Главные вкладки

    проект "Масленица"
    методическая разработка (младшая группа) по теме

    ПРОЕКТНАЯ РАБОТА (КРАТКОСРОЧНАЯ) ВО 2МЛ.ГР.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_maslenica.doc159 КБ

    Предварительный просмотр:

    БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»

    Министерства образования Чувашии

    Кафедра дошкольного образования

    на тему:

    «Совершенствование представлений дошкольников  младшей группы

    о традиционном празднике»

    Выполнила Львова Людмила Алексеевна,

                                                             воспитатель дошкольной группы МБОУ                         «Шемалаковская ООШ» Яльчикского района ЧР

    Чебоксары 2012

    Содержание

    1.Паспорт проекта                                            3 стр.

    2.Введение                                                         4 стр.

    3.Анализ внешней среды                                  5 стр.

    4. Анализ внутренней среды                            6 стр.

    5.Цель и задачи                                                 7 стр.

    6.Ожидаемые результаты                                 8 стр.

    7.Этапы                                                               9 стр.

    8.План реализации проекта                       10-14 стр.

    9.Оценка результатов проекта                        15 стр.

    10.Отчет о реализации проекта                 16-17 стр.

    12.Список литературы                                    18 стр.    

    11.Фотоэтюды                                                     стр.  

    Паспорт проекта:

    Наименование проекта

    Масленица

    Автор проекта

    Львова Людмила Алексеевна, Воронова Ирина Николаевна, воспитатели  

    Воспитатель

    МБОУ «Шемалаковская ООШ» Яльчикского района ЧР

    Тема

    Масленичная неделя

    «Совершенствование представлений дошкольников о традиционном празднике Масленица»

    Вид проекта

    Социально - познавательный

    Участники проекта

    дети младшей группы,

    музыкальный руководитель,

    воспитатели,

    родители.

    Срок проекта

    недельный

    Введение.

    Во все времена усвоение социального опыта своих предков оказывало особое внимание на человека, преобразовывало его внутренний мир. Поэтому особенно важно начинать воспитание эмоционально – целостного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа и ее освоения с малых лет. Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

    В 2009 году приказом министерства образования и науки РФ утверждены «Федеральные государственные требования к  структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Впервые в истории российского образования ФГТ являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание и как организован образовательный процесс.         С этого времени воспитательный процесс в нашем МБОУ «Шемалаковская ООШ» Яльчикского района ЧР строится с учетом данных требований.        

            Одной из задач образовательной области «Социализация» является «воспитывать у ребенка чувства гордости за страну, в которой он живет». Современная социокультурная ситуация также выдвигает на первый план требование признания социальной значимости народной культуры, которая является источником духовности каждого человека. Т.е. приобщение детей к русской национальной культуре является актуальной проблемой современного дошкольного образования.

            Приобщение подрастающего поколения к традициям народных праздников - это приобщение к культурным ценностям и достижениям народа, воспитание духовности, национальной самобытности, восприятия красоты и гармонии. С помощью праздников осуществлялась связь поколений, укреплялись межличностные взаимоотношения в группах людей, восполнялся дефицит общения, удовлетворялись эмоциональные и психологические потребности людей. Образный поэтический язык обрядности являлся одним из средств исконно народной педагогики, этики и эстетики, с помощью которых всегда просто, мудро и ненавязчиво от поколения к поколению передавались всем понятные истины, нормы человеческого общения. И в настоящее время народные обрядовые праздники не потеряли своего значения.

    Анализ внешней среды.

    Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». На нем всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Знакомство с традицией проведения этого праздника по программе «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем, поэтому возникла потребность силами ребят провести праздник. Масленица - это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление природе и солнечное тепло. Люди испокон века воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца сначала пекли пресные лепешки, а когда научились приготовлять кислое тесто, стали печь блины. Наши предки верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества. А еще Масленица – это чучело из соломы, наряженное в женскую одежду. В течение недели вокруг чучела происходит праздничное веселье, а в последний день Масленицы чучело сжигается, символизируя приход весны.

    Данный проект позволит детям познакомиться с возникновением праздника, старинными обрядами и традициями. Русская и чувашская культуры за века тесно переплелись и взаимно обогатились. Особенностью воспитания любви к своей многонациональной Родине заключается в воспитании интереса к культуре, традициям и обычаям, развитее способности понимания красоты и многообразия народного творчества.

