подготовке детей к школе"

В данной статье мы познакомимся с программой «Информациого сопровождени родителей при подготовке детей к школе"....

Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе - детском саду для детей с нарушениями зрения

В статье  говорится о видах информационно-коммуникационных технологий, используемых в воспитательно-образовательном процессе  в практике работы педагогического коллектива....

КОНСПЕКТ совместной деятельности детей подготовительной группы и педагогов «Путешествие по школе» с применением информационно-коммуникативных технологий.

Интересный конспект для демонстрации знаний, умений детей (особенно – рассуждать, анализировать, сопоставлять и делать выводы, собственные умозаключения) по теме «Права ребенка» в игровой форме в виде...

Информационно-просветительское оснащение групп комбинированной направленности для детей с ОВЗ (ТНР, ЗПР, УО, РАС) по темам: "Анкета для определения готовности ребёнка к школе", "Памятки обширной тематики для родителей детей с ОВЗ".

Предлагаются интересные памятки для оформления логопедического уголка в группе, содержание краткое и информативное, тематика обширная ( мелкая моторика, связная речь, советы по заучиванию стихотворени...

Информационный лист для родителей .Подготовка к школе

Информациооный лист для родителей включает в себя тест оценки уровня готовности к школе самим родителем...

«Как организовать информационно-наглядный стенд для родителей дошкольников подготовительной к школе группы в вопросах готовности ребенка к школе»

Повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников посредством организации информационно-наглядной информации в родительском уголке....