Развитие креативного потенциала дошкольников через театрализованную деятельность
методическая разработка по теме

Васильева Марина Николаевна

Одной из основных задач дошкольного воспитания на современном этапе является развитие  креативной личности, имеющей нестандартный взгляд на проблемы, отличающейся инициативностью, любознательностью, умеющей находить собственное решение вопросов, открыто высказывать оригинальные  гипотезы и идеи. Одним из средств развития креативной личности, развития воображения, дивергентного  мышления, является театрализованная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya1.pptx2.94 МБ
Файл razvitie_kreativnogo_potenciala_doshkolnikov.docx34.38 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие креативного потенциала дошкольников через театрализованную деятельность» Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Средняя общеобразовательная школа № 1874 (дошкольное отделение) Автор: Ст. воспитатель Васильева М. Н. Москва

Слайд 2

Создание всех необходимых условий для осознания детьми своей индивидуальности, одаренности; Способствовать раскрытию творческих способностей и развитию креативного потенциала каждого ребенка; Создание ситуации успешности для каждого ребенка Развитие самооценки и уверенности в своих способностях Формирование у детей устойчивого отношения к творческой деятельности ЗАДАЧИ

Слайд 3

Организация взаимодействия педагога с детьми на основе сотрудничества и сотворчества. Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка Индивидуальный подход и незыблемая вера педагога в креативный потенциал каждого ребенка Уважение мнения ребенка, его личностной позиции Активная игровая деятельность детей Принципы построения работы по развитию креативных способностей детей

Слайд 4

ЭТАПЫ РАБОТЫ I. Творческие игры-упражнения II. Инсценировка фрагментов художественных произведений, песен III. Постановка спектакля IV. Самореализация творческих способностей, самовыражение личности

Слайд 5

Творческие игры-упражнения Умывался утром зайка Вовсе зайка не зазнайка! Сыт ли, милый куманек? -Еле ноги уволок!

Слайд 6

Творческие игры-упражнения Купила ква-пусту , Ква -соль и ква-ртошку Всем ты еж и хорош, и пригож, Да вот колючки тебе не к лицу!

Слайд 7

Инсценировка песен Музыкальная композиция «Три поросенка»

Слайд 8

Инсценировка песен Музыкальная композиция «Лев и брадобрей» Музыкальная композиция «Гномы»

Слайд 9

Постановка спектаклей

Слайд 10

Самореализация творческих способностей Придумывание продолжения сказки – «Как звери петушка спасли»

Слайд 11

Самореализация творческих способностей Введение в сказку новых персонажей, проблемных ситуаций По мотивам сказки «Два жадных медвежонка»

Слайд 12

Самореализация творческих способностей Сказка на новый лад - «Теремок дружбы»

Слайд 13

Импровизация непосредственно во время театрализованной игры Сказка - «Лесная б ольница доктора Айболита»

Слайд 14

РЕЗУЛЬТАТ формирование креативных качеств личности и креативного мышления: способность создавать широкое разнообразие замыслов; отсутствие стереотипности мышления – новые, оригинальные, нестандартные идеи, несовпадающие с общепринятыми нормами и стандартами; способность к созданию ассоциаций неоднородных понятий; мобильная генерация идей; творческое воссоздающее воображение; совершенствование первоначального замысла в процессе детализации; умение применять известные объекты предметного мира по-новому, действовать с ними новыми способами.

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:

Развитие креативного потенциала  дошкольников

 через театрализованную деятельность

Одной из основных задач дошкольного воспитания на современном этапе является развитие  креативной личности, имеющей нестандартный взгляд на проблемы, отличающейся инициативностью, любознательностью, умеющей находить собственное решение вопросов, открыто высказывать оригинальные  гипотезы и идеи.

Одним из средств развития креативной личности, развития воображения, дивергентного  мышления, является театрализованная деятельность, которая обуславливает особое взаимодействие детей и педагогов  на основе свободной творческой атмосферы, всемерного поощрения детской любознательности и инициативы, свободы выражения собственного мнения, стремления к оригинальности и самовыражению, способствуют взаимообогащению и укреплению дружеских взаимоотношений между детьми.