    В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям посредством обращения к историческим корням и национальным истокам чувашского народа.

    Анализ внутренней среды. 

    Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы последние десятилетия отходили от этих традиций, тем самым лишали возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

    Мы разработали этот проект с целью приобщения детей к национальной культуре через организацию праздника Масленица.

    В нашем детском саду тематическая неделя начинается с беседы с детьми об этом обрядовом празднике, рассматривания и чтения произведений художественной литературы. Рисование картин празднования Масленицы, составление выставок с рисунками детей. Привлечение родителей к изготовлению костюмов, организации выставки газет «Блинный пир на весь мир», подготовка чаепития «Блин не клин, живота не расколет».

    Далее планируется различный игровой и музыкальный репертуар из текущей работы. При разработке сценария народного праздника особое внимание выделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведения соответствуют содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для ребят.

    Паутинка недельного проекта “Масленица”

    Центр искусства

    Рассматривание картин Кустодиева “Масленица”, Соловьёва “Тройка”.

    Рассматривание игрушек народных мастеров, рисование Масленицы. лепка “Ой, блины”

    Центр движения

    Подвижные игры – забавы:“Тачка”, “Три ночи”, “Русская метла”, перетягивание каната, катание с горы тройками, катание на лошадях, штурм снежного городка.

    Центр развития речи

    Заучивание приговорок, закличек, поговорок.

    Загадывание загадок о домашней утвари, продуктах.

    Разучивание пальчиковых игр

    Центр книги

    Чтение стихотворений рассказов о русской тройке,чтение потешек, дразнилок, небылиц.

    Рассматривание энциклопедий : “О лошадях”, “Русский дом”, “Наш дом”.




    “Масленица”

    Центр семьи

    Рецепты выпечки блинов.

    Знакомство с гостеприимством. Изготовление костюмов

    скоморохов, ряженых, колокольчиков.

    Центр труда и строительства

    Коллективное изготовление чучела  Масленицы,

    изготовление праздничной скатерти

    Центр кулинарии

    Выпечка блинов, пирогов по разным рецептам.

    Дегустация изделий из теста.

    Наблюдение за трудом повара.

    Изготовление “Блинной книги”.

    Центр музыки

    Слушание русских и чувашских народных песен.

    Разучивание хороводов “Веснянка”, “Маслёна”, “Ясна – красна”, песен “Наша Масленица”, “Блины”, частушек,

    Цель проекта:

    •        знакомство детей с народным праздником Масленица;

    •        воспитание любви к своей Родине;

    Задачи:

    1. Обеспечить условия для создания у детей положительных эмоций  и реализации творческих способностей в проведении праздников и развлечений.
    2. Учить бережно относится  к народным традициям и обычаям.
    3. Возрождение интереса к обрядовым русским и чувашским праздникам;
    4. Воспитание патриотизма, основанного на русских традициях;
    5. Обогатить духовный мир;
    6. Провести праздник, через эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы;
    7. Формирование у детей начал национального самосознания.

    Ожидаемые результаты проекта:

    •        Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

    •        Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

    •        Повышение познавательного интереса к родной истории.

    Для воспитателей: 

    1. работа по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей.
    2. выбор формы реализации проекта.
    3. помощь в написании сценария по воплощению проекта.
    4. организация выставки детских рисунков;
    5. изготовление фотоальбома «Масленичная неделя»;
    6. организовать катание на лошадях;
    7. организовать праздник  для детей и родителей по данной теме. 
    8. помощь в подборе музыкального сопровождения.
    9. разучивание песен, пословиц, считалок для выступления во время праздника.
    10. организация места проведения праздника.
    11. проведение инструктажа по технике безопасности.
    12. выставка газет родителей «Блинный пир на весь мир» 

    Для детей:

    -познакомить с произведениями художественной литературы о празднике Масленицы;

    -участие детей в организации выставки рисунков;

    -умение самостоятельно анализировать результаты наблюдений и делать выводы;

    -иметь представление о значении праздника в жизни человека;

    -участие детей в развлечениях, организованных воспитателем.

    Для родителей:

    -участие родителей в изготовлении  атрибутов для развлечений;

    -организовать в родительском уголке выставку рисунков,

    фотовыставку  «Масленичная неделя»;

    -показ презентации «Масленица»

    Этапы проекта

    1)Подготовительный этап:

    1. Создание технической базы (оборудование, костюмы, оформление места проведения праздника).
    2. Составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев  мероприятий.
    3. Провести начальный опрос детей.