        Правильно организованная театрализованная деятельность позволяет развивать у детей такие качества творческой личности как оригинальность мышления, т. е. способность порождать новые нестандартные идеи, образная память, независимость мышления, умение находить свое собственное решение и умение отстаивать свою точку зрения, способность к импровизации, к выразительному движению, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца, умение продолжать работу   несмотря  на трудности и неудачи и наконец, умение решать творческие задачи.

Волшебный мир театра дает детям возможность преодолеть стереотипы мышления, различные комплексы и пробудить их индивидуальные  творческие способности: актерские, музыкальные, танцевальные, поэтические, живописные и т.д.

 

Задачи:

  1. Создание всех необходимых условий для осознания детьми своей индивидуальности, одаренности;
  2. Способствовать раскрытию творческих способностей и развитию креативного потенциала каждого ребенка;
  3. Создание ситуации успешности для каждого ребенка
  4. Развитие самооценки и уверенности в своих способностях
  5. Формирование у детей устойчивого отношения к творческой деятельности

Принципы построения работы по развитию креативных способностей детей:

  1. Организация взаимодействия педагога с детьми на основе сотрудничества и сотворчества.
  2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка
  3. Индивидуальный подход и  незыблемая вера педагога в креативный потенциал каждого ребенка
  4. Уважение мнения ребенка, его личностной позиции
  5. Активная игровая деятельность детей

Формирование творческих способностей детей в театрализованной деятельности предлагаем начать  с проведения специальных игр-упражнений с детьми на развитие воображения, мимики, пантомимики, интонации и артикуляции. Это небольшие игры, которые можно использовать в соответствии с комплексно-тематическим планом работы при проведении занятий по ознакомлению с художественной литературой,  с окружающим миром, экологией;  при проведении физкультминуток, оргмоментов и т.д., т.е. во всех формах педагогического процесса.

  1. Творческие игры-упражнения
  1. Игры-имитации.

-имитация действий, особенностей поведения, эмоций людей и животных, сказочных персонажей. Например, неуклюжий медведь, храбрый петушок, хитрая лиса, грустный зайчик, радостный медвежонок. Изображая различные персонажи, дети учатся азам перевоплощения.

  1. Творческие игровые ситуации.

«День рождения у мишки», «Веселая рыбалка», «Цирк зверей», «Играют зайчики на лужайке и вдруг появляется волк, который хочет их поймать»

  1. Игры-импровизации под музыку («Снежинки медленно падают или вдруг закружатся в снежном вихре», «Просыпаются цветы на полянке», «Разноцветные бабочки перелетают с цветка на цветок» и т.д.). Дети с удовольствие создают игровые образы в соответствии с настроением музыки, ее темпом.
  2. Этюды-импровизации:  «Надо съесть кашу, которая не нравится», «ученый-изобретатель необычной машины», «робот-воспитатель», «инопланетянин в детском саду» и т.д.
  3. Театральные этюды по изображению различных сказочных животных на основе стихотворных текстов.
  4. Мини-постановки по текстам произведений малых фольклорных форм (потешек), авторских стихов.

При проведении таких игр-упражнений, необходимо обращать внимание детей на использование мимики, жестикуляции, движений и  таких средств выразительности как ритм речи, темп, особенности голоса, которые помогают передавать различные оттенки чувств:  удивление, радость, обиду. Перевоплотиться в образ детям помогают элементы костюмов и декораций, которые они сами и подбирают для своих игр. Каждый ребенок по-своему проявляет характер изображаемого героя, выражая свою индивидуальность и творческие способности. Говоря от имени определенного лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером по игре или этюду. А после исполнения даже самой маленькой роли  и пассивный ребенок начинает проявлять активность, у него появляется радость творчества.

  1. Инсценирование фрагментов художественных произведений и песен.

На следующем этапе развития творческих способностей детей переходим к инсценировке фрагментов русских народных и авторских сказок («Колобок», «Теремок», «Кто сказал мяу?»,  «Как цыпленок голос искал» и др.).  

Проигрываем эти фрагменты сказок несколько раз с разными детьми-актерами, чтобы способствовать  разностороннему развитию детей в театрализованной игре, раскрывающей индивидуальность каждого ребенка. Обмен ролями предоставляет детям возможность осваивать новые роли, самостоятельно подбирая средства выразительности, характерные для данного образа, его эмоций, переживаний и черт характера.

На данном этапе дети начинают более ярко проявлять свое творчество в музыкальных композициях. Задача здесь усложнена воплощением в роли без важного выразительного средства – слова, но зато больше возможностей проявить свои способности в движении, опираясь в основном на музыку.

Инсценировка детских песен: «Три поросенка», «Лев и брадобрей», «Гномы», «Лягушки»  и др.

Пластикой своего тела, движениями дети передают эмоциональный строй песен.

В результате систематического целенаправленного применения таких игр дети становятся более уверенными, а их движения приобретают гибкость, подвижность и  выразительность.

Развитию творческих способностей детей способствует также их участие в подборе необходимых костюмов для изображения различных героев, атрибутов для игры, а при необходимости их изготовлении, подборе и расстановке декораций.  

В самостоятельной деятельности дети разыгрывают небольшие сценки и представления, используя такие виды театра как пальчиковый театр, би-ба-бо, театр на ложках, настольный театр, театр на фланелеграфе  и др.

Успешности использования театрализованных игр для развития творчества детей способствует соответствующая организация предметно-развивающей среды: разнообразные костюмы, детали которых могут использоваться для различных персонажей, т. е. такие костюмы, которые предполагают вариативность использования; театральные ширмы и различные атрибуты для игр по разным сюжетам,  элементы декораций, наличие различных видов театра и материалов к нему; наличие творческих мастерских в группе, в которых дети будут иметь возможность изготовить всё необходимое для своих творческих игр и реализовать свое видение оформления инсценировки или спектакля.

  1. Развитие творческих способностей детей в процессе постановки спектакля

Основные условия:

- свобода в выборе деятельности, приемов и способов  реализации собственного замысла

- создание атмосферы личностного эмоционального комфорта для ребенка

- обогащение предметно-развивающей среды, ее разнообразие, насыщенность, сменяемость

-создание педагогом положительной мотивации, поддержка всех творческих начинаний ребенка, отсутствие всякой критики.

Готовясь к показу спектакля, дети имеют возможность попробовать сыграть любой понравившийся им образ. Каждый ребенок по-своему отображает особенности характера изображаемого героя, и, обращая на это внимание, дети учатся друг у друга использовать такую жестикуляцию, мимику, темп и ритм речи, которые наиболее полно отражают образ героя.

В спектакле обязательно играют все дети группы. Пусть сначала эта роль будет маленькой и незначительной, но она доставит ребенку огромную радость участия в коллективном творческом деле и  будет способствовать обогащению его личного опыта, поможет самым стеснительным и робким детям преодолеть робость и неуверенность в себе.

С огромным интересом дети участвуют в обсуждении, выборе и изготовлении необходимых декораций для спектакля, элементов костюмов; придумывают и рисуют афишу спектакля, разрабатывают проект программки спектакля, пригласительных билетов.

Таким образом,  театр,  будучи синтезом различных видов искусства: музыки, литературы, живописи, танца предоставляет детям возможность  проявить свои индивидуальные творческие способности  в самых разнообразных областях.