    2)Деятельный этап:

    1. Коммуникативная деятельность
    2. Восприятие художественной литературы
    3. Музыкально-художественная деятельность
    4. Восприятие произведений изобразительного искусства
    5. Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность
    6. Продуктивная и восприятие произведений изобразительного искусства
    7. Развитие двигательной деятельности
    8. Игровая и познавательная деятельность
    9. Работа с родителями

    3) Заключительный этап:

    Презентационный, обобщение результатов работы на педсовете, анализ, закрепление, оценка результатов проекта, проведение повторного опроса и подведение итога опроса.

    Этапы реализации проекта

    Этапы

    Виды деятельности

    Формы работы

    1 этап

    - Создание технической базы (оборудование, костюмы, оформление места проведения праздника).

    - Составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев  мероприятий.

    - Провести начальный опрос детей.

    2 этап

    Коммуникативная деятельность

    Беседа на тему «Что за праздник, Масленица?»

    Цель: Познакомить ребят с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Развивать у детей коммуникативные качества, совершенствовать речь, расширять кругозор детей.


    Беседа «Как отмечать Масленицу»

    Цель: Дать представление о традиционном празднике, народных посиделках, чаепитиях с песнями, хороводами, народными играми, национальными кушаньями. Обогащение знаний и представлений о национальной культуре.

    Музыкально-художественная деятельность

    Слушание русских народных песен

    Цель: Закреплять умение чувствовать музыку, ее изобразительность, передавать характер музыки в движениях и игре. Продолжать учить инсценировать знакомые песенки. Воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.

    Восприятие художественной литературы

    Заучивание поговорок про масленицу, стихотворения «Масленица», разучивание масленичных закличек

    Восприятие произведений изобразительного искусства

    Рассматривание картин Кустодиева «Масленица», Соловьёва “Тройка”

    Цель: Познакомить детей с художественным творчеством. Дать представление о русской тройке, праздновании Масленицы на Руси. Развивать творческое начало, воображение, эстетическое восприятие, активизировать словарь.

    Познавательно исследовательская и продуктивная деятельность

    Изготовление из соломы чучела Масленицы                                                                                         Цель: Познакомить детей с особенностями изготовления чучела из соломы. Развивать мышление, общую и мелкую моторику. Воспитывать заинтересованность к отображению своих представлений.

    Продуктивная и восприятие произведений изобразительного искусства

    Рассматривание картин Кустодиева «Масленица», Соловьёва “Тройка”

    Цель: Познакомить детей с художественным творчеством. Дать представление о русской тройке, праздновании Масленицы на Руси. Развивать творческое начало, воображение, эстетическое восприятие, активизировать словарь. 

    Рисование «Масленица»

    Цель: Развивать у детей самостоятельность, активность при выборе листа бумаги, способов изображения; совершенствовать технику рисования цветными карандашами; обогащать знания детей о народном празднике.


    Лепка «Ой, блины»

    Цель: Развивать художественно-творческие способности.


    Изготовление праздничной скатерти

    Цель: Развивать творчество, воображение, эстетическое восприятие. Учить чередовать элементы по цвету. Формировать умение по образцу собирать из частей целое. Доставить удовольствие от совместной творческой деятельности с взрослыми и сверстниками.

    Развитие двигательной деятельности

    Катание на санках

    Физкультурный досуг «Широкая Масленица».

    Цель: Упражнять детей в различных видах бега, прыжках на обеих ногах, совершенствовать умение исполнять движения по сигналу, развивать координацию движений, ловкость, память. Воспитывать внимание, любовь к спорту. Развивать умение ориентироваться в пространстве.


    Подвижные и хороводные игры

    Цель: Развивать двигательную активность, точность движений, чувство ритма. Дать почувствовать радость от совместных действий со сверстниками. Дать детям представления о русских народных играх – забавах.

    Игровая и познавательная деятельность

    Развлечение на улице «Масленица загорела, всему миру надоела»

    Цель: Приобщать к истокам народных традиций. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Углубить представления детей о народных традициях.

    Работа с родителями

    Выставка газет родителей «Блинный пир на весь мир»

    Выпечка блинов, чаепитие «Блин не клин, живота не расколет».

    Организация катания детей на лошадях.

    Цель: Воспитание уважительного отношения к народным традициям. Дать представление о русской тройке. Воспитывать познавательный интерес к природе.