  1. Самореализация творческих способностей, самовыражение личности
  1. Импровизация  непосредственно во время театрализованной игры, инсценировки;
  2. Придумывание сказки на основе нескольких сюжетов, произведений;
  3. Введение в известную сказку новых персонажей, проблемных ситуаций;
  4. Перенос героев одной сказки в другую;
  5. Придумывание продолжения сказки или изменение ее конца
  6. Постановка самостоятельно придуманной сказки
  7. Самостоятельное изготовление театральных кукол, декораций на основе собственного замысла
  8. Проектная деятельность детей на тему театра – индивидуальные и коллективные исследовательско-творческие проекты

Создание ситуации поиска, раскованности и свободы побуждает детей фантазировать, комбинировать и импровизировать.  В ходе таких игр приветствуется  любая самостоятельно выдвинутая идея, оригинальное предложение  и нестандартное решение.

Дети могут переиначить начало и концовки знакомых сказок или мультфильмов, придумать новые события, в которые попадает герой, ввести в действие новых персонажей.

В результате чего возникает  качественно иной сценарий, образ, открываются новые возможности роли. Таким образом, была придумана сказка «Теремок дружбы» (по мотивам русской народной сказки «Теремок»), в которой дети не только добавили новых сказочных персонажей – собаку Тошку, львенка, дракончика, но и обогатили нравственный  смысл сказки. Звери не только сами жили дружно в теремке, но и всегда помогали другим животным, попавшим в беду. Теперь все звери в лесу знали, куда им идти, если случится беда.

К сказке «Кот, петух и лиса» дети придумали продолжение, в котором все лесные звери приходят на помощь коту и хитростью спасают петушка от лисы.

Добавив новых персонажей в сказке «Два жадных медвежонка», дети изменили сюжет и данного произведения. В гости к медвежатам приходили их друзья – ежик, белочки, зайчик, говорили, что они очень голодные, не ели целый день и просили хотя бы кусочек сыра, но медвежата ничего им не дали  и, в конце концов, были наказаны за свою жадность.

Все эти сказки, придуманные детьми, легли в основу игр-спектаклей, участвуя в которых дети играли  особенно эмоционально и  непосредственно.

Результат - формирование креативных качеств личности и креативного мышления:

  1. способность создавать широкое разнообразие замыслов;
  2. отсутствие стереотипности мышления – новые, оригинальные, нестандартные идеи, несовпадающие с общепринятыми нормами и стандартами;
  3. способность к созданию ассоциаций неоднородных понятий;
  4. мобильная генерация идей;
  5. творческое воссоздающее воображение;
  6. совершенствование первоначального замысла в процессе детализации;
  7. умение применять известные объекты предметного мира по-новому, действовать с ними новыми способами.

 

Диагностическое обследование детей подготовительных групп дошкольного учреждения обучающихся по данной методике показывает, что 70% выпускников имеют высокий уровень развития творческих способностей. Эти дети способны принимать нестандартные решения, владеть ситуацией новизны, отличаются самостоятельностью суждений, инициативностью и упорством.

СКАЗКИ, ПРИДУМАННЫЕ ДЕТЬМИ

«Теремок дружбы»

Стоял в поле теремок.

Бежал мышонок по тропинке лесной и увидел теремок. Какой он красивый - подумал мышонок и решил в нем остаться жить.

В это время вышла лягушка погулять и поискать себе вкусных мошек на завтрак. Увидела она красивый теремок, постучалась и попросилась жить вместе с мышонком. Мышонок согласился.

Веселый пес Тошка шел по лесу и искал, с кем бы ему поиграть в интересную игру, а то дома ему уже надоели курицы, да петухи, которые не умели играть в интересные игры. Он подружился с мышонком и лягушкой и остался жить с ними.

Весть о том, что в домике на опушке поселились веселые зверушки, пронеслась по всему лесу. Узнали об этом и белочки. Они собрали вкусные орешки и принесли их угостить зверей и тоже подружились с ними.

Сидят звери, кушают угощение белочек, вдруг видят, это что за зверь невиданный. Это был маленький дракончик. Он только вылупился из яичка и не знал куда ему идти. Звери позвали его в домик и накормили.

Вдруг видят звери, идет по тропинке львенок. Откуда он взялся в нашем лесу - подумали они. Оказывается, львенку стало скучно у себя в Африке, и он решил отправиться в путешествие по всему свету и теперь искал место, где бы ему переночевать. Звери пустили львенка в домик. И он рассказал им много интересных историй про свое путешествие.

Вдруг все услышали крик «Спасите меня, спрячьте меня!». Это был петушок золотой гребешок. Ему удалось перехитрить лису и убежать от нее. Звери спрятали петушка в домике.

Но лиса хоть и любила петушков да курочек, но все же была доброй и помогала тем, кто попадал в беду. Когда она бежала за петушком, то встретила волка, у которого болела лапа. Лиса привела волка к домику, и мышонок вытащил занозу из лапы волка.

Вдруг все услышали, что кто-то плачет. Это был медвежонок топтыжка, который ушел гулять один, потерялся и не мог теперь найти свою маму. Волк сказал, что сам отведет медвежонка к его маме.

Все звери подружились в теремке и назвали теремок «Теремком дружбы»

«Как звери петушка спасли»

(продолжение сказки «Кот, петух и лиса»)

Схватила лиса петушка и потащила. Сколько ни кричал петушок, котик его не услышал: очень уж далеко был.

Вернулся котик домой, а петушка дома нет. Понял он, что это лиса его утащила. Решил котик идти скорей к дому лисы спасать петушка.

Идет он по лесу, а навстречу ему зайчик.

-Здравствуй, котик, куда ты идешь?

-Лиса петушка утащила. Иду его спасать.

-Пойдем вместе. Лиса хитрая, одному с ней не справиться.

Идут они дальше по лесу, а навстречу им белочки.

-Здравствуй, котик, куда ты идешь?

-Лиса петушка утащила. Иду его спасать.

-Мы пойдем с вами. Лиса хитрая, тяжело с ней не справиться.

Идут они дальше по лесу, а навстречу им мышонок.

-Здравствуй, котик, куда ты идешь?

-Лиса петушка утащила. Иду его спасать.

-Я пойду тоже с вами. Лиса хитрая, тяжело с ней не справиться.

Идут они дальше по лесу, а навстречу им ежик.

-Здравствуй, котик, куда ты идешь?

-Лиса петушка утащила. Иду его спасать.

-Я пойду тоже с вами. Лиса хитрая, тяжело с ней не справиться.

Подошли они к домику лисы и стали думать как бы ее из домика выманить и петушка спасти и придумали.

Белочки закричали:

-Лиса, выходи скорей, мы тебе целый мешок курочек принесли.

А лиса им в ответ:

-Не нужны мне ваши курочки. Мне на сегодня и петушка хватит на обед.

Тогда ежик закричал:

-Выходи лиса. Мы тебе еще целый мешок гусей принесли!

А лиса им в ответ:

-Не нужны мне ваши гуси. Мне на сегодня и петушка хватит на обед.

Тогда мышонок закричал:

-Выходи лиса. Мы тебе еще целый мешок индюшек принесли!

А лиса им в ответ:

-Не нужны мне ваши индюшки. Мне на сегодня и петушка хватит на обед.

Тогда котик и говорит:

-Ну что ж, лиса, мы тогда все эти мешки пойдем волку подарим!

Не могла этого лиса вынести и вышла из дома.

Набросились на нее звери все вместе и прогнали в лес.

Так звери все вместе спасли петушка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие креативного потенциала дошкольников посредством театрализованной деятельности

Одна из главных задач воспитания в дошкольном учреждении - развитие креативной личности, способной взглянуть на проблему нестандартно, отличающейся любознательностью, инициативностью, способной найти ...

Развитие креативного потенциала дошкольников через театрализованную деятельность

Правильно организованная театрализованная деятельность позволяет развивать у детей такие качества творческой личности как оригинальность мышления, т. е. способность порождать новые нестандартные идеи,...

Статья «Развитие креативного потенциала дошкольников через театрализованную деятельность»

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и...