    3 этап

    Презентационный, обобщение результатов работы на педсовете, анализ, закрепление, оценка результатов проекта, проведение повторного опроса и подведение итога опроса.

    Формы работы

    Оценка результатов проекта

    Для выявления результатов по вопросу по формированию знаний детей о русском традиционном празднике была проведена диагностика в начале работы над проектом  и по ее окончанию.  

    Для выявления знаний были подготовлены вопросы, которые мы представили в таблице.

    Вопрос

    Начало проекта

    Конец проекта

    Какие народные праздники вы знаете?

    Какие русские народные игры ты знаешь?

    Знаешь ли ты потешки, заклички, пословицы про Масленицу

    Какое блюдо готовят на масленицу

    Какие картины о масленице знаете

    Результаты знаний представлены в диаграмме

    1. Имеют представления о народных праздниках

    2. Имеют представления о народных играх

    3. Используют  устное народное творчество в повседневной жизни.

    4. Владеют знаниями масленичной кухни

    5. Владеют знаниями о творчестве художников

    Отчет о реализации проекта.

    Особое место в нашем  проекте отведено народным играм, дети с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложения взрослых поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут … учиться.  Нами были проведены такие подвижные игр такие как «Горелки», «Звонарь», «Заря», «Анюта»; хороводные игры «А я по лугу гуляла», «Заинька, попляши»; игры-эстафеты «Перетягивание каната», «Петушиный бой», Кто быстрее на метле».

     С помощью родителей были изготовлены атрибуты для развлечений, костюмы; организованы выставки, катание на лошадях. В родительском уголке были организованы выставки: выставка рисунков «Масленица», фотовыставка «Масленичная неделя».

      В свою работу мы включили разнообразную деятельность с литературными произведениями: дети их слушают, инсценируют, разыгрывают сказки, стихотворения.

      Большое значение в воспитании детей имеет взаимодействие детского сада и родителей, поэтому нами были проведены развлечения с участием родителей такие, как «Широкая Масленица», «Масленица загорела, всему миру надоела», так же проведена презентация проекта «Масленица».

    При работе над проектом, у детей произошли  позитивные изменения в отношении к народным играм и обрядам.  Дети стали более эмоционально восприимчивы к народным  традициям, играм и обрядовым праздникам.    

      Полученные данные свидетельствуют, что в итоге реализации педагогического проекта уровень интереса к традиционным народным праздникам у детей значительно возрос. У них значительно повысился интерес к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

    Достигнутые результаты.

    Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны.. Дети ближе с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, разучивание с детьми народных песен, масленичных закличек дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

    Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы думаем, что нам это удалось.

    Список литературы

    1. З. А. Богатеева  «Приобщение детей к традиционной культуре народов Среднего Поволжья»  Чебоксары Издательство ЧРИО 2003 г.
    2. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Москва Мозаика-синтез 2010
    3. И.В.Романова «Технология проектирования образовательной деятельности» 2011г.
    4. Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник.- 2-е изд.-М.: Флинта: Наука,2001.
    5. Науменко Г. М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках: Сборник фольклорных материалов.-М.:ЗАО Изд-во Центрполиграф,  2001.
    6.  Панфилов В.В. По старому русскому обычаю: Сборник обрядовых представлений и праздников.- М.:РИГ,1997.
    7. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5 – 7 лет – Пособие для педагогов дошкольных учреждений.  М., Владос, 2001 г
    8. Лысова В.Я., Яковлева Т.С. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. Старший дошкольный возраст. М.: Аркти, 2000.
    9. Харченко Т.Е. Физкультурные праздники в детском саду. Сценарии спортивных праздников и развлечений: Пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: « Детство – Пресс», 2009
    10. Кузьмина Р.Б., Капустина М.А. Новые подходы к обновлению содержания дошкольного образования в Чувашской Республике.-Чеб. 1998.
    11. Культура чувашского края.-Чеб. 1995.
    12. Егоров Н.И. Чувашские праздники и обряды.-Чеб. 1991

    Список литературы для детей:

    1. Л. Е. Белоусова «Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!». Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2003 г
    2. В.В.Гербова, Н.П.Ильчук и др. «Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия». Москва, 2005г.

    дидактические игры

    беседа

    наблюдение

    Формы работы

    чтение худ. литературы

    подвижные игры

    продуктивная деятельность

    рассматривание иллюстраций

    развлечения